Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Оценка 4.8

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Оценка 4.8
Педсоветы
ppt
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
08.01.2019
Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Презентация к выступлению на психолого-педагогическом семинаре школы на тему "Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС".Как меняется сущность педагогической деятельности, меняются роли учителя в связи с введением ФГОС, основные составляющие деятельности учителя - психологическая готовность, влияние педагогического стажа на формирование позиции педагога...
Психологические основы формирования новых образовательных стандартов.ppt

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологические основы Психологические основы формирования новых формирования новых образовательных стандартов образовательных стандартов Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС Психолого-педагогический семинар 02.02.15 педагог-психолог Никитина В.В.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
притча об Учителе притча об Учителе Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». Вторая фея произнесла: «Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет более благородного призвания, чем дарить свое сердце детям». Третья фея предрекла: «Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе и только о школе, и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно! Учитель сказал: «Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии».

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Одна из главных составляющих Одна из главных составляющих стандарта, без которого стандарта, без которого невозможно успешное внедрение невозможно успешное внедрение ФГОС в школе это подготовка ФГОС в школе это подготовка учителя как методическая ,так и учителя как методическая ,так и психологическая. психологическая. Учитель всегда был, есть и будет Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе ключевой фигурой в школе

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
В соответствии с ФГОС меняется В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической характер педагогической деятельности деятельности от педагогов требуется умение учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Основные составляющие Основные составляющие готовности учителя: готовности учителя: психологический аспект, глубокие знания предмета,  умение реализовать полученные знания.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологическая готовность ­ устойчивое  психическое состояние личности или коллектива,  образующееся вследствие осмысления содержания  и значимости новых стандартов и выражающееся в  позитивно активном отношении к нововведению.  Готовность не основывается только на установке.  Она базируется на осознании содержания  нововведения, его личностной и коллективной  значимости, на целях и способах участия личности  или коллектива в нововведении

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Изучение уровня психологической готовности Изучение уровня психологической готовности учителей общеобразовательных учреждений к учителей общеобразовательных учреждений к работе по  ФГОС НОО. работе по  ФГОС НОО.  педагоги с большим стажем работы не готовы к кардинальным переменам в своей профессиональной деятельности;   только 49% респондентов удовлетворены своими знаниями психологических особенностей обучающихся.  остальные не «способны «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности».  Важные психологические и профессиональные  качества учителей развиты лишь у 45% педагогов.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Наиболее редко проявляются такие Наиболее редко проявляются такие качества, как: качества, как:  Направленность эмоций и чувств на объект педагогических преобразований  Интенсивность эмоций  Удовлетворенность от результатов педагогического  Решительность (способность своевременно принимать труда решения)  Уверенность в своих педагогических действиях  Ориентация в деятельности на цели и задачи школы  Желание совершенствовать себя, свою деятельность  Критичность ума (умение объективно оценивать)  Чувствительность к обучающимся и их состоянию  Увлеченность педагогической деятельностью и ее результатами  Наличие волевого контроля своего поведения

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Влияние педагогического стажа Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога на формирование профессиональной позиции педагога Характеристика профессиональной деятельности Характеристика профессиональной деятельности Стаж в годах Стаж в годах 1­51­5 6­106­10 11­15 11­15 16­20 16­20 21­25 21­25 Более 25 Более 25                    Преобладание знаний над умениями;  Преобладание знаний над умениями;  Концентрация на собственных возможностях;  Концентрация на собственных возможностях;  Склонность к самоизменениям  Склонность к самоизменениям  Открытость новому;  Открытость новому;  Профессиональный поиск;  Профессиональный поиск;  Преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивость в оценках.  Преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивость в оценках.  Формирование устойчивой профессиональной позиции;  Формирование устойчивой профессиональной позиции;  Расширение и совершенствование методов обучения и воспитания;  Расширение и совершенствование методов обучения и воспитания;  Повышение значимости профессии  Повышение значимости профессии  Осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием  Осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием  профессиональных изменений;  профессиональных изменений;  Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений.  Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений.  Кризис самосознания, между «Я – реальным» и «Я – идеальным»;  Кризис самосознания, между «Я – реальным» и «Я – идеальным»;  Возможное снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов  Возможное снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов  защиты;  защиты;  Рост увлеченности работой.  Рост увлеченности работой.  Наибольшая увлеченность работой;  Наибольшая увлеченность работой;  Сформированность профессионально значимых качеств;  Сформированность профессионально значимых качеств;  Критичность и настороженность  во взаимодействии с другими специалистами.  Критичность и настороженность  во взаимодействии с другими специалистами.  Возникновение синдрома «эмоционального выгорания»;  Возникновение синдрома «эмоционального выгорания»;  Психоэмоциональное напряжение.  Психоэмоциональное напряжение.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Чтобы вырастить новое поколение Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой детей, учитель должен быть другой формации формации Он должен быть: эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Характеристики учителя Характеристики учителя Общая эрудиция  глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей  способы и условия развития детей  качества личности учителя  стиль его педагогической деятельности  характер его общения с учеником и окружающими  ценностные установки.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
 профессиональная компетентность,  научно-теоретическая и методическая подготовка,  способность выявлять причины затруднений обучающегося и оказывать ему необходимую информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых, прогнозировать действия ученика и его развитие в целом,  связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним, Условия эффективности работы Условия эффективности работы учителя учителя планировать свою деятельность и учить планированию ученика, находить и оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Возрастные особенности Возрастные особенности – 14-16 повторений 3-4 года 5-6 лет – 7-8 повторений 7-8 лет – 5-6 повторений 10-11 лет – 4-5 повторений 12-13 лет – 2-3 повторения После 14 лет – 1-2 повторения

