Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»
Оценка 4.9

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
Детсад
14.05.2019
Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»
Программа направлена на решение проблем повышения эффективности организации психологической помощи детям раннего возраста. Основна на комплексную помощь детям, обследования детей с нарушениями развития и их семей, оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого-педагогической поддержки их семей помощь всем членам семьи.
Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики».docx
Бюджетное учреждение  Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения  Большеуковского района» УТВЕРЖДАЮ:  Руководитель БУ «КЦСОН Большеуковского района» ____________А.Р. Хачатрян _________________ 2019 г. Психологическая  программа  отклонениями в развития  ранней помощи семье и детям в возрасте от 1 года до 2 лет с различными «Веселые гномики» Составитель: К. В. Пудова, психолог  отделения социальной  реабилитации инвалидов Большие Уки 2019 г. Содержание программы 1. Пояснительная записка                                                                       2. Содержание программы 3. Календарно – тематический план  4. Список использованной литературы  3 ­ 10  11­18  19­23  24­25 2 Пояснительная записка Когда­то,   всего   несколько   десятилетий   тому   назад,   люди   были   полностью уверены,   что   малыш   на   протяжении   всего   первого   года   своей   жизни   нуждается только в комфортных условиях жизни, материнской любви и заботе. Но современный ритм жизни подталкивает молодых мам, как можно раньше начать курс умственного развития   своего   чада.   Психологом   будут   разработаны   примерные     программы развития ребенка от 1 года до 2 лет, на основании которых и будут выстраиваться занятия. Ранний   возраст   –   важный   и   ответственный   период   психического   развития ребенка.   В   первые   три   года   жизни   закладываются   наиболее   важные   и фундаментальные   человеческие   способности   –   познавательная   активность,   уверенность   в   себе   и   доверие   к   другим   людям, любознательность, целенаправленность   и   настойчивость,   воображение   и   многое   другое.   Все   эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого. В   раннем   возрасте   общение   со   взрослыми   имеет   ситуативно­деловой   характер   и представляет   собой   сотрудничество.   В   ходе   такого   сотрудничества   ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, а, главное – новые способы действия с предметами. Мама не только дает ребенку в руки предметы, но и вместе с предметом передает способ действия с ним. Ребенком движет   мотив,   стремление   действовать   с   предметами,   а   взрослый   выступает   как образец для подражания. От 1 года до 2 лет ­ это уникальный и очень непродолжительный период, когда   детский   мозг   "запрограммирован"   на   интенсивное   развитие.   В   это   время происходит бурный рост мозговых клеток, формируются связи между полушариями мозга. Ребенок способен овладеть практически всеми навыками, родным языком, без должного труда и мотивации. Уже к трем годам мозг ребенка достигает до 80 % объема от мозга взрослого человека. К пяти годам завершается формирование мозга всех отделов, структур. 3 В течение первых полутора лет интенсивно развивается слух, зрение малыша, его чувственная и эмоциональная сфера, все виды движения. Путем проб и ошибок дети исследуют этот мир: на слух, вкус, осязание, самые разнообразные действия. Психологическая программа ранней помощи ­ комплекс учебно­методической документации, регламентирующий содержание деятельности работы по психолого­ педагогическому   сопровождению   семей,   воспитывающих   детей   младенческого возраста с ограниченными возможностями здоровья.  Психологическая программа ранней помощи семье и детям в возрасте от 1 до 2 лет   с   различными   отклонениями   в   развития   «Веселые   гномики»   разрабатывается психологом   самостоятельно   в   соответствии   с   «Положением   о   Службе   ранней помощи».  Программа   направлена   на   решение   проблем   повышения   эффективности организации   психологической   помощи   детям   раннего   возраста   в   условиях «Комплексного   центра   социального   обслуживания   населения   Большеуковского района» в отделении социальной реабилитации инвалидов. Программа изменена с учетом специфики деятельности учреждения, режима и   В   зависимости   от временных   параметров   осуществления   деятельности. индивидуальных особенностей детей, результатов усвоения содержания программы, порядок упражнений в программе может меняться, усложняться или упрощаться.  Данная программа построена на основе возрастного культурно­исторического подхода   развития   психики   к   пониманию   закономерностей   развития   психики   и личности ребенка. Основными идеями данного подхода Л.С. Выготского являются: ­   психическое   развитие   на   каждом   возрастном   этапе   подчиняется определенным   возрастным   закономерностям,   а   также   имеет   свою   специфику, отличную от другого возраста;  ­ о роли взрослого как посредника в психическом развитии ребенка; ­ среда является источником развития ребенка. Кроме того, теоретической базой программы также стали: ­   идеи   В.