Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Оценка 5
Образовательные программы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
15.09.2019
оказание психологической помощи родителям, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция их эмоционально-волевой сферы, обучение приемам саморегуляции психического состояния и методам управления конфликтами в семье. Для успешного достижения используются Индивидуальные формы работы: консультация, практическое занятие, беседа и др.
Групповые формы работы: семинар-практикум, тренинг, тематическая лекция, дискуссия, круглый стол, группы взаимоподдержки для родителей.
Школа родителя особого ребенка.doc
Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района»
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель БУ «КЦСОН
Большеуковского района»
____________А.Р. Хачатрян
_________________ 2019 г.
Психологическая
программа
для родителей
«Школа родителя особого
ребенка»
Составитель:
К. В. Пудова,
психолог
отделения социальной
реабилитации инвалидов Большие Уки
2019 г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Календарно – тематический план
4. Список использованной литературы
5. Приложение
3 9
1018
19 22
23
2425
2 Пояснительная записка
Семья с ребёнкоминвалидом это семья с особым статусом, особенности и
проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её
членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью
решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом
общения, частым отсутствием работ у матери, но главное специфическим
положением в семье ребёнкаинвалида, которое обусловлено его болезнью. Семья
для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким
типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок
инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого
членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что
присутствие ребёнка с нарушениями развития, в круге с другими факторами,
может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка,
отдыха, социальной активности. Маленькие дети с недостатками развития живут
не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама
погружена в более широкий социальный контекст. Экологическая модель включает
индивидуальные параметры организма и особенности среды вместе с социальными
и психологическими характеристиками в единую систему. Системно
экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять функции
реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от
семьи. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации 25.08.2014г. № 1618р, в качестве одной из основных задач
государственной семейной политики ставит обеспечение социальной защиты семей
и детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Среди семей, нуждающихся в особой заботе государства, пристальное
воспитывающим детей с ограниченными
внимание удаляется семьям,
возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Статистические данные за последние
3 несколько лет свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с ОВЗ и детей
инвалидов.
В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ОВЗ (8%
всех детей), причем 700 тысяч из них детиинвалиды.
Численность детей – инвалидов на территории Большеуковского района на
1 июля 2019 года составляет 38 человек, Из них – 12 детей находятся на
воспитании в коррекционной адаптивной школеинтернат (БАШИ).
Помощь детям с ОВЗ требует, существенной психологической поддержки
семей, ведь развитие особого ребенка в значительной степени зависит от
благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и
нравственном развитии, правильности их воспитательных воздействий.
Социальнореабилитационная деятельность, возникшая как одно из
направлений в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья. Основная ее задача – обеспечить подготовку таких
детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.
В отделение социальной реабилитации инвалидов обращаются родители,
имеющие детей с различными отклонениями в развитии в возрасте от 0 до 18 лет,
все чаще – это дети со сложными или сочетанными дефектами развития. Как
правило, ребята не организованы: они никогда не посещали специальные
дошкольные образовательные учреждения либо были выведены из их состава по
причине «не обучаемости» или деструктивного поведения.
При составлении программы реабилитации и эффективной реализации
восстановительных мероприятий крайне важным является индивидуальный
подход. Эффективность процесса реабилитации определяется, прежде всего,
активным участием самих родителей и их детей в реабилитационном процессе.
Дети, оказавшиеся в реабилитационном пространстве, учатся заново жить,
преодолевать
открывают компенсаторные возможности,
позволяющие им
различные психоэмоциональные проблемы.
4 Проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребёнком заключается в
трудностях, связанных с подготовкой ребёнка к школе и сложностях в его
обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной
работы по социальной адаптации ребенка,
формированием навыков
самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими
средствами,
развитием самостоятельности;
организацией досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию
общественным транспортом,
или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности;
приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки
бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а
также приобретение высококачественных технических средств.
Именно поэтому, внимание специалистов, работающих с семьей, должно
сконцентрироваться на обучении родителей навыкам саморегуляции и
самоконтроля, методам и приемам эффективного взаимодействия с ребенком, что
позволит повысить родительские компетенции, создать благоприятные условия
для развития ребенка, а значит стать эффективными родителями для ребенка с
ОВЗ.
