ПСИХОКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА - Работа с ребенком.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА - Работа с ребенком, направлена на сформированность у ребенка нового образа семьи, новую систему взаимоотношений с родителями.Научить детей проявлять свои чувства, выражать эмоции, осознавать свои переживания.Психокоррекция позиции ребенка в новых условиях семьи и формирование у ребенка нового образа семьи, новую систему взаимоотношений с родителями.СИХОКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА - Работа с ребенком, направлена на сформированность у ребенка нового образа семьи, новую систему взаимоотношений с родителями.Научить детей проявлять свои чувства, выражать эмоции, осознавать свои переживания.Психокоррекция позиции ребенка в новых условиях семьи и формирование у ребенка нового образа семьи, новую систему взаимоотношений с родителями.
Иконка файла материала Психокоррекционная работа с ребенком.doc
ПСИХОКОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Работа с ребенком.  Задачи: 1. Сформировать   у   ребенка   новый   образ   семьи,   новую   систему взаимоотношений с родителями. 2. Научить детей проявлять свои чувства, выражать эмоции, осознавать свои переживания. 3. Психокоррекция позиции ребенка в новых условиях семьи. 1 Этап.  Формирование   у ребенка нового образа семьи, новую систему взаимоотношений с родителями. Приемы: ­ психотерапевтические сказки. ­ сохранение семейной истории. Фотографии   и   видеозаписи,   семейные   реликвии   и   рассказы,   связанные   с «историей   любви   родителей»   должны   быть   для   ребенка   лучшими «страницами»   летописи   семьи.   Это   также   является   важной   мерой профилактики нарушений семейно­брачных отношений в будущей взрослой жизни детей.  Техника «Семейный альбом» Саунни Браун. Цель:   «прояснить»   определенные   мысли   и   чувства   ребенка   по   поводу определенных событий и значимых для него лиц нетравматичным для него образом. Описание техники. Для   работы   необходимо   иметь   фотоальбом,   набор   фотографий,   ножницы, маркеры, наклейки. Следует   попросить   ребенка   подобрать   фотографии,   связанные   с   разными событиями его детства. На них могут быть изображены дом или квартира, в которой он жил. Места его отдыха, животные любимцы, друзья, путешествия, выступления   на   праздниках   в   детском   саду   и   т.д.   Ребенку   должна   быть представлена возможность самому выбрать альбом, он может купить его с кем­то из родителей либо принести из дома. Когда фотокарточки разложены в хронологическом   порядке,   ребенок   сам   вставляет   их   в   альбом.   Рядом   с каждой фотографией психолог делает наклейку, на которой записывает то, что   рассказывает   ему   ребенок.   При   распределении   фотографий   психолог имеет   возможность   задавать   вопросы   о   родителях,   бабушках   и   дедушках, других родственниках, вместе с ребенком обсуждать не только радостные, но и   связанные   с   переживаниями   события   его   жизни.   Кроме   того,   можно использовать   прием   неоконченных   предложений.   Например,   показывая фотографию папы, психолог предлагает ребенку продолжить предложение  1«Мой   папа…»,   «В   этом   доме…»,   Тебе   не   нравится,   когда…».   Это   дает ребенку вербализовть свои чувства и переживания. Упражнение «Новые отношения» (с 5 лет) Тебя и нового спутника вашей маленькой семьи можно сравнить с двумя берегами широкой реки. На одном – ты и мама (ты и отец), а на другом их новые,   как   говорили   раньше,   возлюбленные.   Мать   и   отец     нашли   способы сообщения с ними, расстояния для них – не помеха. А вам – тебе и партнерам родителей – предстоит наводить «мосты», что требует и умений, и времени. Говорят,   чтобы   такой   мост   был   выстроен,   должно   пройти   несколько   лет! Даже взрослые не всегда знают об этом и, сами того не подозревая, совершают порой   такие   ошибки,   от   которых   отношения   разрушаются.   Не   успев сложиться. Нарисуй   эту   реку   с   двумя   берегами   и   придумай     и   нарисуй   свои способы,   как договорится твоим родителям между собой. Это могут быть мосты, мостики, катера, плотики и все то, что подскажет твоя фантазия. 