В.Давыдова   о   развитии   психических   функций   через   использование различных видов деятельности, свойственных возрасту ребенка; 4 ­   идеи   Л.И.   Божович   о   выборе   и   построении   материала   исходя   из индивидуальности   каждого   ребенка,   ориентируясь   на   его   потребности   и потенциальные возможности. Содержание   индивидуального   плана   психологического   сопровождения каждой семьи «Психологическая программа ранней помощи семье и детям в возрасте от 1 до 2 лет с различными отклонениями в развития «Веселые гномики»» подлежит корректировке по результатам качества её реализации.  В данной программе представлены технологии организации психологического сопровождения ребенка раннего возраста с проблемами в развитии, трудностями в обучении   и   социальной   адаптации   образовательный процесс.   при   активном   включении   родителей   в Психологическая программа ранней помощи семье и детям в возрасте от 1 до 2 лет с различными отклонениями в развития «Веселые гномики» определяет систему взаимодействия специалистов с семьёй, и направлена на достижение целей и задач, поставленных в данной программе. Цели программы:    определение направлений развивающей работы в отношении ребенка раннего возраста в условиях Центра;  стимулирование познавательного, речевого, социального развития;  формирование активной позиции родителей в процессе абилитации детей;   создание   условий,  способствующих   развитию   познавательной,  двигательной активности   детей   во   всех   видах   игр.  Поддерживать   эмоционально­положительное состояние каждого ребенка. Задачи программы:  выявление актуального и ближайшего уровня развития ребенка;  проектирование психологического сопровождения;  отслеживание динамики развития ребенка в условиях Центра;   проектирование   рекомендаций   для   организации   дальнейшего психологического   сопровождения   ребенка   в   реальных   условиях   его   обучения   и воспитания;   создание   условий,   способствующих   усвоению   общепринятых   способов использования предметов окружающего мира,  расширение кругозора; 5  развитие крупной и мелкой моторики детей раннего возраста с использованием продуктивно­творческих заданий;   обеспечение   психолого­педагогической   поддержки   семьи,   повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;  создание условий, способствующих развитию двигательной активности. Реализация данных задач осуществляется через: проведение психологического обследования детей; проведение развивающей работы с детьми в возрасте от 1 до 2 лет и оказание психологической поддержки семье на основе партнерских отношений, сотрудничества   и   доверия;   стимуляцию   потенциальных   возможностей   ребенка; включение родителей в образовательный процесс и обучение их методам игрового взаимодействия с детьми. Основные   направления   комплексной   помощи   детям:   проведение психологического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и   их   семей,   оказание   комплексной   коррекционно­развивающей   помощи   детям   с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого­педагогической поддержки их семьям; осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); проведение психопрофилактической и коррекционной   работы   с   членами   семьи   ребенка   от   1   до   2   лет   с   нарушениями развития  (риском   нарушения);   включение   родителей   (законных   представителей)   в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей)   в   организации   программ   взаимодействия   с   семьей;   обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития (риском нарушения). Основные   методы:  психологическая   диагностика,   наблюдение, дидактические   игры,   рассказы,   беседы,   упражнения,   направленные   на   развитие педагогической   компетентности   родителей   в   воспитании   особенного   ребенка. Помощь и поддержка семьи. Консультирование. Формы оказания ранней комплексной помощи:  диагностико­аналитическая; 6  индивидуальные коррекционные развивающие занятия;  педагогическое и психологическое сопровождение семьи;   проектно­консультативная;  информирование населения о работе службы ранней помощи.  Кадровое обеспечение 1. Автор и непосредственный исполнитель программы – психолог.  2. Куратор   программы   ­   заведующий   отделением   социальной   реабилитации инвалидов. 3. Помощник по исполнению программы – специалист по социальной работе с детьми­инвалидами. Условия реализации программы Бюджетное  учреждение   Омской  области  «Комплексный   центр   социального обслуживания   населения   Большеуковского района»   располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.  Программа предназначена для работы с детьми раннего возраста от 1 до 2 лет и их родителей. Срок реализации программы: 1 год. Продолжительность   реализации   индивидуальной   программы   сопровождения зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи и составляет не менее 12 месяцев. Программа   включает   15   развивающих   занятий.   Образовательный   процесс организуется в соответствии с календарно­тематическим планом. Длительность индивидуальных и групповых форм работы по программе ранней помощи детям не более 10 минут и родителям ­ не менее 45 минут. Основные направления Информационно­просветительская   деятельность  –   предполагает информирование   о   миссии,   целях   и   задачах,   перечне   предоставляемых   услуг.   