Своевременно оказанная психологическая поддержка, а также привлечение
членов семей к участию в коррекционноразвивающих, профилактических и иных
мероприятиях, повысит шансы успешной адаптации детей с особенностями
развития и их семей к общественной жизни, позволит предотвратить отказы от
детей, родившихся со сложными нарушениями, обеспечит реализацию права детей
с ОВЗ на воспитание в семье. Формирование психологической готовности
родителей к воспитанию детей, имеющих нарушения развития, является одним из
возможных способов преодоления социальных проблем, связанных с развитием
особого ребенка, его воспитанием, социализацией и обучением.
5 Данная психологическая программа для родителей «Школа родителя
особого ребенка» рассчитана на родителей имеющих детейинвалидов, и детей с
ОВЗ.
Кадровое обеспечение
1.
2.
Автор и непосредственный исполнитель программы – психолог.
Куратор программы заведующий отделением социальной
реабилитации инвалидов.
3.
Помощник по исполнению программы – специалист по социальной
работе с детьмиинвалидами.
Условия реализации программы
Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального
обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми
условиями для реализации настоящей программы.
Срок реализации программы: 1 год.
Продолжительность реализации психологической программы для родителей
«Школа родителя особого ребенка» зависит от индивидуальных потребностей
семьи и ребенка, продолжительностью не менее 12 месяцев. Длительность
индивидуальных и групповых занятий для родителей проводятся по программе
«Школа родителя особого ребенка» примерно 1 раз в месяц, по 45 мин.
Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек,
дедушек, других членов семьи детей с ОВЗ), учитывая, что они, как члены семьи,
оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Целевая группа:
1.
родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ,
впервые зачисленные на социальное обслуживание;
2.
родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ,
которым инвалидность установлена впервые.
6 Цель программы — оказание психологической помощи родителям,
воспитывающих детейинвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья, коррекция их эмоциональноволевой сферы, обучение приемам
саморегуляции психического состояния и методам управления конфликтами в
семье.
Для успешного достижения поставленной цели, необходимо решить
следующие задачи:
1.
2.
Социальнопсихологическая поддержка.
Информирование о социальнопсихологических и экономических
проблемах, видах и формах социальной помощи и др.
3.
Оказание психологической помощи родителям, воспитывающих детей
инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.
Формирование позитивного образа ребенка, его будущего через
изменение уровня родительских притязаний.
5.
Познакомить родителей с эффективными методами родительско
детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для
коррекции личности ребенка.
6.
Формирование эффективной родительской позиции,
оказание
своевременной психологической и информационной помощи семьям,
воспитывающим ребенкаинвалида и детей с ОВЗ.
7.
Формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на
основе его компенсаторных возможностей.
Формы и методы работы:
Индивидуальные формы работы: консультация, практическое занятие,
беседа и др.
Групповые формы работы: семинарпрактикум, тренинг, тематическая
лекция, дискуссия, круглый стол, группы взаимоподдержки для родителей и др.
Методы работы:
7 Для решения поставленных задач используются следующие методы работы:
1.
2.
организационные (планирование, информирование, координирование);
исследовательские (анализ документации, наблюдение (прямое и
косвенное), интервьюирование, беседа, анкетирование);
3.
практические (лекции, методы активного психологического обучения
родителей, практические занятия, методы организации досуговых мероприятий;
4.
аналитические (обобщение, публикации и выступления по проведенной
работе.
Основные требования к реализации программы
Цели родительского образования и просвещения в образовательном
учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль
родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других
субъектов воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической
деятельности,
такта,
терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность,
требующий специальных психологических знаний,
постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм
работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы
проводимых занятий.
Образование и просвещение родителей детейинвалидов ориентировано на
актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными
нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная
школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с
образовательными учреждениями.
Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда
обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми
потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
8 Для успешной организации обучения нужны специалисты, которые будут
проводить эту работу.
В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля,
которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной
развития детейинвалидов с множественными
адаптации,
интеграции,
нарушениями.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1.
Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности
ребенка с ОВЗ.
2.
Создание условий для обеспечения психологической безопасности
семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
3.
Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с
ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
4.
Овладение навыками коррекционноразвивающего взаимодействия с
ребенком.
