ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
01.04.2017
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Младший школьный возраст – вершина детства. Дети в этом возрасте имеют еще много детских качеств – наивность, легкомыслие, однако с приходом в школу часто детская непосредственность в поведении утрачивается, меняется статус ребенка, интересы, ценности и весь уклад жизни. Младший школьный возраст обещает ребенку достижения в учении, но эта новая социальная ситуация жестко регламентирована и является для ребенка стрессовой. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Но, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако страхи, сохраняющиеся длительное время, служат признаком эмоционального неблагополучия и негативно влияют на психическое здоровье и развитие школьника. В последние годы специалисты отмечают довольно высокий рост детских страхов у младших школьников. В связи с этим встает вопрос о необходимости комплексного подхода психолого-педагогической профилактики к решению проблемы детских страхов школьников и поиска путей преодоления психического неблагополучия ребенка. Анализ проблем обращения к педагогу-психологу показал, что большинство из них связано с наличием страхов у детей 6-7 лет. Преодоление страхов — это комплекс мер психологического и педагогического воздействия, из которых наиболее эффективными средствами являются рисование и игра. В.А.Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коррекция страхов.doc
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА психолого-педагогической направленности  АВТОР:             педагог ­ психолог Фурмановской средней школы Маржина Светлана Рафиковна                 РЕЦЕНЗЕНТ:     заведующая кабинетом Пояснительная записка    : Данная  программа   ориентирована   на   коррекционную   работу   с   детьми,   имеющими   различные страхи. Страх является наиболее опасной из всех эмоций.  Младший школьный возраст – вершина детства. Дети в этом возрасте имеют еще много  детских качеств – наивность, легкомыслие, однако с приходом в школу часто детская непосредственность в поведении утрачивается, меняется статус ребенка, интересы, ценности и весь уклад жизни.  Младший школьный возраст обещает ребенку достижения в учении, но эта   новая социальная ситуация жестко регламентирована и является для ребенка стрессовой. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Но, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. Детские   страхи   в   той   или   иной   степени   обусловлены   возрастными   особенностями   и   имеют временный   характер.   Однако   страхи,   сохраняющиеся   длительное   время,   служат   признаком эмоционального неблагополучия и негативно влияют на психическое здоровье и развитие школьника. В последние годы специалисты отмечают довольно высокий рост детских страхов у младших школьников. В   связи   с   этим   встает   вопрос   о   необходимости   комплексного   подхода   психолого­педагогической профилактики   к   решению   проблемы   детских   страхов   школьников   и   поиска   путей   преодоления психического неблагополучия ребенка. Анализ   проблем   обращения   к   педагогу­психологу   показал,   что   большинство   из   них   связано   с наличием страхов у детей 6­7 лет.  Преодоление страхов — это комплекс мер психологического и педагогического воздействия, из которых наиболее эффективными средствами являются рисование и игра.  В.А.Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Программа включает в себя 3 этапа: 1 этап — диагностический. Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей. Диагностика: Тест “Страхи в домиках” (А.И. Захарова и М.А. Панфиловой) (Приложение 1) Опросник на тревожность детей Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко (Приложение 2) 2 этап – практический (основной). Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей. 3 этап – контрольный. Цель: определение эффективности коррекционной работы. Актуальность: Проблема страхов, несмотря на достаточную изученность, не теряет актуальности в наши дни, и значительно обостряется в связи с изменениями в общественно­политической и экономической жизни не только взрослых, но и детей. Актуальность данной программы заключается в следующем: ­  в   этом   возрасте   страхи   наиболее   успешно   подвергаются   психологическому   воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер; ­  устранение   отрицательных   эмоциональных   следов   страха   является   необходимым   условием психического здоровья детей.  Критерии определения страхов у ребенка 1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем­либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. Работа с ребенком со страхами Работа с ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу в трех направлениях: 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения. Правила работы  1. Избегать состязаний и каких­либо видов работ, учитывающих скорость. 2. Не сравнивать ребенка с окружающими. 3. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию. 4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что. 5. Чаще обращаться к ребенку по имени. 6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку. 7. Не предъявлять к ребенку завышенных требований. 8. Быть последовательным в воспитании ребенка. 9. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний. 10. Использовать наказание лишь в крайних случаях. 