В рамках этой деятельности осуществляется работа с ближайшим окружением ребенка по формированию положительного отношения к ранней помощи в целом, к семьям с проблемными детьми. 7 Деятельность   по   осуществлению   комплексной   психолого­педагогической диагностики  –   предполагает   оценку   развития   и   состояния   ребенка,   выявление причин, приводящих к проблемам в развитии. Деятельность по психолого­педагогическому консультированию, помощи и реабилитации – организуется с семьей ребенка. На основе комплексной диагностики ребенка   формируется   программа   его   развития.   При   этом   семье   оказывается психологическая помощь и поддержка. Профилактическая деятельность – направлена на работу с семьями детей групп биологического и социального риска.  Коррекционная   работа   с   ребенком   раннего   возраста   с   выявленными проблемами   в   развитии   будет   максимально   эффективной   только   при   условии активного включения родителей в этот процесс.  Коррекционно­развивающая   работа   должна   строиться   по   принципу совместно­разделенной деятельности. Одной из основных задач является передача своего опыта и функций семье и ближайшему окружению ребенка. Формы организации образовательного процесса: задачи и содержание работы; формы   работы   с   родителями;   формы   работы   с   детьми;   развитие   познавательной сферы;   развитие   речи;   развитие   движения;   музыкально­эмоционального   развития; консультации;   лектории;   памятки;   наблюдение;   проблемные   ситуации;   экскурсии; игры совместно с детьми; развивающие игры; беседы; театрализация; рассматривание картин, иллюстраций; чтение художественной литературы.  Первые   годы   жизни   ребенка   рассматриваются   большинством   специалистов как   сензитивный   период   развития   двигательной,   познавательной   и   речевой деятельности.   Возникающие   в   это   время   различные   нарушения   в   развитии, проявляющиеся   даже   в   минимальной   степени,   в   дальнейшем   могут   привести   к выраженным   расстройствам   двигательной,   психической   и   речевой   сфер   в   Предупреждение   и   выявление дошкольном   и   школьном   возрасте. дизонтогенетических   проявлений   в   раннем   возрасте   и   своевременное   оказание комплексной   психолого­педагогической   помощи   детям   способствует   снижению численности дошкольников с проблемами в развитии. Результаты диагностических 8 исследований обязательно обсуждаются с родителями. Вместе с семьей специалисты разрабатывают   стратегию   решения   проблем.   Определяется   ответственность   всех участников коррекционного процесса. С учетом возможностей семьи и потребностей ребенка   разрабатывается   индивидуальная   программа   развития.   Планируются возможные формы контроля и коррекции программы при необходимости. Эффективность реализации программы по развитию ранней помощи от 1 до 2 лет: Оказание   ранней   комплексной   помощи   ребенку   позволит   эффективно компенсировать   отклонения   в   психическом   развитии   ребенка   группы   риска   и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста   будут   нуждаться   в   специальных   условиях   и   поддержке   для   получения образования, социальной адаптации, сократить число детей в специализированных учреждениях. Своевременная   помощь   и   коррекция   даст   исключительную   возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Эффективность   данной   программы   возможно   будет   отследить   по   ряду показателей:  максимально широкому охвату детей с проблемами в развитии на ранних этапах;    уменьшению количества детей, ушедших от проблемы инвалидизации; снижению числа вторичных осложнений в развитии у детей; увеличению   количества   детей   с   ОВЗ,   включенных   в   общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития; повышению удовлетворенности семей, включенных в программы ранней   помощи, качеством услуг ранней помощи; оценке индивидуального развития детей, осуществляемой в начале и в конце   нормативного   срока   освоения   Программы,   через   проведение   психолого­ педагогической диагностики (первичной, итоговой), а также в ходе наблюдения за активностью детей в спонтанной (игровой ситуации) и специально организованной деятельности (на занятиях).  9 Для   проведения   первичной   и   итоговой   диагностики   используется методическое   пособие   под   ред.   Е.А.   Стребелевой   «Психолого­педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста».  