Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района»
УТВЕРЖДАЮ: И. о. руководителя БУ «КЦСОН Большеуковского района» ____________А.С. Метелёва _________________ 2021 год |
Психокоррекционная программа
с несовершеннолетними осужденными без лишения свободы «ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ РОЛИ В СЕМЬЕ»
Составитель:
К. В. Пудова,
психолог
отделения социальной
реабилитации инвалидов
Большие Уки
2021г.
Содержание программы
1. |
Пояснительная записка |
3-11 |
2. |
Содержание программы |
12-20 |
3. |
Календарно – тематический план |
21 |
4. |
Список литературы |
22- 23 |
5. |
Приложение |
24-25 |
Пояснительная записка
Семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования девиантного поведения. Специфика преступности несовершеннолетних зависит от особенностей социально-психологического развития подростков и несовершеннолетних. Формирование делинквентного поведения во многом способствует применение насилия. Психологическое и физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или поощрять агрессивные действия ребенка, например, выражая гордость его победой в драке.
Семья является саморегулирующейся системой, которая формируется в течение определенного времени в результате взаимодействия между людьми, входящими в нее. Процесс семейного самоуправления осуществляется в соответствии с правилами, сформированными методом проб и ошибок в течение некоторого периода времени. Через «пробы и ошибки» этих взаимодействий выясняется, что позволено и чего не позволено в отношениях, пока, в конце концов, группа не превращается в системную целостность, скрепляемую своими уникальными правилами. Эти правила касаются взаимодействий, осуществляемых в семье и выполняющих функцию коммуникации, как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
Семья как система обладает способностью сохранять и поддерживать правила, созданные ею по методу проб и ошибок и посредством запоминания опробованных решений.
Существенные дефекты семейного воспитания обусловливают в большинстве случаев искаженное формирование личности и последующий переход несовершеннолетних на преступный путь.
Многие исследования свидетельствуют об усилении конфликтных, отчужденных отношений между родителями и детьми. Наблюдается рост дефицита общения в семье, что ведет к отдалению детей от родителей, и это сказывается на социальном поведении подростков. Уже в раннем возрасте наблюдается отсутствие доверительных отношений в семье, приводящее к тому, что дети предпочитают доверять свои секреты друзьям, одноклассникам, соседям и т. д.
Данная тенденция опасна тем, что в трудных жизненных ситуациях подростки могут обратиться за помощью к лицам асоциальной направленности, которые, уделив детям, сиюминутное внимание и предложив помощь, становятся значимыми в жизни ребенка и оказывают в дальнейшем существенное влияние на его поведение.
На личность подростка в семье, ее формирование, отрицательное влияние оказывает совместное проживание с ним близких людей, которые ранее были осуждены за те или иные преступления, т. е. имели судимость. Нередко родители и другие близкие родственники выступают в роли тех, кто вовлекает в совершение преступления.
Отечественными психологами было установлено, что жесткая дисциплина в семье связана с повышенным уровнем последующей детской агрессивности, не в последнюю очередь из-за того, что телесное наказание начинает восприниматься ребенком в качестве приемлемого способа разрешения конфликта. Все это затрудняет усвоение ценностей родительской системы и ведет к формированию делинквентного поведения.
Враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями. Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов).
Таким образом, в соответствии с теорией асоциальной агрессии, девиантное поведение вызывается климатом семьи ребенка. Следовательно, при неблагоприятном воздействии данных факторов, деструктивное поведение приобретает «…формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм».
Стремясь ответить на вопрос о возникновении противоправного поведения, психологи исследовали социальные условия становления и личностные особенности подростков с устойчивым антиобщественным поведением. По мнению ученых, подростки с антиобщественным поведением существенно отличаются от своих более успешных сверстников, они чаще все более непосредственно выражают свою агрессию (особенно дома).
Так Г. Э. Бреслав полагает, «…что неспособность устанавливать позитивные отношения с отцом оказывается одним из решающих факторов формирования у мальчиков антиобщественной направленности. Подростки с антиобщественным поведением, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут отказаться в эмоциональной зависимости.
Они во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически во вред себе, потому что в результате своих действий еще более лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения».
