Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе
Оценка 4.9

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
4 кл
01.11.2019
Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе
К исследованию проблем леворукости обращалось немало ученых: М.М.Безруких, Н.А.Бернштейн, В.М.Величковский, Г.Клаус, М.Г.Князева, А.Г.Ковалев, Ф.Кречмер, А.Леб, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев и другие .О леворуких мы знаем много и ... почти ничего. Существуют легенды о фантастических способностях и даже гениальности леворуких. Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Леворукость - это индивидуальный вариант нормы.
Статья 1.docx
Мисюра Елена Юрьевна, старший учитель, учитель­методист, МОУ "Школа № 30 г. Донецка" ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблемам леворуких детей в школе. Рассмотрены методики определения леворуких детей. Ключевые   слова:  компенсаторное   левшество,   вынужденное   левшество, генетическое левшество, скрытое левшество, амбидекстры, дизлексики. „Переучивать левшу –значит, ломать  его биологическую природу” А. Богатых­Корк              Что объединяет таких людей как Александр Македонский, Наполеон, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Пол Маккартни, академик Павлов или самый  знаменитый  российский слововед  Владимир Даль? Оказывается, все они были левшами.       От 5 до 15% землян ­ левши. Каждый пятый человек на нашей планете с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой. А еще 20% людей тоже левши, только скрытые, то есть могут одинаково ловко работать обеими конечностями, но предпочтение почему­то отдают правой.          К исследованию проблем леворукости обращалось немало ученых как в России, так и за рубежом. В частности М.М. Безруких, Н.А. Бернштейн, В.М. Величковский, С.Е. Гаврина, Е.В. Гурова, Е.П. Ефимова и др.  За последние годы появилось много литературы по проблеме левшества у детей. Наука не стоит на месте, этим вопросом занимаются нейропсихологи, психологи, врачи, дефектологи   и   логопеды.   Данная   категория   детей   вызывает   столь повышенный   интерес   специалистов   своей   спецификой   поведения,   к   сожалению, необычностью   мышления   и   часто   возникающими, разноплановыми трудностями обучения. Причем это относится не только к тем, кто пишет левой рукой, поскольку часть детей переучена и пишет­то правой, но и к амбидекстрам (в равной мере использующим обе руки), и к детям   с   признаками   левшества,   например,   с   ведущим   левым   глазом   при ведущей правой руке.           Пристальное   внимание   психологов   и   педагогов   привлекает   проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей. Причины леворукости            Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов:   наследственности,   воспитания   и   возможных   нарушений, полученных   малышом   в   результате   перинатальных   осложнений   и   родовых травм.         Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга,   противоположным   по   отношению   к   нему:   если   доминирует   правое полушарие, то ведущая рука левая.  Леворукость   –   не   прихоть   и   не   дурная   привычка,   а   результат   особого устройства   мозга,  индивидуальная  (чаще   врожденная)   особенность   ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать. Психологические особенности левшей         Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации:  ­ правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно,  воспринимая ее как целостный образ;  ­ левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно,  перебирая все возможные варианты.  Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее,   но   главное   отличие   состоит   в   том,   что   у   левшей   другой   способ переработки   информации,   поступающей   из   окружающего   мира,   другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.  Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:  ­ левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством  тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;  ­ они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной  природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия  требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого  полушария;  ­ они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но  «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;  ­ левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью  (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо  слабее, чем к пониманию слов); ­ они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля; ­ более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем  чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными,  особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;  ­ левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.  Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не  являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме  того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть  леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем  многообразии этих проявлений, прежде всего, разграничим понятия  «леворукость» и «левшество».            Леворукость ­ врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная леворукость, называется левшой. Леворукость   определяет   только   ведущую   руку,   тогда   как   левшество   ­ комплексная   характеристика,   отражающая   большую   активность   правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако   является   ли   он   левшой   в   целом,   можно   судить   только   после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав   за   ребенком   (взрослым)   во   время   деятельности,   например   во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме   только   один   из   парных   органов:   отталкиваться   одной   ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п. При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как   малышу   предстоит   освоить   такой   сложнейший   вид   деятельности,   как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако   нельзя   игнорировать   другие   виды   проявлений   левшества,   т.  к.  они также могут влиять на успешность обучения детей. Школьные проблемы леворуких детей                Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.           Наиболее   часто   леворукие   дети   встречаются   с   трудностями   при   формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой   для   освоения   этих   умений   является   зрительное   восприятие. Нарушение   или   недостаточность   развития   зрительно­пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно­моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей: 1)   восприятия   и   запоминания   сложных   конфигураций   букв   при   чтении   и соответственно медленный темп;  2)   формирования   зрительного   образа   букв,   цифр   (нарушение   соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);  3) выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг ­ овал, квадрат ­ ромб­ прямоугольник);  4) копирования;  5)   неустойчивый   почерк   (неровные   штрихи,   большие,   растянутые, разнонаклонные буквы); 6) зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;  7) очень медленный темп письма.               