Психологическая программа помощи в кризисных ситуациях «Мозаика радости»
Оценка 5

Психологическая программа помощи в кризисных ситуациях «Мозаика радости»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
психологическая работа
Все классы
09.08.2021
Психологическая программа  помощи в кризисных ситуациях  «Мозаика радости»
Психологическое консультирование в кризисных ситуациях - направлена на психологическую помощь лицам, пережившим кризисные и чрезвычайные ситуации и события, а также оказание психолого-педагогической поддержки населению разновозрастной категории с депрессивным состоянием, восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру.
Психологическая программа психологической помощи в кризисных ситуациях Мозаика радости.doc

Бюджетное учреждение Омской области

"Комплексный центр социального обслуживания населения

Большеуковского района"

 

 

                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

И. о. руководителя БУ «КЦСОН

Большеуковского района»

____________А.С. Метелёва

_________________ 2021 год

 

 

 

Психологическая программа

помощи в кризисных ситуациях

«Мозаика радости»

 

 

 

Составитель программы:

Пудова Кристина Владимировна

Психолог

 

 

 

 

Большие Уки

 2021 год


Содержание

 

 

1.                 Пояснительная записка                                                                 3-9

2.                 Содержание программы                                                             10-15

3.                 Календарно-тематический план                                                16-17

4.                 Список использованной литературы                                             18

5.                 Приложение                                                                                16-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

На исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально захлестывает эпидемия террористических актов. Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек, так или иначе, психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец.

В настоящее время психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях становится все более и более востребованной. С одной стороны, это связано с возрастанием числа трудных жизненных ситуаций, спровоцированных социальными и экономическими аспектами жизни, с увеличением числа техногенных катастроф, стихийных бедствий, террористических актов, сект, случаев морального, физического и сексуального насилия в обыденной жизни. С другой стороны, кризисное переживание может возникать не только в экстремальной ситуации. Любое значимое изменение жизненной ситуации или внутренней позиции может переживаться как кризис. В литературе широко описаны возрастные кризисы, кризисы, возникающие в межличностных отношениях и так далее. С этой точки зрения кризис представляет собой здоровое состояние развивающегося человека, что, однако не приуменьшает тягостности самого переживания.

Очевидно, что любое кризисное переживание является сложным, имеет богатую феноменологию и структуру. Сложность работы с кризисным переживанием, так же как и большая востребованность психологической помощи в кризисных ситуациях выдвигают высокие требования к компетенции психологов.

Важно, чтобы помогающий мог почувствовать глубину и специфику кризисного переживания, мог понять закономерности протекания кризиса, умел присутствовать рядом. В частности, раскрываются способы и методы психологической работы с пострадавшими от насилия, с жертвами сект, рассматриваются особенности психологической помощи в ситуациях утраты, в ситуации суицидального риска.

Особое внимание уделяется изложению особенностей кризисной психологической помощи детям. Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов.

Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.

Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями.

На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.

На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.

На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих впоследствии  психосоматические нарушения.

У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.

При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность, распространенность вызываемых ими стрессов и т.п. во многом предопределяются особенностями пред катастрофного развития. А с другой, только в пост катастрофный период можно реально определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические процессы в зонах бедствия.

Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях.

Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики.

Кризисная психология и психотерапия — относительно новые, но интенсивно развивающиеся сферы психологической практики. Своим возникновением они обязаны, прежде всего, негативным плодам цивилизации — техногенным катастрофам, военным действиям, авариям.

Исследования психического состояния людей — участников, жертв или свидетелей подобных событий либо стихийных бедствий — выявили у многих наличие различных нарушений психики, в том числе и особого состояния — посттравматического стрессового расстройства.

Общество постепенно осознало наличие проблем дезадаптации ветеранов войн, свидетелей аварий на АЭС, природных катастроф и других экстремальных событий.

Существуют жизненные ситуации, которые являются настолько травматичными, что  требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживаниями не может.

Подростки в этой ситуации являются наиболее  уязвимыми, и  именно им требуется помощь, чтобы преодолеет возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют их или, напротив, скрыты и выступают, как причина других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией.

В таких случаях необходима психологическая помощь, так как реально  может появиться риск суицидального исхода ситуации из депрессивного состояния. Выявление большого количества суицидов, актов насилия, совершаемых бывшими участниками войн, нарушений психики и проблем дезадаптации у жертв и свидетелей катастроф заставило развернуть программы по изучению долговременных последствий травматических событий и способов их профилактики и устранения. Кризис как поворотный пункт человеческой судьбы, в котором рушатся сами основы предыдущей жизни, а новой еще не существует, требует особого подхода и специфических форм помощи человеку, его переживающему.

К счастью, большинство людей могут справиться с кризисом самостоятельно, причем это утверждение верно и по отношению к жертвам травматических событий. Часто задача профессионала состоит, прежде всего, в выявлении потенциальных возможностей преодоления кризисного состояния и их активизации либо в определении степени риска развития кризиса в неблагоприятном направлении.

Таким образом, данная психологическая программа по психологической помощи в кризисных ситуациях «Мозаика радости», актуальна в связи с тем, что она позволит выявить «группу риска» среди людей и подростков с депрессивным состоянием и провести профилактическую психотерапевтическую работу, позволяющую оказать эффективную помощь людям - обрести здоровую самооценку, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе с тем, чтобы воспрепятствовать обострению жизненных кризисов и предотвратить опасные последствия, которыми они  чреваты. 

Программа предназначена для взрослых и детей в области  психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях на основе понимания особенностей переживаний и поведения человека в ситуациях различной степени сложности.

Данная психологическая программа по психологической помощи в кризисных ситуациях «Мозаика радости», рассчитана на 1 год.

Данная психологическая программа  рассчитана для населения разновозрастной категории. В основе программы лежат индивидуальные  и коррекционные консультации и занятия. Коррекционные занятия проводятся  1 раза в месяц  по 45- 60 мин.