5.
Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с
ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.
6.
Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка,
желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
7.
Участие родителей в коррекционнообразовательном процессе ребенка
с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства
удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и
развитии ребенка.
8.
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со
специалистами учреждения; желание участвовать в психологопедагогических
мероприятиях (занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
9.
Расширение круга общения среди родителей учреждения.
9 Содержание программы
Структура занятия
Занятие состоит из 3х блоков:
1 блок: Введение в тему. Первый блок включает в себя организационную и
информационную части.
Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной
близости участников группы, включение в тематику общения.
В информационной части предлагаются минилекция по обозначенной теме,
которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по
работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.
2 блок: Практический. Это может быть практикум или мастеркласс для
родителей, детскородительский практикум. Таким образом, родители осваивают
практические умения для самостоятельных занятий с детьми. В связи с этим,
детскородительское занятие предполагает предварительного продумывания
организационных вопросов.
3 блок: Итоговый. Это часть активного общения всех участников встречи и
специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта,
осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные
ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего.
Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль
взаимодействия с ребенком.
10 Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для
формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в
сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов,
которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.
Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных
приемов:
1. Минилекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание
на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.
2.
Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме;
стимулом к возникновению дискуссии.
3.
Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители
делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
4.
Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости
обсуждаемой темы.
5.
Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в
любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения,
сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия:
для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений,
эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального
состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал
прощания).
6.
Практическое занятие
(практикум) – овладение практическими
умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.
7.
Детскородительские практикумы – совместная продуктивная
родителю свои позиции, способы
деятельность, позволяющая осознать
11 взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию,
когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов
привлечения ребенка к деятельности и пр.
8.
Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, брошюра и
пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала,
поддержания интереса.
Основные направления работы с родителями.
Психологическая работа (групповая и индивидуальная)
Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях
детейинвалидов и детей с ОВЗ, приобретение навыков эффективного общения и
поведения родителей с детьми.
Задачи:
1.
установление доброжелательных отношений между педагогами,
родителями и психологом;
2.
3.
повысить уровень психологической культуры родителей;
гармонизация межличностных отношений между ребенком с
отклонениями в развитии и членами семьи;
личностный рост каждого участника в процессе психологических
4.
занятий.
Форма проведения занятий – индивидуальная и групповая
Индивидуальная форма работы представляет собой беседу (несколько
бесед), по желанию родителей. Этот этап служит для установления личного
контакта между психологом и родителем ребенка, для ознакомления с
проблемами, которые обсуждаются в психологической группе, а также для
определения его собственной потребности в посещении групповых занятий.
Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование
12 психологических особенностей данного родителя с помощью специальных
методик.
Индивидуальная форма проведения занятий позволяет психологу
определить проблемы данной семьи, научить приемам и формам поведения,
которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием
ребенка с проблемами в развитии.
При групповой форме работы психологическое воздействие осуществляется
не только со стороны психолога на каждого участника занятия, но и внутри группы
при взаимодействии участников.
Правовое просвещение родителей
Цель: является защита прав и интересов детейинвалидов, детей с ОВЗ, их
социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.
Родители познакомятся на семинарах: с Федеральным законом РФ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации», узнают об учреждениях
социальной защиты населения Омской области, о реабилитационных центрах для
инвалидов с использованием физической культуры и спорта, познакомятся со
специальной литературой, получат интересную и полезную информацию от
профессионалов юристов, врачей, социальных работников.
Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно
педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми
Для оптимизации сотрудничества центра и родителей в области
коррекционнопедагогических занятий с детьми используются следующие формы
работ:
1.
родительские университеты (где родители получают теоретические
знания).
2.
мастерклассы для родителей и с участием родителей, индивидуальное
консультирование родителей специалистами центра;
3.
работа в рамках разработанной программы.
13 Воспитание в семье и досуговая деятельность
Часто рождение ребёнкаинвалида ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от
общества, круг их общения значительно ограничивается.
Досуговые мероприятия способствуют установлению и сохранению
доброжелательных, тёплых отношений между взрослыми и детьми, созданию
атмосферы праздника и взаимопонимания, осознанию семейных норм и ценностей.