Сниженный темп письма и феномен зеркальных движений, является наиболее   часто   встречающимся   и   влияющим   на   успешность   обучения. Для   более   точного   определения   индивидуальных   особенностей   леворуких   детей   необходимо   учитывать   всю   совокупность   ассиметрий   человека. При определении моторной системы используются следующие тесты: •   Переплетение пальцев рук  •   Скрещивание рук, или "Поза Наполеона"  •   Аплодирование  •   Проведение вертикальных линий  При определении слухо­речевой системы используют тесты :  •    "Шепот" (Экспериментатор что­то говорит испытуемому шепотом. При  равенстве  остроты  слуха  испытуемый  подставляет  к говорящему ведущее   ухо,   то   есть   ухо,   которым   легче   и   быстрее   осознается услышанное.)  •     "Тиканье   часов"   (Испытуемому   предлагается   оценить   громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит   часы   в   первый   раз   и   одинаково   ли   слышит   тиканье   разными ушами.)   Для определения зрительной системы можно использовать тесты: •   Моргание одним глазом  •   Рассматривание в подзорную трубу  •    Проба Розенбаха (Определение ведущего глаза. Испытуемый держит вертикально   в   вытянутой   руке   карандаш   и   фиксирует   его   взглядом   на определенной точке (лучше по отношению к любой вертикальной линии), отстоящей на 3­4 м, оба глаза при этом открыты. Затем попеременно закрывает   один   и   другой   глаз.   Ведущим   считается   глаз,   при   закрытии которого карандаш смещается в его сторону.)  •   Карта с дырой  Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема  школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают  особые трудности при адаптации к обучению в школе.  Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при  формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной  точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.      Нарушение или недостаточность развития зрительно­пространственного  восприятия, зрительной памяти и зрительно­моторных координации, нередко  встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:  •    восприятия   и   запоминания   сложных   конфигураций   букв   при   чтении   и соответственно медленный темп;  •    формирования   зрительного   образа   букв,   цифр  (нарушение   соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);  •   выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг ­ овал, квадрат ­ ромб­ прямоугольник);  •   копирования;  •     неустойчивый   почерк   (неровные   штрихи,   большие,   растянутые, разнонаклонные буквы);  •   зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;  •   очень медленный темп письма. Заключение              В школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период   развиваются   формы   мышления,   обеспечивающие   в   дальнейшем усвоение   системы   научных   знаний,   развитие   научного,   теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении,   повседневной   жизни.   В   этот   период   происходит   психологическая перестройка,   требующая   от   ребенка   не   только   значительного   умственного напряжения,   но   и   большой   физической   выносливости.   Школьник характеризуется   доминированием   внешней   или,   практической   активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.             Для  85%   населения   земли   правая   рука   является   главной   и   издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма   и   принцип   устройства   книги:   мы   переворачиваем   страницы   справа налево   правой   рукой).   Обычно   мы   над   этим   не   задумываемся.   Но   стоит представить   себе   такую   картинку:   все   двери   и   все   ручки   на   дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.              Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают,   но   и   создают   все   условия   для   нормального   существования, обучения,   получения   профессии,   убедительно   показал,   что   бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи   и   ножницы,  различные   приспособления,  спортивные   принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы   леворуких   людей.   Предпочтение   руки   учитывается   не   только   в детстве,   леворукий   взрослый   может   получить   практически   любую специальность,   так   как   есть   станки,   устройства   и   приспособления, предназначенные для леворуких. У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.         Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными   практическими   соображениями:   быть   леворуким   неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.            Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так   называемого   «мануального   предпочтения   руки»   психологи   советуют проводить в возрасте четырех­пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям ­ для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи­ профессионалы.             Несомненно,   леворукость   нельзя   считать   причиной   нарушений   или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое ­ преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только "ведущую" руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.    Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть. Список литературы 1. Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? ­ М.: Логос, 1998. ­ 164с. 2. Андреенко А. А. Леворукий ребенок в праворуком мире. ­ М.: Педагогика,  2001. ­ 205с. 3. Безруких М.М. Леворукий ребёнок.: Тетрадь для занятий с детьми.  Методические рекомендации. ­ М.: Вентана ­ Граф, 2001. ­ 56с. 4. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. ­ М.: Новая школа,  2005. ­ 142с. 5. Безруких М., Ефимова С. , Круглов Б. Почему учиться трудно? ­ М.:  Педагогика, 1995. ­ 267с. 6. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. ­ М.: Аспект­Пресс,  1998. ­ 221с. 7. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. ­ М.: Педагогика, 1995. ­ 296с.  8. Забрамная С.Д. Психолого­педагогическая диагностика умственного  развития детей. ­ М.: Просвещение, 2003. ­ 263с. 9. Иванович С.А. Психологические особенности леворуких детей. Школьные  проблемы левшей. ­ М.: Педагогика, 1995. ­ 241с. 10. Макарьев И. Если ваш ребенок ­ левша. ­ СПб.: Полиус, 2005. ­ 142с. 11. Сименович А.В. Эти невероятные левши. ­ М.: Гензис, 2004. ­ 156с.  12. Томас Й. Вейс Как помочь ребенку? ­ М.: Наука, 1995. ­ 188с. 13. Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей. ­ М.: Педагогика, 1996.  ­ 235с.

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе

Психологические проблемы леворуких детей в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2019