Итак, система отношений с родными и близкими имеет противоречивый характер. С одной стороны, дефицит общения в семье, психологическое и физическое насилие, авторитаризм, негативные социальные установки и ценности влияют на становление делинквентного поведения несовершеннолетнего, являясь криминогенными факторами. С другой стороны, многие авторы указывают на большое влияние семьи на личность деликвентного подростка как фактора социальной поддержки.
Все это позволяет предположить, что семья для несовершеннолетнего остается хорошим социализирующим фактором, если в ней происходит коррекция социально-психологического климата путем создания среды уважительных отношений в семье, развития коммуникативных умений и навыков, умений разрешать конфликтные ситуации и формирования позитивных социальных установок и ценностей.
При анализе влияния семьи на личность несовершеннолетнего осужденного выделяются несколько подходов.
Первый из них определяет
безусловную ценность наличия семьи и поддержания связей с ней для «исправления»
осужденного. Так
А.И. Ушатиков и Б.Б. Казак указывают, что «лица, имеющие семьи и поддерживающие
с ними связь, более оптимистично смотрят на свое будущее, более спокойно
чувствуют себя в критические для большинства первый и последний периоды
отбывания наказания».
Второй подход определяет степень влияния семейного воспитания или структуры семьи на криминализацию подростка и, таким образом, выделяет негативные стороны отношений несовершеннолетнего осужденного с семьей. По результатам своих исследований Е.В. Змановская делает вывод, что девиантное поведение несовершеннолетних является следствием нарушенных объектных отношений – интроецированных образов родителей и отношений с ними.
Она указывает, что личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретритскую), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.
На становление
делинквентного поведения ребенка, по мнению
Ю. Б. Можицкого, «…влияют различные семейные факторы: низкая степень
сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и
ребенком, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный
контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей
(гипоопека), агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное
моральное унижение)».
Результаты исследования, проведенного А. М. Пановым, показывают, «…что значительная часть родителей (около 43 %) не ставит перед собой задач по систематическому воспитанию детей школьного возраста, считая, что эту обязанность должна выполнять школа. Во многих семьях родители в среднем затрачивают на непосредственное общение с детьми не более 20−45 минут в день».
Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.
При составлении данной Психокоррекционной программы с несовершеннолетними осужденными без лишения свободы «ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ РОЛИ В СЕМЬЕ» была взята за основу «Программа занятий по осознанию несовершеннолетними осужденными своей роли в семье» апробированая в уголовно-исполнительных инспекциях УФСИН России по г. Москве.
Цель программы: программа написана с опорой на современные представления о месте и роли семьи в формировании противоправного поведения несовершеннолетних и ставит своей основной целью коррекцию искаженных отношений осужденного о семье, о своих родителях, их жизни и роли в его жизни; программа предполагает формирование у участников семейных ценностей как фактора, способствующего их адаптации в обществе, а также анализ системной составляющей в преступной мотивации для изменения существующего положения и предотвращения рецидива, а также формирование понимания осужденными скрытых факторов, мотивирующих их поведение.
Задачи программы: в качестве основных задач программы выступают следующие основные задачи:
· Подростку нужно осознать себя в качестве члена семьи.
· Подростку нужно осознать роль большой семьи, широких родственных связей.
· Подростку нужно знать историю своей семьи, чтобы увидеть истоки многих своих убеждений.
· Подростку нужно понять, с кем из родственников в своей широкой семье он крепче всего связан.
· Подростку нужно найти правильное понимание и принятие матери.
· Подростку нужно найти правильное понимание и принятие отца.
· Подросток не должен вмешиваться в отношения других поколений в семье.
· Подросток должен осознать свою зависимость от семьи, принять ответственность за выполнение правил семьи.
· Подросток должен понять ответственность всех членов семьи друг перед другом, особенно родителей друг с другом и родителей перед детьми.
· Подросток должен понять, что хорошая семья строится на уважении и любви друг к другу.
Данная психологическая программа рассчитана для несовершеннолетних осужденных без лишения свободы. В основе программы лежат индивидуальные и коррекционные консультации и тренинги. Коррекционные индивидуальные тренинги проводятся один раз в неделю; Порядок работы группы предполагает 9 встреч ппродолжительность одной встречи – 40-60 мин. Тренинги проходят в одно и то же время, в одном и том же помещении (желательно уютном).