11. Не унижать ребенка, наказывая его. Цель программы:  Психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.  Задачи: Снять психоэмоциональное напряжение, скованность, мышечные зажимы у детей.  Предупредить развитие страхов. Устранить имеющиеся страхи. Повысить уверенность в себе у детей.  Снизить тревожность. Улучшение взаимоотношений. Методические рекомендации:  Данная   программа   рассчитана   на   детей   младшего   школьного   возраста   (6   –7   лет).   Программа включает   в   себя   20   занятий.   Занятия   проводятся   групповым   способом   2   раза   в   неделю. Продолжительность одного занятия ­ 30 мин. Методы и техники, используемые в программе: Релаксация.  Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. Концентрация.  Сосредоточение   на   своих   зрительных   ,   звуковых   и   телесных   ощущениях,   на эмоциях, чувствах и переживаниях. Функциональная   музыка.   Успокаивающая   и   восстанавливающая   музыка   способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание. Игротерапия.  Используется   для   снижения   напряженности,   мышечных     зажимов.   Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.  Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,  напряжения, тревожности. Арт­терапия.  Актуализация   страхов,   повышение   уверенности,   развитие   мелкой   моторики, снижение тревожности. Методы: анализ литературных источников, продукты детского творчества, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, математический анализ. В основе Программы: Модель  психологически  здоровой  личности,  наличие  у  человека  потребности  в саморазвитии, самоизменении, личностном росте (О.В. Хухлаева.) Идеи А.И Захарова, который считает, что для лучшего воздействия на страхи, нужно прежде всего   установить   с   детьми   контакт,   подразумевающий   доверительное   отношение   как   условие развития творческих возможностей и веры в себя. Отправная точка любого воздействия ­ это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть. А.И. Захаров предлагает устранять   страхи   у   детей   посредством   рисования:   «Повторное   переживание   страха   при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания» и игры. Для устранения страхов в программу были включены игры:  На поднятие самооценки, придание уверенности в себе, положительную обратную связь:   «Волшебный стул»,    «Страшная сказка по кругу», «На лесной полянке»,  «Солнце в ладошке», «Мне понравилось, как ты сегодня…».            Для   устранения   страхов   неожиданного   воздействия,   замкнутого   пространства   и одиночества в программу были включены игры: «Мяч в кругу»,  «Имя», «Гусеница». Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета: «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик». Игры,   направленные   на   снятие   эмоциональных   блоков,   активизации   процесса принятия решений: «Возьми и передай», «Зайцы и слоники». Игры,   направленные   на   преодоление   страхов   сказочных   персонажей   и   устранение страха нападения: «Баба­ Яга», «Зайчики и волк». Разыгрывание   сказок   на   закрепление   умения   действовать   в   непредсказуемых ситуациях:  «Злые и добрые кошки», «У страха глаза велики», «Тропинка». Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях: «Чего я боялся, когда был маленьким…», «Чужие рисунки». Игры   на   снятие   эмоциональных   переживаний:   «Художники   –   натуралисты», «Автопортрет». Упражнения не расслабления мышцы спины: «Штанга». № п/п 1. 2. Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций: «Скалолаз». Игра на отработку страха и тревоги: «Нарисуй свой страх и озвучь его», «Почему дети бояться ходить в школу…».  Игры   на   перенос   положительного   опыта   из   группы   в   реальную   жизнь:  «Наши ЗАКОНЫ», «Лягушки на болоте». Игры для снижения психомышечного напряжения: «Штанга», «Сосулька», «Шалтай­ Болтай», «Дудочка»,«Слепой танец». Игры   на   создание   благоприятного   настроя,   раскрепощение   детей:   «Ромашка», «Танцующие руки», «Росточек под солнцем», «На что похоже моё настроение …». Тематический план занятий: Тема занятия Диагностика количества страхов.   уровня Кол­во часов 3,5 часа   и Форма контроля Выявление   уровня   страха   на   момент первичной диагностики   №1.Знакомство.   Тема Подготовка к путешествию» Занятие 1. Тема  №2.  «Остров Трудолюбия» Занятие 2. Занятие 3. Занятия 4. Тема  №3.  «Остров Рисовандия» Занятие 5. Занятие 6. Занятие 7. Тема   №4. Физкультурия» Занятие 8. Занятие 9. Занятие 10. Тема №5. «Остров  Литературия» Занятие 11. Занятие 12. Занятие 13.   «Остров 30 минут 30 мин. Метод наблюдения 1,5 часа 30 мин. 30 мин. 30 мин. 1,5 часа 30 мин. 30 мин. 30 мин. 1,5 часа 30 мин. 30 мин. 30 мин. 1,5часа 30 мин. 30 мин. 30 мин. Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения №7.   Тема  №6. «Остров  Музыкандия» Занятие 14. Занятие 15. Занятия 16. Тема Природоведия» Занятие 17. Занятие 18. Занятия 19. Тема №8. «Остров  Рефлексия» Занятие 20.   «Остров 1,5 часа 30 мин. 30 мин. 30 мин. 1,5 часа 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 минут 30 мин. 3. Контрольная диагностика 3,5 часа Итого 17часов Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Метод наблюдения Сравнение   показателей   первичной   и завершающей диагностики. Преимущества групповой формы работы по сравнению с индивидуальной:    общая тревожность детей в группе снижается, так как они видят, что страхи есть у всех и это вполне нормально; дети в группе становятся более инициативными; групповая работа позволяет детям повысить самооценку, развивать способность к рефлексии. Критерии эффективности Программы:     повышение уверенности в себе у ребёнка;  снижение тревожности;  снижение количества страхов;  улучшение взаимоотношений. Занятие №1 «Знакомство. Подготовка к путешествию» Материалы:     плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, распечатка текста игры «Путешествие на облаке», заготовки для оформления бортового журнала.     Ромашка, на каждом лепестке которой написаны имена ребят, сюрпризки,   Психолог:  Здравствуйте,   ребята!   Меня   зовут   Светлана   Рафиковна!   Очень   рада   с   Вами познакомиться! Я капитан волшебного корабля. Скажите­ка мне, вы любите путешествовать? ……… Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Вот на этом корабле. Нравится? ………. Это   будет   не   простое   путешествие!   Его   особенность   будет   заключаться   в   том,   что   мы   будем странствовать с помощью воображения и фантазии! Вы знаете, что это?... Прежде, чем нам отправиться, мы должны стать одной командой! Иначе, мы не сможем отплыть от берегов вашей школы. Для начала надо создать дружную атмосферу на нашем корабле. Для этого я предложу вам сыграть в игру:   " Ромашка". Цель: создание благоприятного настроя, раскрепощение детей. Дети   вместе   с   психологом   сидят   в   кругу.   Всем   предлагается   поочереди   взять   листик   ромашки   и поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Вика…и т.д. , которые нужно пропеть . Психолог: А теперь нам надо сделать еще одно важное дело! Нам надо обязательно решить, как мы будем себя вести, отправляясь в путешествия. Вы знаете, что такое правила поведения? ………. У меня есть ЗАКОНЫ для путешественников. В них мы напишем то, как мы будем себя вести во время нашего плавания. Это будут наши законы, которым мы будем следовать. Согласны? ……….. Итак, закон первый: Закон «ОО»  (Точного времени)! Закон ВЕЖЛИВОСТИ! Закон ПОДНЯТОЙ ПРАВОЙ РУКИ! Закон УВАЖЕНИЯ СТАРШИХ! Закон НЕНАВРЕДИ СЕБЕ, НЕНАВРЕДИ ДРУГИМ! Закон СЛОВО КАПИТАНА – ЗАКОН ДЛЯ КОМАНДЫ! Закон МЫ ПОМОГАЕМ ДРУГ ДРУГУ И ПОДДЕРЖИВАЕМ ДРУГ ДРУГА! Закон МЫ НЕ ССОРИМСЯ И НЕ РУГАЕМСЯ! Закон МЫ НЕ БОИМСЯ ГОВОРИТЬ ЧТО ДУМАЕМ – ЭТО ПОМОЖЕТ КОМАНДЕ! Итак, ЗАКОНЫ у нас есть! Теперь нам надо потренировать наше воображение.  Цель. Эта игра поможет привести детей в «рабочее» состояние перед началом занятий. «Путешествие на облаке» Материалы: в качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку. Инструкция детям. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два­три раза глубоко вдохните и выдохните... Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой  большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы  будете счастливы. Постарайтесь мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя  совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что­нибудь чудесное и волшебное... (30  секунд.) Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слазьте с облака и  поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно  растает в воздухе... Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза». Психолог: Теперь осталось взглянуть на карту и наполнить наши паруса ветром. Итак, вот наша карта. У нас есть 20 дней. За это время мы с вами побываем на разных островах и посмотрим, как там обстоят   дела.   Как   видите,   острова   это   не   простые.   Что   они   вам   напоминают?   ………..   (школьные предметы). Верно, но мы с вами с помощью нашего воображения посмотрим на них с другой стороны. А теперь давайте­ка научимся разгонять наш корабль, чтобы плыть на нем к нашим островам.  “Корабль и ветер”  Цель: настроить группу на рабочий лад. “Представьте   себе,   что   наш   парусник   плывет   по   волнам,   но   вдруг   он   остановился.   Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог:  У нас отлично получилось!  Теперь мы готовы к путешествию,  и в следующий  раз отправимся в наше первое плавание. Но прежде чем попрощаться, мы поиграем в одну очень хорошую игру. «Мне понравилось, как ты сегодня…»  Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе. «Сейчас   каждый   из   вас   по   кругу,   немного   подумав,   скажет   своему   соседу   справа,   что   ему понравилось   в   поведении   этого   человека   за   сегодняшний   день.   Давайте   я   покажу   (психолог   дает обратную связь каждому ребенку). Домашнее задание. Психолог:  До следующего занятия вы дома оформите свой бортовой журнал, для того, чтобы записывать   в   нем   отчет   о   своем   путешествии   (раздать   заготовки   для   оформления   и   объяснить   на примере). Эти тетради предназначены только для вас, их не будут проверять и оценивать. Психолог: Итак, наша подготовка к путешествию завершена. Мне осталось только посвятить вас в члены своей команды. Для путешествия вам понадобится смелость. Я как капитан, хочу вам сказать, что смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.  Я хочу подарить  вам вот эти амулеты  смелости.  Пусть они помогают вам справляться   с   любыми   страхами   и   тревогами   (раздать   сюрпризки).   