2   этап.  Обучение   ребенка   проявлению   своих   чувств,   выражению эмоций, осознанию своих переживаний. Техника «Рассерженные шарики» Тэми Хорн. Цель:   научить   ребенка   выражать   сильное   раздражение   и   гнев   безопасным, «дозированным» способом. Обычно детям трудно понять, что такие чувства в определенных жизненных ситуациях – явление нормальное и вполне  допустимое, что раздражение и гнев не обязательно связаны с агрессивными действиями. Описание техники (для работы требуются надувные шарики). 1. Попросите   ребенка   надуть   шарик   и   завязать   его   (если   ребенок затрудняется, взрослый помогает). Объясните что шарик символизирует человека, а находящийся в нем воздух – раздражение и гнев. Спросите: «Может ли сейчас воздух входить в шарик и выходить из него? Что чувствует человек когда, когда гнев и раздражение переполняют его?» (Так у ребенка формируется зрительный образ этих чувств).   2. Предложите с такой силой надавить на шарик, чтобы он лопнул (многих детей пугает громкий звук). Объясните: если шарик – это человек, то лопнувший   шарик   может   означать   агрессивный   поступок,   например, нападение на другого человека и т.п., а если нет, то почему? Можно ли считать такое выражение гнева безопасным?» 3. Предложите надуть еще один шарик, но не завязывать его, а крепко держать,   не   давая   воздуху   выходить   наружу.   Напомните:   шарик символизирует человека, а воздух внутри его раздражение и гнев. 4. Предложите выпустить из шарика немного воздуха, затем сново крепко зажать отверстие. Обратите внимание на то, что шарик уменьшился в размере.   Спросите:   лопнул   ли   шарик.   Когда   мы   выпустили   из   него 2немного воздуха? Можно ли выражение чувства гнева таким способом считать более безопасным? Следует подчеркнуть: шарик остался целым и невредимым и никого не напугал. 5. Предложите ребенку выпускать из шарика воздух мелкими порциями до тех   пор,   пока   в   нем   не   останется   воздуха.   Вновь   объясните:   когда раздражение и гнев накапливаются, они могут «вырваться» наружу, как воздух   вырывается   наружу   из   слишком   сильно   раздутого   шарика,   и напугать   или   травмировать   тех,   кто   находится   рядом.   Когда   же   мы контролируем   проявление   гнева,   он   никому   не   приносит   вреда. Спросите у ребенка, какие еще способы «безопасного проявления гнева он может предложить. Техника «Разбей башню» (Шерри Сэйкс) Цель:   осознание   ребенком   своего   гнева.   Автор   техники   ссылается   на известного  психотерапевта   В. Оклендр, которая  считает: «Ребенок  должен осознать   причину   своего   гнева.   Это   является   первым   шагом   по   пути обретения   им   уверенности   и   психологической   целостности;   он   должен преодолеть   в   себе   привычку   подавлять   раздражение   и   гнев,   научиться выплескивать   их   в   опосредованном   виде,   иначе   это   может   травмировать самого ребенка и вести его к эмоциональному отчуждению от окружающих». Описание техники. Ребенок строит из пластмассовых цилиндров разного размера башню (можно использовать   картонные   коробки),   кладет   сверху   маленькую   тряпичную куклу, а затем разбивает сооружение маленьким тряпичным мячиком. Кукла может   символизировать   самого   ребенка,   родителей,   новых   членов   семьи, какое­то событие и т.д. Ребенок должен сказать, что или кого символизирует, например,  говорить или выкрикивать «Я ненавижу…» или «Я ненавижу себя потому   что   …»   или   «Я   никогда   больше   не   стану…».   Психолог   должен обеспечить обратную связь, как бы подтверждая чувства ребенка, например: «Да,   ты   очень   зол   на   своего   отца».   Постройка   башни     ­   прочной   или неустойчивой (как того захочет ребенок) дает ему ощущение контроля над ситуацией.   Расположение   на   ее   вершине   куклы   усиливает   это   ощущение. Интересным   моментом   техники   является   завершающее   задание   сбор цилиндров. Ребенок должен их вставить один в другой, внутрь положить и куклу,   и   мяч.   