С помощью культурно – досуговой деятельности преодолевается
пассивность семей, родители и дети из потребителей культурных и материальных
ценностей превращаются в активных участников процесса. Чем интереснее будет
досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей.
Задачи:
1.
формирование культуры свободного времени;
2.
освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга
через познание, просвещение и общение;
3.
создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей
и родителей;
4.
реализация индивидуальных способностей,
коммуникативной
деятельности и социализации;
5.
формирование положительных жизненных ценностей и социально
значимых норм;
раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.
6.
Формы и методы досуговой работы возможны самые разнообразные, но
ведущим видом становится игровая деятельность. Игровая деятельность носит
универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех
возрастов.
Формы игровой деятельности чрезвычайно многообразны:
1.
2.
физические и психологические игры;
интеллектуально – творческие игры;
14 3.
4.
5.
социальные игры;
комплексные игры;
профилактика семейного неблагополучия.
Основными принципами сопровождения родителей особых детей
в рамках действия программы являются:
1.
рекомендательный характер
советов
сопровождения и
информирования;
2.
3.
непрерывность и разноаспектность подходов;
приоритет интересов сопровождения «на стороне ребёнка».
Данные принципы согласуются с теорией педагогической поддержки,
разработанной О.С. Газмановым (1996, 1997). По его мнению, предметом
педагогической поддержки (помощи в саморазвитии) является процесс
совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей,
возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих самостоятельно
достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе
жизни.
Исходя из того, что первостепенное значение в социальной адаптации,
психологической реабилитации детейинвалидов имеет готовность и умение
родителей применять
медикосоциальнопсихологическое воздействие,
реализуется в психологической программе для родителей «Школа родителя
особого ребенка» берёт за основу деятельности обучение родителей навыкам
использования специальных технических средств в условиях быта, на прогулке, в
общественных местах; консультирование по вопросам социального обеспечения,
льгот;
прав,
психологического воздействия.
формирование навыка корректного педагогического и
Педагогический блок контакта с родителями подкрепляется социально
психологической поддержкой, оказываемой специалистом по социальной работе с
детьмиинвалидами и психологом. Всё вышесказанное осуществляется на
15 основании комплексного взаимодействия специалистов разного уровня и
различных сфер деятельности.
Помимо того, психологическая поддержка будет осуществляться самими
родителями друг другу посредством общения, совместного досуга, через обмен
жизненным опытом, проведение различных мероприятий, активного отдыха.
Реализация этих положений предполагает усиление профилактики
возникновения социальной и психологической дезадаптации в семье, под которой
подразумевается нацеленность всех служб,
программ
реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными
инициатив,
возможностями на позитивное развитие детей с ограниченными возможностями
через оказание всесторонней помощи их родителям, усиление факторов,
стимулирующих развитие их устремлений и веры в свои возможности и
благополучную жизнь в семье.
Этапы реализации программы
Программа разделена на три этапа: организационный, практический и
аналитический.
Организационный этап – включает в себя организационные мероприятия по
внедрению программы: круглые столы; подготовку команды специалистов,
реализующих программу; подготовку информационной продукции.
Практический этап предполагает реализацию мероприятий по основным
направлениям деятельности программы.
Аналитический этап предусматривает анализ результатов программы;
корректирование ее мероприятий; распространение опыта новых методик и
технологий, издание и распространение методических материалов.
Направления деятельности и их содержание
Реализация психологической программы для родителей «Школа родителя
особого ребенка» по психологической поддержке родителей, воспитывающих
детей с ОВЗ и детейинвалидов, осуществляется в рамках прохождения
16 родителями социальнореабилитационного курса и предполагает проведение
мероприятий по следующим направлениям:
1.
диагностическое направление, включающее оценку реабилитационного
потенциала родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (психоэмоциональное
состояние, личностная и мотивационная сфера, общественные отношения,
когнитивные функции и др.) и подготовку рекомендаций по оказанию семье
психологической поддержки в условиях учреждения социального обслуживания, а
также отслеживание динамики в состоянии родителей, психологического климата
семьи;
2.