Берите   их   с   собой   в   каждое путешествие! И не только в этом кабинете. Уверена, они вам во многом помогут. До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №2 «Остров Трудолюбия» Материалы:     плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы продолжаем наше путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог: А Вы знаете, что на этом острове люди очень трудолюбивые. Они целый день трудятся… Давайте и мы с Вами потрудимся, посадим росток…  «Росток» Цель: Снятие мышечных зажимов. Дети сначала превращаются в зёрнышко (лежат на полу), потом в стебель (встают на колени, поднимают руки вверх). Ведущий: «Зернышко превратилось в прекрасный цветок, который жил… Сколько лет жил ваш цветок? (дети отвечают). Потом цветок стал слабеть, терять лепестки и опадать, пригибаться к земле и снова превратился   в   зёрнышко»   (дети   лежат   на   полу).   Цикл   развития   повторяется   3   раза   под   медленную музыку.  «Цветок». Цель:   Расширение спектра эмоционального реагирования. Теплый луч упал на землю  и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится   цветок на солнце, представляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.   Выразительные   движения:  сесть   на   корточки,   голову   и   руки   опустить;   поднимается   голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок   расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. МИМИКА: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслабленны.           Психолог: А теперь   «Дракон кусает свой хвост» Цель:   Снятие   напряжения,   создание   благоприятной   атмосферы   в   группе,   двигательное раскрепощение. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона встает другой ребенок. Психолог:  Вы молодцы! Сейчас мы с вами поиграем в нашу игру «Мне понравилось, как ты сегодня…». Давайте встанем в круг.  «Мне понравилось, как ты сегодня…» себе. Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в «Сейчас каждый из вас, немного подумав, бросит мяч человеку напротив и скажет нам, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну». Итог: «Давайте оценим наше занятие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: похлопайте на счет «три» если вам понравилось наше путешествие. Далее идет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывали трудности? До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №3 «Остров Трудолюбия» Материалы:     плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы продолжаем наше путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог: На острове Трудолюбия дети хорошо учатся и очень любят ходить в школу. Они умеют отвечать с места и выходить отвечать к доске…  «Кто умеет» Цель:  снижение школьной тревожности, устранение страха выходить к доске. Ведущий   называет различные умения, те дети, которые считают, что обладают называемым умением, встают и говорят: «Это я». ( Кто умеет  хорошо сидеть на уроках? Чисто писать?...громко петь?...дружить?)  «Закончи предложение» «У меня хорошо получается в школе…» «В школе я волнуюсь, когда…» «Мне нравится в школе…»  «Вспомни ситуацию». Цель: Отработка трудных школьных ситуаций. Ведущий записывает на карточках трудные (тревожащие) школьные ситуации и раздает  их детям. Они по очереди изображают выпавшую им ситуацию.  (Примеры карточек: ребенок боится выходить к доске, боится рассказывать стих, забыл дома тетрадь, не знает, как правильно решить задачу у доски и др.). Психолог: Я думаю, вы прекрасно справились с заданием! Вы не только хорошо отвечали, но и показали, что вовсе не боитесь отвечать у доски! Теперь давайте сыграем в игру, в которую уже играли на прошлом занятии.  «Мне понравилось, как ты сегодня…» Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе. «Сейчас   каждый   из   вас   по   кругу,   немного   подумав,   скажет   своему   соседу   справа,   что   ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну». Итог: «Итак, мы проделали большой путь, давайте оценим наше путешествие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: похлопайте на счет «три» если вам понравилось наше путешествие. Далее идет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывали трудности?» До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №4 «Остров Трудолюбия» Материалы:     плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы продолжаем наше путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог: А теперь давайте сыграем в очень интересную игру…  «Меняются те, кто…» Цель: Снятие напряжения, поддержание благоприятного внутригруппового климата. Участники группы сидят на стульях в круге. Психолог стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он – водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, кто в черных ботинках». Все участники группы, которые обладают указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем­нибудь. Водящий должен во время обмена местами успеть занять чье­то временно освободившееся место. Тот, кто остался без стула становится водящим.  «Походки» Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.        Ведущий показывает движения и просит изобразить походки: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь ­ как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь ­ как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».  «Мяч в кругу» Цель: Снятие торможения. Вначале все бросают др.др. мячик с условием ­ встретится вначале взглядом и   улыбнуться, потом называют любое пришедшее в голову слово, далее  определенный класс предметов  (сказоч. персон, названия цветов, страхов и др.). Психолог:  Вы   отлично   играете   и   хорошо   рассказываете   о   своих   ощущениях.   Мне   это   очень нравится. Теперь давайте сыграем в нашу игру «Мне понравилось, как ты сегодня…».  «Мне понравилось, как ты сегодня…» Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе. «Сейчас   каждый   из   вас   по   кругу,   немного   подумав,   скажет   своему   соседу   справа,   что   ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну». Итог: «Давайте оценим наше занятие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: похлопайте  на счет «три» если вам понравилось  наше путешествие. Далее  идет более детальное   обсуждение   занятия.   Дети   отвечают   на   вопросы:   «Что   понравилось?   Какие   испытывали трудности? До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №5 «Остров Рисовандия» Материалы:      плакат   с   кораблем,   наши   законы,   карта   путешествия,   ватманы   4шт.,   краски, кисточки 10шт., музыка, листы А4, цветные карандаши. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня   мы   совершим   наше   второе   путешествие.   Вот   карта,   итак,   куда   мы   сегодня   отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог: А теперь разомнем наше воображение. Нам предстоит длинное путешествие.  “ Что я люблю ” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д. Психолог:  Итак, сегодня мы на острове Рисовандия. Как вы думаете, чем обычно занимаются жители этой страны? ……… Вот и мы в этой стране будем рисовать.  Индивидуальный диагностический рисунок “ Чего я боялся, когда был маленьким…”  Цель: дает возможность детям прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. Дети рисуют карандашами свои страхи, не показывая никому, далее ведущий собирает рисунки у детей  “ Чужие рисунки”      Детям   по   очереди   показывают   рисунки   “страхов”,   только   что   нарисованных,   все   вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь. Дети рисуют 5­7 минут цветными карандашами. Обсуждение упражнения: ­ Что почувствовал ты во время выполнения этого упражнения? ­ Легко ли тебе было его выполнять? Почему? Психолог:  Я   думаю,   вы   прекрасно   справились   с   заданием!   Вы   не   только   сделали   хорошие рисунки, но и объяснили жителям Рисовандии, почему же дети могут бояться ходить в школу. Кроме того, вы протянули им свои руки помощи, как настоящие друзья. Уверена, они вам очень благодарны. Теперь давайте сыграем в игру, в которую уже играли на прошлом занятии.  «Мне понравилось, как ты сегодня…» Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе. «Сейчас   каждый   из   вас   по   кругу,   немного   подумав,   скажет   своему   соседу   справа,   что   ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну». Итог: «Итак, мы проделали большой путь, давайте оценим наше путешествие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: похлопайте на счет «три» если вам понравилось наше путешествие. Далее идет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывали трудности?» До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №6 «Остров Рисовандия» Материалы:      плакат   с   кораблем,   наши   законы,   карта   путешествия,   ватманы   4шт.,   краски, кисточки 10шт., музыка, листы А4, цветные карандаши. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы продолжим наше путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог: А теперь разомнем наше воображение. Нам предстоит длинное путешествие.  “ Возьми и передай ” Цель: осознание своего эмоционального состояния  Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Психолог: Сейчас мы будем рисовать.  “ Художники – натуралисты ” Цель: дает возможность детям прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей”.  «Разложите ватманы на полу. Возьмите   каждый   по   2   кисточки.   Выберите   для   каждой   руки   понравившийся   вам   цвет.   Садитесь напротив своего ватмана. Игра проводится под музыку. Когда рисунки закончены, можно спросить у детей, кто что нарисовал. Психолог: У вас получились прекрасные рисунки.  Индивидуальный диагностический рисунок «Автопортрет» Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия. Психолог: Я думаю, вы прекрасно справились с заданием  «Мне понравилось, как ты сегодня…» Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе. «Сейчас   каждый   из   вас   по   кругу,   немного   подумав,   скажет   своему   соседу   справа,   что   ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну». Итог: «Итак, мы проделали большой путь, давайте оценим наше путешествие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: похлопайте на счет «три» если вам понравилось наше путешествие. Далее идет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывали трудности?» До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №7 «Остров Рисовандия» Материалы:      плакат   с   кораблем,   наши   законы,   карта   путешествия,   ватманы   4шт.,   краски, кисточки 10шт., музыка, листы А4, цветные карандаши. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог: А теперь разомнем наше воображение. Нам предстоит длинное путешествие.  “Воздушный шарик” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки,   медленно,   через   приоткрытые   губы   надувайте   его.   Следите   глазами   за   тем,   как   ваш   шарик становится   все   больше   и   больше,   как   увеличиваются,   растут   узоры   на   нем.   Представили?   Я   тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза. Можно попросить каждого ребенка описать свой шар. Психолог:  Итак,   сегодня   мы   в   стране   Рисовандия.   