Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Оценка 4.8
Педсоветы
ppt
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
08.01.2019
Презентация к выступлению на психолого-педагогическом семинаре школы на тему "Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС".Как меняется сущность педагогической деятельности, меняются роли учителя в связи с введением ФГОС, основные составляющие деятельности учителя - психологическая готовность, влияние педагогического стажа на формирование позиции педагога...
Психологические основы формирования новых образовательных стандартов.ppt
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологические основы
Психологические основы
формирования новых
формирования новых
образовательных стандартов
образовательных стандартов
Психологическая готовность
учителя к работе по новым
ФГОС
Психолого-педагогический семинар
02.02.15 педагог-психолог
Никитина В.В.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
притча об Учителе
притча об Учителе
Когда родился новый учитель, к его колыбели
спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты
будешь вечно молод, потому что рядом с тобой
всегда будут дети».
Вторая фея произнесла: «Ты будешь, красив
мыслями и душой, потому что нет более
благородного призвания, чем дарить свое сердце
детям».
Третья фея предрекла: «Ты будешь, бессмертен,
потому что ты продолжишь свою жизнь в своих
учениках».
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Но тут к колыбели спустилась четвертая фея,
злая, и мрачным голосом проверещала: Но ты
вечно будешь проверять тетради, рабочий день
твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все
мысли твои будут в школе и только о школе, и
никогда ты не успокоишься. Так что выбирай,
пока не поздно!
Учитель сказал: «Поздно, эта фея всегда
является слишком поздно, и те учителя,
которые решили связать свою жизнь со школой,
с детьми, никогда не изменят этой прекрасной
профессии».
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Одна из главных составляющих
Одна из главных составляющих
стандарта, без которого
стандарта, без которого
невозможно успешное внедрение
невозможно успешное внедрение
ФГОС в школе это подготовка
ФГОС в школе это подготовка
учителя как методическая ,так и
учителя как методическая ,так и
психологическая.
психологическая.
Учитель всегда был, есть и будет
Учитель всегда был, есть и будет
ключевой фигурой в школе
ключевой фигурой в школе
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
В соответствии с ФГОС меняется
В соответствии с ФГОС меняется
характер педагогической
характер педагогической
деятельности
деятельности
от педагогов требуется
умение учить детей способам
добывания знаний,
формировать учебную
деятельность и мышление
школьников.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Основные составляющие
Основные составляющие
готовности учителя:
готовности учителя:
психологический аспект,
глубокие знания предмета,
умение реализовать
полученные знания.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологическая готовность устойчивое
психическое состояние личности или коллектива,
образующееся вследствие осмысления содержания
и значимости новых стандартов и выражающееся в
позитивно активном отношении к нововведению.
Готовность не основывается только на установке.
Она базируется на осознании содержания
нововведения, его личностной и коллективной
значимости, на целях и способах участия личности
или коллектива в нововведении
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Изучение уровня психологической готовности
Изучение уровня психологической готовности
учителей общеобразовательных учреждений к
учителей общеобразовательных учреждений к
работе по ФГОС НОО.
работе по ФГОС НОО.
педагоги с большим стажем работы не готовы к
кардинальным переменам в своей профессиональной
деятельности;
только 49% респондентов удовлетворены своими
знаниями психологических особенностей обучающихся.
остальные не «способны «видеть» многообразие
учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе
возрастные индивидуальные и личностные особенности
различных контингентов детей (одаренных, девиантных
и делинквентных детей, с ограниченными
возможностями здоровья, с задержками в развитии и
др.) и реагировать на их потребности».
Важные психологические и профессиональные качества
учителей развиты лишь у 45% педагогов.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Наиболее редко проявляются такие
Наиболее редко проявляются такие
качества, как:
качества, как:
Направленность эмоций и чувств на объект
педагогических преобразований
Интенсивность эмоций
Удовлетворенность от результатов педагогического
Решительность (способность своевременно принимать
труда
решения)
Уверенность в своих педагогических действиях
Ориентация в деятельности на цели и задачи школы
Желание совершенствовать себя, свою деятельность
Критичность ума (умение объективно оценивать)
Чувствительность к обучающимся и их состоянию
Увлеченность педагогической деятельностью и ее
результатами
Наличие волевого контроля своего поведения
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Влияние педагогического стажа
Влияние педагогического стажа
на формирование профессиональной позиции педагога
на формирование профессиональной позиции педагога
Характеристика профессиональной деятельности
Характеристика профессиональной деятельности
Стаж в годах
Стаж в годах
1515
610610
1115
1115
1620
1620
2125
2125
Более 25
Более 25
Преобладание знаний над умениями;
Преобладание знаний над умениями;
Концентрация на собственных возможностях;
Концентрация на собственных возможностях;
Склонность к самоизменениям
Склонность к самоизменениям
Открытость новому;
Открытость новому;
Профессиональный поиск;
Профессиональный поиск;
Преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивость в оценках.
Преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивость в оценках.
Формирование устойчивой профессиональной позиции;
Формирование устойчивой профессиональной позиции;
Расширение и совершенствование методов обучения и воспитания;
Расширение и совершенствование методов обучения и воспитания;
Повышение значимости профессии
Повышение значимости профессии
Осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием
Осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием
профессиональных изменений;
профессиональных изменений;
Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений.
Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений.
Кризис самосознания, между «Я – реальным» и «Я – идеальным»;
Кризис самосознания, между «Я – реальным» и «Я – идеальным»;
Возможное снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов
Возможное снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов
защиты;
защиты;
Рост увлеченности работой.
Рост увлеченности работой.
Наибольшая увлеченность работой;
Наибольшая увлеченность работой;
Сформированность профессионально значимых качеств;
Сформированность профессионально значимых качеств;
Критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами.
Критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами.
Возникновение синдрома «эмоционального выгорания»;
Возникновение синдрома «эмоционального выгорания»;
Психоэмоциональное напряжение.
Психоэмоциональное напряжение.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Чтобы вырастить новое поколение
Чтобы вырастить новое поколение
детей, учитель должен быть другой
детей, учитель должен быть другой
формации
формации
Он должен быть:
эрудированным и гибким в
поведении,
увлеченным и умеющим
увлекать детей,
открытым в общении.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Характеристики учителя
Характеристики учителя
Общая эрудиция
глубокое знание психологических,
физиологических, возрастных
особенностей детей
способы и условия развития детей
качества личности учителя
стиль его педагогической деятельности
характер его общения с учеником и
окружающими
ценностные установки.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
профессиональная компетентность,
научно-теоретическая и методическая подготовка,
способность выявлять причины затруднений
обучающегося и оказывать ему необходимую
информационную помощь,
направлять обсуждение на анализ и поиск новых,
прогнозировать действия ученика и его развитие в
целом,
связывать контрольно-диагностические действия с
анализом траектории развития ученика и целями
работы с ним,
Условия эффективности работы
Условия эффективности работы
учителя
учителя
планировать свою деятельность и учить планированию
ученика, находить и оценивать положительное в
ребёнке даже в неправильных его поступках.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Возрастные особенности
Возрастные особенности
– 14-16 повторений
3-4 года
5-6 лет – 7-8 повторений
7-8 лет – 5-6 повторений
10-11 лет – 4-5 повторений
12-13 лет – 2-3 повторения
После 14 лет – 1-2 повторения
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Характеристики учителя
Характеристики учителя
Общая эрудиция
глубокое знание психологических,
физиологических, возрастных особенностей детей
функции,
воображение.
способы и условия развития детей
качества личности учителя
стиль его педагогической деятельности
характер его общения с учеником и
окружающими
ценностные установки.
активность мышления,
сильно развитые аналитические и логические
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Предметно-методологическая
Предметно-методологическая
компетентность:
компетентность:
знания в области
преподаваемого предмета;
ориентация в современных
исследованиях по предмету;
владение методиками
преподавания предмета.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая
компетентность:
компетентность:
теоретические знания в области
индивидуальных особенностей
психологии и психофизиологии
познавательных процессов
ученика,
умение использовать эти
знания в конструировании
реального образовательного
процесса.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Компетентность в области
Компетентность в области
валеологии образовательного
валеологии образовательного
процесса:
процесса:
теоретические знания в области
валеологии и умения
проектировать
здоровьесберегающую
образовательную среду (урок,
кабинет).
Умение проектировать и
реализовать программу
индивидуальной траектории
обучения ученика.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Коммуникативная
Коммуникативная
компетентность:
компетентность:
практическое владение
приемами общения,
позволяющее осуществлять
направленное результативное
взаимодействие в системе
«учитель-ученик»
Компетентность в области
управления системой «учитель-
ученик».
