Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района»
УТВЕРЖДАЮ: И. о. руководителя БУ «КЦСОН Большеуковского района» ____________А.С. Метелёва _________________ 2020 год |
Психологическая тренинговая программа
для взрослых по профилактике суицидального поведения «Жизнь у нас одна»
Составитель:
К. В. Пудова,
психолог
отделения социальной
реабилитации инвалидов
Большие Уки
2020 г.
Содержание программы
1. |
Пояснительная записка |
3 - 8 |
2. |
Содержание программы |
9 - 13 |
3. |
Календарно – тематический план |
14 - 15 |
4. |
Список использованной литературы |
16 - 17 |
5. |
Приложение |
18 - 27 |
Пояснительная записка
Люди, не отказывайтесь от жизни,
это хороший опыт, который каждому
пригодится.
Александр Боровик
Свое хорошо известное философское сочинение «Миф о Сизифе» А. Камю начинает со значительного вступления: «есть лишь одна по-настоящему философская проблема – проблема суицида».
Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.
Семье и отдельной личности, в период жизненных кризисов, свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношение к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.
Так, каждые 40 секунд в мире совершается самоубийство, говорится в опубликованном докладе ВОЗ. Подсчитано, что ежегодно более 800 000 человек погибают в результате самоубийств и многочисленное множество других совершают суицидальные попытки. Проблема самоубийств – носит глобальные масштабы. Это имеет разрушительные и далеко идущие последствия для родных, друзей и знакомых даже спустя долгое время после того, как близкие им люди свели счеты с жизнью.
К сожалению, слишком часто суициду не придается первостепенного значения как важнейшей проблеме здравоохранения. Несмотря на расширение исследований и получение все новых знаний о самоубийствах и их профилактике, продолжают существовать табу и стигма, окружающие самоубийства, и часто люди не ищут помощи или остаются наедине с самими собой. А если они все-таки обращаются за помощью, то сталкиваются с неспособностью многих систем и служб здравоохранения оказать ее своевременно и эффективно.
Ключевая идея состоит в том, что самоубийство можно предотвратить.
Во-первых, следует активно выявлять людей, склонных к суициду. Человек может долгие годы жить, имея суицидальные наклонности, и в это время ему можно помочь.
Во-вторых, по данным некоторых стран, частоту самоубийств можно снизить с помощью ограничения доступа к средствам, которые люди используют, чтобы покончить жизнь самоубийством. К наиболее распространенным средствам относится: пестициды, яды, повешение и использование огнестрельного оружия.
Третий важный способ снизить смертность в результате самоубийств, это создание национального согласованного плана действий, который в настоящее время принят только в 28 странах. Эффективная профилактика самоубийств требует, чтобы государственные ведомства вели скоординированную совместную работу.
Самый распространенный случай самоубийства – повешение.
Каждое самоубийство – это личная трагедия, которая безвременно прерывает жизнь человека и распространяется, как круги на воде, нанося непоправимый ущерб членам его семьи, друзьям и сообществам. Число самоубийств в разных странах неодинаково, однако наибольшее время в глобальном масштабе приходится на страны с низким и средним уровнем доходов – здесь происходит примерно 75% всех самоубийств.
Самоубийства случаются в любом возрасте, но пик самоубийств приходится на возраст от 15 до 29 лет. Среди наиболее уязвимых групп – подростки и молодежь; в настоящее время самоубийства являются второй ведущей причиной смерти людей в возрасте от 15 до 29 лет в глобальном масштабе.
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков и взрослых в том числе. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
В этом возрасте реальная значимость проблемы и реакция на неё могут быть несоизмеримы до катастрофической величины. Для более успешного прогнозирования экстремального поведения необходимо учитывать ряд их психологических особенностей:
1. Взрослые как и подростки стремятся шокировать общество крайними действиями, которые могут привести к смертельному исходу (вызывающее поведение).
2. Привыкнув к опеке, взрослые и подростки нередко рассматривают суицидальные попытки как своеобразную игру, которая контролируется, оставаясь в душе уверенными, что родные не разрешат довести ее до конца.
3. При отсутствии других реальных возможностей воздействовать на окружающую микросреду, взрослые часто прибегают к шантажу таким образом. Большинство взрослых не отдают себе отчета в реальной трагичности последствий суицида.
4. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни взрослые.
5. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания взрослых, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.п.
Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, и содержит описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди взрослого населения.
Целевая группа:
Данная психологическая тренинговая программа по профилактике суицидального поведения «Жизнь у нас одна» предназначена для организации профилактической тренинговой и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди взрослых групп. Работа проводится со взрослыми, состоящими на социальном обслуживании в БУ «КЦСОН Большеуковского района».
