ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ
Оценка 5

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ

Оценка 5
Образовательные программы
doc
детская психология +1
14.12.2020
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА  ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ
Коррекция эмоциональной сферы дошкольников.doc

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ

Пояснительная записка к психокоррекционной программе «Путешествие в мир эмоций».

Цель данной программы: научить детей понимать эмоциональные состояния окружающих, осознавать и вербально передавать собственные эмоции, улучшение эмоционального состояния детей.

В программе решаются следующие задачи:

 1) Формировать представления детей об эмоциональных состояниях других людей, умение их различать и понимать.

2) Обогащать словарный запас детей, познакомить со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.

3) Развивать умение вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание.

4) Совершенствовать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой)

5) Сплочение детского коллектива.

Предмет коррекции: Эмоциональная сфера детей-сирот дошкольного возраста

  Программа включает 10 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут.

Структура занятий: Занятия по развитию понимания и вербализации детьми эмоциональных состояний состоят из трёх частей.

I. Вводная часть. Разминка, мимическая гимнастика.

   Задачи: 1).Познакомить детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;

   2). Познакомить со словами, обозначающими эмоциональные состояния;

   3).  Вызвать здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение.

II. Основная часть.

- Эмоциональные этюды.

- Беседа/ Речевые упражнения.

- Подвижные и сюжетные игры на выражение различных эмоций.

    Задачи: 1).Углублять понимание различных эмоциональных состояний;

2). Активизировать эмоциональный словарь детей;

3)    Развивать способность к вербализации экспрессивных признаков и ситуации проявления того или иного эмоционального состояния.

III. Заключительная часть.

Задачи: 1)Снятие психо-эмоционального напряжения.

2)     Подведение итогов

3)      

 

 

 

 

 Программа «Путешествие в мир эмоций»

Тематическое планирование.

 

тема

Кол-во

Цели и задачи

Задания, упражнения, игры

Материалы и оборудование

1.

На лесной полянке.

1

1 .Познакомить детей с элементами выразительных движений.

2 .Расширять представления о мимических способах выражения эмоциональных состояний.

3. Развивать понимание эмоциональных состояний «радости», «удивления», их выразительное воспроизведение.

4.  Побуждать детей высказываться об эмоциональном содержании музыки.

5. Обучать детей приёмам саморасслабления.

I.- Разминка. Весёлые превращалочки. Мимическая гимнастика «Гномы настроений».

II. - Этюд «Цветок» (радость)

- Беседа на тему «Радость».

- Этюд «Золотой дождик» (удивление).

- Упражнение «Произнеси фразу»

- подвижная игра «Майские жуки»

III. - Релаксация «Радуга» (Р. Радеева)

 

- Набор пиктограмм (9 основных эмоцион. состояний)

- плакат «Гномы настроений», Белоснежка в окружении гномов. Мимика, жесты и позы персонажей соответствуют проявлениям основных эмоцион. состояний.

- Плакат «Настроения в музыке»

2.

В гостях у сказки.

1

1. Продолжать знакомить детей с элементами выразительных движений.

2. Развивать понимание эмоциональных состояний «печали», «удивления».

3. Углублять понимание состояний «спокойствия», «злости», «страха», «печали», «радости» в процессе их воспроизведения в сюжетной игре.

4. Обучать детей приёмам саморасслабления.

I. – Весёлая гимнастика «Из семени в дерево»

- Мимическая гимнастика «Гномы настроений снова в гостях»

II.- Этюд «Золушка»

- Упражнение «Произнеси фразу»

- Этюд «Жар-птица» (удивление)

- Упражнение «Закончи Фразу»

- Подвижная игра «Ожерелье»

- Сюжетная игра «Змей-Горыныч» (спокойствие, злость, страх, печаль, радость)

III. Релаксация «Шалтай-болтай» (М.И. Чистякова)

 

См. занятие №1.

3.

Удивитель

ные джунгли.

1

1. Развивать мимические и пантомимические способности детей.

2. Развивать понимание эмоциональных состояний «страха» и «злости».

3. Развивать способность к вербализации экспрессивных признаков и ситуации возникновения «злости», «страха», «радости», «любопытства».

4. Обучать детей приёмам саморасслабления.

I. – Разминка. Танец пяти движений.

- Мимическая гимнастика «Моё настроение»

II. – Этюд «Ночные звуки» (страх)

- Этюд «Родители рассердились» (злость)

- Беседа на тему «Злость»

- Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

- Сюжетная игра «Тигр и обезьяна», (любопытство, злость, страх)

III.- Релаксация «Факиры» (М.И. Чистякова)

См. занятие №1.

4.

Шалости Карлсона.

1

1. Развивать пантомимические способности детей.

2. Продолжить знакомство с терминами, обозначающими эмоциональные состояния.

3. Развивать понимание эмоциональных состояний «любопытства», «отвращения».

4.  Развивать умение анализировать невербальные средства при воспроизведении состояний «любопытства», «отвращения», «радости».

5. Обучать детей приёмам саморасслабления.

I. - Разминка. Походка и настроение.

- Мимическая гимнастика.

II. – Этюд «Любопытный Карлсон» (любопытство)

- Этюд «Солёный чай» (отвращение)

- упражнение «Закончи фразу»

- Подвижная игра «Тропинка»

- Сюжетная игра «Друзья на прогулке» (радость, любопытство, отвращение)

III. - Релаксация «Насос и мяч» (Н.Л.Кряжева)

См. занятие №1.

5.

Цирковые артисты.

