"Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка
Оценка 4.7

"Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка

Оценка 4.7
Семинары
docx
администрации
Взрослым
31.12.2022
"Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка
«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка» Учителю очень важно знать психологические основы урока, а так же умение делать его психологический анализ. Эффективность урока складывается из двух условий: внешних – педагогического мастерства учителя, его творческого самочувствия; и внутренних, определяемых личностью самих учащихся. Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселить в него уверенность в своих силах и желание учиться.
«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка».docx

 

 ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Киренска»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление

«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Е.Н.Зикрацкая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киренск, .

 

 

 

Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка».

Психологический климат. Задумаемся, что его составляет? Пожалуй – это та атмосфера или «погода в соответствующем окружении»: коллективе взрослых или детей. Дома, в школе, на уроке, вне его...

 Можно ли учиться мастерству, созданию на уроках эмоционального климата? Наверное, можно. Хотя многие считают, например, кандидат педагогических наук Дуброва Н., что «учителем по заказу никому не дано стать, им нужно потенциально быть. Самобытность внутреннего мира, незаурядность, одаренность,- первичные качества подлинного учителя – Личности. А Личность всегда воспитывает сама по себе и создает вокруг себя ареал воспитания». Несомненно, доля истины в этих словах есть. И все же, не стоит забывать, что в любой профессии надо приобретать навыки – производные мастерства.

 Учителю очень важно знать психологические основы урока, а так же умение делать его психологический анализ. Эффективность урока складывается из двух условий: внешних – педагогического мастерства учителя, его творческого самочувствия; и внутренних, определяемых личностью самих учащихся. Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселить в него уверенность в своих силах и желание учиться.   Даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока.

 Как найти психологическое айкидо, установить контакт с детьми? Помочь ответить на этот вопрос поможет данный педсовет.

Миссия любой школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании. Мы понимаем его с позиций следующих принципов:

 Ученик – не средство, а цель образования, основной объект заботы учителя.

Ученик – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату.

Воспитание без диалога с учеником, без уважения к нему – подавление.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку.

     Условия социума сегодня таковы, что ученик не чувствует себя безопасно и комфортно, нередко у него формируется отношение к миру как некоему опасному и даже враждебному сообществу.

   Усугубляет ситуацию усиливающаяся тенденция падения интереса к знаниям, как непреходящей ценности, снижение познавательной активности, снижение заинтересованности родителей в процессе воспитания детей. Иногда случаются в школе конфликтные ситуации в общении с учащимися. Это провоцирует состояние повышенной тревожности учащихся, и как следствие – нервные срывы.

   Позвольте начать нашу работу с притчи: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”».

 В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

 3. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?” (Слова должны начинаться с букв данного слова).

К       - красота…

О       - органичность…

М      - мама…

Ф      - фантазия…

О       - отдых…

Р       - радость…

Т       - тепло…

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

  Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

 В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.

 В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “ Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

   Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

    Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

   Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

: Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства. Но, я думаю, все со мной согласятся, что педагогический смысл этого понятия несколько другой. Анкетирование, проведённое среди учащихся школы, показало, что комфортно в школе чувствуют себя 40% учащихся, а 8 % конфликтуют с учителями. Отсюда проблема: необходимость обеспечения благоприятного психологического климата в школе для всех участников образовательного процесса. Возникают вопросы, на которые сегодня хотелось бы получить ответы: что мешает иногда учителю создать на уроке благоприятный психологический климат; что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребёнку?

Предлагаю сегодняшний педсовет провести в активной форме. В процессе подготовки участники были распределены на группы:

1 группа – «учителя»,

2 группа – «родители»,

3 группа – «ученики».

 4.Первое задание группам на тему «Экология воспитания»: предлагаю участникам заполнить таблицу и представить всем участникам в устной форме – Что можно и что нельзя делать учителю по отношению к ученику?- регламент:10 минут.

(работа в группах по теме, выступления лидера группы, обмен мнениями)

Завуч: Всем спасибо! Как мы видим, многое во мнениях разных групп совпадает, поэтому «экология воспитания» очень важна.

    Все мы знаем, что урок в школе начинается с организационного момента. У всех он проходит по- разному, но никто не будет отрицать, что от того, как мы его начнём, зависит дальнейший ход урока.

 5.Всем вам я предлагаю поучаствовать в игре, которые способствуют формированию благоприятного психологического климата в классе. Каждая группа получает задание на карточке, где  написана игра. Каждая группа должна обыграть данный вариант.  

  

 Мимика и жесты. В этом упражнении каждый из участвующих в занятиях должен с помощью мимики и жестов:

a.                Продемонстрировать два противоположных состояния (горе и радость, усталость и бодрость, любовь и ненависть и т. п.);

b.                Передать, другому неизвестное тому задание (вымыть посуду, убрать помещение и т. п.; для этого участники разбиваются на пары, и тому из ее членов, который должен передать задание, вручается письменный текст; естественно, что содержание записки другому неизвестно).

 Во всех случаях сравнивается и обсуждается то, что предполагалось одним, и то, что было понято другим.

 Варианты выполнение задания:

 1.                Только при помощи жестов;

 2.                Только при помощи мимики;

 3.                При помощи и мимики, и жестов.

 

Интервью. У каждого из членов класса все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком личная. Количество задаваемых вопросов не превышало 5-7.     Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у “интервьюируемого”, на первых этапах занятия я предлагала им отвечать с частичной откровенностью или “в маске” - не за себя, а за кого-то другого. Весьма эффективным для “раскачки” оказалось интервьюирование “в ролях”: и спрашивающие, и отвечающие говорили не от своего лица, а от имени какого-то персонифицированного персонажа: Учителя, Инопланетян, Бэтмена, Винни-Пуха. Это интервью стало прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями.

