Психологичекая безопасность образовательной среды
Оценка 5

Психологичекая безопасность образовательной среды

Оценка 5
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
20.11.2018
Психологичекая безопасность образовательной среды
Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего члена общества, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения.
Психологическая безопасность образовательной среды.docx
Психологическая безопасность образовательной среды Обухова А. В.,  педагог­психолог МОБУ «СОШ № 23» Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале потребностей, разработанной А.  Маслоу, известным американским психологом. В состав этой потребности включены: потребность в  организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких  угроз, как болезнь, хаос и страх. Согласно А. Маслоу, определенные типы взрослых невротических людей  мотивированны именно поиском безопасности. Для каждого здорового члена общества личная безопасность, безопасность родных и близких, является одной их ключевых ценностей. В социокультурной теории личности, разрабатываемой Карен Хорни, подчеркивается, что  безопасность особенно важна для формирования и развития ребенка. К Хорни выделяет две потребности  детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка. Главной в  развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным  от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться  базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины,  которые проявляются в социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и во  взрослом состоянии.  Безопасность относится к различным сферам жизнедеятельности, в том числе и к государственной  сфере образования. С понятиями безопасности сопряжены как процессы обучения и воспитания, так и  организация досуга, оздоровления и отдыха, нахождение в образовательных учреждениях, проезда от места  учебы и обратно и т.д.  Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.  Обеспечению физической безопасности всегда придавалось и сейчас придается огромное значение.  Особенно, если речь идет об образовательных учреждениях. В настоящий момент уже прописаны наиболее  важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, разработаны  рекомендации по пожарной безопасности в педагогических учреждений, выработаны правила безопасности  при проведении занятий в школах и других образовательных учреждениях по химии, биологии, физике и др.  В настоящее время реализуется Программа «Безопасность образовательного учреждения», которая  была разработана как комплекс мероприятий по противодействию возгораниям и пожарам на объектах  образования, в настоящее время в нее включены антитеррористические и другие мероприятия по  обеспечению безопасности учебных заведений. На сегодняшний день установлены «тревожные кнопки» во  многих школах, введены ученические билеты или специальные личные карточки учащихся удостоверяющие  личность ребенка,   разрабатываются специализированные учебные тренинги и занятия по безопасности жизнедеятельности,  внедряются современные технические новшества (системы наблюдения, специализированные детекторы  потенциально опасных предметов и веществ). Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как: 1. Сохранение целостности личности, а также адаптивности существования человека, общества и отдельных  социальных групп; 2. Состояние сохранности психики человека; 3. Развитие возможностей среды и личности по устранению, а также предотвращению угроз; 4. Состояние среды, создающее защищенность и свободное от проявлений психологического насилия во  взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно­доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье  включенных в нее участников; 5. Нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение  создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз). Участники образовательной среды учебного заведения и сама образовательная среда являются как  субъектами (обеспечивают ее) и объектами (нуждаются в ней) психологической безопасности, а также и  средствами обеспечения ее. Школа, как и другие образовательные учреждения, представляют собой социальный институт  общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности. Психологическая безопасность обучающихся, учителей, родителей может рассматриваться в рамках  концепции национальной безопасности страны, тогда это защищенность их здоровья, жизни, чести и  достоинства; прав и свобод. Психологическая безопасность образовательной среды может  рассматриваться как прямое продолжение безопасности личности учителей, родителей, обучающихся, а  также как защита спокойствия и общественного порядка, прав и свобод, духовных ценностей, и нормальной  деятельности учебных учреждений. Риски и угрозы психологической безопасности в школе. Образовательная среда школы и ее участники могут подвергаться как внешним, так и внутренним  угрозам. На уровне личности к основным внутренним угрозам относят: внутренний дисбаланс и  психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение  психического развития и здоровья, к внешним — неудовлетворенность психологическими  характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп. На уровне образовательной среды к основным внутренним угрозам относят: негативное отношение к  образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении,  трудности в общении участников среды, к внешним ­ чрезвычайные ситуации в социальной, технической и  экологической сферах, криминализация общественных отношений. Таким образом, определяя психологическую безопасность, как состояние устойчивости психики,  психологи предполагают поддержание некоторого баланса между устойчивостью человека и негативными  воздействиями на него окружающей среды. Психологическая безопасность среды и личности неотделимы  друг от друга, они представляют собой модель нормального функционирования и устойчивого развития  человека во взаимодействии со средой. В качестве основных понятий в области изучения образовательной среды и ее психологической  безопасности являются «риск», «опасность», «угроза». В образовательной среде могут быть следующие факторы риска: низкая активность педагогов и  обучающихся, недостаточное обеспечение материально­технической базы школы, а также  кадрового состава, несформированность практических и социальных навыков, опыта и умений, уровень  культуры и воспитания, особенности личности участников образовательного процесса, недостаточность  профилактики физического и психического нездоровья. Объединяя все это, можно выделить такие факторы  риска. 