1

1. Побуждать детей к двигательной импровизации.

2. Упражнять детей в определении эмоциональных состояний по мимике, жестам, позе.

3. Развивать понимание эмоциональных состояний «радости», «спокойствия».

4. Активизировать эмоциональный словарь детей.

5. Расширять представления о состояниях «самодовольства», «страха», «радости», «удивления» в сюжетной игре.

I. - Разминка «Танец огня»

- Мимическая гимнастика «Угадай настроение»

II. – Этюд «Клоуны»

- Упражнение «Вспомни случай»

- Беседа на тему «Покой»

- Подвижная игра «Белые медведи»

- Сюжетная игра «В тёмной норе» (самодовольство, страх, радость, удивление)

 - Набор пиктограмм (9 эмоциональных основных состояний)

- Плакат «Настроения в музыке»

- Набор карточек, на которых изображены гномы в различных эмоц. состояниях.

6.

Волшебные превраще-

ния.

1

1. Развивать пантомимические способности детей.

2. Упражнять детей в определении настроения по описанию.

3. Продолжать знакомить детей с терминами, обозначающими эмоциональные состояния.

4. Продолжать развивать умение анализировать невербальные средства при воспроизведении состояний «самодовольства», «печали», «спокойствия», «удивления».

5. Обучать детей приёмам саморасслабления.

I. – Разминка. «Воздушный Бал»

-. Мимическая гимнастика. Чтение стихотворений. «Определи настроение и выразительно передай его с помощью мимики»

II. – Этюд «Дюймовочка у майских жуков» (самодовольство)

- Выразительные движения

- Упражнение «Произнеси фразу»

- Этюд «вальс цветов» (радость)

- Подвижная игра «Майские жуки»

- Выразительные движения

III.Релаксация «Фея сна» (М.И.Чистякова)

- Набор пиктограмм (9 основных эмоцион. состояний)

- Плакат «Настроения в музыке»

7.

Погода и настроение.

1

1. Развивать пантомимические способности детей для воплощения в заданный образ.

2. Упражнять детей в распознавании эмоциональных состояний по схематическим изображениям.

3. Углублять понимание состояний «страха», «радости», «любопытства», «злости», «удивления», «печали».

4. Помочь осознать, какое настроение вызывает та или иная погода.

I. – Загадки

- Разминка «Деревья весной, летом, осенью, зимой»

- Выразительные движения.

- Мимическая гимнастика дидактическая игра «Фотографии».

II. – Этюд «Гроза» (страх)

- Этюд «После дождя»

- Беседа на тему «Погода и настроение»

- Подвижная игра «Тропинка»

- Сюжетная игра «Облака» (любопытство, злость, страх, удивление, печаль)

III.- Релаксация «Облака» (Р.Радеева).

См. занятие №6.

8.

По страницам детских книг.

1

1. Упражнять детей в распознавании эмоциональных состояний по мимике.

2. Углублять понимание эмоциональных состояний «страха», «спокойствия», «злости» «радости», «грусти».

3. Активизировать эмоциональный словарь детей.

4. Продолжать развивать интонационную выразительность речи детей.

5. Обучать детей приёмам саморасслабления.

I.- Разминка «Мы охотились на льва»

-Мимическая гимнастика дидактическая игра «Покажи настроение»

II. – Рассматривание иллюстраций.

- Упражнение «Произнеси фразу»

- Танец сказочных героев (радость).

- Подвижная игра «Белые медведи»

- Сюжетная игра «Котята» (злость, грусть, страх, спокойствие).

- См. занятие №6.

- Иллюстрации А.Альянского к сказке К.Чуковского «Мойдодыр»

9.

Забавные истории.

1

1. Упражнять детей в двигательной импровизации.

2. Развивать умение определять эмоциональные состояния по схематическим изображениям и объединять их единым сюжетом.

3. Развивать понимание эмоциональных состояний «самодовольства», «удивления», «радости», «печали».

4. Расширять представления детей о причинах возникновения эмоциональных состояний.

5. Обучать детей приёмам саморасслабления.

I. – Разминка «Дискотека кузнечиков»

- Дидактическая игра «Прочитай письмо»

II. – Анализ стихотворения «Господин из Амстердама» (самодовольство)

- Этюд «Вожатый удивился» (удивление)

- Выразительные движения.

- Упражнение «Вспомни случай»

- Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

III. Релаксация «Сон на берегу моря» (М.И. Чистякова)

См. занятие №6.

10.

Угадай настроение.

1

1. Упражнять детей в двигательной импровизации.

2. Закреплять знания детей об основных эмоциональных состояниях.

3. Упражнять детей в распознавании и назывании передаваемого эмоционального состояния.

4. Развивать интонационную выразительность речи.

I.- Разминка «Сочини свой танец»

- Мимическая гимнастика

II. – Рассматривание иллюстраций.

- Музыкальные загадки

- Упражнение «Произнеси фразу»

- Подвижная игра «Ожерелье»

- Литературные загадки.

- Этюды

III.- Релаксация «Ручей» (Р.Радеева)

- См. занятие №6

- Подбор иллюстраций, изображающих детей в различных эмоц. состояниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Материалы к коррекционно-развивающей программе.

Весёлая гимнастика.

  1. Упражнение «Весёлые превращалочки»

 Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете им управлять. Давайте попробуем! Дети выполняют движения по кругу.

 - Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, потяните мордочки.

 - А сейчас вы крадущиеся в джунглях тигры – идём на носочках бесшумно, осторожно.