Видение других.

a.     Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его задача - подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих.

b.    Называется один из участвующих в занятиях. Вся группа вместе должна восстановить его поведение, настроение, самочувствие и высказывания с определенного момента занятия или с самого его начала.

 1 группа:

 2 группа:

3 группа:

 (регламент – 15 минут: участники выступают в роли актёров, идёт обмен мнениями по заданной теме)

6.Завуч: Мы много сегодня говорим о том, как должен поступать учитель, как он должен организовать урок. Вот поэтому, наверное, каждый педагог должен соблюдать профессиональные заповеди. В чём их смысл, какие это заповеди? Группа учителей подготовила проект таких Заповедей. Предоставим им слово  

(выступает группа учителей)

 Заповеди учителя

 

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

 

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

 

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

 

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

 

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

 

– На уроке создавай ситуацию успеха.

 

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

 

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

 

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

 

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

 

 

Завуч: Как вы думаете, легко ли соблюдать данные заповеди? Может быть, у кого-нибудь есть замечания и дополнения.

 Предлагаю данные заповеди каждому из нас принять как ориентир для достижения своих педагогических целей.

 Кто «ЗА»? _____________

 Кто «ПРОТИВ»? ________________

 Кто «ВОЗДЕРЖАЛСЯ»? _______________

 Хочется закончить эту часть разговора несколькими добрыми советами для всех нас:

Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!

Будьте терпеливы!

Внушайте каждому веру в свои силы.

Учитесь создавать ситуацию успеха.

Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.

7.Завуч: Как часто дети бывают непредсказуемы. Как часто учителю бывает нужно терпение, находчивость, педагогический талант, чтобы выйти из затруднительного положения на уроке, чтобы быть «на высоте». Предлагаю всем провести игру-тренинг «Педагогические ситуации», цель которой – узнать вашу точку зрения по рассматриваемому аспекту, определить уровень умений принимать правильные с точки зрения психологии и педагогики решения.

 Листочки с записями педагогических ситуаций вложены в конверты. Я предлагаю каждой группе выбрать по два конверта, прочитать предложенные ситуации, подумать и обсудить в группе, а затем предложить вариант решения  

Завуч: Подводя итог данному этапу работы, хочется дать несколько советов:

 Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

8.Завуч: У каждого педагога (а он тоже человек) есть две жизненные заботы: достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми, в том числе и с учениками. Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.

 Как вы действуете в условиях конфликта? Каждый из вас получит таблицу с пятибалльной шкалой. Я буду зачитывать утверждение, а вы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем не типично. Внесите номер утверждения в соответствующий столбец таблицы.

Утверждения:

 Худой мир лучше доброй ссоры.

 Если не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать, как вы думаете.

 Рука руку моет.

 Ум хорошо, а два лучше.

 Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

 Кто сильнее, тот и правее.

 Не подмажешь – не поедешь.

 Правда то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.

 Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

 Слово «победа» чётко написано только на спинах врагов.

 Убивай врагов своих добротой.

 Честная сделка не вызывает ссоры.

 Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

 Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

 Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

 Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

 Ты – мне, я – тебе.

 Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет влечь пользу из истин, которыми обладают другие.

 Кто спорит – ни гроша не стоит.

Кто не отступает, тот обращается в бегство.

 Кто дарит – друзей наживает.

 Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

 Лучший способ решать конфликты – избегать их.

 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 Кроткость торжествует над гневом.

 Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

 Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

 На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

 В этом мире есть только две породы людей: победители и побеждённые.

 Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

 Взаимные уступки прекрасно решают дела.

 Копай и копай без устали – докопаешься до истины.

Завуч: А сейчас посчитайте общую сумму баллов. Самое большое количество баллов и определяет ваш тип поведенческой стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.

Тип 1-ый: «ЧЕРЕПАХА» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

 

Тип 2-ой: «АКУЛА» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

 

 Тип 3-ий: «МЕДВЕЖОНОК» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

 

Тип 4-ый: «ЛИСА» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

 

 Тип 5-ый: «СОВА» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

 

А теперь я прошу всех участников педагогического совета заполнить небольшую анкету – Оценить работу педагогического совета по 5-балльной шкале.

АНКЕТА

 Уважаемые участники педагогического совета!

 Просим Вас оценить нашу работу по 5-балльной шкале (обвести в кружок)

 1. Практичность 1 2 3 4 5

 2. Доступность 1 2 3 4 5

 3. Научность 1 2 3 4 5

 4. Актуальность 1 2 3 4 5

 5. Насыщенность и глубина

6. содержания 1 2 3 4 5

 7. Активизация внимания 1 2 3 4 5

 8. Отметка организаторам

 педсовета 1 2 3 4 5

Благодарим за участие в педагогическом совете!

Завуч: Благодарим за участие в педагогическом совете!

Литература.

 «Азбука для несовершеннолетних». М.: «Молодая гвардия»,  1985 г.

Закон РФ “Об образовании”.

«Конвенция ООН о правах ребенка».

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

Леви В. Искусство владеть собой.- М.: «Знание», 1991 г.

Охитина Л.Т. Психологические основы урока», М.: «Просвещение», 1997 г.

Саляхова Л. И. Педагогический совет. М.: «Глобус», 2006 г.

 


 

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г

Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка»

Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка»

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка

Интервью. У каждого из членов класса все желающие по очереди берут интервью

Интервью. У каждого из членов класса все желающие по очереди берут интервью

Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми

Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми

Как вы действуете в условиях конфликта?

Как вы действуете в условиях конфликта?

Тип 2-ой: «АКУЛА» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет

Тип 2-ой: «АКУЛА» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2022