Цель программы: Психологическое консультирование в кризисных ситуациях - направлена на психологическую помощь лицам, пережившим кризисные и чрезвычайные ситуации и события, а также оказание психолого-педагогической поддержки населению разновозрастной категории с депрессивным состоянием, восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру.

Задачи программы:

1.                 Восстановление ощущения ценности собственной личности;

2.                 Реадаптация: переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматических событий;

3.                 Проработка и преодоление симптомов посттравматического стресса;

4.                 Осознание и  предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений;

5.                 Развитие, совершенствование навыков саморегуляции;

6.                 Развитие эмоциональной сферы;

7.                 Поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее».

Основные направления работы

Диагностико-аналитическая; консультативная; развивающая; просветительская; профилактическая.

Кадровое обеспечение

1.            автор и непосредственный исполнитель программы – психолог;

2.            куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов;

Условия реализации программы

Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания  населения  Большеуковского района»  располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.

Планируемые результаты освоения программы.

Психологическая программа по психологической помощи в кризисных ситуациях «Мозаика радости» адресована специалистам, которые заинтересованы в повышении компетентности в данной области психологического сопровождения и поддержки детей и взрослых. В процессе обучения овладеют методами психологической диагностики и многочисленными технологиями психологической помощи детям и взрослым в кризисном состоянии, навыкам построения программ психологической помощи человеку в кризисный и посткризисный период жизненного пути, что заметно расширит профессиональный инструментарий психолога.

Данная программа может выполнять профессиональную деятельность в организациях разного типа, включая дошкольные, общеобразовательные, производственные и коммерческие организации; психологические службы поддержки и реабилитации, служба МЧС России, семейные консультации и т.д.

Ожидаемый результат программы.

1.                 Эмоционально положительно воспринимать себя и окружающих людей.

2.                 Эффективно сотрудничать с другими (родителями, одноклассниками и учителями…..).

3.                 Адекватно относиться к своим успехам и неудачам.

4.                 Управлять своими эмоциями (навык саморегуляции).

5.                 Освоить техники конструктивного решения конфликтных ситуаций.

6.                 Сформировать позитивную картину будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов. Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии.

Значительное внимание уделяется в психологической литературе выявлению, психологическому анализу и классификации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий. В частности, психологические феномены, возникающие в условиях воздействия чрезвычайных факторов, описываются в литературе под названием посттравматического стрессового синдрома, или посттравматического стрессового расстройства, Исследуются разнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуально-мнестическую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие, как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации. Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования человека в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

В значительной части случаев последствиями травматического стресса, связанного с переживанием экстремальных жизненных ситуаций, являются такие формы аддиктивного поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами. Алкоголь или наркотик могут использоваться в качестве релаксирующих средств, позволяющих снять или частично нивелировать острый дискомфорт, напряжение, растерянность, страх. Чрезмерный стресс может влиять и на витальные (жизненные) функции, такие, как сексуальное поведение или питание. Таким образом, последствиями травматического стресса являются не только длительные или острые эмоционально-негативные состояния, затрудняющие жизнедеятельность человека, но также и нарушения поведения, представляющие уже сферу интересов врачей-психиатров. Между тем подобные нарушения поведения имеют психологические причины, связанные с недостаточностью личностных ресурсов для преодоления стресса либо с чрезмерностью и избыточностью дезадаптирующих воздействий в чрезвычайных обстоятельствах.

Существуют жизненные ситуации, знакомые каждому, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживанием стресса не может. Например, ситуация смерти, потери близкого человека, разрыва отношений – когда личностных ресурсов может оказаться недостаточно. Чтобы справиться с чрезвычайным стрессовым воздействием, люди, переживающие утрату, часто начинают злоупотреблять алкоголем, лекарственными препаратами. Вследствие хронического напряжения у них могут возникнуть также и разнообразные психосоматические расстройства. Психологи активно исследуют причины возникновения так называемых психосоматических заболеваний, при которых наибольшее значение имеют именно психологические факторы. Такие соматические страдания, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертония или ишемическая болезнь сердца, – часто возникают вследствие чрезвычайных обстоятельств на фоне длительных и интенсивных состояний гнева, ярости, злости или страха, отчаяния, депрессии и печали. Таким образом, лица, пережившие стресс, могут оказаться пациентами врача.

Психология экстремальных ситуаций имеет как свой теоретический аспект, связанный с изучением особенностей психического функционирования в кризисе, так и практическое приложение, которое определяется необходимостью оказывать психологическую помощь пострадавшим в критических ситуациях людям. Подобная психологическая помощь необходима для предотвращения нарушений поведения и профилактики психосоматических расстройств. Она предполагает нормализацию психического состояния с нивелированием негативных переживаний, которые оказывают столь разрушительное воздействие, как на психические, так и на соматические функции человека. Основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективной психологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в экстремальных ситуациях.

В справочнике практического психолога, посвященном экстремальным ситуациям, который предлагается вашему вниманию, раскрываются как теоретические аспекты, позволяющие понять специфику этих ситуаций, их значение для человека, так и практические, прикладные аспекты: автор предлагает конкретные способы преодоления травматического стресса, конкретные формы поведения, позволяющие справиться с чрезвычайными ситуациями. Тут также приводятся конкретные рекомендации, которые могут быть полезны не только практическим психологам, но также и всем лицам, оказывающим помощь пострадавшим: врачам, спасателям, военным, пожарным.

Кризисная психология – относительно новая область науки, поэтому ключевые понятия – кризис и кризисное переживание – не имеют пока четких дефиниций.

Понятие кризис происходит от греческого 'kreses' – решение, поворотный пункт, исход. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «кризис» определяется как: “1) резкий, крутой перелом в чем-нибудь, 2) затруднительное, тяжелое положение”.