Подготовка участника к тренингам. Перед началом занятий с потенциальным участником психолог проводит предварительный разговор, главными задачами которого являются:
· стремление дать осужденному определенную эмоциональную основу, чтобы он воспринял занятия как метод, который может ему помочь в решении его внутриличностных и межличностных проблем;
· объяснение роли осужденному его роли и роли психолога как ведущего в процессе взаимодействия;
· стремление дать осужденному общее представление о содержании и процессе работы.
Психолог подчеркивает, что роль участника будет достаточно активной и ожидается, что при подготовке к занятиям участник будет подробно все обсуждать с членами своей семьи, потому что много информации, которую будут обсуждать в процессе занятий, участник может почерпнуть только от членов семьи.
При подготовке рекомендуется провести индивидуальную встречу с одним из представителей семьи несовершеннолетнего осужденного, чтобы решить несколько задач:
· Познакомить взрослых членов семьи с задачами, содержанием, количеством и временем встреч;
· Познакомить родителей с основными положениями, которые будут подвергаться коррекции в ходе работы. Получить согласие родителей на участие осужденного в программе.
· Получить согласие родителей на информирование осужденного по вопросам программы и обязательную помощь ему при подготовке к занятиям.
· Получить необходимую информацию о членах семьи, которая может понадобиться в ходе работы.
Данная Психокоррекционная программа с несовершеннолетними осужденными без лишения свободы «ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ РОЛИ В СЕМЬЕ», рассчитана на 2 месяца.
Кадровое обеспечение
1. автор и непосредственный исполнитель программы – психолог;
2. куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов;
Условия реализации программы
Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.
Контроль результативности занятий
Для оценки эффективности используется два критерия:
¾ Динамика успеха в выполнении самих индивидуальных тренинговых заданий.
¾ Динамика в выполнении тестов и домашних заданий.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате психокоррекционной программы «ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ РОЛИ В СЕМЬЕ» психолога с несовершеннолетними осужденными без лишения свободы. Программа предоставляет возможность лучше всего о ее результативности говорят высказывания самих несовершеннолетних осужденных. Привожу лишь один из примеров:
«Со мной произошли большие изменения. За время занятий стало понятно, что в каждой семье есть как парадная, так и темная сторона. Все перестало быть таким идеальным. Происходят изменения моих представлений. Непонятно еще много. Но точно понимаю, что нужно менять. И конечно, я сильно виноват за мое преступление».
«За это время я узнал о своей семье так много, что раньше не знал. Труднее всего для меня было найти отношение к отцу. Я никогда его не знал. Мне и сейчас трудно. Постоянно разговариваю об этом с мамой. И конечно, в своей семье я не допущу такого, чтобы ребенок был без отца».
«Пока я ходил на тренинги, у меня было мало времени на другие дела. Приходилось утром идти в школу, а потом бежать на занятия. Но я не жалею. Мне они сильно помогли. Особенно в отношениях с родителями. Они стали лучше. Я как будто взрослее стал. Смотрю на них по другому».
«Вначале мне не хотелось ходить на занятия. Потом понравилось. Особенно запомнилось, когда я рассказывал про дядю (брата моей мамы), который рано умер. Я стал еще больше любить и понимать маму».
«Во время занятий я задумался о своей ситуации и понял, как глупо я поступал. Я стал серьезнее относиться к жизни. Стал больше доверять маме, прислушиваться к ее советам. Сейчас я знаю, что, несмотря на то, что я сделал, в семье меня любят».
«Я обязательно хочу поменять свои отношения с отцом. Попробую с ним встретиться».
Содержание программы
Во всех случаях отмечается нарушение структуры семьи несовершеннолетних осужденных. В большинстве случаев можно наблюдать нарушение порядка семейной структуры, выражающееся в отсутствии отца и воспитании ребенка матерью (с привлечением к воспитанию бабушки или дедушки).
У несовершеннолетних формируются неосознанные установки, связанные с данными нарушениями, что может служить одним из ведущих факторов в его криминализации.
Что меняется в данном случае? Как подобная структура может менять установки?
Во-первых, ребенку в данной семейной структуре может быть и чаще всего неосознанно отдается символическая позиция отца – мужа матери. При отсутствии отца или сложных отношениях родителей мать ожидает от ребенка выполнения ряда мужских функций в семье от сына, что приводит к «потере» ребенком своего обычного «детского» положения в семье и предполагает повышение «ответственности», в первую очередь за маму (ее эмоциональное состояние), которую ребенок не всегда может вынести. Отношения с матерью становятся запутанными. С одной стороны, ребенок ценит и глубоко любит мать, с другой, «перенапрягается» в отношениях с ней.