Ожидаемый результат  программы ранней помощи  детям от 1 до 2 лет При   условии   успешной   реализации   программы   у   ребенка   отмечается положительная динамика психического развития, а именно:    активно  взаимодействует   со   сверстниками   и   взрослыми,  участвует   в совместных играх;   проявляет  инициативность  и  самостоятельность  в   разных   видах      деятельности – игре, общении, конструировании. интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;  эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;  развита крупная и мелкая моторика, ребенок может контролировать свои движения   и   управлять   ими,   обладает   развитой   потребностью   бегать,   прыгать, мастерить поделки из различных материалов. При   условии   соблюдения   технологии   психологического   сопровождения ребенка психолог сможет:  достоверно   определить   уровень   актуального   развития   и   выявить резервные возможности ребенка; разработать рекомендации для организации дальнейшего сопровождения ребенка в реальных условиях его обучения и воспитания. Содержание программы Социально ­ коммуникативное развитие 10 С   самого   рождения   ребенок   обладает   особой   способностью   выделять   в окружающем   мире   проявления   человека.   Он   воспринимает   лицо,   голос, прикосновения и другие, исходящие от человека, прежде всего близкого взрослого, стимульные сигналы как уникальные и отличающиеся от других окружающих звуков, зрительных объектов, стимулов. Дети   второго   года   жизни   эмоционально   отзывчивы,   чувствительны   к отношению   взрослых   к   себе,   нуждается   в   эмоциональной   поддержке,   проявляют любовь и нежность к близким людям; они также способны испытывать недовольство, гнев, испуг и ярко проявлять их.  К   2   годам   происходит   осознание   своего   «Я»,   понимание   различий   между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребёнок — родитель». У ребёнка расширяется   круг   общения   за   счет   менее   знакомых   взрослых   и   сверстников.   На втором году жизни, дети проявляют интерес и внимание друг к другу, окрашенные различными   эмоциями,   а   контакты   между   ними   эпизодичны   и   кратковременны. Инициативные   обращения   к   ровесникам   встречаются   редко,   также   редко   дети отзываются на инициативу другого ребенка. В их взаимодействии нет синхронности. Отличительной особенностью контактов детей на этом возрастном этапе является двойственное отношение к сверстникам. С одной стороны, малыши адресуются друг к другу так же, как к взрослому: смотрят в глаза, улыбаются, смеются, лепечут, показывают   свои   игрушки,   или   отнимают   чужие.   С   другой   стороны,   они   часто обращаются   друг   с   другом,   как   с   интересным   объектом,   пытаются   исследовать (трогая лицо, иногда кусая или толкая). Такое поведение характерно для детей в возрасте от 1 года до 2 лет. В конце второго года жизни на фоне усиливающегося интереса к сверстникам все чаще появляются обращения к нему, как к партнеру по общению, у детей резко возрастает чувствительность к воздействиям ровесника.  Сверстник становится все более привлекательным как субъект, партнер по общению.  В   этом   возрасте   ребенок   может   выдержать   недолгую   отсрочку   в удовлетворении   желаний   (подождать,   потерпеть);   различает   «можно»   и   «нельзя». Способен к элементарному самообслуживанию.  11 У ребёнка  появляется  представление  об  опасности  (не  подходит  близко  к глубокой яме, осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь с лестницы, и т.п.).  К   концу   второго   года   жизни   ребенок   способен   к   элементарному самообслуживанию.  В предметно­игровой деятельности необходимо: ­   показывать   детям   правильные   способы   действий,   поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;    ­ формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы­заместители;  ­  развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр;  ­   формировать   навыки   культуры   поведения:   здороваться,   прощаться, благодарить;  ­ привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов;  ­ поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена;  ­   развивать   понимание   взаимосвязи   музыки   и   движений,   побуждать   к подражанию   певческим   интонациям   взрослого,   к   простейшим   ритмическим движениям под музыку;  ­   продолжать   учить   детей   понимать   слова   «хорошо»,   «плохо»,   «нельзя», «можно»,   «нужно»   и   действовать   в   соответствии   с   их   значением,   приучать здороваться, прощаться, благодарить. Познавательное развитие К концу первого года ребенок начинает использовать некоторые предметы в соответствии и с их назначением. Младенцы обладают особенно хорошей зрительной 12 и   моторной   памятью.   Лучше   всего   запоминаются   действия,   сопровождавшиеся определённым результатом и получавшие эмоциональное подкрепление. В 1—1,5 года игровые действия основаны на физических свойствах предметов и   игрушек.  Действуя   с   предметами,   ребенок   открывает   для   себя   их   физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства (катается, складывается и пр.), пространственные   отношения   (близко,   далеко),   разделение   целого   на   части   и составление целого из частей (разбирает и собирает), осваивает систему предметно ­ орудийных   действий   (тянет   за   веревочку,   чтобы   придвинуть   к   себе   машинку). Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное   назначение   отдельных   предметов   (ложкой   едят,   мешают   кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д.). Затем ребёнку становится интересно отражение в игре смысловых, сюжетных связей между предметами. В 1,5 —2  года   дети   начинают   пользоваться   предметами­заместителями  (палочка­ложка, кубик­мыло и т. п.) К 2 годам ­ воображаемыми предметами. Соотносят предмет и картинку.  