Презентация к выступлению на психолого-педагогическом семинаре школы на тему "Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС".Как меняется сущность педагогической деятельности, меняются роли учителя в связи с введением ФГОС, основные составляющие деятельности учителя - психологическая готовность, влияние педагогического стажа на формирование позиции педагога...
Психологические основы
Психологические основы
формирования новых
формирования новых
образовательных стандартов
образовательных стандартов
Психологическая готовность
учителя к работе по новым
ФГОС
Психолого-педагогический семинар
02.02.15 педагог-психолог
Никитина В.В.
притча об Учителе
притча об Учителе
Когда родился новый учитель, к его колыбели
спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты
будешь вечно молод, потому что рядом с тобой
всегда будут дети».
Вторая фея произнесла: «Ты будешь, красив
мыслями и душой, потому что нет более
благородного призвания, чем дарить свое сердце
детям».
Третья фея предрекла: «Ты будешь, бессмертен,
потому что ты продолжишь свою жизнь в своих
учениках».
Но тут к колыбели спустилась четвертая фея,
злая, и мрачным голосом проверещала: Но ты
вечно будешь проверять тетради, рабочий день
твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все
мысли твои будут в школе и только о школе, и
никогда ты не успокоишься. Так что выбирай,
пока не поздно!
Учитель сказал: «Поздно, эта фея всегда
является слишком поздно, и те учителя,
которые решили связать свою жизнь со школой,
с детьми, никогда не изменят этой прекрасной
профессии».
Одна из главных составляющих
Одна из главных составляющих
стандарта, без которого
стандарта, без которого
невозможно успешное внедрение
невозможно успешное внедрение
ФГОС в школе это подготовка
ФГОС в школе это подготовка
учителя как методическая ,так и
учителя как методическая ,так и
психологическая.
психологическая.
Учитель всегда был, есть и будет
Учитель всегда был, есть и будет
ключевой фигурой в школе
ключевой фигурой в школе
В соответствии с ФГОС меняется
В соответствии с ФГОС меняется
характер педагогической
характер педагогической
деятельности
деятельности
от педагогов требуется
умение учить детей способам
добывания знаний,
формировать учебную
деятельность и мышление
школьников.
Основные составляющие
Основные составляющие
готовности учителя:
готовности учителя:
психологический аспект,
глубокие знания предмета,
умение реализовать
полученные знания.
Психологическая готовность устойчивое
психическое состояние личности или коллектива,
образующееся вследствие осмысления содержания
и значимости новых стандартов и выражающееся в
позитивно активном отношении к нововведению.
Готовность не основывается только на установке.
Она базируется на осознании содержания
нововведения, его личностной и коллективной
значимости, на целях и способах участия личности
или коллектива в нововведении
Изучение уровня психологической готовности
Изучение уровня психологической готовности
учителей общеобразовательных учреждений к
учителей общеобразовательных учреждений к
работе по ФГОС НОО.
работе по ФГОС НОО.
педагоги с большим стажем работы не готовы к
кардинальным переменам в своей профессиональной
деятельности;
только 49% респондентов удовлетворены своими
знаниями психологических особенностей обучающихся.
остальные не «способны «видеть» многообразие
учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе
возрастные индивидуальные и личностные особенности
различных контингентов детей (одаренных, девиантных
и делинквентных детей, с ограниченными
возможностями здоровья, с задержками в развитии и
др.) и реагировать на их потребности».
Важные психологические и профессиональные качества
учителей развиты лишь у 45% педагогов.
Наиболее редко проявляются такие
Наиболее редко проявляются такие
качества, как:
качества, как:
Направленность эмоций и чувств на объект
педагогических преобразований
Интенсивность эмоций
Удовлетворенность от результатов педагогического
Решительность (способность своевременно принимать
труда
решения)
Уверенность в своих педагогических действиях
Ориентация в деятельности на цели и задачи школы
Желание совершенствовать себя, свою деятельность
Критичность ума (умение объективно оценивать)
Чувствительность к обучающимся и их состоянию
Увлеченность педагогической деятельностью и ее
результатами
Наличие волевого контроля своего поведения
Влияние педагогического стажа
Влияние педагогического стажа
на формирование профессиональной позиции педагога
на формирование профессиональной позиции педагога
Характеристика профессиональной деятельности
Характеристика профессиональной деятельности
Стаж в годах
Стаж в годах
1515
610610
1115
1115
1620
1620
2125
2125
Более 25
Более 25
Преобладание знаний над умениями;
Преобладание знаний над умениями;
Концентрация на собственных возможностях;
Концентрация на собственных возможностях;
Склонность к самоизменениям
Склонность к самоизменениям
Открытость новому;
Открытость новому;
Профессиональный поиск;
Профессиональный поиск;
Преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивость в оценках.
Преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивость в оценках.
Формирование устойчивой профессиональной позиции;
Формирование устойчивой профессиональной позиции;
Расширение и совершенствование методов обучения и воспитания;
Расширение и совершенствование методов обучения и воспитания;
Повышение значимости профессии
Повышение значимости профессии
Осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием
Осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием
профессиональных изменений;
профессиональных изменений;
Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений.
Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений.
Кризис самосознания, между «Я – реальным» и «Я – идеальным»;
Кризис самосознания, между «Я – реальным» и «Я – идеальным»;
Возможное снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов
Возможное снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов
защиты;
защиты;
Рост увлеченности работой.
Рост увлеченности работой.
Наибольшая увлеченность работой;
Наибольшая увлеченность работой;
Сформированность профессионально значимых качеств;
Сформированность профессионально значимых качеств;
Критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами.
Критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами.
Возникновение синдрома «эмоционального выгорания»;
Возникновение синдрома «эмоционального выгорания»;
Психоэмоциональное напряжение.
Психоэмоциональное напряжение.
Чтобы вырастить новое поколение
Чтобы вырастить новое поколение
детей, учитель должен быть другой
детей, учитель должен быть другой
формации
формации
Он должен быть:
эрудированным и гибким в
поведении,
увлеченным и умеющим
увлекать детей,
открытым в общении.
Характеристики учителя
Характеристики учителя
Общая эрудиция
глубокое знание психологических,
физиологических, возрастных
особенностей детей
способы и условия развития детей
качества личности учителя
стиль его педагогической деятельности
характер его общения с учеником и
окружающими
ценностные установки.
профессиональная компетентность,
научно-теоретическая и методическая подготовка,
способность выявлять причины затруднений
обучающегося и оказывать ему необходимую
информационную помощь,
направлять обсуждение на анализ и поиск новых,
прогнозировать действия ученика и его развитие в
целом,
связывать контрольно-диагностические действия с
анализом траектории развития ученика и целями
работы с ним,
Условия эффективности работы
Условия эффективности работы
учителя
учителя
планировать свою деятельность и учить планированию
ученика, находить и оценивать положительное в
ребёнке даже в неправильных его поступках.
Возрастные особенности
Возрастные особенности
– 14-16 повторений
3-4 года
5-6 лет – 7-8 повторений
7-8 лет – 5-6 повторений
10-11 лет – 4-5 повторений
12-13 лет – 2-3 повторения
После 14 лет – 1-2 повторения
Характеристики учителя
Характеристики учителя
Общая эрудиция
глубокое знание психологических,
физиологических, возрастных особенностей детей
функции,
воображение.
способы и условия развития детей
качества личности учителя
стиль его педагогической деятельности
характер его общения с учеником и
окружающими
ценностные установки.
активность мышления,
сильно развитые аналитические и логические
Предметно-методологическая
Предметно-методологическая
компетентность:
компетентность:
знания в области
преподаваемого предмета;
ориентация в современных
исследованиях по предмету;
владение методиками
преподавания предмета.
Психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая
компетентность:
компетентность:
теоретические знания в области
индивидуальных особенностей
психологии и психофизиологии
познавательных процессов
ученика,
умение использовать эти
знания в конструировании
реального образовательного
процесса.
Компетентность в области
Компетентность в области
валеологии образовательного
валеологии образовательного
процесса:
процесса:
теоретические знания в области
валеологии и умения
проектировать
здоровьесберегающую
образовательную среду (урок,
кабинет).
Умение проектировать и
реализовать программу
индивидуальной траектории
обучения ученика.
Коммуникативная
Коммуникативная
компетентность:
компетентность:
практическое владение
приемами общения,
позволяющее осуществлять
направленное результативное
взаимодействие в системе
«учитель-ученик»
Компетентность в области
управления системой «учитель-
ученик».