Традиционно понятие «кризис» связано с психологией развития, в рамках которой кризис понимается как дискретный момент развития личности, как переходный период между возрастными этапами человеческой жизни. Такие кризисы принято считать нормативными, поскольку они сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Другое понимание кризиса возникло в клинической психологии, в рамках которой кризис характеризуется как состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий, опасных для здоровья или жизни человека. Такими препятствиями могут являться, например, катастрофические события, тяжелые заболевания и так далее. Характерным для кризисного переживания такого типа является наличие угрозы для жизни, психического или физического здоровья.

В любом кризисе, связан ли он с процессами взросления и развития или возникает в острой катастрофической ситуации, человек сталкивается с сильными переживаниями. Наиболее острыми среди них выступают переживания невозможности: невозможность существовать прежним, известным человеку способом, невозможность реализовывать свои мотивы, стремления и ценности, невозможность преодолеть кризис способами, известными из прошлого опыта. Кризис разворачивается в пространстве самой жизни, затрагивая жизнь как целое, жизненный замысел. Трудность, сложность и невозможность прежнего способа существования подталкивают человека искать новые формы и способы видения мира и межличностных отношений. Преодоление кризиса всегда приводит к переходу на другой уровень психологического функционирования.

В кризисной психологии наряду с понятием кризис часто употребляются такие понятия как стресс, фрустрация, конфликт, однако значение этих понятий не синонимично понятию кризис. По мнению Ф.Е. Василюка, каждому из них соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования и употребления этого понятия .

Под стрессом, по определению Г. Селье, понимается неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует перестройки организма для адаптации к изменившимся условиям. Стресс затрагивает жизнедеятельность организма, прерывая здесь-и-теперь удовлетворение и нарушая витальность. Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами. По мнению Г. Селье, любая жизненная ситуация вызывает стресс: положительная ситуация вызывает эустресс, негативная – дистресс. Р. Лазарусом было предложено понятие психологический стресс, которое включает не только ответ организма, но и оценку организмом внешней угрозы и защитные механизмы.

Фрустрация – при переводе с английского буквально означает расстройство, уничтожение замыслов, мотивов. Это понятие рассматривается в контексте проблемы выносливости человека по отношению к его жизненным трудностям и этим оно приближается к понятию кризис. Состояние фрустрации характеризуется двумя аспектами: наличием сильной мотивации к достижению цели и наличием преграды, препятствующей достижению этой цели. Препятствия, возникающие на пути к цели, могут быть:

1.                 физические (замкнутое пространство);

2.                 биологические (болезнь, старость);

3.                 психологические (страх, стыд);

4.                 культуральные (правила, нормы поведения).

Фрустрационные барьеры могут быть так же внешними или внутренними.

Конфликт – состояние, характеризующееся столкновением интересов при их высокой значимости для человека. Конфликт затрагивает согласованность внутреннего мира человека. Конфликт может быть внешним, когда сталкиваются интересы людей, либо внутренним, при котором сталкиваются разные мотивы, желания, установки.

Структура каждого занятия  включает в себя 3 основных этапа:

1.                  Вводная часть (разминка)

2.                  Рабочее время

3.                  Обсуждение (шеринг)

Методическое обеспечение программы: Будут использованы тесты, тренинговые упражнения, техники работы с фобиями, техники позитивной терапии, объяснение, групповая дискуссия, психологические игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план.

№ п/п

тема раздела

 

1. Психодиагностический блок

1

Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.

2

Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.

 

2. Коррекционный блок

3

Беседа на тему: «Альтернативные способы разрешения кризисной ситуации». Экзистенциальное осмысление проблемы. Арт-терапия.

4

Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок. Содействие переориентации поведенческих моделей. Сказкотерапия, притчи.

5

Составление карты ценностей. Беседа на тему: «Ценность жизни». Сказкотерапия, притчи.

6

Позитивизация «Я-концепции», самоценности подростка. Сказкотерапия.

7

Актуализация эмоциональной привязанности. Сказкотерапия.

8

Родственные связи и обязанности. Сказкотерапия.

9

Чувство долга, понятие о чести. Сказкотерапия.

10

Принятие норм общественного поведения, осуждающих самоубийство. Сказкотерапия.

11

Развитие навыков постановки жизненных целей. Коллаж «Мое будущее».

12

Создание плана действий для достижения жизненных целей.

13

Приверженность здоровому образу жизни. Сказкотерапия.

14

Умение видеть ресурсные возможности. Сказкотерапия.

15

Позитивное восприятие жизни. Сказкотерапия.

16

Способность к экзистенциальному осмыслению проблем. Сказкотерапия.

17

Вера. Религиозная идентичность. Сказкотерапия.

18

Мы рады встрече. Вводное занятие. Привет, это я!

 

19

Это – я, и это замечательно

 

20

Как научиться дружить

 

21

Моя и твоя уникальность

 

22

Трудности взаимопонимания

 

23

Я глазами других людей

 

24

Хочу стать уверенным

 

25

Моё поведение в конфликтной ситуации

 

26

Страх и тревожность

 

27

Проблема, как друг

 

28

Отцы и дети

 

29

Психологическая поддержка

 

30

Эмоции правят мной или я ими?

 

31

Семь преград перед пропастью

 

32

Мои желания и чувства

 

33

Я- замечательный!

 

34

Какими мы стали?

 

35

Я не такой, как все, и все мы разные.

 

36

Понимаем ли мы друг друга?

 

37

Язык общения и его секреты.

 

38

Хочу стать уверенным. Чувство собственного достоинства.

 

39

Проблема, как друг.

 

40

Негативные эмоции – как с ними жить?

 

41

Стресс. Как я могу себе помочь.

 

42

Психологическая поддержка. Самооценка.

 

43

Я могу. Способы преодоления жизненных трудностей.

 

44

Кто у руля – я или мои эмоции?

 

45

Как прекрасен этот мир!

 

 

Список использованной литературы

1.                 Аникеева Н. Психологический климат в коллективе М., 1989

2.                 Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

3.                 Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия С-Пб, 2001

4.                 Вроно Е. «Предотвращение самоубийства. Руководство для подрост ков», М., 2001.