Во-вторых, ребенку явно не хватает мужской поддержки в семье, не хватает отношений с отцом. В большинстве семей несовершеннолетних осужденных отец не является уважаемой фигурой. Несовершеннолетний осужденный может, не понимая мотивов своих действий, «встать на защиту отца». Наиболее частым способом такой защиты для ребенка является «повторение поведения отца». Таким образом, ребенок в поведении начинает демонстрировать ценности, установки, цели, формы отношений отца. В большинстве случаев эти ценности, установки, цели, формы отношений осуждаются матерью или родственниками по линии матери.
Сложность ситуации заключается в том, что сам подросток этого не понимает и скорее соглашается с установками и ценностями мамы, но ведет себя как папа.
В-третьих, в большей части семей, изученных нами, характер связей с родственниками нарушен. Таким образом, в каждой семье есть лица, поведение, ценности, установки и характер отношений которых в семье осуждается. Это чаще всего дедушки, дяди, тети, как по линии матери, так и по линии отца. В психологии семейных отношений указывается, что, не смотря на то, что поведение тех или иных лиц в семье осуждается, они могут быть примером для детей. Таким образом, ребенок может «начать повторять» кого-либо в семье, даже не понимая, с кем это связано.
В-четвертых, воспитание бабушкой и наличие хорошего союза с ней в семье, изменяетт позицию ребенка по отношению к матери.
В обычной структуре ребенок – ребенок, а мать – родитель. Родитель имеет больше власти и ответственности. И в подобной ситуации ребенок может адекватно взрослеть, социализироваться, учиться подчиняться и принимать правила социальной группы, в которую входит.
Равная с матерью позиция выводит его из ситуации подчинения. Ребенок приобретает мнимую взрослость. Он может спорить с матерью, критиковать ее, не принимать ее позицию и требования. А требования со стороны бабушки не принимаются совсем – она не мать. Она скорее союзник. Таким образом, подросток теряет основания для реалистичного принятия ответственности. Он кажется себе более взрослым, более готовым к взрослой жизни. Все это затрудняет принятие правил социума, что может вести к криминализации.
Находясь в равной позиции с матерью, подросток скорее принимает позицию жалости к матери. Позиция жалости, одновременно, содержит в себе обесценивание. Мать не является для него поддерживающей фигурой, а скорее представлена как фигура, которая сама нуждается в поддержке. Это отношение может распространяться на других взрослых. В первую очередь, на женщин. Ребенок создает сложный мир, в котором он, одновременно, ЛЮБИТ мать, и ОБЕСЦЕНИВАЕТ ее. Это, безусловно, основа внутреннего конфликта, глубоко неосознанного, вытесненного и проявляющегося в символическом поведении подростка в преступлении.
Отсутствие, таким образом, фигур поддержки ведет к повышению общего уровня тревожности. Потребность в безопасности здесь нарушена. Отсутствие безопасности не позволяет подростку вести долгосрочное планирование, брать на себя обязательства перед другими людьми. Выходом из данной конфликтной ситуации является стремление УПРОСТИТЬ свою жизнь. Упрощение может проходить по нескольким линиям.
Первая линия - это принятие философии «ОДНОГО ДНЯ», что соответствует способности подростка реагировать на события текущие, но не тратить энергию на будущие события. Как результат – происходит формирование ориентации на удовольствие сегодня. Как следствие – школьная неуспешность, прогулы занятий, выбор праздного образа жизни.
Вторая линия – принятие правил очень ограниченной группы сверстников, как правил жизни. То есть ориентация на ценности всего одной социальной группы, в которую подросток включен, и перенос этих ценностей, правил, форм поведения на все остальные стороны своей жизни. Если группа, которую принимает такой подросток, имеет антисоциальную направленность – он заражается ею и переносит на другие стороны своей жизни – приносит в семью, в школу, в другие компании.
Подросток теряет социальную гибкость, которая в первую очередь предполагает наличие разных форм поведения, взглядов, позиций, ценностей в зависимости от окружения и условий ситуации.