 - Станем осенним листочком – покачаемся на ветру легко, воздушно! – Руки разведены в стороны, выполняются лёгкие покачивания из стороны в сторону.

 - Подул ветер и оторвал листочки – полетим плавно – бег на носках по кругу, легкое, покачивание кистями разведённых в стороны рук.

 - Вдохнём поглубже и превратимся в воздушные шарики – подпрыгиваем и взлетаем плавно, мягко.

 - Тянемся вверх, к солнышку – руки поднимаются через стороны вверх, подъём на носках.

 - Попрыгаем как кенгуру, чтобы стать ловкими и сильными – лёгкие прыжки, руки согнуты в локтях, кисти рук свободно опущены.

 - А теперь мы маятники – тяжёлые, громоздкие – покачаемся из стороны в сторону: ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняются наклоны с отрывом пятки от пола.

 - А сейчас мы – пилоты: заведём мотор самолёта, расправим крылья и полетаем – бег по кругу, руки разведены в стороны.

2. . Упражнение «Из семени в дерево»

Предлагаем детям превратиться в маленькое семечко. Дети сжимаются в комочек на полу, убирают голову и закрывают её руками.

 - «Садовник» очень бережливо относится е своим семенам, поливает их – гладит детей по голове.

- С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растёт стебелёк – дети поднимают головы и выпрямляются.

 - Появляются веточки с бутонами – дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки.

 - наступает радостный момент, бутоны раскрываются – дети разжимают кулачки, и росток превращается в прекрасный цветок, цветок хорошеет, улыбается цветам – соседям – дети друг другу улыбаются.

 - Кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками – дети кончиками пальцев касаются своих товарищей.

- Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой – дети выполняют наклоны вправо-влево, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, кисти рук свободно опущены.

- Ветер срывает лепестки и листья – дети сгибают руки в локтях, затем свободно опускают их вдоль туловища, голова наклонена.

 - Цветок сгибается, клонится к земле – наклон вниз. Руки свободно опущены.

- Пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко- дети снова приседают, закрывают голову руками.

- Снег укатил семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт!

3. . Упражнение «Танец пяти движений».

Дети выходят на середину комнаты.

- Течёт прозрачная вода – мягко, плавно – выполняются «волны» поочерёдно правой и левой руками, взмахи руками в центр круга, «волны» впереди себя.

- Идём через чащу резко, чётко – дети маршируют с высоким подниманием колен и размашистыми движениями рук.

- Превращаемся в сломанную куклу – дети поднимают руку через стороны вверх. Последовательно расслабляют кисти рук, сгибают руки в локтях, свободно опускают руки вдоль корпуса, опускают голову. Затем наклоняют корпус, колени чуть согнуты.

- Летаем, как бабочки – легко, изящно – лёгкий бег на носках, кружение в парах.

- Отдыхаем – дети стоят без движений, взявшись за руки, глаза закрыты.

4. . Упражнение «Походка и настроение».

Мы можем показать своё настроение мимикой лица: улыбнуться или нахмуриться, наши движения тоже могут передавать различные настроения.

- покапаем как мелкий и частый дождик – быстро, легко – бег на носочках.

- Полетаем, как озорной воробей – мелкие, частые взмахи рук, лёгкий бег на носках.

- А теперь полетаем, как орёл – неторопливо, голова приподнята, спина выпрямлена. Походим, как старая бабушка – спина согнута, одна рука на пояснице, неторопливая походка.

- Попрыгаем, как весёлый клоун, задорно, радостно – дети, двигаясь по кругу, выполняют поскоки.

- Осторожно подкрадёмся, как кошка к птичке – идём на носочках бесшумно, вкрадчиво, мягко.

 - Пощупаем кочки на болоте – аккуратно, осторожно – руки на поясе, выполняется приставной шаг.

 - Полетаем, как Баба-Яга на метле, лихо, быстро – дети бегают по комнате, придерживаясь за воображаемую метлу.

- Радостно побежим навстречу маме! Молодцы! – Дети собираются в центр круга, берутся за руки. Восстанавливают дыхание.

5.  Упражнение «Воздушный бал»

   Предлагаем детям превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Бабочки «порхают» с цветка на цветок, птицы «чистят перышки», стрекозы «кружатся» над озером. Всем легко, весело, радостно. Выразительность движений детей. По окончании игры спрашивается у детей: «Какое у вас сегодня настроение?» Найдите свое настроение среди карточек.

6. Упражнение «Деревья весной, летом, осенью, зимой».

   Предлагаем детям передать руками, мимикой разные изменения, происходящие с деревьями в течение года. Дети свободно расходятся по комнате.

-Деревья пробуждаются зимой, тянутся к солнцу, свету – дети приподнимаются на носках, руки разведены в стороны вверх.

- Деревья начинают распускаться – дети разжимают кулачки.

-Легко качать на ветру ветками – покачивания из стороны в сторону.

-Кроны деревьев трепещут на ветру ветками – выполняются движения кистями рук.

-Увядают деревья – руки постепенно опускаются, повисают кисти, руки сгибаются в локтях.

-Деревья раскачиваются на ветру – выполняются покачивания из стороны в сторону, вперед-назад.

-Деревья отдыхают, застывают – руки детей скрещены над головой, кисти рук опущены.

7. Упражнение «Мы охотились на льва»

   Предлагаем детям отправиться в джунгли поохотиться на льва. Рассказываем стихотворение и выполняем движение по кругу.