В   своей   самостоятельной   игре   ребёнок   воспроизводит   отдельные   простые события повседневной жизни. Так же продолжать обогащать сенсорный опыт детей.  Развивать   умение   различать   предметы   по   величине:   с   помощью   взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5 колпачков.  Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки,   бочонки),   составлять   разрезные   картинки   из   двух   частей   (пирамидка, яблоко и др.).  Упражнять  в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки. Совершенствовать   разнообразные   действия   с   предметами   (открывать   — закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет (красный, синий). 13 Учить   действовать   с   различными   дидактическими   игрушками   (шаробросы, дидактические коробки, грибки и втулочки со столиками к ним и т. д.). Игры­занятия со строительным материалом (настольным, напольным).  Проводить   дидактические   игры   на   развитие   слухового   внимания   («Кто   в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).  Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.   Использовать   специальные   дидактические   пособия:   помогать   детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков.  Знакомить   со   способами   конструирования   —   прикладыванием, накладыванием.   Побуждать   совместно   со   взрослыми   обыгрывать   постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.  Формировать   умение   пользоваться   знакомыми   формами   строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек. Речевое развитие На   протяжении   второго   года   жизни   активная   речь   ребенка   интенсивно развивается: быстро увеличивается словарный запас; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Словарный запас должен за этот год значительно возрасти.  В   2   года   он   в   среднем   составляет   270   слов.   Ребенок   начинает   осваивать грамматическую структуру речи. Кроме существительных в ней появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо.  Ребёнок   понимает   обращенную   к   нему   речь,   откликается   на   свое   имя, показывает предметы. Подражая взрослому, повторяет за ним.  К концу второго года ребенок образует предложения из нескольких слов, речь становится   основным   средством   общения.   Малыш   обращается   к   окружающим 14 взрослым   по   разным   поводам:   он   просит,   требует,   указывает,   называет,   а   в дальнейшем и сообщает. Речь эмоциональна и интонационно выразительна. Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание к своим действиям, задает вопросы и ждет на них ответа). Вместе с тем речь детей ситуативна.  Помимо   этого,   ребенок   проявляет   интерес   к   книгам,   демонстрирует запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий; эмоционально реагирует на песенки и стихи.  В этом возрасте необходимо:  расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его   лица.   Называть   цвет   предметов,   размер,   форму   (кубик,   кирпичик), местонахождение предмета (здесь, там), количество (один и много) и т.д.;   обогащать словарный запас существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые действия (катать, строить и т. п.), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать и т. п.); прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов; •наречиями (высоко, низко, тихо);    развивать активную речь (например, вместо ав­ав ­ собака);  учить   детей   составлять   фразы   из   двух­трех   слов,   согласовывать существительные   и   местоимения   с   глаголами.   Предлагать   образцы   употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где). Физическое развитие   В   первые   месяцы   второго   года   жизни   стремление   малыша   к   постоянному движению   сочетается   с  недостаточной   координацией   движений.  Его   движения   не уверенны, он часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овладевая ходьбой,   ребенок   двигается   в   быстром   темпе,   поскольку   при   этом   ему   легче удержать равновесие. 15 Первые   шаги   малыша   коротки   и   неравномерны.   Он   пока   еще   не   умеет самостоятельно   останавливаться,   менять   направление   движения,   обходить препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «короткими перебежками». Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ   на   предложение   взрослого   потанцевать,   малыш   сначала   топает   ножками,   а потом хлопает в ладоши. Навыки ходьбы совершенствуются быстро.  К   полутора   годам   ребенок   уже   умеет   не   только   ходить,   но   и   приседать, поворачиваться,   пятиться,   перешагивать   через   невысокое   препятствие.  В   этом возрасте ребенок уже может целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик».  Ребёнок   воспроизводит   простые   движения   по   показу   взрослого;   охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, получает удовольствие от процесса выполнения движений.  К концу второго года  ребенок может пройти по дорожке, нарисованной на полу, перешагивать чередующимся шагом через невысокое препятствие, подниматься и спускаться по слегка приподнятой наклонной доске, лестнице, горке, подлезать под скамейку, веревку, перелезать через перекладину. Действия руки контролируется зрением, ребёнок осваивает различные навыки: овладевает   приемами   раскатывания,   сплющивания,   круговыми   движениями, используя   глину,   пластилин;   вкладывает   плоскостные   и   объемные   фигуры   в отверстия   соответствующих   форм;   выполняет   несложное   конструирование   из кубиков.  