Условное осуждение подростка – это продолжение существования в простом мире, что с одной стороны затрудняет изменение таких качеств как ригидность, тревожность и т.п., но создает большие предпосылки для анализа им своего положения и переориентирования на другие правила поведения, если с ним регулярно будет проводиться целенаправленная работа.
Идеальным в работе с несовершеннолетним осужденным является сочетание УВАЖЕНИЯ и ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ со стороны всего персонала уголовно-исполнительной инспекции при проработке с ним основных установок, которые связаны с нарушением структуры семьи.
При организации социально-психологической работы с несовершеннолетним осужденным необходимо учитывать потребность возвращения подростку его объективного места в семейной структуре.
В первую очередь, эта работа может быть организована в прямом контакте с семьей осужденного, что предполагает обучение семьи, переориентацию семейных ролей.
Во-вторых, данная работа может быть организована как коррекционная индивидуальная или групповая. Тогда аспекты нарушений семейной структуры прорабатываются осужденным совместно с сотрудником инспекции.
«Возвращение осужденного» в семью должно быть поддерживающим его исправление фактором. Это, несомненно, возможно только в ходе систематической работы осужденного по «узнаванию» своего места в семье и места семьи в формировании его криминальной мотивации.
При проведении мероприятий с осужденными психолог должен придерживаться основных принципов работы. Главным из них является принцип единства диагностики, коррекции и развития. В соответствии с этим принципом при подготовке программы авторами был сделан анализ семейного фактора в криминализации несовершеннолетнего. Программа работы предполагает предварительную встречу психолога с родителем или родителями подростка для получения необходимой информации о структуре семьи, нарушениях в семье, установках семьи, судьбах мужчин и женщин в семье.
Полученная информация в дальнейшем будет использоваться в обсуждениях на тренингах.
При проведении работы необходимо учитывать «возрастную норму» осужденного.
Еще одним важным принципом является ориентация на зону ближайшего развития осужденного, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание его «зоны ближайшего развития». Коррекция по данному принципу носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. В данной программе это предполагает, что анализ отношений в родительской семье осужденного должен сочетаться с формированием у него представлений о его собственной семье, ролях и функциях в ней.
Следующим принципом является принцип системности. Ведущий программы сам исходит из положения, что все события в жизни осужденного необходимо рассматривать во взаимосвязи, и предлагает подростку анализировать свое поведение именно таким образом. Логика построения программы предполагает, что подросток сможет увидеть истоки его отношения к жизни, к закону в судьбах других людей, которые послужили для него примером в семье, даже если он этого не понимает. Принцип системности также предполагает, что невозможно рассматривать одну систему отношений (например, отношения матери и ребенка) без учета особенностей всех остальных отношений в семье (например, отношений родителей друг с другом или отношений отец-ребенок).
Деятельностный принцип коррекции заключается в том, что осужденный активно участвует во всех процедурах, предложенных ему и сам приходит к выводам и заключениям, которые помогут ему поменять свое поведение и отношение к жизни.
Коррекционная работа, таким образом, строится не как простая тренировка, не в виде отдельных упражнений, а как целостная осмысленная деятельность осужденного, которая затрагивает всю систему его повседневных жизненных отношений.
Как показывают исследования, опыт проведения пробных тренингов по данной программе у несовершеннолетних осужденных искажены представления о большей части отношений в семье и мотивации своего собственного поведения.
Поэтому можно представить задачи программы следующим образом:
Подростку нужно осознать себя в качестве члена семьи. Подросток, как и любой ребенок (да собственно любой член семьи), связан отношениями с другими членами семьи. Эти отношения многоуровневые. Они включают в себя и эмоциональную составляющую (мы переживаем различные чувства друг к другу), и функциональную (мы что-то ожидаем от других членов семьи, они что-то ожидают от нас), и мотивационную (поведение других людей определяет мои желания, так же как и мое поведение определяет желания других членов семьи).
Часто подросток не осознает степени своей связи с семьей. Задачей программы является убедить его в том, что семья это целостный, общий, неразрывный организм, в котором все очень глубоко и тесно связано.
Подростку нужно осознать роль большой семьи, широких родственных связей. Большая часть подростков под семьей понимают только тех людей, которые живут вместе. И таким образом, он под семьей понимает чаще всего маму и себя, или маму, папу и себя, или маму, бабушку и себя. Особенно явно это заметно в неполных семьях, где отец совсем не признается членом семьи. Мы предлагаем подростку понять, что в семью входят все, кто по праву кровных или родственных связей ей принадлежит. Это всегда родители (и папа, и мама), бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети подростка.
