Представлена статья на тему-Психологические особенности младших школьников "группы риска"
Многим детям свойственны временные отклонения в поведении. Они исправляются совместными усилиями педагогов, родителей, психологов. Но поведение некоторых детей выходит за рамки допустимых шалостей и поступков, и воспитательная работа с ними редко достигает положительного эффекта. Таких детей принято называть «трудными».Если не принять своевременных мер, зона риска может разрастись, и основными станут социальные и криминогенные факторы риска.
Абраконова Маргарита Вячеславовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ "Храбровская СОШ"
Гурьевский городской округ
Калининградская область
2018 год
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Психологические особенности младших школьников "группы риска"
Многим детям свойственны временные отклонения в поведении. Они
исправляются совместными усилиями педагогов, родителей, психологов. Но
поведение некоторых детей выходит за рамки допустимых шалостей и
поступков, и воспитательная работа с ними редко достигает положительного
эффекта. Таких детей принято называть «трудными».
Чаще всего так называют неуспевающих,
Учащиеся «группы риска» требуют особого внимания со стороны учителей
и родителей. К ним относятся педагогически запущенные дети, дети с
задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии
(олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и некоторые другие.
Исследования психологов показали, что к данной категории можно отнести и
и детей с эмоциональными нарушениями.
леворуких детей,
неорганизованных,
недисциплинированных школьников, то есть тех, кто не поддается
воспитанию
обучению.
Когда мы говорим о трудных детях, чаще всего подразумеваем трудность
педагогическую. Но ведь есть еще одна сторона медали трудность бытия
самого ребенка, его взаимоотношений с окружающими его взрослыми,
учителями,
одноклассниками.
Трудные дети чаще всего ведут себя не так, как нам хотелось бы не
потому, что не хочет, а потому, что не может, потому, что не знает, как можно
подругому. И учиться он в силу многих причин, часто физиологического
характера,
может.
Причин так называемой трудности несколько. Прежде всего это
педагогическая запущенность. Еще есть социальная запущенность. И, конечно,
отклонения
здоровья.
товарищами,
состоянии
просто
родителями,
в
не
иподход
и
со
стороны
со
стороны
учителей
Очень часто все эти факторы представлены в совокупности. И тогда на
лицо «трудный», «неисправимый» ребенок, к которому своевременно не был
найден
взрослых.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных учеников в
неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, в изоляции от
товарищей, в средовой дезаптации вообще, стремлении самоутвердиться
любым способом и в любой малой группе. Часто бывает так, что ребенок
плохо учится изза проблем в семье, а это вызывает пренебрежение к нему в
классе
одноклассников.
Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании и
поведении учащегося. Условно можно выделить 3 наиболее выраженные груп
пы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной
сфере.
1. Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали
случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы
обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной
реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой
неявных,
поведение.
2. Эмоциональнорасторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети
на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим
экспрессивным поведением «заводят весь класс»; если они страдают – их плач
и
вызывающими.
3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные
дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо
переживать свои проблемы,
боясь обратить на себя внимание.
Несомненно, характер проявления эмоциональных реакций связан с типом
темперамента. Как мы видим, дети, относящиеся ко второй группе, являются
скорее холериками, а представители третьей группы – меланхоликами или
флегматиками.
Как уже отмечалось выше, такое деление носит достаточно умозрительный
характер: на практике можно встретить школьников, сочетающих в себе как
истероидные черты (характерные для 2й группы), так и агрессивные
тенденции (1я группа); или детей агрессивных, но в глубине души очень
ранимых, робких и беззащитных. Однако общим для всех намеченных групп
является то, что неадекватные аффективные реакции (проявляющиеся по
разному у различных типов детей) носят защитный, компенсаторный характер.
По данным Минздрава РФ, низкий исходный уровень здоровья, при котором
громкими и
аффективное
вызвавших
стоны будут
слишком60 % дошкольников уже имеют функциональные отклонения в состоянии
здоровья, 1015 % страдают хроническими заболеваниями, не позволяет им
быстро адаптироваться к школьным нагрузкам и приводит к дальнейшему
ухудшению здоровья, а зачастую является причиной плохой успеваемости.
Ученые отмечают, что на состояние здоровья детей влияет множество
различных факторов, среди которых более 20 % составляет внутришкольная
среда.
Кроме того, в детской среде растет чувство агрессивности, раздражения,
неуверенности в успехе. Все это весьма серьезные симптомы ухудшения
нравственного и психического состояния школьников. Сегодня агрессивных,
психически неуравновешенных детей насчитывается порядка 20 %. Их
обучают по тем же программам, что «среднего» ученика. Но им природой
этого не дано. Мы чтото можем скорректировать, но изменить природу
человека невозможно. В этой ситуации рождается ненависть к школе.
В связи с перечисленными проблемами младшие школьники с
особенностями в развитии очень часто воспитываются не в семье, а в детских
домах и интернатах,
начальное образование получают не в
общеобразовательных учреждениях, а дома, в реабилитационных центрах, в
специальных образовательных учреждениях или не получают вовсе, являясь
полностью
общества.
Школьная неуспеваемость острая проблема начальных классов. Ее
называют ранней неуспеваемостью в отличие от поздней, появляющейся при
переходе в средние классы (Н. А. Менчинская). Поскольку в младшем
школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, определяя
дифференциацию познавательных процессов и личностные изменения, ранняя
неуспеваемость становится источником широкого круга проблем, влияет на
развитие
целом.
Любое направление коррекционной работы с неуспевающими младшими
школьниками предполагает предварительную диагностику определение
причины отставания в учении конкретного ученика, а также планирование на
этой основе совместных действий школьного психолога, педагога и
родителей.
Наиболее эффективные меры предупреждения ранней
неуспеваемости педагогическая подготовка и обеспечение психологической
готовности
обучению.
В моем классе были так называемые «трудные» дети. Даже несколько.
Работа с ними проводилась регулярно. Посещала семьи, выясняла условия
изолированными
школьному
личности
ребенка
от
ребенка
к
впроживания. Проводились беседы с родителями, с самими детьми. Но эффект
от проводимой работы был кратковременным.
Провела социометрический опрос среди ребят класса. Им были заданы всего
два вопроса: «С кем бы ты хотел учиться до окончания школы?» и «С кем бы
ты не хотел учиться вместе до конца обучения в школе?»
Было опрошено 20 человек.
Наибольшей популярностью среди
одноклассников пользовались 4 человека (от 30% до 65%), наименьшей
популярностью пользовались тоже четверо учащихся (95%, 85%, 55% и 30%).
По результатам данного опроса выяснилось, что дети, которые были
аутсайдерами в классе, одновременно являлись «трудными»: плохо учились,
часто лгали, были склонны к воровству и к бродяжничеству.
Думаю, если уже в младшем школьном возрасте такому ребенку оказать
помощь в социальной адаптации, то, став подростком, он сможет избежать
социальных отклонений и не станет реальной жертвой социализации. Поэтому
младших школьников с особенностями в развитии мы будем относить к
«группе риска». Потенциальной зоной риска для таких детей может стать
общество обычных сверстников, где в результате основных медицинских,
педагогических и психологических факторов риска они часто становятся
изгоями,
п.
Если не принять своевременных мер, зона риска может разрастись, и
основными станут социальные и криминогенные факторы риска.
объектами
насмешек
для
т.
и
Источник:
Особенности
риска» http://www.studfiles.ru/preview/4271988/page:8/
развития
детей
«группы