коррекционноразвивающее
обеспечивающее
гармонизацию внутрисемейных отношений; снятие эмоциональной напряженности
направление,
у родителей; развитие способности контролировать свои эмоции; формирование у
родителей адекватного отношения к своему ребенку; обучение родителей методам
и навыкам коррекционных и развивающих занятий для организации непрерывной,
самостоятельной работы с ребенком;
3.
информационнопросветительское направление, предусматривающее
организацию разъяснительной работы с родителями по вопросам, связанным с
особенностями развития воспитания и обучения детей с ОВЗ;
4.
профилактическое направление,
включающее деятельность
специалистов,
укрепление и развитие
психологического здоровья семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, на всех этапах
направленную на сохранение,
его воспитания и развития.
Данное направление включает комплекс превентивных действий по
предотвращению нежелательных событий в семье.
В соответствии с указанными направлениями определяются конкретные
формы и содержание работы специалистов, оказывающих психологическую
поддержку родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.
17 Содержание работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ,
определяют следующие принципы:
1.
принцип добровольности. Психологическая поддержка добровольный
процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого
соглашения;
2.
принцип комплексности и многоаспектности в анализе проблем семьи.
В качестве субъекта наблюдения рассматривается не только ребенок с ОВЗ. В
спектр мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие
ребенка. Выбор диагностического инструментария должен также отвечать
поставленным требованиям;
3.
принцип
конфиденциальности.
Информация,
полученная
специалистами в процессе проведения работы с семьей, не подлежит
сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна
быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов
клиентов. Лица, участвующие в обследованиях, консультациях, тренингах и других
мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации,
которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или)
учреждениям;
4.
принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому
ребенку. Проводимые мероприятия не должны быть направлены на ухудшение
взаимоотношений между ее членами. Данный принцип обязывает соблюдать
единые подходы в диагностике и коррекции с целевой группой. Точное выявление
причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного
исправления;
5.
принцип учета психологических особенностей родителей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Реализация данного
принципа позволяет наметить пути коррекции дисгармоничных типов воспитания,
деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить
18 проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать
атмосферу в семье.
Календарно – тематический план
Тема мероприятия
Задачи мероприятия
Знакомство.
Введение в ситуацию
тренинга.
Познакомить членов
группы со структурой
программы. Дать
представление о
методах и формах
работы специалистов.
Сформировать
(разработать, обсудить
и принять) правила
группы.
Знакомство с
психологическим
климатом в семьях,
воспитывающих детей
инвалидов. Адекватная
оценка роли семьи и её
влияния на
№
п/п
1.
Вводное занятие. Правила работы в группе.
2.
Особенности воспитания детей с ограниченными
возможностями.
Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка
с ОВЗ
19 формирование
личности ребенка с
ОВЗ
ознакомить родителей
с особенностями детей
с ограниченными
возможностями.
раскрыть роль семьи в
формировании
личности и
особенности
воспитания ребенка с
ограниченными
возможностями
Осознание различий
между внутренним
миром ребенка и
взрослого,
восприятием,
эмоциональными
переживаниями.
Мотивами,
потребностями,
поведением.
Приобретение навыков
анализа причин
поведения ребенка,
исходя из позиций
самого ребенка.
Сплочение группы.
оказание
психологической и
эмоциональной
поддержки родителям
Введение понятия
«принятие».
Ознакомление с
особенностями
принимающего и
3.
Взрослые и дети
«Маленькие манипуляторы»
«Детские провокации, или как установить
запреты»
4
Подари ребенку счастье
«Тело как зеркало души»
5.
Общение с ребенком
20 6.
Покажи мне любовь
«Почему мой ребенок злой?»
7. Методы психологического воздействия на ребенка
в семье
Организация помощи семьям, воспитывающих
детейинвалидов
8.
9.
Тренинг «Родительская эффективность»
«Я – родитель»
«Учимся требовать и контролировать»
«Счастливая семья»
«Материнская любовь»
21
непринимающего
поведения родителей.
Улучшение
эмоционального
состояния участников.
Формирование
представлений о
безусловном принятии
как главном условии
удовлетворения
потребности ребенка в
любви. Развитие
навыков выражения
негативных эмоций в
адрес ребенка.
Консультативный
характер.
Повышение уровня
родительской
компетентности в
юридических и
правовых вопросах
Формирование
доверительных
отношений. Осознание
родительской позиции
и целей воспитания.