Материально­техническое обеспечение Технические средства обучения: ­ Магнитофон; проектор.  ­ CD и аудио материал.  Дидактические игры:  ­ на познавательное развитие;  ­ на развитие речи;  16 ­ на развитие двигательной активности;  ­ на музыкальное воспитание.  Наглядно – образный материал:  ­ наглядно ­ дидактический материал;  ­ игровые атрибуты;  ­ кукольные театры;  ­ стихи, загадки. Этапы оказания ранней комплексной помощи детям  с отклонениями в развитии   Отправной   точкой   коррекционной   программы   является   комплексное обследование ребенка психологом, социальным педагогом, логопедом. Это служит базисом   для   организации   командной   работы   этих   специалистов.   Благодаря   ее преемственности снижается тяжесть социальной дезадаптации ребенка в возрасте от 1 до 2 лет, путем высвобождения имеющихся интеллектуальных ресурсов и других сохранных функций. I этап – психолого­педагогическая диагностика  Задачи:  • изучение особенностей социальной коммуникации ребенка;  • логопедическое обследование;   • психологическое обследование;  • построение концепции абилитации ребенка.   В основе диагностической работы психолога и  логопеда лежит методика Е.А. Стребелевой, а также методики, созданные специалистами психического развития дошкольников   Психологического   института   РАО.   Немаловажным   при   решении поставленных   задач   является   поиск   сильных   сторон,   на   базе   которых   можно выстроить концепцию абилитации ребенка в возрасте от 1 до 2 лет. II этап ­ разработка индивидуального маршрута ребенка   Задачи: 17 • разработка перспективного плана коррекционного блока с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. III этап ­ коррекционно­развивающая работа   Задачи:  • формирование сенсорных навыков;  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления);  • развитие речи и коммуникативных способностей;  • формирование навыков игровой деятельности;  • развитие мелкой моторики;  • формирование элементов продуктивных видов деятельности;  • развитие социальных навыков. Основными принципами при решении данных задач стали:  ­ положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии. Обучение   не   достигнет   положительных   результатов,   если   не   будет   опираться   на деятельность   самого   ребенка,   поэтому   главное   место   в   программе   занимают практические задания;  ­  системный подход к решению поставленных задач;  ­ комплексный подход к работе, включающий в себя формирование всех сторон личности ребенка (психических процессов, речи, моторных функций, эмоционально­ коммуникативных навыков и пр.).   Максимальное   использование   сохранных  функций  служит  отправной  точкой для   проведения   коррекционной   работы.   Развивая   их   особыми   методами,   как   бы гипертрофируя и приспособляя к выполнению качественно новых действий, можно добиться   значительных   успехов   в   восстановлении   ослабленных   или   утраченных функций. Обязательные условия организации коррекционной работы:   ­ добровольное участие в ней семьи; ­проведение   занятий   в   специально   оборудованном   пространстве   (подобранные развивающие и безопасные игрушки, материалы); 18 ­ создание  нужной (семейной)  обстановки  для  свободного  самовыражения   детей, придания им уверенности в своих силах;   ­ обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями и др.;   ­ регулярность занятий.   Родители являются непосредственными участниками коррекционной работы. Они получают образцы взаимодействия с ребенком, учатся понимать особенности его поведения,   овладевают   методическими   приемами   формирования   специфических умений и навыков, реальной оценки уровня развития ребенка и его возможностей.   Этап заключается в сопровождении ребенка IV этап – итоговый Календарно – тематический план  Тема занятия содержания занятия Словарь Планируемый результат Занятие № 1 «Давайте  поиграем» Лицо,  глаза, рот, нос, уши,  руки,  ноги, мяч. Создать  положительное  отношение к  совместной  деятельности.  Уметь  отзываться на  свое имя.  Узнавать и  показывать  основные части  лица и тела. Дидактические  игры: «Знакомство» «Приветствие» «Кукла Катя в  гости к нам  пришла»  «Дотронься  до» «Мячик  катись» Занятие № 2 «Вместе  весело  играть» Игрушки,  играть,  флажок, белочка, мишка,  ягодки. Дидактические  игры:  «Грибочки для белочки» Динамическая пауза  «Флажок» Создать  положительное  отношение к  совместной  деятельности. Уметь  отзываться на  свое имя. Уметь  пользоваться  19 Оборудова ние Кукла,  мячи  большие и  маленькие. Белочка,  мишка,  пальчиковы е краски,  муляжи  грибов,  музыка. Коррекционно­ развивающие задачи Способствовать  созданию  комфортной  обстановки,  сближению детей  друг с другом и  педагогом.  Развивать  доверительные  отношения с  ребенком. Развитие  координации  движений и  чувства ритма.  Формирование  представлений об  основных частях  лица и тела. Развивать навыки  общения. Развивать мелкую  моторику и  чувство ритма.  