Как   вы   думаете,   чем   обычно   занимаются жители этой страны? ……… Вот и мы в этой стране будем рисовать.  “Танцующие руки” Цель: дает возможность детям прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. «Разложите   ватманы   на   полу.   Возьмите   каждый   по   2   кисточки.   Выберите   для   каждой   руки понравившийся вам цвет. Садитесь напротив своего ватмана. Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы  можете   обеими  руками   рисовать   по  бумаге.  Двигайте  руками  в  такт  музыке.  Потом  вы   можете посмотреть, что получилось» (2­3 минуты). Игра проводится под музыку. Когда рисунки закончены, можно спросить у детей, на что они похожи. Психолог:  У вас получились прекрасные рисунки. Мы оставим их жителям Рисовандии, ведь у них сейчас не легкие времена. У них есть некоторые трудности и им надо помочь. Вы согласны? ..........  Индивидуальный диагностический рисунок «Почему дети бояться ходить в школу…» Цель:  дает   возможность   детям   проанализировать   свои   страхи,   прояснить   свои   чувства   и проговорить это, а также снять напряжение, вызванное переживанием трудной ситуации. Жители этой страны боятся ходить в школу, у каждого есть свои причины. Вам надо немного подумать, почему дети могут бояться ходить в школу. А потом надо будет нарисовать эту ситуацию на листочке бумаги. Дети рисуют 5­7 минут цв. карандашами. После детей просят рассказать, что изображено на рисунке, описать ситуацию, что чувствуют нарисованные герои, чего бояться, что хотят сделать. 2 часть: А теперь я предлагаю вам протянуть им свои руки помощи! Берем ватман, кладем его на пол или стол, красим обе ладошки детей краской. Пусть они хаотично оставляют свои отпечатки на нем по очереди. Психолог:  Я   думаю,   вы   прекрасно   справились   с   заданием!   Вы   не   только   сделали   хорошие рисунки, но и объяснили жителям Рисовандии, почему же дети могут бояться ходить в школу. Кроме того, вы протянули им свои руки помощи, как настоящие друзья. Уверена, они вам очень благодарны. Теперь давайте сыграем в игру, в которую уже играли на прошлом занятии.  «Мне понравилось, как ты сегодня…» Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе. «Сейчас   каждый   из   вас   по   кругу,   немного   подумав,   скажет   своему   соседу   справа,   что   ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну». Итог: «Итак, мы проделали большой путь, давайте оценим наше путешествие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: похлопайте на счет «три» если вам понравилось наше путешествие. Далее идет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывали трудности?» До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №8 «Остров       Физкультурия»  плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, мячик. Материалы:    Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы продолжим наше путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог:  Отлично!   Мы   достигли   берегов   Физкультурии.   Как   вы   думаете,   что   больше   всего любят жители этого острова? ……… Верно! заниматься физкультурой и играть в разные интересные игры. Благодаря этому жители этой страны всегда здоровы, бодры и хорошо себя чувствуют! Давайте поиграем в игру, которая называется “ Лягушки на болоте ”.  “ Лягушки на болоте ” Цель: расслабить мышцы спины. Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.  Попробуем еще раз”.  «Пружинки» Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. Детям   предлагается   приседать   как   пружинки.   Ура!   Вы   все   чемпионы.   Можете   поклониться зрителям.   Вам   все   хлопают,   поклонитесь   еще   раз,   как   чемпионы”.   Упражнение   можно   выполнить несколько раз.  «Злые и добрые кошки» Цель: развитие доверия друг к другу Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.  (После упражнения необходимо проговорить ощущения детей, обсудить их). Психолог: Вы отлично умеете преодолевать трудности. А сейчас мы немного расслабимся.   Упражнение "Росточек под солнцем" Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Психолог: Вы молодцы! Выглядели как настоящие росточки. Сейчас мы с вами поиграем в нашу игру «Мне понравилось, как ты сегодня…», но внесем в нее некоторые изменения, т.к. мы находимся на острове Физкультурия. Давайте встанем в круг.  «Мне понравилось, как ты сегодня…» Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе. «Сейчас каждый из вас, немного подумав, бросит мяч человеку напротив и скажет нам, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну». Итог: «Давайте оценим наше занятие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: похлопайте на счет «три» если вам понравилось наше путешествие. Далее идет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывали трудности? До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №9 «Остров       Физкультурия»  плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, мячик. Материалы:    Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше путешествие. Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог: Отлично! Давайте поиграем в игру, которая называется  “Штанга”.  “Штанга” Вариант 1 Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас   мы   с   вами   будем   спортсменами­тяжелоатлетами.   Представьте,   что   на   полу   лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”. Вариант 2 Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу,   выдохните.   Расслабьтесь.   Ура!   Вы   все   чемпионы.   