1. Мы охотимся на льва,

Не боимся мы его. (Маршируют)

У нас острое ружье

(кладут воображаемое ружье на плечо)

И подзорная труба. (Смотрят в трубу).

4. Кто  здесь лежит? (Смотрят в трубу).

Давайте его потрогаем.

(Дети трогают воображаемого льва).

Да это же лев! Ой, мамочки!  (Испугались его и побежали домой).

2. Ой! А что это? (Смотрят в трубу).

А это – поле: топ-топ-топ.

(Маршируют, повторяя фразу).

Ой! А что это? (Смотрят в трубу).

А это – болото: чав-чав-чав.

(Медленно переступают, вытаскивая увязшие в болоте ноги, повторяя фразу).

5. Далее в более быстром темпе.

По тропинке: Шур-Шур-Шур.

(Крадутся).

По морю плывут: Буль-Буль-Буль.

(Плывут).

По болоту: чав-чав-чав.

(вытаскивают «увязшие» ноги).

 

3. Ой! А что это? (Смотрят в трубу).

А это – море: Буль-Буль-Буль.

(«Плывут», повторяя фразу).

Ой! А что это? (Смотрят в трубу).

А это тропинка: Шур-Шур-Шур.

(Крадутся, повторяя фразу).

6. По полю: топ-топ-топ.

(Маршируют).

Прибежали домой.

Дверь закрыли.

Ух! Устали, молодцы!

8. Упражнение «Дискотека кузнечиков»

   Предлагаем детям превратиться в кузнечиков-попрыгунчиков. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, весело скачут по полю. Движения выразительные. По окончании движения спрашиваем о самочувствии детей. Предлагаем найти соответствующее настроение на карточках.

9.Упражнение «Танец огня»

Дети выходят на середину комнаты.

Мы оказались на арене цирка и покажем представление.

Танцующие тесно сжимаются в круг, в такт музыке поднимают и опускают сцепленные руки, изображая язычки пламени.

- Костёр ритмично покачивается из стороны в сторону, становится то выше – дети танцуют на носочках, поднимая и опуская сцепленные руки; то ниже – танцующие приседают, покачивая сцепленными руками то вверх, то вниз.

- на слова: «Подул сильный ветер!» - костёр распадается на маленькие искорки, которые разлетаются и кружатся, потом гаснут. Дети кружатся по одному, в парах, затем приседают, обхватывают колени, опускают голову.

3. Мимическая гимнастика.

1).Упражнение «Гномы настроений»

- Этот гном очень любопытный. Представьте, что вы получаете подарок, вам любопытно? Покажите, что вы чувствуете! (Мимика: пристальный взгляд, нижняя губа закушена)

- А это радостный гном. Улыбаемся, как он. (Мимика: откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице - улыбка)

- Этот гном всегда удивляется. Давайте удивимся, как будто мы увидели чудо. (Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты)

- А это печальный гном. Погрустим вместе с ним. (Мимика: поникшая голова, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, уголки губ опущены)

- У этого гнома всегда отвратительное настроение. Представьте, что вам нужно поднять грязную бумажку. Покажите как вам неприятно. (Мимика: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен)

- А это злой гном. Разозлитесь, как Баба-Яга. (Мимика: брови напряжены и сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены.)

- Этот гном хвастливый, самодовольный: доволен сам собой, любит хвастаться. Давайте похвастаемся как он. (Мимика: голова высоко поднята, брови сдвинуты, глаза прищурены, углы губ отпущены.)

- Этот гном всего боится. Представьте, что вы потерялись в лесу. Что вы чувствуете? (Мимика: голова запрокинута и втянута в плечи, брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.)

- У всех гномов разное настроение, а Белоснежка всегда спокойна. Постарайтесь передать спокойное настроение. (Мимика: глаза прикрыты, брови не напряжены, губы расслаблены.)

 2). Упражнение «Гномы настроений снова в гостях»

Указываем последовательно на гномов, дети называют их настроения, произносят приветствия: «Здравствуй, радостный гном!» и тд.

- Смотрим приключенческий фильм - нам очень любопытно!

- Улыбаемся, как солнышко – мы очень рады.

- Какое чудо – удивились!

- Погрустим, как осенний дождик. Как грустно!

Увидели неприятную отвратительную грязную бумажку – как неприятно!

- Разозлились, как Бармалей, мы очень злые!

 - А теперь хвастаемся – важно, самодовольно.

- Заяц увидел волка – как страшно!

- А теперь мы спокойны: глаза прикрыты, губы расслаблены. Мы отдыхаем. Молодцы!

3). Упражнение «Моё настроение»

 Гномы приглашают вас на гимнастику. Дети называют настроения, произносят приветствия, стараясь придать интонацию радости, грусти и др., передают настроение с помощью мимики.

-Нам любопытно! Как весело! Какое чудо! Очень грустно! Как неприятно! Сердимся. Хвастаемся. Нам страшно! Мы спокойны.

4).Упражнение «Угадай настроение»

Как можно определить настроение человека? (По выражению лица: глаз, губ, бровей).  Не только выражение лица, но и поза человека, положение рук могут помочь понять его настроение.

   Дети рассматривают картинки, на которых изображены гномы в различных эмоциональных состояниях. Картинка закрыта так, чтобы выражение лица персонажа не было видно детям. Они определяют, что чувствует гном, ориентируясь на его позу, положение рук. Дети объясняют, почему они так решили, затем картинка показывается полностью. Дети убеждаются в том, что только по позе персонажа они точно догадались о его настроении. Далее дети с помощью мимики и позы передают указанное настроение.