Не важно, поддерживаются ли с ними отношения, они все часть семьи. А значит их судьбы, их ценности, их взгляды в семье присутствуют и могут определять поведение людей. Программа предполагает широкий взгляд на мужские и женские судьбы в семье.
Подростку нужно знать историю своей семьи, чтобы увидеть истоки многих своих убеждений. Многие подростки наивно полагают, что они сами формируют свои ценности, взгляды, представления о жизни. Они могут еще предположить очень сильное влияние на формирование этих взглядов своих друзей или просто авторитетных для них людей, но не осознают и не понимают глубоко, что большая часть их ценностей сформировалась под влиянием семьи. Опираясь на понимание семьи как широкой системы, подросток может увидеть, как повторяются судьбы, как люди разных поколений невольно становятся похожи друг на друга.
Подростку нужно понять, с кем из родственников в своей широкой семье он крепче всего связан. Подросток чаще всего сравнивает себя очень с узким кругом людей в семье (самые близкие родственники, с которыми он общается). Но если он посмотрит на всю историю семьи, на судьбы широкого круга родственников, он может выяснить, что больше всего он похож на кого то, о ком раньше не думал (например, на отца, который с ними не живет, или на дядю, или на деда). Такое понимание очень важно, чтобы разрушить миф о своей собственной уникальности. Подросток просто ведет себя как один из них, а думает, что сам определяет свою судьбу. Далее уже может последовать вопрос, хочет ли он и дальше жить чужими мыслями, взглядами, поведением. Это может быть началом поиска подростком самого себя, своего собственного пути в жизни. Не повторять кого-то, а жить самому хорошо в соответствии с нормами общества и культуры.
Подростку нужно найти правильное понимание и принятие матери. Большая часть подростков втянута в отношения матери с другими членами семьи и окружением. Чаще всего подростки или жалеют своих мам, которые, по их мнению, не справляются с жизнью, или злятся на них, когда те слишком с их точки зрения требовательны. Мы исходим из убеждения, что ребенок должен принимать свою маму такой, какая она есть и любить и уважать ее такой. Многие детские фантазии связаны с желанием другой – более хорошей мамы. Но жизнь говорит о том, что только твоя мама могла быть твоей мамой, какая бы она не была. Ребенок занимает свое место в семье (место ребенка), когда находит уважение и любовь к такой маме, какая она есть и какой она была. Тогда он может слушать ее, слышать ее, понимать и слушаться.
Подростку нужно найти правильное понимание и принятие отца. Большая часть подростков осуждает отца, и не может простроить с ним нормальные отношения. Чаще всего в этом подростки поддерживают мнение своих мам или других членов материнской семьи (например, бабушки). Таким образом, ребенок втягивается в отношения родителей. Ребенок должен принимать своего отца таким, какой он есть и любить и уважать его таким. Мы предлагаем ему понять, что другого отца у него не могло быть, что его мама выбрала ему такого папу. И он, безусловно, даже если они живут раздельно, сын своего отца. Ребенок занимает свое место в семье (место ребенка), когда находит уважение и любовь к такому отцу, какой он есть и каким он был. Тогда он может слушать его, слышать его, понимать его и понимать его отношение к жизни, ценности. Это же поможет подростку увидеть как много общих форм поведений и суждений есть у него и у отца. Так он становится более осознанным в жизни.
Подросток не должен вмешиваться в отношения других поколений в семье. Подросток часто поддерживает то одного, то другого члена семьи из других поколений (например, маму против папы, или бабушку против мамы). Подросток не может судить своих взрослых, а взрослые сами могут решать свои вопросы, без втягивания в них детей. Это освобождает ребенка от излишней ответственности, дает ему возможность уважительно посмотреть на взрослых как на сильных, опытных и способных самостоятельно строить свою жизнь людей.
Подросток должен осознать свою зависимость от семьи, принять ответственность за выполнение правил семьи. Многие подростки недооценивают того, что взрослые члены семьи делают для них. Понять, что он находится на их иждивении и уважать все, что для него делается в семье очень важно для формирования объективных и уважительных взглядов на семью.