А   затем   закрыть   крышкой.   Такая   процедура   дает   ему возможность ощутить, что он оставляет свои чувства под надежном месте, под присмотром психолога.  Рекомендации.  Застенчивому  ребенку, возможно,  потребуются  заверения в том, что он должен смело разбивать башню и кричать все что хочет. Психолог может продемонстрировать, как это делается. Агрессивному ребенку   надо объяснить,   что   это   не   кулачная   расправа,   а   стремление   освободится   от чувства гнева, научится контролировать проявления своих чувств в реальной жизни.   Следует   порекомендовать   детям:   если   их   переполняют   обида   и 3раздражение,  они   могут   не   травмировать   других,  а  выражать   свои   эмоции другим способом (поколотить подушку или ударить мячом по стене). Методика «Ассоциации» Цель: выявить бессознательные  импульсы, позволяющие пережить значимые для ребенка моменты жизни в игровом взаимодействии. Позволяет составить психологический   портрет   личности   ребенка,   понять   его   психическое состояние. Используется как диагностический, так и психотерапевтический инструментарий.  Проводится с детьми от 5 лет. Алгоритм методики: 1. Смять  лист бумаги. 2. Внимательно всмотреться в получившийся образ. 3. Осознать и назвать получившийся образ. 4. Поработать с данным образом (сочинить сказку, поиграть с бумажным героем, оставить как талисман­оберег ит.д.). Инструкция: я предлагаю тебе побыть сказочным волшебником, и я уверенна, что у тебя это все замечательно получится. Для начала возьмем лист бумаги (формат А4). Превращение бумаги начинается: скомкай так. Как ты хочешь, как можешь. Если есть желание можешь развернуть лист, а потом еще раз смять   его   (желательно,   чтобы   педагог­психолог   делал   те   же   действия   со своим листом). Посмотри, теперь это не просто комок бумаги. Кто или что у тебя   получилось?   (Задача   педагога­психолога   побудить   ребенка   увидеть образ,  вращая   бумагу,  слегка   разворачивая   его,   приближая   или   удаляя.  У ребенка может возникнуть ассоциация с реальным предметом или сказочным образом).   Идентификация   с   собственным   героем   у   ребенка   происходит бессознательно, он об этом не догадывается. Рассказывая о характеристиках своего   героя   ребенок   рассказывает   о   себе.   Молодец,   у   тебя   отлично получилось,   действительно   похоже   на   …   (назвать   образ,   придуманный ребенком). Теперь ты сможешь сочинить сказку про … Можешь придумывать все, что захочешь, потому что это только твоя сказка. Этапы сочинения сказки: 1. Выбор героя сказки – в чем­то очень похожего на ребенка, но не его самого. 2. Придумывание   зачина   сказки:   «В   некотором   царстве,   в   некотором государстве...», « в одной волшебной стране…», «жили­были…». 3. Герой сталкивается с проблемой, трудностью, конфликтом. 4. Герой ищет выход из сложной ситуации, принимает важное решение.  5. Герой справляется ситуацией. Если он сначала вел себя неправильно, осознает неправоту и изменяется. 46. Развязка – плохие герои наказаны; герой, нашедший выход из ситуации, победивший себя или обстоятельства, получает награду, извлекает урок и начинает жить по­новому. В   процессе   сочинения   сказки   психолог   может   понять,   есть   ли   у   ребенка собственные   внутренние   ресурсы,   или   ему   требуется   помощь.   Для качественной психокоррекционной работы важно, чтобы сказка закончилась позитивно.   В   случае   неудачно   законченной   сказки   можно   предложить переделать концовку. В заключении встречи можно предложить зарисовать свою сказку или эпизод, который ему понравился больше всего; разыграть сказку   в   песочнице;   изготовить   талисман   для   героя   сказки   или   для   себя, наделить   его   желательными   качествами   способностями.   Если   ребенок «извлек»   из   глубин   своего   подсознания   неприятный   образ,   его   можно уничтожить.   Из   близкого   и   понятного   образа   можно   сделать   «обожаемого друга»,   олицетворяющего     самого   ребенка.   