   Делается вывод о том, что если проявить наблюдательность, то по лицу, позе, движениям и положению рук человека можно определить его настроение.

5).Упражнение «Определи настроение и выразительно передай его с помощью мимики»

Печаль.

Все ребята во дворе

Весело играют.

Только гном болеет дома

И с утра скучает

Удивление.

Гном зимой поймал снежинку,

Подобрал на горке льдинку.

Прибежал домой и …ах!

Лишь вода была в руках.

Страх.

Ночь пришла, и в темноте

Тени движутся везде.

Гном забрался под кровать,

Спрятался и стал дрожать

Отвращение.

Гном-неряха на прогулке

Весь испачкался в грязи;

Прибежал домой обедать –

Все из-за стола ушли

Злость.

Целый день он хмурит брови

И грозит всем кулаком.

Да, сегодня гном не в духе –

Навестим его потом

 

Спокойствие.

Вечер. В доме тихо- тихо,

Только тикают часы.

Гном сидит на кресле, дремлет.

А вокруг витают сны.

Самодовольство.

Заявляет гном друзьям:

«Всё могу я делать сам!

Могу допрыгнуть до луны.

Могу найти алмаз.

Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз!»

 

Любопытство.

Говорят, что на поляну

Приземлились марсиане.

Гном спешит увидеть сам:

Кто же там и что же там?

 

 

Радость.

У него сегодня День рожденья

И подарков от друзей не счесть:

Книжки, сладости, игрушки,

Даже шар воздушный есть!

 

6). Упражнение Дидактическая игра «Фотографии».

Гномы решили сфотографироваться. Белоснежка аккуратно положила фотографии в конверт, а гном-проказник решил пошутить и перепутал все фотографии. Помогите гномам правильно разложить фотографии настроений.

Показываем слева – изображение гнома в определённом эмоциональном состоянии, справа – пиктограмма настроения. Пиктограммы в произвольном порядке, например, рядом с изображением весёлого гнома – пиктограмма страха.

После того, как дети раскладывают пиктограммы, предлагаем передать настроение гномов с помощью мимики.

7).Упражнение Дидактическая игра «Покажи настроение».

Раскладываем пиктограммы основных эмоциональных состояний изображением вниз и предлагаем детям выбрать по одной карточке и не показывать её друг другу. Дети по очереди показывают с помощью мимики эмоцию, изображённую на пиктограмме, а остальные угадывают, какая это эмоция, и тоже изображают её. При повторении игры, показывающий эмоцию может предварительно указать, кто будет угадывать. Затем показывает эмоцию тот, кто выполнял задание.

8).Упражнение Дидактическая игра «Прочитай письмо»

С утренней почтой доставили два письма, они зашифрованы. В каждом письме схематически изображены пять эмоциональных состояний, которые необходимо расшифровать.

Первое письмо начинает читать взрослый, дети продолжают развивать заданный сюжет, показывают соответствующие эмоциональные состояния. Второе письмо ребята расшифровывают самостоятельно. В случае затруднения, можно задать дополнительные вопросы, например: «Как изменилось настроение героя? Что могло произойти?», можно принять участие в развитии детьми сюжета (поощрять, советовать, уточнять).

4. Подвижные игры.  «Майские жуки»

Предлагаем детям превратиться в майских жуков и полетать на лесной полянке. Играющие «летают», «жужжат» под слова ведущего:

На поляне у реки

Летают майские жуки.

Падают, устали.

На спинке полежали.

Ножками болтают.

Затихли. Отдыхают

«Жуки» ложатся на ковёр ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают на лесной полянке. Игра повторяется 2-3 раза.

 «Ожерелье»

 Участники выходят на середину зала, встают в плотный круг, берутся за руки. Они - бусинки ожерелья и поэтому крутятся на месте, не расцепляя рук, бегают по кругу. Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается разорвать его – «бусинки» рассыпаются в разные стороны. Ведущий ловит их и снова «собирает ожерелье». Первая пойманная бусинка становится ведущим.

 «Дракон кусает свой хвост»

Играющие встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под оживлённую музыку первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Игра повторяется 2-3 раза под оживлённую музыку

 «Тропинка»

Дети выходят на середину зала, распределяются на две команды с одинаковым количеством участвующих. Каждая команда берётся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинает движение по кругу до тех пор, пока не прекратится музыка. Паузы в музыке должны повторяться через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т.д. После этого ведущий даёт задание, которое выполняется обеими командами.

  Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и приседают.

  Если ведущий говорит: «Копна!»- все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.

  Если «Кочки!» - участники игры приседают, положив руки на голову.

«Белые медведи»

Дети выходят на середину зала, намечается место, где живут белые медведи. Двое детей берутся за руки - это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту!» - они бегут, стараясь окружить и поймать кого-то из играющих. Когда переловят всех играющих, игра прекращается.

 

5. Сюжетные игры.

«Прогулка».

Детям предлагается представить тёплый солнечный день, зелёную лужайку с яркими цветами.

- Какое у вас сейчас настроение? (весёлое, светлое, радостное)

Дети гуляют на лужайке, собирают цветы, греются на солнышке.

Представьте, что на небе появилась туча. Она закрыла солнце, небо стало пасмурным. Пошёл дождь. Дети вернулись с прогулки домой, и скучают у окна. (Мимика грусти)

Неожиданно для всех дождь закончился, выглянуло солнышко, а на небе появилась радуга. Все удивились и вернулись на поляну. (Мимика удивления)

«Змей-Горыныч»

В сказочном городе жили царевич, царевна и кузнец. Сторожил город стражник. Иван-Царевич с утра уходил на охоту, царевна вышивала, кузнец ковал мячи, а стражник стоял на посту. Всё было спокойно.