Подросток должен понять ответственность всех членов семьи друг перед другом, особенно родителей друг с другом и родителей перед детьми. В семьях часто используется убеждение, что кто-то более прав, а кто-то более виноват. И семья распадается, например, на хорошую маму и плохого отца. Все взрослые члены семьи несут свою долю ответственности за то, что произошло в семье и с каждым членом семьи в отдельности. И если родители развелись, они оба за это отвечают. Ребенок меньше отвечает за родителя, чем родитель за ребенка, просто потому, что взрослые опытнее, сильнее и способны самостоятельно простраивать свою жизнь, а ребенок еще нет. Это позволяет подростку более объективно и ответственно относится к своим собственным планам о будущей семье.
Подросток должен понять, что хорошая семья строится на уважении и любви друг к другу. А злость, жалость, страх, унижение создают условия для нарушенных и небезопасных отношений в семье.
Каждое занятие начинается с небольшого вступительного слова ведущего. Участники комментируют свое состояние в начале занятия и рассказывают о выполнении домашнего задания. Далее участникам предлагаются различные упражнения. В завершении занятия участники обсуждают свои впечатления от него и получают новое домашнее задание.
Календарно – тематический план
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
0 |
Предварительная встреча группы. |
Цели и задачи программы. Знакомство участников друг с другом. Принятие правил работы. |
1 |
Семья в нашей жизни. |
Что такое семья? Моя семья – кого я в нее включаю? Все ли мои родственники – моя семья? |
2 |
Мои родители! |
История отношений родителей.
|
3 |
Моя мама! |
История жизни мамы. Ее семья, детство, юность, образование, работа, отношение к детям. |
4 |
Мой папа! |
История жизни папы. Его семья, детство, юность, образование, работа, отношение к детям. |
5 |
Женские судьбы в моей семье! |
Установки, полученные от женщин в семье. Судьба каждого участника семьи – образец для остальных, разрешение! |
6 |
Мужские судьбы в моей семье! |
Установки, полученные от женщин в семье. Судьба каждого участника семьи – образец для остальных, разрешение! |
7 |
Мое место в семье. |
Чтобы что-то менять, необходимо определить, что менять. Адекватная оценка своего положения в семье является условием для дальнейших позитивных изменений. |
8 |
Итоговая встреча. |
|
Список литературы
1. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России : [от 20 мая 2013 г. № 72].
2. Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абуль-ханова. - М.: Наука, 1973. - 288 с.
3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 334 с.
4. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина.- СПб.: Алетейя, 2001. - 297 с.
5. Абульханова-Славская, К. А. Жизненная перспектива личности / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М. : Наука, 1987. - С. 137-145.
6. Аксенова, Г. И. Практикум по педагогической психологии / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова. - Рязань : Академия ФСИН России, 2013. - 241 с.
7. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л., 1968. - С. 215-223.
8. Башкатов, И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И. П. Башкатов. - М. ; Воронеж : МПСИ ; МОДЭК, 2002. - 416 с.
9. Бек, А. Техники когнитивной психотерапии / А. Бек // Московский психиатрический журнал. Спецвыпуск по когнитивной терапии. - 1996. - № 3. - C. 40-49.
10. Берковский, В. А. Семья в системе факторов, определяющих жизненные стратегии старшеклассников : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Берковский Вячеслав Александрович - Ставрополь, 2006. - 181 с.
11. Ганишина, И. С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних : дис. ... канд. психол. наук :19.00.06 / Ганишина Ирина Сергеевна. - Рязань, 2004. - 160 с.
12. Дебольский, М. Г. Социально-психологический тренинг для осужденных «Мои жизненные планы» : учеб.-метод. материалы для психологов-практиков ИТУ / М. Г. Дебольский. - М. : Академия МВД России, 1994. - 48 с.
13. Кулюткин, Ю. Н. Моделирование педагогических ситуаций / Ю. Н. Ку-люткин, Г. С. Сухобская. - М., 1981. - 67 с.
14. Опарев, Г. И. Самовоспитание осужденных : метод. рек. / Г. И. Опарев. -М., 2007. - 81 с.
15. Саар, Ю. Р. Психологическая характеристика жизненных планов несовершеннолетних правонарушителей (на материале Эстонской ССР): авто-реф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.06 / Саар Юри Роландович. - М., 1989. - 24 с.
