Проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Как научить юного школьника, полноправного члена общества, любить свою Родину? Сложный вопрос.
В одном из выступлений президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
С 1 сентября 2022 года Минпросвещения России запустил в школах страны длительный проект патриотического воспитания «Разговоры о важном».
Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Каждый понедельник в нашей школе начинается с линейки в конференц-зале, в которой принимает участие одна из параллелей начальной школы. Общешкольная линейка – это неотъемлемая часть «Разговоров о важном», когда в торжественной обстановке вносят государственный флаг, исполняют государственный гимн, когда в присутствии всей параллели школы проводятся награждения, подводятся итоги прошедшей недели и объявляются мероприятия и знаменательные события предстоящей недели. Именно это создает эмоциональный подъем, задает тон будущего занятия «Разговоров о важном», да и в целом новой учебной недели.
Что же особенно ценно в этих занятиях? «Разговоры о важном» - прекрасная возможность поговорить с детьми о происходящем вокруг, о вечных ценностях, обсудить насущные проблемы, ответить на возникшие вопросы. В течение года во всех классах проводится большая работа по ознакомлению с государственными символами, их историей и смысловым значением, со «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации», с правилами поведения во время церемонии и исполнения гимна.
Так, в сентябре учителями Воробьевой Т. А. и Смуровой Г. Л. при проведении занятия посвященного изобретателю и ученому К. Э. Циолковского познакомили обучающихся с его жизнью и деятельностью, воспитывали гордость за выдающиеся достижения советских и российских ученых и космонавтов.
В октябре прошел разговор, посвященный Дню отца. На свои уроки Струнина Л. А. и Хизова Л. Н. пригласили отцов обучающихся. Учителя рассказали, для чего был создан этот праздник и как выразить любовь и благодарность дорогому человеку. А папы познакомили детей со своими профессиями, сообщили о пользе их дела и о причинах выбора данной профессии.
Чтобы увлечь детей, мотивировать на деятельность, учителя задают эмоциональный настрой в самом начале, используя различные приемы: прослушивание песни, просмотр видеоролика. Например, чтобы узнать темы занятий «Россия – мировой лидер атомной отрасли», «Символы России», которые также проходили в октябре, учителя Каширская Ю. В. И Четверткова О. Ю. предложили ребятам расшифровать слова на доске, а затем догадаться, что общего между ними. В ходе беседы на занятии формировали чувства гордости за свою страну.
А на занятии в ноябре «Мы разные, мы вместе» Свотнева С. И. и Тарасова Л. Г. совершили интерактивное путешествие по мультимедийной карте России, познакомили с многонациональной культурой, традициями и обычаями разных народов нашей страны, блюдами национальной кухни. На этом занятии учителя подвели детей к осознанию, что узнавать новое о своей Родине, путешествовать по России очень интересно и увлекательно. А Волкова Н. А. при проведении занятия «Символы России» использовала эвристическую беседу в процессе знакомства детей с гербом и правилами его составления. Формировала историческую память и преемственность поколений, патриотизм и любовь к Родине. Познавательная беседа построенная в форме виртуальной экскурсия помогла Смуровой Г. Л. познакомить с историческими местами, связанными с праздником «День народного единства» и вызвала у детей интерес к изучению истории России.
Обязательно в каждое занятие учителя включают региональный компонент, знакомя детей с ближайшим окружением. Мы уверены, что знание истории и культуры своего края обогащает детей духовно, развивает чувство любви к малой родине.
В декабре при подготовке к теме «День Героев Отечества», Шестакова Е. Е. подготовила материал о военнослужащих нашего города, которые сейчас находятся в зоне СВО. Рассказывая ребятам о сегодняшних героях, старалась донести до них мысль, что это простые жители, наши соотечественники, которые жили, трудились, но в трудный момент, поступили как настоящие герои, проявив смелость и отвагу, пошли защищать мирный народ Донбасса и Луганска. Как продолжение этого занятия, стало участие ребят в акции «Письмо солдату».
Разговор о патриотизме, воинском долге получается взволнованным, запоминающимся и вызывает интерес и эмоциональный отклик у детей. Не листая учебник истории, дети прикасаются к тем трагическим дням, о которых человеческая память не имеет права забывать.
На внеурочном занятии в январе «Прорыв блокады Ленинграда» Четверткова О. Ю. дала обучающимся общие представления о важнейшем событии ВОВ – блокаде Ленинграда, познакомила с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывала чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ради Родины пережить личное горе и страдание.
В феврале к занятию «Россия в мире» Воробьева Т. А. подготовила материал «Чем знаменита Тамбовщина». В первую очередь, она подготовила информацию об известных местах и событиях малой родины. Как важна эта информация для каждого ребенка, как их наполняет чувство гордости и радости за свою малую родину, что позволяет осознать свою сопричастность к истории, культуре, традициям своей малой родины.
На занятие «День воссоединения Крыма с Россией», которое проходило в марте Шерстова Е. М. формировала представления о единстве и целостности территории РФ, расширяла представления о культурных и природных объектах полуострова Крым.
В мае учителя Каширская Ю. В. и Струнина Л. А. на занятии «День Победы. Бессмертный полк» формировали у обучающихся первоначальные представления о подвиге и героизме, воспитывали уважительное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм.
На занятиях учителя используют интерактивные элементы, различные игры, рабочие листы, позволяющие детям быть не пассивными слушателями, а активными участниками деятельности.
В заключение хочу отметить, патриотизм - понятие не абстрактное и выражается во всем, что делает человек. Спустя год проведения «Разговоров о важном» у ребят изменилось отношение к посещениям общешкольной линейки и проведению церемонии внесения флага. Сейчас ребята ответственно ведут себя во время церемонии, вместе с педагогами исполняют гимн, понимая и принимая важность момента. В результате педагогической работы у детей расширились знания о государственной символике и символике Тамбовщины. Радует то, что дети положительно откликнулись на такую форму проведения классного часа, они проявляют неподдельный интерес к темам занятий, вступают в диалог, пытаются поделиться своим мнением, впечатлением. Видя такие результаты, мы можем считать, что задача гражданско-патриотического воспитания выполняется успешно в пределах, доступных обучающемуся начальных классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.