1. Фактор учебной нагрузки (он представляет собой информационную сторону организация обучения: объем заданий, уроков,  распределение учебной нагрузки во время учебного года, четверти, недели, учебного дня); 2. Фактор условий обучения (сюда входят реальные условия учебного процесса: размеры учебной мебели,  освещение, полиграфические параметры учебников, вентиляция учебных помещений и т. д. ­ все, что  подлежит нормированию в аспекте гигиены); 3. Фактор взаимоотношений (он обобщает стили взаимоотношений обучающегося и педагога, включая  оценку результатов педагогом учебной деятельности обучающегося, а также взаимоотношения школьника с  родителями). Нарушения в системе этих взаимоотношений будут отражаться на психическом состоянии  обучающихся. Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение  психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому  здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности  ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников  образовательного процесса. Для того чтобы оценить психологические условия образовательной среды нашей школы, нами была  проведена «Диагностика психологических условий школьной образовательной среды» (Н.П.Бадьина,  В.Н.Афтенко) Цель методики – оценка выраженности в образовательной среде конкретного ОУ следующих  психологических факторов: 1) интенсивность образовательной среды; 2) эмоционально­психологический климат; 3) удовлетворенность образовательной средой; 4) демократичность образовательной среды; 5) содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной,  творческой), развитию познавательных интересов; 6) удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным  учреждением. В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют  разное значение (Таблица 1). Факторы Интенсивность Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов Участники образовательного процесса Таблица 1 Обучающиеся   проявляется в объеме, сложности  учебных заданий, предъявляемых  обучающимся на уроках и дома, а  также в уровне требований к  качеству выполнения этих заданий Педагоги проявляется в объеме учебной  нагрузки учителей, а также в уровне  требований к содержанию и качеству  их работы Эмоционально­ психологический  климат Удовлетворенность Демократичность Содействие  формированию  познавательной  мотивации проявляется в степени психологического комфорта участников  образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в  преобладающем настроении в коллективе и т.п. проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его  значимости и месте в системе ценностей участников образовательного  процесса  проявляется в степени демократичности администрации, возможности  участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных  интересов участников образовательного процесса проявляется в степени  педагогического содействия у детей мотивации обучения,  познавательных интересов и  познавательной активности проявляется в степени поддержки и  содействия администрации  профессиональному росту и  повышению квалификации учителей В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся нашей школы, результаты диагностики  представлены ниже (Таблица 2). Таблица 2 Высокий Средний Низкий Учителя Обучающиеся Учителя Обучающиеся  Учителя Обучающиеся  13,0 17,3 43,4 56,5 91,3 35,7 10,7 7,1 17,8 21,4 34,7 78,2 56,5 34,7 8,6 60,7 60,7 67,8 50 57,1 52,1 4,3 0 8,6 0 3,5 28,5 25 32,1 21,4 21,7 28,5 65,2 60,7 13,0 10,7 Интенсивность Эмоционально­ психологический  климат Удовлетворенность Демократичность Содействие  формированию  познавательной  мотивации Удовлетворенность качеством  образовательных  услуг Сравнительные результаты представлены на диаграмме 1. Диаграмма 1 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Обучающиеся Учителя Поскольку мы говорили, что одной из составляющих психологической безопасности является  «Нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение  создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз)», правомерно будет  оценить, в частности, психофизиологический комфорт, используя анкету психофизиологичекого комфорта. Результаты опроса в таблице 3. Уровни Показатель, % испытуемых Психологический комфорт Таблица 3 Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий 0 26,0 73,9 Физиологический комфорт 0 39,1 60,8 Состояние сна 4,3 0 95,6 Таким образом, образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в  большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего члена общества, поэтому  важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно  способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой  психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения.

Психологичекая безопасность образовательной среды

Психологичекая безопасность образовательной среды

Психологичекая безопасность образовательной среды

Психологичекая безопасность образовательной среды

Психологичекая безопасность образовательной среды

Психологичекая безопасность образовательной среды

Психологичекая безопасность образовательной среды

Психологичекая безопасность образовательной среды

Психологичекая безопасность образовательной среды

Психологичекая безопасность образовательной среды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018