5.                 Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов, СПб.: Питер, 2008.

6.                 Гребенкин Е.В. «Школьная конфликтология» для педагогов и родителей».-Ростов н/Д: Феникс, 2013.

7.                 Григорьева М.Ю. «Я и другие Я. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков», М.: Школьная пресса, 2011.

8.                 Зарипова Ю. «Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам», М., 2007.

9.                 Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.

10.            Кочубей Б., Новикова Е. Эмоциональная устойчивость школьников М., 1988

11.            Коробкина С.А., «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», Волгоград: «Учитель», 2014.

12.            Лабиринты психологии. Под ред. С.В. Трушковой. М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.

13.            Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.

14.            Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/ авт-сост. С.А.Пырочкина, О.П.Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008.

15.            Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В.Дубровиной. – 5-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

16.            Прихожан А.М.Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М., 1994.

17.            Райгородский Д.Я, «Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие», Самара: Изд. дом «БАРАХ-М», 2011.

18.            Родионов В.А. Психология здоровья школьников: технология работы. Лекции 5-8. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

19.            Свешникова Л.В. «Рефлексивные техники эмоционального состояния детей», Волгоград: «Учитель», 2012.

20.            Степанов С. Учимся владеть собой. М., 2001

21.            Степанов С. Как помочь себе и другу выйти из кризиса. М., 2001

22.            Пудикова Н. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. Волгоград, 2008

23.            Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.2. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001.

24.            Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программа занятий, методические рекомендации М., 2006

25.            Шваб Е. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия Волгоград, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШКАЛА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ

(IMPACT OF EVENT SCALE-R)

Имя _____________________

Образование________________

Семейное положение ______

Возраст____________________

Пол:_____________________

М Ж Дата «____________» 200___г.

ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены описания переживаний людей, которые перенесли тяжелые стрессовые ситуации. Оцените, в какой степени вы испытывали такие чувства по поводу подобной ситуации, когда-то пережитой вами

(________________________________________________

_______________________________________________).

Для этого выберите и обведите кружком цифру, соответствующую тому, как часто вы испытывали подобное переживание в течение последних 7 дней, включая сегодняшний. Никогда

0

Редко

1

Иногда

3

Часто

5

1. Любое напоминание об этом событии (ситуации) заставляло меня заново переживать все случившееся.

2. Я не мог спокойно спать по ночам

3. Некоторые вещи заставляли меня все время думать о том, что со мной случилось

4. Я чувствовал постоянное раздражение и гнев

5. Я не позволял себе расстраиваться, когда я думал об этом событии или что-то напоминало мне о нем

6. Я думал о случившемся против своей воли

7. Мне казалось, что всего случившегося со мной как будто не было на самом деле или все, что тогда происходило, было нереальным

8. Я старался избегать всего, что могло бы мне напомнить о случившемся

9. Отдельные картины случившегося внезапно возникали в сознании

10. Я был все время напряжен и сильно вздрагивал, если что-то внезапно пугало меня

11. Я старался не думать о случившемся

12. Я понимал, что меня до сих пор буквально переполняют тяжелые переживания по поводу того, что случилось, но ничего не делал, чтобы их избежать

13. Я чувствовал что-то вроде оцепенения, и все мои переживания по поводу случившегося были как будто парализованы

14. Я вдруг замечал, что действую или чувствую себя так, как будто бы все еще нахожусь в той ситуации

15. Мне было трудно заснуть

16. Меня буквально захлестывали непереносимо тяжелые переживания, связанные с той ситуацией

17 Я старался вытеснить случившееся из памяти

18 Мне было трудно сосредоточить внимание на чем-либо

19 Когда что-то напоминало мне о случившемся, я испытывал неприятные физические ощущения – потел, дыхание сбивалось, начинало тошнить, учащался пульс и т п

20 Мне снились тяжелые сны о том, что со мной случилось

21 Я был постоянно насторожен и все время ожидал, что случится что-то плохое

22 Я старался ни с кем не говорить о случившемся

Ключи к обработке

Субшкала «вторжение» сумма баллов пунктов 1, 2, 3, 6, 9, 16, 20

Субшкала «избегание» сумма баллов пунктов 5, 7, 8, 11, 12, 13, 17, 22

Субшкала «физиологическая возбудимость» сумма баллов пунктов 4, 10, 14, 15, 18, 19, 21

ОПРОСНИК ВЫРАЖЕННОСТИ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ (SYMPTOM CHECK LIST-90-REVISED - SCL-90-R)

Шкала SCL содержит 90 пунктов, которые позволяют оценить симптоматику психиатрических пациентов и здоровых людей (Derogatis, Rickels, Rock, 1976). Каждый из 90 вопросов оценивается по пятибалльной шкале (от 0 до 4), где 0 соответствует позиция «совсем нет», а 4 – «очень сильно». Ответы на 90 пунктов подсчитываются и интерпретируются по 9 основным шкалам симптоматических расстройств: соматизации – Somatization (SOM), обсессивности – компуль-сивности – Obsessive – Compulsive (О – С), межличностной сензитивности – Interpersonal Sensitivity (INT), депрессии – Depression (DEP), тревожности – Anxiety (ANX), враждебности – Hostility (HOS), фобической тревожности – Phobic Anxiety (PHOB), паранойяльных тенденций – Paranoid Ideation (PAR), психотизма – Psychoticism (PSY) и по З обобщенным шкалам второго порядка: общий индекс тяжести симптомов (GSI), индекс наличного симптоматического дистресса (PTSD), общее число утвердительных ответов (PST). Индексы второго порядка предложены для того, чтобы иметь возможность более гибко оценивать психопатологический статус пациента.