Время проведения занятий:
1 раз в неделю, продолжительность 30 минут. Время занятия варьируется в зависимости от самочувствия участников.
Форма работы: индивидуальные и групповые занятия, тренинги, релаксационные занятия с элементами тренинга.
Цели программы:
1. Формирование позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения, и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
2. Профилактика суицидов и суицидальных попыток среди взрослого населения.
Задачи программы:
1. создание системы психологической поддержки взрослых;
2. изучение особенностей психологического статуса взрослого, с последующим выявлением нуждающихся в незамедлительной помощи;
3. обеспечение безопасности взрослого, снятие суицидального риска;
4. сопровождающая деятельность взрослого группы риска и его семьи.
Необходимое оборудование и материалы: записи с релаксирующей музыкой и устройство для их прослушивания, листы бумаги, форматом А4, карандаши, фломастеры, бланки с диагностическими методиками.
Кадровое обеспечение
1. Автор и непосредственный исполнитель программы – психолог.
2. Куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов.
Условия реализации программы
Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.
Срок реализации программы: 1 год.
Реализация программы
Программа реализуется по трем направлениям: теоретическое, диагностическое и практическое. Методы могут варьироваться в зависимости от требований ситуации.
Принципы программы.
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности.
4. Принцип ориентации на зону ближнего развития.
5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций.
Основные направления деятельности
1. Работа с людьми, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
2. Работа с людьми нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
3. Профилактическая работа со всеми участниками.
4. Просветительская работа с родителями, с семьей.
Ожидаемый результат
1. Организованная, таким образом, работа позволит осуществлять психологическую защиту, снизить количество взрослых с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в социуме.
2. Психологическое раскрепощение, формирование навыков и приемов, способствующих самовыражению.
3. Оказание помощи в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей.
4. Создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации процесса.
5. Наибольший эффект программа может иметь, как реализованная целостная система совместной деятельности психолога, направленная на активное приспособление взрослого к социальной среде, включающая в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Содержание программы
В условиях современного общества процент взрослых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого взрослого.
Самоубийства в Российской Федерации являются важной социальной проблемой национального масштаба. Уровень самоубийств в нашей стране остаётся одним из самых высоких в мире. Если брать данные только Москвы, то здесь на одного человека меньше по тем же критериям. Самоубийства по цифрам и периодам Россия занимает едва ли первые места в мире по смертности молодёжи и подростков. Каждый год из 100 тысяч гибнет 16 человек.
Наиболее склонны к суициду мужчины, особенно в возрасте 35–39 лет — 41,4 человека на 100 тыс. населения. Как правила, мужские суициды связывают с материальными проблемами, злоупотреблением алкоголем, психическими расстройствами и одиночеством.
Статистика суицидов РФ показывает, что 71% самоубийц предпочитают вышеупомянутый способ, отравление медикаментами и газом, а также средствами бытовой химии («Белизной»). 28% – наносят себе телесные повреждения. В мире самоубийцы большей частью пополняют статистику суицидов через повешение.
Одной из самых напряженных остается в нашей стране ситуация по самоубийствам среди подростков и взрослых. По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и взрослый возраст. По числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. По разным оценкам, мы занимаем первое или четвертое место. Среднемировая величина почти в три раза ниже.
Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от психологов, всех должностных лиц понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы. Наряду с этими выделены самоубийства (истинные суициды) и попытки (незавершенные суициды).
Содержание основных понятий
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микро социального климата.
Типы суицидального поведения
Демонстративное поведение - в основе этого типа суицидального поведения лежит стремление взрослого обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Аффективное суицидальное поведение - суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях взрослый действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, – затмевают собой реальное восприятие действительности и взрослый, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение – поведение, характеризующееся продуманным планом действий. Взрослый готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения они чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
К «группе риска» по суициду относятся подростки и взрослые: с нарушением межличностных отношений, ― одиночки; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе взрослые; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от болезней или покинутые окружением взрослые; из социально-неблагополучных семей – уход из семьи одного из супругов; из семей, в которых были случаи суицидов.
Направления и формы работы
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности; стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения; привлечение внимания к интересным занятиям; установление доверительных отношений с клиентом; вовлечение с участием других людей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между людьми.
2. Укрепление нервной системы (далее – НС): наблюдение у психиатра (2 раза в год). Совместный контроль и наблюдение психолога, за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения. Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля). Осуществление комплексного подхода в укреплении НС (контроль нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы: овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
Направления коррекционной работы
1. Усиление личностных ресурсов в формировании «антисуицидального барьера».
2. Обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций.
3. Повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости.
Календарно – тематический план
№ п/п |
Тема мероприятия |
Форма работы |
1 |
Занятие 1. «Знакомство» Вводная диагностика |
Знакомство участников группы, снятие психологических барьеров. Анкетирование, работа с опросниками. |
2 |
Занятие 2. «Я не одинок» «Слагаемые здоровья» |
Занятие с элементами тренинга. Обсуждение темы «Одиночества» со взрослым, формирование у него осознанности собственных эмоциональных связей с друзьями и родственниками. |
3 |
Занятие 3. «Я и мой внутренний ребёнок» «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» |
Занятие с элементами тренинга. Раскрытие личностных ресурсов для разрешения трудных ситуаций. |
4 |
Занятие 4. «Вы мне очень дороги, ОКРУЖАЮЩИЕ» «Как преодолевать тревогу» |
Занятие с элементами тренинга. Формирование у взрослого уверенности в себе, осознание не только самоценности, но и ценности окружающих людей. |
5 |
Занятие 5. «Я настоящий. И мне это нравится» «Способы решения конфликтов» |
Занятие с элементами тренинга. Формирование у взрослого самопринятия. |
6 |
Занятие 6. «Посмотрим в будущее…» «Осознание жизни как главной ценности» |
Занятие с элементами тренинга. Осознание взрослым собственных мотивов, целей, установок и ориентиров. |
7 |
Занятие 7. «Скрытые возможности внутри меня» «Способы саморегулирования эмоционального состояния» |
Занятие с элементами тренинга. Осознание взрослым своих неиспользованных возможностей, ресурсов. Снятие эмоционального напряжения. |
8 |
Занятие 8. «Мы любим жизнь» «Как сказать НЕТ!» |
Занятие с элементами тренинга. Повышение самооценки.
|
9 |
«Учимся снимать усталость» Арттерапия |
Занятие с элементами тренинга. "Прогноз погоды" - рисование настроения. «Разноцветный мир» |
10 |
Сказкатерапия Досуговое мероприятие |
Сказка «Коряга» Коллаж селфи-фотографий «Телефон доверия в лицах» |
11 |
«Разговор о любви» Досуговое мероприятие |
Занятие с элементами тренинга Просмотр видеоматериала «Тайна природы женщин» |
12 |
«Мир, жизнь, я» Письмо себе в будущее |
Занятие с элементами тренинга |
13 |
Итоговое занятие Диагностическое занятие |
Выполнение коллажа «Мои ценности» Работа с анкетами, опросниками Подведение итогов. |
Список использованной литературы
1. Борщевицкая Л. Психологический час «Как научиться жить без драки» // Школьный психолог, 2006, №10.
2. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.
3. Гущина Т. Н. Я и мои ценности…: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. М.: АРКТИ, 2008.- 128 с.
4. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога, Москва «Просвещение, 2000 г.
5. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005.- 436 с.
6. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
7. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
8. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена «Педагогические приёмы создания ситуации успеха» // Школьный психолог, 2006, №15.
9. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.- СПб.: Речь, 2008.- 192 с.].
10. Манелис Н. Психологический климат в семье // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
11. Мешковская О. Занятие «Подарок самому себе» // Школьный психолог, 2005, №10.
12. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
13. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ Авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
14. Скрипюк И.И. 11 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
15. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
16. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2010, №39
17. Тренинг уверенности в межличностных отношениях: Учебно-методическое пособие.- Уфа:БИРО, 2006-119 с.
18. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
19. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16
20. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.-607 с.
21. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.:Генезис, 2005.- 169 с.
22. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2011, №11.
23. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Прогностическая таблица риска суицида.
Ф.И.О___________________________________ дата__________
Проявление (Да, нет, постоянно, часто, периодически)
1Утрата обоих родителей
2Утрата одного из супругов или развод в семье
3Тяжелая психологическая атмосфера в семье
4Несправедливые методы воспитания, подавление
5Тяжелые соматические болезни, инвалидность
6Отсутствие опоры на любящего человека
7Неудачи в работе, низкие успехи
8Акцентуации личности
9Употребление алкоголя и наркотиков
10Нарушение контроля, импульсивность
11Низкая самооценка
12Пассивность, робость, несамостоятельность
13Неуправляемый
14Властный, притесняет других
15Агрессивен
16Изолирован в семье
17Изолирован в своем коллективе.