Можете   поклониться   зрителям.   Вам   все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз. Психолог:  А   теперь   мы   с   вами   как   настоящие   спортсмены   отправимся   в   горы.   Мы   будем скалолазами. Знаете кто это? ……… Верно! Это очень опасно и нужно быть очень смелым, чтобы лазать по скалам. Но мы с вами уже знаем, что смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Попробуем?  «Скалолаз» Цель: развитие доверия друг к другу, тесный тактильный контакт. Поставить детей в линию плечом к плечу (они изображают скалу), ноги по одной линии (это край скалы). В скале могут быть выступы (вытянутые руки), которые мешают движению. Один из детей будет скалолазом. Ему необходимо пройти по краю скалы, преодолевая все препятствия, от начала до конца. Дети из линии не должны помогать ему, поддерживать, но он может держаться за них. Пройдя через всю скалу, он становится крайним и превращается в скалу, а скалолазом становится следующий ребенок. Скалолазами должны побывать все. (После упражнения необходимо проговорить ощущения детей, обсудить их). Психолог:  Вы   отличные   скалолазы   и   умеете   преодолевать   трудности.   А   сейчас   мы   немного расслабимся после такого сложного лазания по скалам.   Упражнение "Росточек под солнцем" Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Психолог: Вы молодцы! Выглядели как настоящие росточки. Сейчас мы с вами поиграем в нашу игру «Мне понравилось, как ты сегодня…», но внесем в нее некоторые изменения, т.к. мы находимся на острове Физкультурия. Давайте встанем в круг.  «Мне понравилось, как ты сегодня…» Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе. «Сейчас каждый из вас, немного подумав, бросит мяч человеку напротив и скажет нам, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну». Итог: «Давайте оценим наше занятие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: похлопайте на счет «три» если вам понравилось наше путешествие. Далее идет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывали трудности? До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №10 «Остров       Физкультурия»  плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, мячик. Материалы:    Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше путешествие. Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог: Отлично! Давайте поиграем в игру, которая называется   «Мяч в кругу» “”. Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов Ход:   бросание   мяча   друг   другу   в   кругу.   Прежде   чем   кинуть   мяч,   нужно   поймать   взгляд   другого участника игры и сказать любое пришедшее в голову слово: «На, держи», «поймай, зайчик» и т. д.. –  преодоление торможения при внезапных обращениях и ответах. Избыток отрицательных оценочных суждений в адрес детей («Ты опять не поймал», «Увалень», «Ничего не можешь», «Бестолочь»).  (После упражнения необходимо проговорить ощущения детей, обсудить их). Психолог: А сейчас мы немного расслабимся.   Упражнение "Росточек под солнцем" Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Психолог: Вы молодцы! Выглядели как настоящие росточки. Сейчас мы с вами поиграем в нашу игру «Мне понравилось, как ты сегодня…», но внесем в нее некоторые изменения, т.к. мы находимся на острове Физкультурия. Давайте встанем в круг.  «Мне понравилось, как ты сегодня…» Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе. «Сейчас каждый из вас, немного подумав, бросит мяч человеку напротив и скажет нам, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну». Итог: «Давайте оценим наше занятие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: похлопайте на счет «три» если вам понравилось наше путешествие. Далее идет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывали трудности? До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №11 «Остров Литературия» Материалы:      плакат   с   кораблем,   наши   законы,   карта   путешествия,   распечатка   с   домашним заданием. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим  наше путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся?  ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог:  Отлично! Мы с вами у берегов Литературии. Жители этой страны обожают читать, писать стихи и рассказы, узнавать новые слова и ставить спектакли. А вам нравятся такие занятия? …….. Сейчас мы тоже попробуем поставить маленький спектакль.  Игра­инсценировка “Зайчики и волк” Цель:  Игра учит детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук. Ход игры. Психолог рассказывает сказку и показывает движения, а дети имитируют их. В лесу в домике жила зайчиха с зайчатами. Как­то утром зайчата взяли свои барабаны и побежали в лес играть. Прибежали они на поляну и стали громко, на весь лес барабанить. (Фигура зайца: указательный и средний пальцы выпрямлены и разведены в стороны – уши, остальные пальцы собраны в кулак – туловище. Зайцы барабанят – мизинец и безымянный пальцы согнуты, по очереди ударяют в подушечку большого пальца. Ушки подняты вверх и прижаты друг к другу.) И надо ж было беде случиться: около тех мест голодный рыскал волк. Услышал он шум и выскочил на полянку. (Волк – раскрытые ладони обеих рук прижаты друг к другу, пальцы направлены вперед. Большие пальцы подняты вверх и разведены – уши волка. Указательные пальцы согнуты, соединены внешней стороной верхних   фаланг   –   лоб   волка.   