Владение
Владение
управленческими
управленческими
технологиями
педагогический анализ
технологиями
ресурсов,
умение проектировать цели,
планировать,
организовывать,
корректировать и
анализировать результаты
учебного воспитательного
процесса
Исследовательская
Исследовательская
компетентность:
компетентность:
умение спланировать,
организовать,
провести
проанализировать
педагогический эксперимент
по внедрению инноваций
Компетентность в сфере
Компетентность в сфере
трансляции собственного опыта:
трансляции собственного опыта:
умение транслировать
собственный положительный
опыт в педагогическое
сообщество (статьи,
выступления, участие в
конкурсах).
Акмеологическая
Акмеологическая
компетентность:
компетентность:
способность к постоянному
профессиональному
совершенствованию.
умение выбрать необходимые
направления и формы
деятельности для
профессионального роста.
Общие проблемы
Общие проблемы
неготовность педагогов к
планированию и организации
образовательного процесса в
соответствии с требованиями
ФГОС;
Неготовность к изменениям в
профессиональной
деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС.
Личностные проблемы
Личностные проблемы
психологическая, связанная с
традиционным подходом к
профессии, а не осознанием себя
как учителя "нового типа";
профессиональная,
определяемая неготовностью
учителя к реализации в
деятельности экспертно-
аналитических, прогностических
и организационных функций.
Психологические проблемы
Психологические проблемы
внедрения и реализации новых
внедрения и реализации новых
образовательных стандартов
образовательных стандартов
Внутренние барьеры принятия новых
стандартов со стороны педагогов:
Мифологизация стандартов
Нет понимания идеологии и замысла
преобразований
Тревога из-за новизны и ситуации
неопределенности, страх ошибки
Саботажные личностные качества:
пассивность, выученная беспомощность,
экстернальность, ригидность,
равнодушие, пессимизм.
Качества, которыми желательно
Качества, которыми желательно
обладать педагогу и (или)
обладать педагогу и (или)
воспитывать их у себя:
воспитывать их у себя:
1. Любовь к детям. Общительность, расположенность к
другим людям, доброжелательность, толерантность.
2.Профессиональная зоркость, эмпатия и педагогическая
интуиция.
3.Эмоциональная устойчивость. Педагогам не избежать
подражания со стороны подопечных, необходимо умение
контролировать себя.
4.Оптимистическое прогнозирование. Для успеха всегда
нужно верить: верить в себя, свою семью, учеников, друзей.
5.Динамизм личности. Внутренняя энергия, способность к
убеждению и внушению, гибкость и инициатива во
взаимодействии.
6.Креативность. Не давать спать правому полушарию –
новые формы проведения занятий, опытно-
экспериментальная деятельность, разнообразный досуг
Если учитель имеет только любовь к
Если учитель имеет только любовь к
делу, он будет хороший учитель.
делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь
Если учитель имеет только любовь
к ученику, как отец, мать, он будет
к ученику, как отец, мать, он будет
лучше того учителя, который прочел все
лучше того учителя, который прочел все
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
ученикам.
ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к
Если учитель соединяет в себе любовь к
делу и к
делу и к
ученикам, он совершенный учитель.
ученикам, он совершенный учитель.
(Лев Толстой)
(Лев Толстой)
Школа для животных
Школа для животных
притча Джорджа Х. Риверса.
притча Джорджа Х. Риверса.
Однажды животные решили, что должны совершить что-
нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы
«нового мира». И они организовали школу.
Они составили программу занятий, которая состояла из
беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче
контролировать выполнение программы, она была
одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего
наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и
еще хуже — за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей
приходилось оставаться после уроков и отказываться от
плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки
совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но
посредственные оценки по этой шкале засчитывались, так
что никого это не беспокоило, кроме самой утки.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него
случился нервный срыв из-за того, что нужно было так
много наверстывать в плавании.
Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее
начались неприятности на занятиях по полету, где учитель
заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки
дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления,
и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.
Орел вообще оказался трудным учеником, и его
постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он
первым добирался до вершины дерева, но упорно делал
это по-своему.
В конце года умственно отсталый угорь, который умел
отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал,
получил самые высокие средние оценки и выступал на
выпускном вечере от имени своего класса.
Но учредители были довольны, потому что
каждый изучал все предметы, и это называлось
«широким общим образованием».
Есть ли у этой притчи мораль?