Расширять  представление об  окружающем. Развивать  двигательные Занятие № 3 «Катись  колючий  ежик» Занятие № 4 «Кошка с  котятками» Ежик,  мячик,  прищепки Рисование  пальчиками «Ягодки для  мишки» Дидактические  игры: Игровой  массаж  «Катись  колючий ежик»   «Найди ежика» «Иголки для  ежика» «Весёлые  пирамидки» Дидактические  игры: Кошка,  котята,  такой же. Лото  «Забавные  животные» «Кошка и  котята» Пальчиковая  гимнастика   «Все котятки  мыли лапки» «Котятки  играют» прищепками. Уметь  пользовать  пальчиковыми  красками. Создать  положительное  отношение к  совместной  деятельности.  Уметь  пользоваться  прищепками. Уметь одевать  колечки на  пирамидку. Уметь находить  одинаковые  картинки. Уметь  группировать по  цвету. навыки. Развивать  зрительное  восприятие,  внимание. обогащать  пассивный и  активный  словарный запас. Развивать умение  помогать друг  другу,  вместе радоваться успехам,  красивым  игрушкам. Развивать мелкую  моторику пальцев  рук. Развивать  зрительное  восприятие,  внимание. Развивать умение  помогать друг  другу, вместе  радоваться  успехам,  красивым  игрушкам.  Развитие   речи   и координации движений рук. Ежик,  прищепки,   массажный  мячик,  пирамидка с  кубиками,  пирамидка с  кольцами. Парные  картинки с  изображени ем  животных,   игрушка  кошка,  пластмассо вые  тарелочки,  разноцветн ые яички. Занятие № 5 «Колобок» Дидактические  игры: Театрализация  сказки  «Колобок»  Круглый,  желтый,  заяц,  волк,  медведь,  лиса. «Колобки на  полянке» Узнавать диких  животных.  Уметь находить  желтый цвет. Уметь катать  шары по  горизонтальной  и наклонной  поверхности. 20 Расширять  представление об  окружающем,  знакомство со  сказкой  «Колобок». Развивать интерес  к художественной литературе. Расширять  Настольны й театр  «Колобок», желтые  шары  большие и  маленькие, коробочка  с  шариком, Занятие № 6 «Мишка  косолапый по  лесу идет» Занятие № 7 «Корзина с  овощами» Занятие № 8 «На полянке» «Покати шар»  Лепка  «Колобок» Дидактические  игры: Физминутка   «Зайка»  «Сделай  зайчику ушки» «Накорми  волка кашей» Подвижная  игра «Мишка  косолапый по  лесу идет» Игра «Прятки» Дидактические  игры: «Едет  грузовик» «Есть у нас  огород»  «Угощаем  зайчика» Лепка  «Грузовик  везет  помидоры» Дидактические  игры: «Листочки» Подвижная  игра «Большие  – маленькие» Медведь,  заяц,  лиса,  шишка,  корзина. Узнавать и  показывать  диких животных. Уметь собирать  шишки в  корзину. Уметь находить  спрятанное  животное. Заяц,  грузовик,  морковь,  капуста Уметь находить  одинаковые  игрушки;  Иметь  представление  об особенностях  питания  животных. Расширять  представление о  лесных животных. Развивать   мелкую моторику рук. Развивать  зрительное  восприятие,  внимание. Воспитывать  внимательное  отношение к  живому. Развитие  координации  движений и  чувства ритма. Расширять представление   об окружающем. Формирование элементарных представлений   об овощах.  Развитие   речи   и координации движений рук.  Дерево,  листок,  зеленый,  желтый, большой,  маленьки й. Уметь  прилеплять и  отлеплять  листочки на  липучках.  Уметь  отщипывать  кусочек теста и  прилеплять его к листу бумаги. Развитие   навыков лепки.   Развивать мелкую   моторику рук. Формировать  ориентировку в  сенсорных  свойствах  предметов.  представление о  лесных животных. пластилин. Набор  игрушек:  медведь,  заяц, лиса. шишки, корзина, прищепки, пшенная крупа, ложки. Овощи­ муляжи,  игрушечная машина,  пластмассо вые  тарелки,  игрушечны й заяц,  пластилин,  большие и  маленькие  морковки. Изображен ие дерева,  пластилин,  дидактичес кое дерево  с птичкой,  прищепки,  солнышко  без  лучиков. «На полянке  светит  солнышко» «Соберем  листочки» Дидактические  Машина, Занятие № 9 Уметь  21 Расширять  Машина, «К нам  приехала  машина» Занятие № 10 «Вышла  курочка  гулять» Занятие № 11 «А у нас во  дворе» игры: «К нам  приехала  машина» «Собери целое» «Везет меня  машина» Где спряталась  машинка? Рисование  пальчиками  «Разноцветные  дорожки» «Гараж для  машины» Дидактические  игры: «Покорми  петушка»    «Вышла  курочка  гулять» «Курочка и  цыплятки» «Помоги  Курочке найти  цыплят» «Зернышки для петушка,  курочки и  цыплят» Дидактические  игры: «А у нас во  дворе» «Игры с  животными» «Заборчик для  Руль,  колесо,  кузов. воссоздавать  целостное  изображение. Уметь строить из кубиков. Уметь рисовать  пальчиками. Курочка,  петушок, Цыплята,  горошек,  зернышки Иметь  представление о  домашних  птицах,   особенностях их  питания. Уметь находить  одинаковые  картинки. разрезная картинка из 2 частей, пальчиковы е   краски, кубики и представление о  транспорте. Развитие координации движений   чувства ритма. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками. Развитие  тактильного и  зрительного  восприятия. Развитие навыков  конструирования. Формировать  представление о  домашних птицах. Воспитывать  внимательное  отношение к  живому. Развивать мелкую  моторику рук. Развивать   целенаправленные действия. Развивать  интерес к рисованию. Игрушечны й петушок,  курочка,  горох,  подносы  или  мисочки,  картинки с  нарисованн ыми  цыплятами, краски,  ватные  палочки. Корова,  кошка,  собака,  такой же. Узнавать и  показывать  домашних  животных. Уметь выбирать  из множества   предметов  только  определенные. Различать  22 Формировать представление   о домашних животных. Развивать   мелкую моторику   пальцев рук.  