Вдруг налетел злой Змей-Горыныч. (Дети изображают злость) Все жители сказочного города в страхе поспешили спрятаться. Но Змей-Горыныч ранил стражника, кузнеца, а царевну унёс в свою пещеру. Возвратился Иван-Царевич с охоты, увидел разрушенный город и опечалился. (Дети изображают печаль). Тут стражник приподнялся, показал, куда улетел Змей-Горыныч, бессильно опустился на землю. Взял Иван меч и отправился сражаться со Змеем.

Победил Иван врага. Как только Змей упал, ожили стражник и кузнец, а царевна вышла из пещеры. Обрадовался Иван-Царевич и повёз царевну в город. (Дети изображают радость)

«Тигр и обезьяна»

знаменитый индийский скульптор решил вылепить скульптурную группу, назвал  «Тигр и обезьяна». Он очень заинтересовался работой. (Мимика любопытства) И вот скульптура почти готова: весёлая обезьянка сидит на корточках с бананом в руках, и не замечает, что за её спиной стоит тигр и вот-вот на неё набросится! (Мимика гнева) Скульптор доволен, он обходит работу со всех сторон, поправляет её.

Вдруг скульптура оживает: тигр догоняет перепуганную обезьянку. Покажите, как меняется её настроение. (Мимика испуга) Вдруг они снова застывают в своих позах.

6. Этюды.

«Цветок» (Радость)

Под музыку мы можем представить, как тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и солнцу каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

С каким настроением мы будем изображать цветок? Как можно передать радость?

Предлагаем детям превратиться в цветы.

- Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем; глаза полузакрыты.

«Золотой дождик» (Удивление)

Предлагаем детям вернуться на лесную поляну.

Весело искриться, брызжет и сверкает тёплый летний дождь. Посмотрите, из-за тучки выглянуло солнце, и дождь стал золотым! Все вокруг очень удивились. Покажите, как! И стали подставлять ладошки золотым капелькам дождя.

- Выразительные движения: Мимика удивления (рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты), руки прижаты к груди или разведены в стороны. Дети ловят воображаемые капельки дождя.

«Золушка» (грусть)

Мы очутились в музыкальной сказке. Обо всех событиях расскажет музыка.

Золушка вернулась с бала очень печальная: она потеряла туфельку. И в музыке мы слышим печальные вздохи. Как можно передать грустное настроение? Выбирается Золушка и печальный принц. Этюд разыгрывается три раза.

- Выразительные движения: мимика печали, опущенная голова, замедленная походка.

«Жар-птица» (удивление)

Послушайте другую сказку. В царский сад прилетела Жар-птица и стала клевать золотые яблочки. А яблоню сторожил Иван-царевич. Увидел он Жар-птицу и удивился: вся она из золота, а пёрышки сияют на солнце. Как удивился Иван-Царевич? (Дети показывают) Схватил он Жар-птицу за хвост, но она вырвалась и улетела, а в руках у Иванушки осталось золотое перо. Поднял он руку с пером Жар-птицы – засияло, засветилось всё вокруг. Пошёл Иван-Царевич во дворец, и все, кто встречался ему по дороге, останавливались и изумлялись дивному свету золотого пера. Этюд разыгрывается три раза.

Выразительные движения: откинутая назад голова, широко раскрытые рот, глаза, вес тела перенесён на одну ногу, стоящую впереди, руки тянуться к предмету восхищения.

«Ночные звуки» (страх)

Отправимся в путешествие. Нас ждут удивительные джунгли, полные чудес.

Но могут там происходить и страшные истории. Обезьянка отправилась гулять по джунглям и заблудилась. Пришла ночь, поднялся ветер – испугалась обезьянка. Покажите, как она испугалась? (Мимика: голова запрокинута и втянута в плечи, брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт).

Пальмы и баобабы – большие деревья с очень толстым стволом – громко скрипели и гнули ветки до земли, а обезьянке казалось, что её хватают большие страшные лапы. Долго металась обезьянка по джунглям, пока не нашла себе местечко, где можно спрятаться и дрожать от страха. (Дети изображают дрожащую обезьянку.) Что чувствовала обезьянка? Почему она испугалась? А вам бывало страшно? Объясняется значение поговорки «У страха глаза велики».

Настало утро. Обезьянка огляделась и увидела деревья, которые её так напугали ночью. Озарённые лучами солнца, деревья приветливо шелестели листьями. Тут обезьянка обрадовалась, засмеялась и поняла, что бояться, было нечего. (Дети изображают радостную обезьянку).

Распределяются роли деревьев, обезьянки. Обсуждаются выразительные движения.

«Родители рассердились» (злость)

Вернулась обезьянка домой к своим родителям. Они очень рассердились, что обезьянка отправилась гулять одна. Почему родители расстроились? Как проявилась их злость? (Дети показывают мимику злости: сдвинутые брови, прищуренные глаза, сморщенный нос; демонстрируют жесты угрозы)

«Любопытный Карлсон» (любопытство)

загадка:

Мой дом – у вас на крыше!

Я каждому знаком,

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком!

Это Карлсон! Покажите, какое у него настроение?