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Владение
Владение
управленческими
управленческими
технологиями
педагогический анализ
технологиями
ресурсов,
умение проектировать цели,
планировать,
организовывать,
корректировать и
анализировать результаты
учебного воспитательного
процесса
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Исследовательская
Исследовательская
компетентность:
компетентность:
умение спланировать,
организовать,
провести
проанализировать
педагогический эксперимент
по внедрению инноваций
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Компетентность в сфере
Компетентность в сфере
трансляции собственного опыта:
трансляции собственного опыта:
умение транслировать
собственный положительный
опыт в педагогическое
сообщество (статьи,
выступления, участие в
конкурсах).
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Акмеологическая
Акмеологическая
компетентность:
компетентность:
способность к постоянному
профессиональному
совершенствованию.
умение выбрать необходимые
направления и формы
деятельности для
профессионального роста.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Общие проблемы
Общие проблемы
неготовность педагогов к
планированию и организации
образовательного процесса в
соответствии с требованиями
ФГОС;
Неготовность к изменениям в
профессиональной
деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Личностные проблемы
Личностные проблемы
психологическая, связанная с
традиционным подходом к
профессии, а не осознанием себя
как учителя "нового типа";
профессиональная,
определяемая неготовностью
учителя к реализации в
деятельности экспертно-
аналитических, прогностических
и организационных функций.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологические проблемы
Психологические проблемы
внедрения и реализации новых
внедрения и реализации новых
образовательных стандартов
образовательных стандартов
Внутренние барьеры принятия новых
стандартов со стороны педагогов:
Мифологизация стандартов
Нет понимания идеологии и замысла
преобразований
Тревога из-за новизны и ситуации
неопределенности, страх ошибки
Саботажные личностные качества:
пассивность, выученная беспомощность,
экстернальность, ригидность,
равнодушие, пессимизм.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Качества, которыми желательно
Качества, которыми желательно
обладать педагогу и (или)
обладать педагогу и (или)
воспитывать их у себя:
воспитывать их у себя:
1. Любовь к детям. Общительность, расположенность к
другим людям, доброжелательность, толерантность.
2.Профессиональная зоркость, эмпатия и педагогическая
интуиция.
3.Эмоциональная устойчивость. Педагогам не избежать
подражания со стороны подопечных, необходимо умение
контролировать себя.
4.Оптимистическое прогнозирование. Для успеха всегда
нужно верить: верить в себя, свою семью, учеников, друзей.
5.Динамизм личности. Внутренняя энергия, способность к
убеждению и внушению, гибкость и инициатива во
взаимодействии.
6.Креативность. Не давать спать правому полушарию –
новые формы проведения занятий, опытно-
экспериментальная деятельность, разнообразный досуг
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Если учитель имеет только любовь к
Если учитель имеет только любовь к
делу, он будет хороший учитель.
делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь
Если учитель имеет только любовь
к ученику, как отец, мать, он будет
к ученику, как отец, мать, он будет
лучше того учителя, который прочел все
лучше того учителя, который прочел все
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
ученикам.
ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к
Если учитель соединяет в себе любовь к
делу и к
делу и к
ученикам, он совершенный учитель.
ученикам, он совершенный учитель.
(Лев Толстой)
(Лев Толстой)
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Школа для животных
Школа для животных
притча Джорджа Х. Риверса.
притча Джорджа Х. Риверса.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Однажды животные решили, что должны совершить что-
нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы
«нового мира». И они организовали школу.
Они составили программу занятий, которая состояла из
беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче
контролировать выполнение программы, она была
одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего
наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и
еще хуже — за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей
приходилось оставаться после уроков и отказываться от
плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки
совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но
посредственные оценки по этой шкале засчитывались, так
что никого это не беспокоило, кроме самой утки.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него
случился нервный срыв из-за того, что нужно было так
много наверстывать в плавании.
Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее
начались неприятности на занятиях по полету, где учитель
заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки
дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления,
и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.
Орел вообще оказался трудным учеником, и его
постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он
первым добирался до вершины дерева, но упорно делал
это по-своему.
В конце года умственно отсталый угорь, который умел
отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал,
получил самые высокие средние оценки и выступал на
выпускном вечере от имени своего класса.
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Но учредители были довольны, потому что
каждый изучал все предметы, и это называлось
«широким общим образованием».
Есть ли у этой притчи мораль?
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.