Воспитывать  внимательное  отношение к  Картинки с изображени ем   кошки, собаки   и коровы, счетные палочки, пластилин, фонограмм зверушки» «Кто сказал  мяу?» домашних  животных по их  голосам. Занятие № 12 «Мамины  помощники»  Дидактические  игры: Подвижная  игра «Ленточки платочки» Прищепк и,  цветочки,  платочки, ленточки. Уметь  пользоваться  прищепками,  пальчиковыми  красками. «Развесим  платочки» «Посади  цветочки» Рисунок  пальчиками  «цветочки» Дидактические  игры: Машина,  кирпичик  Занятие № 13 «Волшебные  задания» Занятие № 14 «Домик для  зайчонка»  «Волшебная  бутылочка» «Построй  дорожку из  кирпичиков» «Возьми  только» Дидактические  игры: «Домик для  зайчонка» Подвижная  игра «Стоп» «Чудесная  картина» Уметь  просовывать  предметы в  бутылку с узким  горлышком. Уметь строить из кубиков. Уметь находить  одинаковые  игрушки Домик,  пластилин ,  остановит ься. Уметь во время  прекратить все  движения. Уметь  вдавливать в  тесто различные  предметы. 23 с   а голосами домашних животных (собаки, кошки, коровы). Ленточки,  платочки,  веревка,  прищепки,  пальчиковы е краски. Счетные  палочки,  набор  игрушек,  машинки,  кирпичики цветные. Кубики,  тесто,  различные  мелкие  предметы.   живому. Различать и узнавать   голоса домашних животных, соотносить   их   с изображением   на картинке. Расширять  представление об  окружающем.   Развивать  зрительное  восприятие,  внимание. Развитие  координации  движений и  чувства ритма. Развивать умение  помогать друг  другу,  вместе радоваться успехам. Расширять  представление об  окружающем.   Развитие  координации  движений и  чувства ритма. Развивать умение  помогать друг  другу,  вместе радоваться успехам. Развитие навыков  конструирования. Развивать  внимание; быстро  и точно  реагировать на  звуковые сигналы. Развитие навыков  конструирования. Развитие мелкой  моторики рук. Занятие № 15 «Иголки для  ежика» Дидактические  игры: «Катись  колючий ёжик» Пошел ежик в  лес гулять» «Иголки для  ёжика» Яблоко,  груша,  ёжик. Узнавать и  показывать  фрукты.  Уметь находить  одинаковые  фрукты из  множества. Пластилин, счетные  палочки,  массажные  мячики,  картинки с  фруктами. Расширять представление   об окружающем. Формирование элементарных представлений   о фруктах.  Воспитывать  внимательное  отношение к  живому. Развитие   мелкой моторики. Список использованной литературы 1. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от   1,5   до   3   лет.   Учебно­методическое   пособие,   ­   М.:   Педагогическое   общество России, 2012. 2. Занятия с малышами в детском саду (модель воспитания детей раннего возраста)./Сост. Сборника К. Белая, – М.: ЛИНКА­ПРЕСС,2004. 3. Казьмина Л.В., Колупаева О.Г. Развитие ребенка от года до двух лет. – М., 2014. 4. 5. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 1­2 лет. – М. ТЦ. Сфера, 2010. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трех. – СПб., 2008. 6. 2012. 7. Новиковская О. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М., Осечкина   Л.И.,   Чапкова   В.В.   20   конспектов   познавательных   игровых сеансов для детей младшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2014. – 176 с. 24 8. Осечкина Л.И. Партнерство семьи и ДОУ в развитии ребенка: Методич. Пособие для педагогов и родителей. – М., 2012. 9. От   рождения   до   школы.   Примерная   основная   общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, ­ 3­е изд., исправленное. и доп. – М.:Мозаика ­ Синтез, 2012. 10. Павлова   С.В.,   Савинцева   Е.А.  Комплексные   развивающие   занятия   для детей раннего возраста. – М., 2013. 11. Павлова Л.Н. Развивающие игры­занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика­Синтез, 2010. 12. Павлова Я.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления 1­3 года. Для дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. 13. Пилюгина   Э.   Г.   «Сенсорные   способности   малыша»   ­   М;   «Мозаика   – Синтез» ­ 2003г.  14. 15. 16. Разенкова Ю. А. Пути коррекционной работы с детьми.  Реуцкая О. Первый раз в детский сад. Ростов н/Д: Феникс,2012.  Сергеева Д.В. Дополнительная образовательная программа социально ­ педагогической   направленности   воспитания   и   развития   детей   раннего   возраста   в условиях дошкольных учреждений «Кроха»  17. Служба   ранней   помощи:   Справочно­методические   материалы   по организации Служб ранней помощи / Отв. ред. М.М. Царапенко. – 2011. 18. 19. Смирнова Е.О. «Дети раннего возраста в детском саду». Москва, 2010.  Хомякова   Е.Е.   Комплексные   развивающие   занятия   с   детьми   раннего возраста. – СПб., 2010. 20. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1­3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, ­ М.: Мозаика – Синтез, 2011. 21. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2010. 22. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 ­3 лет. М. Теревинф, 2010. 25

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»

Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Веселые гномики»

Психологическая  программа ранней помощи семье и детям  «Веселые гномики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2019