Операциональные определения шкал SCL-90-R Соматизация (Somatization – SOM)

Нарушения, называемые соматизацией, отражают дистресс, возникающий из ощущения телесной дисфункции. Сюда относятся жалобы, фиксированные на кардиоваскулярной, гастроинтестинальной, респираторной и других системах. Компонентами расстройства являются также головные боли, другие боли и общий мышечный дискомфорт и в дополнение – соматические эквиваленты тревожности. Все эти симптомы и признаки могут указывать на наличие расстройства, хотя они могут быть и проявлением реальных соматических заболеваний.

Обсессивно-компульсивные расстройства (Obsessive – Compulsive – О – С)

Обсессивно-компульсивное расстройство имеет симптомы, которые в значительной степени тождественны стандартному клиническому синдрому с тем же названием. При этом характерны мысли, импульсы и действия, воспринимаемые как постоянные и непреодолимой силы, но чуждые Эго или нежелательные.

Межличностная сензитивность (Interpersonal Sensitivity – INT)

Данное расстройство определяется чувствами личностной неадекватности и неполноценности, в особенности когда человек сравнивает себя с другими. Самоосуждение, чувство беспокойства и заметный дискомфорт в процессе межличностного взаимодействия характеризуют проявления этого синдрома. Кроме того, индивиды с высокими показателями по INT сообщают об обостренном чувстве осознания собственного Я и негативных ожиданиях относительно межличностного взаимодействия и любых коммуникаций с другими людьми.

Депрессия (Depression – DEP)

Симптомы этого расстройства отражают широкую область проявлений клинической депрессии. Здесь представлены симптомы дисфории и такие аффективные симптомы, как признаки отсутствия интереса к жизни, недостатка мотивации и потери жизненной энергии. Кроме того, сюда относятся чувства безнадежности, мысли о суициде и другие когнитивные и соматические корреляты депрессии.

Тревожность (Anxiety – ANX)

Тревожное расстройство состоит из ряда симптомов и признаков, которые клинически связаны с высоким уровнем манифестированной тревожности. Главный признак тут свободноплавающая тревога. Ей соответствует ощущение, что угроза или предмет страха пронизывает все, хотя тревога не привязана к чему-либо конкретному. В число признаков входит нервозность, напряжение, тремор, а также приступы паники и чувство ужаса.

Враждебность (Hostility – HOS)

Враждебность включает мысли, чувства или действия, которые являются проявлениями негативного аффективного состояния злости. В состав пунктов входят все три признака, отражающие такие качества, как агрессия, раздражительность, гнев и негодование.

Фобическая тревожность (Phobic Anxiety – PHOB)

Определяется как стойкая реакция страха на определенных людей, места, объекты или ситуации, которая характеризуется как иррациональная и неадекватная по отношению к стимулу и влечет за собой избегающее поведение. Пункты, относящиеся к представленному расстройству, направлены на наиболее патогномичные и разрушительные проявления фобического поведения. Структура данного расстройства близко соответствует определению агорафобии (Marks, 1969), называемой также синдромом фобической тревожной деперсонализации (Roth, 1959).

Паранойяльные симптомы (Paranoid Ideation – PAR)

Паранойяльное поведение тут представлено как вид нарушений мышления. Его кардинальные характеристики: проекции мыслей, враждебность, подозрительность, напыщенность, страх потери независимости, иллюзии – рассматриваются как основные признаки этого расстройства, и вопросы ориентированы на данные признаки.

Психотизм (Psychoticism – PSY)

В шкалу психотизма включены вопросы, указывающие на избегающий, изолированный, шизоидный стиль жизни, на симптомы шизофрении, такие, как зрительные или звуковые галлюцинации Шкала психотизма представляет собой континуум от мягкой межличностной изоляции до очевидных признаков психоза.

Дополнительные вопросы

Семь вопросов, которые входят в SCL, не попадают ни под одно определение симптоматических расстройств; эти признаки указывают на некоторые расстройства, но не относятся ни к одному из них. Дополнительные вопросы не объединены между собой в виде шкалы определенного расстройства, а учитываются при общей обработке теста.

ШКАЛЫ SCL-R С ВХОДЯЩИМИ В НИХ ПУНКТАМИ

Соматизация (Somatization – SOM)

Всего: 12 пунктов

1. Головные боли.

4. Слабость или головокружение.

12. Боли в сердце или грудной клетке.

27. Боли в пояснице.

40. Тошнота или расстройство желудка.

42. Боли в мышцах

48. Затрудненное дыхание.

49. Приступы жара или озноба.

52. Онемение или покалывание в различных частях тела.

53. Комок в горле.

56. Ощущение слабости в различных частях тела.

58. Тяжесть в конечностях.

Обсессивно-компульсивные расстройства Obsessive – Compulsive (О – С) Всего: 10 пунктов

3. Повторяющиеся неприятные неотвязные мысли.

9. Проблемы с памятью.

10. Ваша небрежность или неряшливость.

28. Ощущение, что вам что-то мешает сделать что-либо. 38. Необходимость делать все очень медленно, чтобы не допустить ошибки.

45. Потребность проверять и перепроверять то, что вы делаете.

46. Трудности в принятии решения. 51. То, что вы легко теряете мысль.

55. То, что вам трудно сосредоточиться. 65. Потребность повторять действия: прикасаться, мыться, пересчитывать и т.п.

Межличностная сензитивность Interpersonal Sensitivity (INT) Всего: 9 пунктов

6. Чувство недовольства другими.

21. Застенчивость или скованность в общении с лицами другого пола

34. То, что ваши чувства легко задеть.

36. Ощущение, что другие не понимают вас или не сочувствуют вам.

37. Ощущение, что люди недружелюбны или вы им не нравитесь.

41. Ощущение, что вы хуже других. 61. Ощущение неловкости, когда люди наблюдают за вами или говорят о вас.

69. Чрезмерная застенчивость в общении с другими.

73. Чувство неловкости, когда вы едите и пьете на людях.

Депрессия Depression (DEP) Всего: 13 пунктов

5. Потеря сексуального влечения или удовольствие

14. Упадок сил или заторможенность.

15. Мысли о том, чтобы покончить с собой. 20. Слезливость.