Как-то прогуливался он по крыше – и вдруг увидел старушку. Она несла в руке большую сумку. Карлсону захотелось узнать, что лежит в сумке – может варенье? Ему стало так любопытно, что он стал бегать вокруг старушки: то с одной стороны подбежит, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в сумку. Как можно показать любопытство мимикой лица? (Пристальный взгляд, нижняя губа закушена) А старушка то плохо видела и не замечала его. Вдруг она остановилась и села на лавочку отдохнуть, а сумку поставила рядом. Карлсон присел рядом и заглянул в сумку. Там лежали большие валенки. Карлсон разочарованно махнул рукой. (Дети показывают расстроенное лицо Карлсона: поникшая голова, брови приподняты и сдвинуты; глаза прищурены, уголки губ опущены). Выбирается Карлсон и старушка, этюд разыгрывается три раза.

«Солёный чай» (отвращение)

Карлсон большой озорник. Однажды к нему пришли гости, а он насыпал в сахарницу вместо сахара соль. Сели гости за стол, положили в чай по две ложечки песку и глотнули солёного чая. До чего же противно стало у них во рту! Покажите, какой невкусный у них чай!

«Умывальник и крокодил» (Злость)

Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Зачитываем отрывок, где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила. Почему рассердились Умывальник и Крокодил? Как описал автор гнев Умывальника? Рассмотрим иллюстрации Алянского, на которых изображены Умывальник и Крокодил. Расскажите, как художник передал гнев героев. Дети под музыку изображают сердитых Умывальника и Крокодила.

Как должен поступить мальчик, чтобы Умывальник и Крокодил перестали сердиться?

7. Релаксация.

«Радуга» (Р. Радеева)

  Представь себе, что ты лежишь под чистым синим небом, светит солнце, тебе спокойно и тепло. (Пауза) Ты смотришь в небо и видишь большую радугу, она переливается яркими цветами: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым. Это не простая радуга, она опускается на землю рядом с тобой. Радуга светится тёплым, чудесным светом, он наполняет тебя энергией. Почувствуй, как этот свет согревает тебя. (Пауза). С этим светом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими.

   У каждого своя особенная радуга. Может твоя радуга пахнет цветами. А может карамелью…Познакомься с нею, улыбнись ей. (Пауза.) Если хочешь, можешь забраться на радугу. Радуга сама поможет тебе подняться на неё. А здесь можно улечься или сесть, свесив ноги, и оглядеть мир вокруг себя. (Пауза.) Когда захочешь, спускайся с радуги и возвращайся сюда. Но запомни, что теперь у тебя есть волшебная радуга, наполненная лунным светом. Ты можешь вернуться к ней, когда захочешь, когда тебе понадобиться её энергия и свет. А сейчас потянись, открой глаза и улыбнись себе и радуге внутри себя.

«Шалтай-болтай» (М. И. Чистякова)

  Чтение стихотворения С. Маршака «Шалтай-болтай» сопровождается поворотами туловища вправо-влево, руки свободно опущены вдоль корпуса. На слова «свалился во сне» корпус тела резко наклоняется вниз. Упражнение повторяется 2-3 раза.

«Факиры» (М. И. Чистякова)

Педагог предлагает детям превратиться в факиров. Дети садятся на ковёр, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, голова опущена, глаза закрыты. Под музыку факиры отдыхают. Педагог рассказывает, что всем факирам снится один и тот же сон: они видят во сне то, что делали на занятии (указываются достижения каждого ребёнка).

«Насос и мяч» (Н.Л. Кряжева)

А сейчас найдите свою пару – мы с вами поиграем в насос и мяч. Один из вас – большой надувной мяч, а другой надувает насосом этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув (ноги полусогнуты, корпус отклонён несколько вперёд, голова опущена).  Начинаем надувать мяч, качаем воздух, (движения рук сопровождается звуком «С»). А «мяч» надувается всё больше и больше: сначала выпрямляются ноги в коленях, потом туловище, поднимается голова, надуваются щёки, руки разводятся (показ движений). Мяч надут. Тут шланг насоса выдёргивается… и из мяча выходит воздух: «Ш-ш-ш…». Мяч снова сдулся. Дети, выполняя упражнение, меняются ролями.

«Фея сна». (М.И. Чистякова)

   Удивительные превращения могут происходить вокруг нас. Гадкий утёнок стал прекрасным лебедем, самодовольные жуки превратились в добрых и приветливых, да и мы с вами можем превращаться и в птиц и в цветы и в сказочных персонажей. А какое же превращение без феи?

   Педагог рассказывает детям про фею сна, которая обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой. Стоит ей дотронуться до плеча мальчика или девочки, как тот засыпает. Дети сидят на ковре в удобной позе на достаточно большом расстоянии друг от друга. Выбирается фея сна. (Первый раз роль исполняет девочка, второй – педагог.)

«Облака» (Р. Радеева)

Сегодня мы побываем на облаках.

Представь себе тёплый летний день. Вокруг всё спокойно и тихо. Тебе тепло и уютно. (Пауза.) ты лежишь на траве и смотришь вверх на проплывающие в небе облака – белые, большие, пушистые. С каждым вдохом и выдохом ты начинаешь медленно и плавно подниматься в воздух: сначала ты совсем низко над травой, но вдох-выдох – и ты поднимаешься всё выше и выше, к самым облакам (Пауза.) Ты поднимаешься к самому большому и пушистому, к самому замечательному облаку на небе. И вот ты уже лежишь на этом облаке. Почувствуй, как приятно парить на нём в вышине. (Пауза.)