Знакомство родителей
с формами контроля
над ребенком,
расширение
представлений о
дисциплине.
Формирование умения
регулировать
контролирующие
функции в
соответствии с зонами
контроля за ребенком.
Оказание
эмоциональной
поддержки родителям. 10.
11.
Тематический практикум «Класс родительского
мастерства»
«Формирование моторных навыков и навыков
самообслуживания у детей с ОВЗ »
«Развитие коммуникативной сферы у детей
инвалидов»
«Формирование психических процессов у детей с
ОВЗ»
«Формирование игровой деятельности у детей»
«Формирование учебной мотивации у детей
дошкольного возраста»
Вечер отдыха «В кругу друзей»
12. Итоговое занятие
Повышение
общепедагогической
компетенции
родителей (законных
представителей),
формирование
практических навыков
развития, обучения и
воспитания детей
инвалидов.
Создать
положительную
эмоциональную
атмосферу среди
родителей.
Способствовать
сплочению родителей
при помощи игры;
Способствовать
развитию творческих
способностей у
родителей.
Обсуждение
результатов
совместной работы,
подведение итогов,
поддержка настроя на
дальнейшую
самостоятельную
работу.
22 Список использованной литературы
1.
Вшанов Н.И., Н.Н. Лазеева Государственная политика в отношении
детей с ограниченными возможностями в условиях разграничения полномочий
уровней власти// Детская и подростковая реабилитация. Научнопрактический
журнал. 2005. №2 (5). – С. 29.
2.
Ефимова Н.С.. Психология взаимопонимания / Психологический
практикум – Москва, СПб, Воронеж, Минск, 2004.
3.
Кокуева Т.А. Апетенок М.Е. Программа психологопедагогической
реабилитации неполных, многодетных, опекунских семей и семей, имеющих детей
инвалидов, через работу клуба «Семья»
4.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения детей с
нарушениями опорнодвигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
23 5.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели,
задачи и основные принципы – СПб, «Речь», 2005.
6.
Модель работы социальнореабилитационного центра для
несовершеннолетних «Отрадное» / Под общей редакцией Т.М. Барсуковой. –
Издано при поддержке Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ.
7.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с
нарушениями развития / Пособие для педагоговпсихологов. – Москва «Владос»,
2008.
8.
Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова.
Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576с.
9.
Федоренко Г.Ф., Анфалова Т.А. авторская программа «Особые дети».
– г. Нижневартовск. – 2002г.
10. Шмелев А. Групповое психологическое тестирование //Школьный
психолог, 2000, №3
11. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям:
тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
Анкета
Приложение 1
для родителей, участвующих в программе «Школа родителя особого ребенка»
Уважаемые родители!
Для того чтобы сделать программу «Школа родителя особого ребенка»
более эффективной, пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы
1. С какого времени Вы работаете по программе «Школа родителя особого
ребенка»?
______________________________________________________________________
2. Нравятся ли Вам встречи, организованные данной программой? (да,
нет)___________________________________________________________________
3. Какие мероприятия Вам особенно запомнились?
24 ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. Встреча, с какими специалистами Вам оказалась наиболее полезной?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Какой опыт Вы приобрели, участвуя в программе «Школа родителя особого
ребенка»_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
6. Применяете ли Вы знания, полученные данной программой? Если да, то какие
именно?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7. Каким опытом Вы можете поделиться?
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. На сколько баллов Вы оцениваете работу программы? (от 1 до
5)_____________________________________________________________________
9. Хотели бы Вы принимать участие в программе «Школа родителя особого
нет)
ребенка»
дальнейшем?
в
(да,
______________________________________________________________________
10. Если Вы хотите продолжить работу по данной программы, какие проблемы
хотели бы решить?
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
11. С какими специалистами, на Ваш взгляд, нужно организовать встречу?
______________________________________________________________________
12. Какие мероприятия, по Вашему мнению, нужно провести в программе?
______________________________________________________________________
25 13. Ваши пожелания и рекомендации психологу разработавший программу «Школа
родителя
_____________________________________________________________________
особого
ребенка»
Благодарим за сотрудничество!
26
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Психологическая программа для родителей «Школа родителя особого ребенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.