18Вялый, пассивный
19Заносчивый, самолюбивый
20Неудачная влюбленность, желание познакомиться
21Плохое, подавленное настроение
22Одиночество, нет друзей
23Изнасилование или сексуальные домогательства
24Физическое насилие, избиение
25Погиб, умер друг
26Алкоголь, курение
27Наркомания
28«Несчастная любовь», отсутствие взаимности
Приложение 2
МИФЫ И ФАКТЫ О САМОУБИЙСТВЕ
№ |
МИФЫ |
ФАКТЫ |
1 |
Если человек говорит о самоубийстве – он пытается привлечь к себе внимание |
Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей |
2 |
Самоубийство случается без предупреждения |
Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке |
3 |
Самоубийство – явление наследуемое |
Человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении |
4 |
Те, кто кончают жизнь самоубийством, психически больны |
Многие, совершающие самоубийство, не страдают никакими психическими заболеваниями |
5 |
Разговоры о суициде могут способствовать его совершению |
Разговор о самоубийстве не является причиной, не может быть первым шагом его предупреждения |
6 |
Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повториться |
Чаще всего эти действия повторяются вновь, и достигается желаемый результат |
7 |
Покушающиеся на самоубийство желают умереть |
Подавляющие большинство суициентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической (иногда физической) боли, чем умереть, поэтому готовы принять помощь |
8 |
Все, приводящие к самоубийству действия, являются импульсивными |
Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим |
9 |
Все самоубийцы находятся в состоянии депрессии |
Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но не все покушающиеся на свою жизнь страдают ею |
10 |
Самоубийство невозможно предотвратить |
Знания о том, куда можно обратиться за помощью, могут предотвратить большую часть самоубийств |
11 |
Самоубийцы редко обращаются за помощью |
В течение полугода, предшествующем суицидальной попытке, 50% подростков обращаются к врачам или психологам |
Приложение 3
ДЕСЯТЬ ОБЩИХ ЧЕРТ СУИДИДА
1. Общей целью суицида является нахождение решения.
2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания.
3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.
4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.
5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность, безнадежность.
6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.
8. Общим действием при суициде является бегство от действительности.
9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.
10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.
Приложение 4
ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА
(ищите несколько признаков)
1. Приведение своих дел в порядок, раздача ценных вещей, упаковывание. Человек был неряшливым, и вдруг начинает все приводить в порядок, делает последние приготовления.
2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
Появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве.
4. Письменные указания в письмах, записках, дневнике.
5. Словесные указания или угрозы.
6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
7. Бессонница.
8. Попытки самоубийства в прошлом.
Игнорирование этих сигналов может быть воспринято подростком как одобрение его намерений.
СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ
1.ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, вам станет лучше, не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.
2.ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствует неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут усугубить состояние клиента, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к психологу.
3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что Вы принимаете их всерьез.
4.ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «ты когда-нибудь думал, что совершишь это?». Если Вы получаете утвердительный ответ, переходите на конкретику: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?». Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих замыслах.
5.ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем Вы можете помощь. Поскольку он Вам уже доверяет, узнайте, кто еще мог бы помочь ему в этой ситуации.
6.Если Вам необходимо уехать, назначьте четкое время встречи по возвращении. Можно использовать открытки, письма, телефонные звонки.
Приложение 5
ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО КЛИЕНТА
1.НЕ ВПАДАТЬ В ПАНИКУ.
2.ВЕЖЛИВО И ОТКРЫТО ПРИНЯТЬ КЛИЕНТА КАК ЛИЧНОСТЬ.
3.СТИМУЛИРОВАТЬ БЕСЕДУ, НЕ УПУСКАЯ НИКАКУЮ ЗНАЧИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
4.ТАКТИЧНО ИСКАТЬ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ КЛИЕНТ ЛЮБИМ И НУЖЕН.
5. ВОЗРОЖДАТЬ НАДЕЖДУ И ИСКАТЬ АЛЬТЕРНАТИВЫ СУИЦИДУ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ.
6. НЕ ПРОЯВЛЯТЬ ДАЖЕ ТЕНИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.
7.РАЗРЕШАТЬ КЛИЕНТУ ПРОЯВЛЯТЬ ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ И ДРУГИМ.
8. БЛОКИРОВАТЬ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ИНТЕРВЕНЦИЮ.
9.БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, ЧТО ПРЕДПРИНЯТЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
10.ОБСУДИТЬ БЕСЕДУ И СВОЕ СОСТОЯНИЕ С СУПЕРВИЗОРОМ.