   Облако даёт вам хорошую энергию, вы чувствуете себя сильными и счастливыми. Эти чувства останутся с вами на весь день. (Пауза.) В любой момент, как только ты захочешь вернуться на землю, скажи об этом своему облаку, и оно медленно поплывёт вниз, всё ближе и ближе к земле. И когда ты благополучно окажешься снова на земле, облако отправится снова на небо. Посмотри, как оно медленно уплывает ввысь, оно словно улыбается тебе. Улыбнись и ты ему. (Пауза.) Это – твоё особенное облако, и каждый раз, когда тебе понадобиться отдохнуть, ты можешь снова позвать его. Твоё облако будет радо снова тебя встретить. А сейчас потянись, открой глаза и улыбнись своему облаку.

«Сон на берегу моря» (М.И.Чистякова)

Психолог предлагает детям отправиться на морской берег и отдохнуть. Дети удобно устраиваются на ковре, закрывают глаза. Вам снится один и тот же сон: дети видят во сне то, что они делали на занятии – закрепление полученных впечатлений и навыков.  (Пауза.) Вы проснётесь, когда закончится музыка.

«Ручей» (Р.Радеева.)

Сейчас мы отправимся отдыхать на берег ручья.

Лягте так, чтобы вам было удобно. Позвольте вашему телу расслабиться и отдохнуть. (Пауза.) Представь себе, что ты лежишь возле ручья. Прислушайся к тихому журчанью и плеску воды в ручье. (Пауза.) Вода в ручье чистая и прохладная. Почувствуй, как вода стремиться вниз, унося с собой упавшие в ручей листья. Позволь этому чувству наполнить тебя, словно ты и есть это течение. Прислушайся теперь к своему дыханию, медленно вдохни, медленно выдохни. (Пауза на 3-5 вдохов)

  Давай вернёмся к твоему ручью: если ты понаблюдаешь за водой в ручье, ты откроешь её секрет: вода всегда находит свой путь. Она находит выход, даже когда на её пути встречаются овраги, большие камни, скалы. Ручей течёт по дну оврагов, огибает камни, пробивается среди скал. Следуй за ним вниз по течению, и ты узнаешь, как ручей становится рекой, как река набирает силы – полноводная и широкая, она приносит свои воды к морю. Встречая на пути препятствия, вода просто продолжает течь и находит новое русло. Так и ты можешь преодолевать трудности в своей жизни. Когда вы устали, разочарованы в себе, представьте, что вы - маленький прозрачный ручей. Позвольте течению унести прочь вашу усталость и беспокойство.

   Продолжайте верить в свои силы. Пусть ваш ручей продолжает течь, даже когда на его пути встречаются препятствия. Следуйте своей дорогой. (Пауза.) Ещё раз прислушайтесь к журчанию воды в ручье. (Пауза.) Вы можете вернуться к нему в любую минуту. А сейчас вы возвращаетесь сюда, в эту комнату и открываете глаза.

 


Скачано с www.znanio.ru

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Вводная часть. Разминка, мимическая гимнастика

Вводная часть. Разминка, мимическая гимнастика

Программа «Путешествие в мир эмоций»

Программа «Путешествие в мир эмоций»

Удивитель ные джунгли.11. Развивать мимические и пантомимические способности детей

Удивитель ные джунгли.11. Развивать мимические и пантомимические способности детей

Продолжать развивать умение анализировать невербальные средства при воспроизведении состояний «самодовольства», «печали», «спокойствия», «удивления»

Продолжать развивать умение анализировать невербальные средства при воспроизведении состояний «самодовольства», «печали», «спокойствия», «удивления»

Забавные истории. 1 1

Забавные истории. 1 1

Материалы к коррекционно-развивающей программе

Материалы к коррекционно-развивающей программе

Но вот подул ветер, наступает осень

Но вот подул ветер, наступает осень

Полетаем, как Баба-Яга на метле, лихо, быстро – дети бегают по комнате, придерживаясь за воображаемую метлу

Полетаем, как Баба-Яга на метле, лихо, быстро – дети бегают по комнате, придерживаясь за воображаемую метлу

Ой! А что это? (Смотрят в трубу)

Ой! А что это? (Смотрят в трубу)

У этого гнома всегда отвратительное настроение

У этого гнома всегда отвратительное настроение

Как можно определить настроение человека? (По выражению лица: глаз, губ, бровей)

Как можно определить настроение человека? (По выражению лица: глаз, губ, бровей)

Любопытство. Говорят, что на поляну

Любопытство. Говорят, что на поляну

На поляне у реки Летают майские жуки

На поляне у реки Летают майские жуки

Детям предлагается представить тёплый солнечный день, зелёную лужайку с яркими цветами

Детям предлагается представить тёплый солнечный день, зелёную лужайку с яркими цветами

Предлагаем детям превратиться в цветы

Предлагаем детям превратиться в цветы

Мимика: голова запрокинута и втянута в плечи, брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт)

Мимика: голова запрокинута и втянута в плечи, брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт)

Солёный чай» (отвращение) Карлсон большой озорник

Солёный чай» (отвращение) Карлсон большой озорник

Педагог рассказывает, что всем факирам снится один и тот же сон: они видят во сне то, что делали на занятии (указываются достижения каждого ребёнка)

Педагог рассказывает, что всем факирам снится один и тот же сон: они видят во сне то, что делали на занятии (указываются достижения каждого ребёнка)

Твоё облако будет радо снова тебя встретить

Твоё облако будет радо снова тебя встретить
Скачать файл