Психологическая подготовка педагогов к ЕГЭ.
Выступление на пед совете
педагога-психолога МБОУ гимназии №105
Стрельцовой Э.И.
Предэкзаменационный и экзаменационный период — это время, когда старшеклассники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку, и в наших силах помочь им снизить это напряжение.
Ведущие Российские психологи дают следующие психологические рекомендации педагогам по подготовке учащихся к ЕГЭ:
Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена
Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки
Помогайте подростку поверить в себя и свои способности
Помогайте избежать ошибок
Поддерживайте выпускника при неудачах
Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.
Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение взрослых, и если они в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Советы классным руководителям
Классный руководитель является своеобразным создателем эмоционального фона детского коллектива. Положительный результат даёт система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками.
1. Рассаживайте тревожных учеников в середине класса или ближе к себе.
2. Спрашивайте в середине урока.
3. Подсказывайте родителям и тренируйте на уроках наиболее успешные для учеников приемы усвоения материала.
4. Рекомендуйте учащимся оптимальный режим учебы и отдыха:
– 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22.30,
продолжительность сна – не менее 9 часов;
– при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа с
перерывами по 30 минут.
Тревожатся не только учащиеся, но и сами педагоги. Как преодолеть ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ и какие существуют приемы антистрессовой защиты.
*Выражайте и прорабатывайте эмоции,
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.
• изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
• мните, рвите бумагу;
• кидайте предметы в мишень на стене;
• попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
• поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен…», «Меня это обидело…»);
*Визуализируйте,
Человек, вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.
Это состояние называется ресурсным, и, научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.
Прием «Аквариум». При общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
*Действуйте и творите
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации, выполняет роль громоотвода. Можно навести порядок на рабочем месте; Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, конструируйте.
*Отвлекайтесь
Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
Обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.»
*Поможет дыхательная гимнастика!
-Успокаивающее дыхание –выдох в два раза длиннее вдоха.
-Мобилизующее дыхание –вдох в два раза длиннее выдоха.
*Аутогенная тренировка
В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения и самоинструктажа, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.
• Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей,
• Повторяйте эти фразы несколько раз, находясь в состоянии глубокого расслабления.
Примеры таких фраз: «исчезли все неприятные ощущения в голове…; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе…; я спокоен за работу моего сердца…».
*САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН.
Ещѐ в трактатах китайской народной медицины говорилось, что в ушной раковине происходит «скопление главных линий», при помощи которых наружное ухо связано с другими органами. Древние египтяне и греки считали, что ушная раковина связана с мозговыми образованиями и внутренними органами Помассируйте области мочек уха в течение 2-3 минут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.