Приложение 6
РЕАКЦИИ КОНСУЛЬТАНТА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
№ |
РЕАКЦИИ КОНСУЛЬТАНТА |
РЕКОМЕНДАЦИИ КОНСУЛЬТАНТУ |
1 |
ПАНИКА ( Я не в силах помочь) |
Панику следует преодолеть, поскольку клиенты ищут, с кем бы поговорить и доверить проблемы; присутствуя и оказывая помощь, консультант, возможно, устанавливает одну единственную связь обратившегося с остальным миром. |
2 |
СТРАХ (Что, если я даже помогу чем-то, а он все равно сделает это?) |
Страх может свидетельствовать о нежелании вести разговор или испытывать неприятные эмоции; но каждый человек, в т.ч. и клиент, ответственен за сделанный им выбор, а консультант имеет реальную возможность помочь. |
3 |
ФРУСТРАЦИЯ (Еще один длинный разговор, которого я не желал бы) |
Фрустрация может возникнуть из-за необходимости выполнять непосильную работу; опыт, однако, показывает, что помощь может быть оказана достаточно быстро; снизив интенсивность базисной суицидальной эмоции беспомощности – безнадежности, можно решить задачу первой помощи клиенту. |
4 |
ОБИДА (Его намерения не выглядят серьезными, наверное, он использует меня) |
Обида может проявляться в отношении тех лиц, чьи суицидальные угрозы не принимаются всерьез. Следует принять во внимание, что чаще всего суицидальные угрозы являются криком о помощи, а не манипуляцией. |
5 |
ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ (Если человек чего-то хочет, вряд ли кто-то вправе остановить его) |
По сути, перед выбором на самом деле стоит клиент; у консультанта выбора (оказывать ли помощь) нет. |
6 |
БЕЗЫСХОДНОСТЬ (Эта ситуация безнадежна: как я могу его (ее) заставить желать жить?) |
Безысходность возникает из-за обилия предъявленных клиентом проблем или ситуаций, в которых консультанту нельзя потеряться – необходимо, выбрав главную, постараться изменить к ней отношение. |
7 |
ОТРЕЧЕНИЕ (В такой ситуации я вел бы себя так же) |
Свидетельствует о наличии у консультанта скрытых суицидальных тенденций; оно не отражает реальные факты, с которыми обратился клиент, а вытекает из скрытых намерений консультанта, нуждающихся в осознании в ходе супервизии. |
Приложение 7
Диагностика суицидального поведения подростков (Айзенк)
Вопросы
1. Часто я не уверен в своих силах.
2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход.
3. Я часто оставляю за собой последнее слово.
4. Мне трудно менять свои привычки.
5. Я часто из-за пустяков краснею.
6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом.
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.
9. Я часто просыпаюсь ночью.
10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя.
11. Меня легко рассердить.
12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.
13. Я легко впадаю в уныние.
14. Несчастью и неудачи ничему меня не учат.
15. Мне приходиться часто делать замечания другим.
16. В споре меня трудно переубедить.
17. Меня волнует даже воображаемые неприятности.
18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной.
19. Я хочу быть авторитетом для окружающих.
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.
21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни.
22. Нередко я чувствую себя беззащитным.
23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха.
24. Я легко сближаюсь с людьми.
25. Я часто копаюсь в своих недостатках.
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния.
27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.
28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется.
29. Меня легко убедить.
30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться.
32. Нередко я проявляю упрямство.
33. Меня беспокоит состояние моего здоровья.
34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.
35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
36. Я неохотно иду на риск.
37. Я с трудом переношу время ожидания.
38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.
39. Я мстителен.
40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.
Приложение 8
ТЕСТ – «НСВ 10»
Инструкция: Написанные слова являются началом предложений, которые вам нужно продолжить. Дописывая предложения, помните: нет правильных и неправильных ответов. Разрешается допускать грамматические ошибки. Не переживайте, если предложения будут получаться не очень складные, это не важно.
На индивидуальных листах;
Допишите окончание предложений
1Никто_________________________________________________________________
2Все против____________________________________________________________
3Нет___________________________________________________________________
4Я_____________________________________________________________________
5 Мне не________________________________________________________________
6Никогда_______________________________________________________________
7Никогда_______________________________________________________________
8Всѐ___________________________________________________________________
9Это__________________________________________________________________
Повторите еще раз. Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно
1 Многие меня___________________________________________________________
2 Все за_________________________________________________________________
3 Есть силы_____________________________________________________________
4 Я многим______________________________________________________________
5Мне___________________________________________________________________
6Часто__________________________________________________________________
7Всегда_________________________________________________________________
8Все___________________________________________________________________
9Это___________________________________________________________________
Дополните окончания предложений на свое усмотрение
1 Мне надоело___________________________________________________________
2 Когда мне плохо, я______________________________________________________
3 Я не хочу______________________________________________________________
4 Моя жизнь – это________________________________________________________
5 Настроение у меня______________________________________________________
6 Мое терпение__________________________________________________________
7 Впереди у меня_________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.