16. Соломин, И. Л. Методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» / И. Л. Соломин. - СПб., 2002. - 45 с.
17. Типовые программы социально-психологических тренингов «Развитие личности осужденных и коррекция их поведения»: в 3 ч. Ч. 1. Коррекция криминально значимых свойств личности осужденного / под ред. М. Г. Дебольского. -М. : ФСИН России, 2006. - 112 с.
18. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М., 1990. - 115 с.
19. Чудновский, В. Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36. - № 1. -С. 5-19.
20. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. - СПб., 2002. - 352 с.
21. Яницкий, М. С. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности : учеб. пособие / М. С. Яницкий, А. В. Серый. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. - 102 с.
Приложение 1
КОНТРАКТ
Я, осужденный, состоящий на учете в обособленном подразделении по Большеуковскому району Тюкалинского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области.
Прошу зачислить меня в психокоррекционную программу:
Психокоррекционная программа с осужденными «Осознание роли в семье»
С 30.03.2021 по 25. 05. 2021 года
Я добровольно принял решение об участи в программе.
Я обязуюсь:
· пунктуально приходить на занятия;
· постоянно присутствовать на занятиях;
· внимательно слушать и не перебивать, когда говорит психолог;
· принимать активное участие в работе;
· уважительно относиться к мнению психолога;
· быть терпимым.
Я соглашаюсь:
· с правилами работы;
· на выполнение заданий психолога;
· на сохранение в тайне личных проблем;
· на выяснение проблем, связанных с собственной жизнью;
· с условием, что если участник, избегает выполнения указаний психолога, он будет исключен из данной программы.
Я отказываюсь:
· на время занятий от нецензурной брани;
· от проявления агрессивности;
· от проявления личной антипатии к данной проблеме;
· от преждевременного ухода с занятия.
Я ожидаю:
что мои права будут неукоснительно соблюдаться психологом программы.
Я готов участвовать в программе психологических индивидуальных занятий
Психокоррекционная программа с осужденными «Осознание роли в семье»
С 30.03.2021 по 25. 05. 2021 года
Разборчивая подпись Разборчивая подпись
участника ___________ психолога__________
« 30 » марта 2021 г. « 30 » марта 2021 г.
Приложение 2
Анкета для родственника осужденного (примерный вариант), прошедшего занятия по программе «ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ РОЛИ В СЕМЬЕ»
__________________________________________________________________
ФИО осужденного
1.ФИО родственника_________________________________________________
2. Кем приходитесь осужденному__________________________________________
3. Проживаете ли вы вместе?______________________________________________
4. Считаете ли Вы, что Вашего родственника осудили по закону («за дело»), согласны ли Вы с приговором суда?________________________________________
6. Как вы думаете, какие причины подвели вашего сына/дочь к преступлению?_________________________________________________________
7. Как вы относились к тому, что ваш сын/дочь посещал занятия по программе «Осознание своей роли в семье»? ______________________________________
8.Какие изменения вы заметили в поведении вашего сына /дочери во время посещения занятий и после окончания занятий? _____________________________
10. Изменилось ли ваше отношение к вашему сыну/дочери после прохождения им занятий? Если да, в чем? _________________________________________________
11. В чем Вы можете оказать помощь и поддержку Вашему сыну? _____________
СПАСИБО!
Анкета для родственника осужденного (примерный вариант), прошедшего занятия по программе «ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ РОЛИ В СЕМЬЕ»
______________________________________________________________________
ФИО осужденного
1.ФИО родственника____________________________________________________
2. Кем приходитесь осужденному_________________________________________
3. Проживаете ли вы вместе?_____________________________________________
4. Считаете ли Вы, что Вашего родственника осудили по закону («за дело»), согласны ли Вы с приговором суда?________________________________________
6. Как вы думаете, какие причины подвели вашего сына/дочь к преступлению?_________________________________________________________
7. Как вы относились к тому, что ваш сын/дочь посещал занятия по программе «Осознание своей роли в семье»? ________________________________________
8.Какие изменения вы заметили в поведении вашего сына /дочери во время посещения занятий и после окончания занятий? ____________________________
10. Изменилось ли ваше отношение к вашему сыну/дочери после прохождения им занятий? Если да, в чем? _______________________________________________
11. В чем Вы можете оказать помощь и поддержку Вашему сыну? _______________________________________________________________________
СПАСИБО!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.