22. Ощущение, что вы в западне или пойманы. 26. Чувство, что вы сами во многом виноваты.

29. Чувство одиночества.

30. Подавленное настроение, «хандра».

31. Чрезмерное беспокойство по разным поводам.

32. Отсутствие интереса к чему бы то ни было. 54. Ощущение, что будущее безнадежно.

71. Чувство, что все, что бы вы ни делали, требует больших усилий.

79. Ощущение собственной никчемности.

Тревожность Anxiety (ANX) Всего: 10 пунктов

2. Нервозность или внутренняя дрожь. 17. Дрожь.

23. Неожиданный и беспричинный страх.

33. Чувство страха.

39. Сильное или учащенное сердцебиение.

57. Ощущение напряженности или взвинченности.

72. Приступы ужаса или паники.

78. Такое сильное беспокойство, что вы не можете усидеть на месте.

80. Ощущение, что с вами произойдет что-то плохое. 86. Кошмарные мысли или видения.

Враждебность Hostility (HOS) Всего: 6 пунктов

И. Легко возникающие досада или раздражение.

24. Вспышки гнева, которые вы не могли сдержать.

63. Импульсы причинять телесные повреждения или вред кому-либо.

67. Импульсы ломать или крушить что-либо. 74. То, что вы часто вступаете в спор.

81. То, что вы кричите или швыряетесь вещами.

Фобическая тревожность Phobic Anxiety (PHOB) Всего: 7 пунктов

13. Чувство страха в открытых местах или на улице.

25. Боязнь выйти из дома одному.

47. Боязнь езды в автобусах, метро или поездах.

50. Необходимость избегать некоторых мест или действий, так как они вас пугают. 70. Чувство неловкости в людных местах (магазинах, кинотеатрах).

75. Нервозность, когда вы оставались одни.

82. Боязнь, что вы упадете в обморок на людях.

Паранойяльные симптомы Paranoid Ideation (PAR) Всего: 6 пунктов

8 Ощущение, что почти во всех ваших неприятностях виноваты другие.

18. Чувство, что большинству людей нельзя доверять.

43. Ощущение, что другие наблюдают за вами или говорят о вас.

68. Наличие у вас идей или верований, которые не разделяют другие.

76. То, что другие недооценивают ваши достижения.

83. Ощущение, что люди злоупотребят вашим доверием, если вы им позволите.

Психотизм Psychoticism (PSY) Всего: 10 пунктов

7. Ощущение, что кто-то другой может управлять вашими мыслями.

16. То, что вы слышите голоса, которые не слышат другие. 35. Ощущение, что другие проникают в ваши мысли. 62. То, что у вас в голове чужие мысли.

77. Чувство одиночества, даже когда вы с другими людьми.

84. Нервировавшие вас сексуальные мысли.

85. Мысль, что вы должны быть наказаны за ваши грехи.

87. Мысли о том, что с вашим телом что-то не в порядке.

88. То, что вы не чувствуете близости ни к кому.

90. Мысли о том, что с вашим рассудком творится что-то неладное.

Дополнительные вопросы (Additional Items – ADD) Всего: 7 пунктов

19. Плохой аппетит. 60. Переедание.

44. То, что вам трудно заснуть. 59. Мысли о смерти.

64. Бессонница по утрам.

66. Беспокойный и тревожный сон.

89. Чувство вины.

Средние значения показателей SCL-90-R (Тарабрина, 2001) Обследованные группы

SOM

о-с

INT

DEP

ANX

HOS

РНОВ

Пожарные

0,29±0,30

0,38±0,33

0,4410,38

0,2510,26

0,2610,27

0,3310,41

0,1210,19

Сотрудники МВД

0,50±0,43

0,67±0,51

0,7810,54

0,5410,45

0,5210,48

0,6610,60

0,28±0,39

Военнослужащие

0,68±0,63

0,67±0,55

0,7710,58

0,5910,58

0,5910,61

0,7410,67

0,40±0,60

Больные шизофренией

0,93±0,82

1,23±0,83

0,9410,69

1,0410,74

0,99±0,78

0,±60±0,58

0,73±0,82

Беженцы, «норма»

0,85±0,73

0,68±0,63

0,7610,68

0,6710,62

0,58±0,58

0,5910,75

0,3010,37

Беженцы ПТСР

1,37±0,68

1,21 ±0,68

0,7610,34

1,0710,63

1,2910,93

1,0510,81

0,9110,73

Соматоформные больные

1,6010,62

1,04±0,63

1,1310,76

1,2910,75

1,5010,80

1,1010,69

0,9910,71

Ликвидаторы, «норма»

1,43±0,80

1,07±0,72

0,90±0,68

0,9310,68

0,9310,76

0,8710,69

0,5010,63

Ликвидаторы, ПТСР

1,47±0,80

1,31 ±0,83

1,13±0,61

1,2110,76

1,2110,84

1,15±0,79

0,7410,84

Ветераны Афганистана, «норма»,

0,41±0,41

0,52±0,52

0,5910,51

0,4110,39

0,4010,55

0,51 ±0,51

0,1910,42

Ветераны Афганистана, ПТСР

1,08±0,64

1,15±0,72

1,2510,68

1,15±0,65

1,1610,81

1,2210,66

0,7610,74

Студенты

0,55±0,46

0,78±0,54

0,95±0,65

0,7210,55

0,5810,53

0,74±0,65

0,3210,37

Банковские служащие

0,5110,51

0,6410,49

0,6710,54

0,6210,52

0,49Ю,49

0,57±0,55

0,2210,36

Обследованные группы

PAR

PSY

ADD

GSI

PSDI

PST

GT

Пожарные

0,37±0,39

0,15±0,22

0,30±0,31

0,56±0,43

1,16±0,24

21,61+16,64

25,66±21,70

Сотрудники МВД

0,68±0,54

0,39±0,41

0,57±0,54

0,61 ±0,55

1,24±0,28

38,91±27,10

49,91±39,13

Военнослужащие

0,67±0,56

0,40±0,59

0,60±0,72

0,93±0,66

1,34±0,36

36,36±24,42

54,67±49,25

Больные шизофренией

0,92±0,76

0,83±0,72

0,77±0,62

0,60±0,51

1,85±0,71

43,05±24,95

79,50±57,27

Беженцы, «норма»