Это   может   быть   брелок   из пластика. Кулон или игрушка, которую малыш будет носить с собой. Можно изготовить талисман­образ – сделать рисунок или пластилиновую фигурку. Такой талисман станет оберегом для ребенка, будет приносить удачу, «греть душу» и, возможно не даст совершить плохой поступок. 3 этап. Психокоррекция позиции ребенка в новых условиях семьи (использование   техник   арттерапии, символдрамы, сказкотерапии). « Три желания» Ребенку   предлагается   нарисовать   три   желания.   При   обсуждении   рисунка выясняется   содержание   каждого   желания,   его   значимость   и   возможность осуществления. «Волшебный мир» Ребенку   вручается   «волшебная   палочка»   (карандаш   или   фломастер)   и предлагается   нарисовать   мир   таким,   каким   бы   ему   хотелось   его   видеть. Далее проводится обсуждение рисунка (изображенные события, их участники, отношения между ними, связь изображаемого и реального и т.д.). «Сны и фантазии» Ребенку предлагается нарисовать свой сон и рассказать о нем (желательно записать его на диктофон). При анализе следует учитывать, что события сна выражают   «подавленные»   и   вытесненные   желания   ребенка,   его   модель преодоления проблем. Сказка о звездочке   куклотерапии,   визуализации, Давным­давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было, В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой   был   то   ярким,   то   очень   тусклым.   Однажды   Луна   спросила   у Звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный то яркий указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?»  5Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым   тогда,   когда   мне   одиноко.   Ведь   рядом   со   мной   нет   ни   одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого­нибудь рядом с собой!» «А в какие ночи твой свет становится ярким?» ­  спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, их так манит в дороге и куда они так спешат?» «Ты узнала тайну спешащих странников» ­ спросила Луна.  Да, ­ ответила Звёздочка.­ Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...»  «А какими были его глаза?» ­ недоуменно спросила Луна. Они светились в темноте   от   счастья   и   радости»   ­   ответила,   тяжело   издохнув,   звёздочка   и продолжила. ­ Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу,   голодая   без   куска   хлеба,   задыхаясь   от   жары,   я   шагал   Вперёд, преодолевая преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи ­ жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою   семью,   любящих   людей,   которые   помогали   тебе   делать   людей счастливыми?» «А разве это возможно?» ­ с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же   миг   на   небе   засияли   тысячи   новых   звёзд,   которые   мигали   своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая мы теперь ­ одна СЕМЬЯ!» Мотив «семья животных» Мотив возникает у детей часто спонтанно. Это связано с тем, что дети, с одной   стороны,   еще   более   тесно   связаны   с   родительской   семьей,   чем взрослые,   а   с   другой   стороны,   у   них   еще   не   полностью   сформировалось сильное   и   зрелое  Я,   чтобы   они   были   в   состоянии   непосредственно противостоять в образах своим родителям, братьям и сестрам.   Психолог просит ребенка представить какую­нибудь  семью животных. Сначала   ребенок   наблюдает  семью   животных  ­   часто   с   некоторого придающего уверенность отдаления. Очень часто в образах, таким образом, проявляется стремление ребенка к защищенности, ощущению безопасности, укрытости.   Происходящее   в  семье   животных  отражает   в   символической форме события в собственной семье ребенка и связанные с ними желания. Иногда ребенок может быть настолько эмоционально захвачен происходящим, что сам становится в образах членом семьи животных.   6Затем   мы   просим   ребенка   нарисовать   то,   что   он   представлял.   При возникновении  негативных, неприятных образов мы спрашиваем у ребенка: «Какую бы ты семью животных хотел наблюдать?».  Далее вместе сочиняем новую историю или сказку с новыми действующими персонажами.  Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 7