Прямые   средние   и   безымянные   пальцы   сгруппированы   –   нос   волка. Прижатые друг к другу мизинцы отведены вниз – пасть волка. И все это шевелится: волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть.) Бедные зайчики побросали барабаны и прижались к березе. Их и незаметно, только уши мелко­мелко трепещут от страха. (Дети прижимают зайцев к себе, ушки у зайчат выполняют колебательные движения – трепещут.) Растерялся волк: “Где же зайчата? Они только что тут были, и вдруг исчезли. (У волка в движении уши, нос, пасть.) Ох, и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!” Порычал волк и исчез. Зайчата выскочили,  забыли свои  страхи  и стали смеяться  друг над другом. Один  говорит:  “Ты  так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!” – “Нет, мои ушки не кланялись, а вот твои приседали до земли!” – ответил второй. (Эти и последующие движения один из зайцев показывает, а второй с недоверчивыми репликами, как бы машинально, начинает повторять. Но, спохватившись, тут же опровергает “обвинение”. Все движения выполняют уши – поднятые вверх указательный и средний пальцы.) – Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку! – Нет, мои ушки не прятались друг за дружку, а вот твои ушки бегали друг по дружке сверху вниз и снизу вверх! – Нет, мои ушки не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку! – Нет, мои ушки не стучали друг о дружку, а зато твои ушки, как ножницы, стригли! – Нет, мои ушки не ножницы, а вот твои ушки падали то вправо, то влево! – Нет, мои ушки не падали вправо и влево, а зато твои ушки вот такие круги рисовали! – Да? Не рисовали они такие круги, а вот твои ушки цеплялись друг за дружку! – А у тебя одно ушко обвивалось вокруг другого. И так зайчата расшалились, раскричались, что встали на ушки, и испачкали их. Пришли домой, а мама­зайчиха и говорит: “Что такое? Опять ушки грязные. Ну­ка, быстро чистить лапками свои ушки!” Стали зайчата чистить свои ушки (лапки – большой, безымянный пальцы и мизинец). Потом они помыли лапки, и мама пригласила их к столу обедать.(Закончить выступление аплодисментами). Психолог: А вы оказывается великолепные актеры! Ваш миниспектакль прошел на ура! Уверена, он очень понравился жителям Литературии.   «На что похоже моё настроение …» Цель: сформировать у детей позитивное отношение к себе. Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”. Психолог: Вы молодцы! Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о себе. Теперь давайте встанем в круг.  «Мне понравилось, как ты сегодня…» Цель:  дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе. «Сейчас каждый из вас, немного подумав, бросит мяч человеку напротив и скажет нам, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну». Итог: «Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: похлопайте на счет «три» если вам понравилось   наше  путешествие.  Далее   идет  более  детальное  обсуждение  занятия.  Дети  отвечают   на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывали трудности? Домашнее задание. Психолог: сегодня я дам вам домашнее задание. Его нужно будет выполнить в ваших бортовых журналах.   Задание   очень   интересное   –   вам   надо   будет   помочь   жителям   Литературии   и   сочинить небольшую сказку про школьные тревоги. Наверняка у вас есть любимый сказочный герой. Придумайте сказку о том, как он учится в школе. С какими трудностями сталкивается, чего боится. Напишите, что он чувствует и думает в такие моменты. Подумайте, кто или что может помочь ему преодолеть эти трудности и как это может произойти. Фантазируйте! До следующей встречи! (прощальный ритуал) Занятие №12 «Остров Литературия» Материалы:      плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, корона, трон, листочки со словами   (кол­во   комплектов   по   количеству   детей   в   группе),   истории   об   именах   ребят   из   группы, распечатка с домашним заданием. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше   путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?  “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Психолог:  Отлично! Мы с вами у берегов Литературии. Жители этой страны обожают читать, писать стихи и рассказы, узнавать новые слова и ставить спектакли. А вам нравятся такие занятия? …….. Сейчас мы тоже попробуем поставить маленький спектакль.  “Шалтай­Болтай” Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим маленький спектакль. Он называется “Шалтай­Болтай”. Шалтай­Болтай Сидел на стене. Шалтай­Болтай Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо­влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” ­ резко наклоняем корпус тела вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. (Закончить выступление аплодисментами). Психолог: А вы оказывается великолепные актеры! Ваш миниспектакль прошел на ура! Уверена, он очень понравился жителям Литературии. А вы знаете, в какую игру обожают играть они? Я вам сейчас расскажу!   Жители   Литературии   знают   очень   много   интересных   историй   особенно   про   свои   имена. Каждый день они выбирают нового короля и рассказывают ему эти истории. Хотите попробовать сыграть в такую игру?  “Волшебный стул” Цель:  способствовать   повышению   самооценки   ребенка,   улучшению   взаимоотношений   между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый  должен узнать “историю” имени  каждого ребенка – его происхождение,  что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и  «Волшебный стул»  – он должен быть  обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017