0,64±0,53

0,30±0,42

0,45±0,56

1,08±0,59

1,45±0,46

32,13±21,88

51,38±43,72

Беженцы, ПТСР

1,04±1,27

0,89±0,82

1,00+0,37

1,17±0,52

1,62±0,61

56,00± 16,44

95,57+53,21

Соматоформные больные

0,76±0,56

0,80±0,57

1,17±0,79

0,92±0,60

1,87±0,50

54,75±13,97

105,73±47,19

Ликвидаторы, «норма»

0,70±0,62

0,56±0,55

0,97±0,73

1,15±0,66

1,63+0,46

46,86±22,30

82,30±53,94

Ликвидаторы, ПТСР

1,05±0,76

0,85±0,69

1,12±0,65

0,41+0,35

1,78±0,52

54,96± 17,94

103,30±59,43

Ветераны Афганистана, «норма»

0,49±0,44

0,19±0,26

0,36±0,41

1,07±0,51

1,28±0,33

26,35±17,49

36,53±31,46

Ветераны Афганистана, ПТСР

1,00±0,69

0,72±0,51

1,16±0,64

0,64±0,43

1,72±0,49

54,29± 17,46

96,24±46,11

Студенты

0,73±0,59

0,44±0,45

0,54

0,49

0,51 ±0,39

1,45±0,39

36,64±17,28

Банковские служащие

0,55±0,48

0,34±0,36

0,45

0,39

0,29±0,24

1,31±0,32

32,87±19,81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРОСНИК ДЕПРЕССИВНОСТИ БЕКА (BECK DEPRESSION INVENTORY - BDI)

Ф. И. О._______________________

Дата «_____» 200__г.

ИНСТРУКЦИЯ.

Вам предлагается ряд утверждений. Выберите одно утверждение в каждой группе, которое лучше всего описывает ваше состояние за прошедшую неделю, включая сегодняшний день. Обведите кружком номер утверждения, которое вы выбрали. Если в группе несколько утверждений в равной мере хорошо описывают ваше состояние, обведите каждое из них. Прежде чем сделать свой выбор, внимательно прочтите все утверждения в каждой группе.

1. 0–Я не чувствую себя несчастным.

1-Я чувствую себя несчастным.

2-Я все время несчастен и не могу освободиться от этого чувства.

3-Я настолько несчастен и опечален, что не могу этого вынести.

2. 0–Думая о будущем, я не чувствую себя особенно разочарованным.

1– Думая о будущем, я чувствую себя разочарованным.

2-Я чувствую, что мне нечего ждать в будущем.

3-Я чувствую, что будущее безнадежно и ничто не изменится к лучшему

3.0–Я не чувствую себя неудачником.

1-Я чувствую, что у меня было больше неудач, чем у большинства других людей.

2. Когда я оглядываюсь на прожитую жизнь, все, что я вижу, это череда неудач.

3-Я чувствую себя полным неудачником.

4. 0–Я получаю столько же удовольствия от жизни, как и раньше.

1-Я не получаю столько же удовольствия от жизни, как раньше.

2-Я не получаю настоящего удовлетворения от чего бы то ни было

3-Я всем не удовлетворен, и мне все надоело.

5. 0–Я не чувствую себя особенно виноватым.

1–Довольно часто я чувствую себя виноватым.

2–Почти всегда я чувствую себя виноватым.

3-Я чувствую себя виноватым все время

6. 0–Я не чувствую, что меня за что-то наказывают.

1-Я чувствую, что могу быть наказан за что-то. 2-Я ожидаю, что меня накажут.

3-Я чувствую, что меня наказывают за что-то.

7. 0–Я не испытываю разочарования в себе. 1-Я разочарован в себе.

2-Я внушаю себе отвращение. 3-Я ненавижу себя.

8. 0–У меня нет чувства, что я в чем-то хуже других.

1-Я самокритичен и признаю свои слабости и ошибки.

2-Я все время виню себя за свои ошибки.

3-Я виню себя за все плохое, что происходит.

9. 0–У меня нет мыслей о том, чтобы покончить с собой.

1–У меня есть мысли о том, чтобы покончить с собой, но я этого не сделаю.

2-Я хогел бы покончить жизнь самоубийством.

3-Я бы покончил с собой, если бы представился удобный случай.

10. 0–Я плачу не больше, чем обычно.

1–Сейчас я плачу больше обычного.

2-Я теперь все время плачу.

3–Раньше я еще мог плакать, но теперь не смогу, даже если захочу.

11. 0–Сейчас я не более раздражен, чем обычно.

1-Я раздражаюсь легче, чем раньше, даже по пустякам.

2–Сейчас я все время раздражен.

3–Меня уже ничто не раздражает, потому что все стало безразлично.

12. 0–Я не потерял интереса к другим людям.

1–У меня меньше интереса к другим людям, чем раньше.

2-Я почти утратил интерес к другим людям.

3-Я потерял всякий интерес к другим людям.

13. 0–Я способен принимать решения так же, как всегда.

1-Я откладываю принятие решений чаще, чем обычно.

2-Я испытываю больше трудностей в принятии решений, чем прежде.

3-Я больше не могу принимать каких-либо решений

14. 0–Я не чувствую, что я выгляжу хуже, чем обычно.

1-Я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим или непривлекательным.

2-Я чувствую, что изменения, происшедшие в моей внешности, сделали меня непривлекательным.

3-Я уверен, что выгляжу безобразным.

15. 0–Я могу работать так же, как раньше.

1–Мне надо приложить дополнительные усилия, чтобы начать что-либо делать.

2-Я с большим трудом заставляю себя что-либо делать.