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Характеристики учителя Характеристики учителя Общая эрудиция  глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей функции, воображение.  способы и условия развития детей  качества личности учителя  стиль его педагогической деятельности  характер его общения с учеником и окружающими  ценностные установки. активность мышления, сильно развитые аналитические и логические

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Предметно-методологическая Предметно-методологическая компетентность: компетентность: знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психолого-педагогическая Психолого-педагогическая компетентность: компетентность: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Компетентность в области Компетентность в области валеологии образовательного валеологии образовательного процесса: процесса: теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).  Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Коммуникативная Коммуникативная компетентность: компетентность: практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»  Компетентность в области управления системой «учитель- ученик».

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Владение Владение управленческими управленческими технологиями педагогический анализ технологиями ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать,  корректировать и анализировать результаты учебного воспитательного процесса

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Исследовательская Исследовательская компетентность: компетентность: умение спланировать,  организовать,  провести проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Компетентность в сфере Компетентность в сфере трансляции собственного опыта: трансляции собственного опыта: умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Акмеологическая Акмеологическая компетентность: компетентность: способность к постоянному профессиональному совершенствованию. умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Общие проблемы Общие проблемы неготовность педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; Неготовность к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Личностные проблемы Личностные проблемы психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно- аналитических, прогностических и организационных функций.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Психологические проблемы Психологические проблемы внедрения и реализации новых внедрения и реализации новых образовательных стандартов образовательных стандартов Внутренние барьеры принятия новых стандартов со стороны педагогов: Мифологизация стандартов Нет понимания идеологии и замысла преобразований Тревога из-за новизны и ситуации неопределенности, страх ошибки Саботажные личностные качества: пассивность, выученная беспомощность, экстернальность, ригидность, равнодушие, пессимизм.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Качества, которыми желательно Качества, которыми желательно обладать педагогу и (или) обладать педагогу и (или) воспитывать их у себя: воспитывать их у себя:  1. Любовь к детям. Общительность, расположенность к другим людям, доброжелательность, толерантность.  2.Профессиональная зоркость, эмпатия и педагогическая интуиция.  3.Эмоциональная устойчивость. Педагогам не избежать подражания со стороны подопечных, необходимо умение контролировать себя.  4.Оптимистическое прогнозирование. Для успеха всегда нужно верить: верить в себя, свою семью, учеников, друзей.  5.Динамизм личности. Внутренняя энергия, способность к убеждению и внушению, гибкость и инициатива во взаимодействии.  6.Креативность. Не давать спать правому полушарию – новые формы проведения занятий, опытно- экспериментальная деятельность, разнообразный досуг

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Если учитель имеет только любовь к Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к делу и к ученикам, он совершенный учитель. ученикам, он совершенный учитель. (Лев Толстой) (Лев Толстой)

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Школа для животных Школа для животных притча Джорджа Х. Риверса. притча Джорджа Х. Риверса.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Однажды животные решили, что должны совершить что- нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы «нового мира». И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных. Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже — за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но посредственные оценки по этой шкале засчитывались, так что никого это не беспокоило, кроме самой утки.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему. В конце года умственно отсталый угорь, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и это называлось «широким общим образованием».   Есть ли у этой притчи мораль?

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019