3-Я вообще не могу работать.

16. 0–Я могу спать так же хорошо, как и обычно.

1-Я сплю не так хорошо, как всегда.

2-Я просыпаюсь на 1–2 часа раньше, чем обычно, и с трудом могу заснуть снова.

3-Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и не могу снова заснуть.

17. 0–Я устаю не больше обычного.

1-Я устаю легче обычного.

2-Я устаю почти от всего того, что я делаю.

3-Я слишком устал, чтобы делать что бы то ни было.

18. 0–Мой аппетит не хуже, чем обычно.

1–У меня не такой хороший аппетит, как был раньше.

2–Сейчас мой аппетит стал намного хуже.

3-Я вообще потерял аппетит.

19. О–Если в последнее время я и потерял в весе, то очень немного.

1-Я потерял в весе более 2 кг.

2-Я потерял в весе более 4 кг.

3-Я потерял в весе более 6 кг.

Я специально пытался не есть, чтобы потерять в весе

(обведите кружком): Да, Нет

20. 0–Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.

1–Меня беспокоят такие проблемы, как различные боли, расстройства желудка, запоры.

2-Я настолько обеспокоен своим здоровьем, что мне даже трудно думать о чем-нибудь другом.

3-Я до такой степени обеспокоен своим здоровьем, что вообще ни о чем другом не могу думать.

21. 0 – Я не замечал каких-либо изменений в моих сексуальных интересах.

1-Я меньше, чем обычно, интересуюсь сексом.

2–Сейчас я намного меньше интересуюсь сексом.

3-Я совершенно утратил интерес к сексу.

 


Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения

Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения

Содержание 1.

Содержание 1.

Пояснительная записка На исходе

Пояснительная записка На исходе

Важно, чтобы помогающий мог почувствовать глубину и специфику кризисного переживания, мог понять закономерности протекания кризиса, умел присутствовать рядом

Важно, чтобы помогающий мог почувствовать глубину и специфику кризисного переживания, мог понять закономерности протекания кризиса, умел присутствовать рядом

Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств

Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств

Исследования психического состояния людей — участников, жертв или свидетелей подобных событий либо стихийных бедствий — выявили у многих наличие различных нарушений психики, в том числе…

Исследования психического состояния людей — участников, жертв или свидетелей подобных событий либо стихийных бедствий — выявили у многих наличие различных нарушений психики, в том числе…

Таким образом, данная психологическая программа по психологической помощи в кризисных ситуациях «Мозаика радости», актуальна в связи с тем, что она позволит выявить «группу риска» среди…

Таким образом, данная психологическая программа по психологической помощи в кризисных ситуациях «Мозаика радости», актуальна в связи с тем, что она позволит выявить «группу риска» среди…

Реадаптация: переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматических событий; 2

Реадаптация: переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматических событий; 2

Данная программа может выполнять профессиональную деятельность в организациях разного типа, включая дошкольные, общеобразовательные, производственные и коммерческие организации; психологические службы поддержки и реабилитации, служба

Данная программа может выполнять профессиональную деятельность в организациях разного типа, включая дошкольные, общеобразовательные, производственные и коммерческие организации; психологические службы поддержки и реабилитации, служба

Содержание программы. Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение

Содержание программы. Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение

Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования человека в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим…

Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования человека в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим…

Вследствие хронического напряжения у них могут возникнуть также и разнообразные психосоматические расстройства

Вследствие хронического напряжения у них могут возникнуть также и разнообразные психосоматические расстройства

Тут также приводятся конкретные рекомендации, которые могут быть полезны не только практическим психологам, но также и всем лицам, оказывающим помощь пострадавшим: врачам, спасателям, военным, пожарным

Тут также приводятся конкретные рекомендации, которые могут быть полезны не только практическим психологам, но также и всем лицам, оказывающим помощь пострадавшим: врачам, спасателям, военным, пожарным

Кризис разворачивается в пространстве самой жизни, затрагивая жизнь как целое, жизненный замысел

Кризис разворачивается в пространстве самой жизни, затрагивая жизнь как целое, жизненный замысел

Препятствия, возникающие на пути к цели, могут быть: 1

Препятствия, возникающие на пути к цели, могут быть: 1

Календарно-тематический план. № п/п тема раздела 1

Календарно-тематический план. № п/п тема раздела 1

Вера. Религиозная идентичность

Вера. Религиозная идентичность

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/

ШКАЛА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО

ШКАЛА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО

Я понимал, что меня до сих пор буквально переполняют тяжелые переживания по поводу того, что случилось, но ничего не делал, чтобы их избежать 13

Я понимал, что меня до сих пор буквально переполняют тяжелые переживания по поводу того, что случилось, но ничего не делал, чтобы их избежать 13

Я и негативных ожиданиях относительно межличностного взаимодействия и любых коммуникаций с другими людьми

Я и негативных ожиданиях относительно межличностного взаимодействия и любых коммуникаций с другими людьми

Затрудненное дыхание. 49. Приступы жара или озноба

Затрудненное дыхание. 49. Приступы жара или озноба

То, что вы кричите или швыряетесь вещами

То, что вы кричите или швыряетесь вещами

Ветераны Афганистана, «норма», 0,41±0,41 0,52±0,52 0,5910,51 0,4110,39 0,4010,55 0,51 ±0,51 0,1910,42

Ветераны Афганистана, «норма», 0,41±0,41 0,52±0,52 0,5910,51 0,4110,39 0,4010,55 0,51 ±0,51 0,1910,42

ОПРОСНИК ДЕПРЕССИВНОСТИ БЕКА (BECK

ОПРОСНИК ДЕПРЕССИВНОСТИ БЕКА (BECK

Я все время виню себя за свои ошибки

Я все время виню себя за свои ошибки

Я до такой степени обеспокоен своим здоровьем, что вообще ни о чем другом не могу думать

Я до такой степени обеспокоен своим здоровьем, что вообще ни о чем другом не могу думать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2021