Психологический практикум с элементами тренинга «Королевой была - Королевой останусь!»

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • Семинары
  • doc
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профилактика и снижение психоэмоционального напряжения в период выхода из Полярной ночи; раскрытие творческого потенциала педагогов.
Иконка файла материала Королевой была, королевой осталась.doc

                                                                                                        

                  Психологический практикум с элементами тренинга

                              «Королевой была -  Королевой останусь!»

Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты

Христюк Валентина Павловна.                         

Цель: гармонизация эмоционального состояния; профилактика и снижение психоэмоционального напряжения в период выхода из Полярной ночи; раскрытие творческого потенциала педагогов.

Задачи:

·        обучать педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния;

·        формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.

Данный практикум  включает в себя несколько направлений: деловые игры и упражнения, арт-терапевтические техники, психогимнастические упражнения и релаксационные методики, что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.

1.                 Игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.

2.                 Арт- техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.

3.                 Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.

4.                 Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию.

Правила для группы:

1.     Принцип «здесь и сейчас» - говорим то, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит здесь в группе.

2.     Говорим от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…».

3.     Оцениваем поступки, а не людей.

4.     Активно участвуем, не забываем юмор.

В случае необходимости правила могут быть дополнены.

Упражнение приветствие «Здравствуй друг» (участники делятся на пары)

Здравствуй друг – жмут друг другу руки;

Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;

Где ты был – берутся за ухо;

Я скучала – показав на себя, перекрещивают руки на груди;

Ты пришла – раскрывают руки в стороны;

Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.

“Зарядка” – цель: двигательное раскрепощение.

Инструкция: “Повторяем за психологом следующие упражнения согласно тексту (музыкальное сопровождение):

Вот и музыка звучит.
А народ все ждет, сидит.
Ой, пустились плечи в пляс.
Веселей, еще хоть раз.
Пальцы, локти скачут вместе.
А народ сидит на месте.
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься.
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись.
Лежебока, эй, проснись.
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.
Губы вытянулись в трубку, потанцуй еще минутку.

Упражнение.

 Королевой была -  Королевой останусь!

Хоть в лохмотья оденьте меня.
Что, морщинки? Да солнышко просто ласкалось,
И ему улыбалась я.
Что, года? Вы о чём говорите?
Это время, чтоб только жить.
Вы о возрасте просто забудьте, молчите,
Ах, как хочется петь и шалить!
Седина?  Что за вздор! Это отблеск рассвета
Заигрался в моих волосах!
Хороша? Знаю, лучше ведь нет!
Я - загадка, я - вечная тайна в  веках!
Королевой была -  Королевой останусь!

Уделим время для себя сейчас! Не откладывайте жизнь на завтра! "Завтра" - никогда не наступит! Потому что будет дальше снова "завтра"!

3.Разминка

Энергизатор:“Морское путешествие”

Все участники становятся в круг. Психолог говорит названия фигур и объясняет, как их показывать:

“ капитан” – (выполняется одним игроком – рука подносится ко лбу);

“ спасательный круг” – (2 человека берутся за руки);

“ бочка” – (3 игрока обхватывают друг друга за плечи);

“ шлюпка” – (4 игрока становятся друг за другом, руками имитируя движения весел).

Участники начинают хаотично двигаться. По команде психолога они должны объединиться и изобразить названную фигуру. Участники, оставшиеся вне фигуры, попадают в плен к пиратам, т.е. выходят из зоны игры.

Я не случайно выбрала это упражнение в качестве энергизатора, поскольку все мы с вами являемся капитанами нашего корабля по имени «Жизнь» и только от нас зависит насколько комфортным будет плавание. Чего Вам не хватает для полного счастья? Любви? Денег? Карьеры? Гармонии? Сделайте первый шаг к  исполнению Ваших самых сокровенных желаний!

Милые женщины!  Говорите себе чаще: Я умница, красавица, царица, волшебница, рукодельница! Частица "ца" зажигает огонь любви и нежности в глазах у женщины и она начинает излучать положительные флюиды!

В глазах появятся счастливые искорки и это будут замечать окружающие! Будут говорить Вам комплименты и Вы, как магнитом, притяните к себе любовь и счастье! Вы станете уверенной и очаровательной!

Величайший секрет любви и счастья заключен в том, чтобы любить себя, при этом все время находиться в хорошем настроении и позитивно мыслить!

Когда мы любим себя, мы:

*радостные

*красивые

*уверенные в себе

*сексуальные

*веселые

*открытые миру

Этот список Вы можете продолжить сами по желанию. Так как же не влюбиться в такую излучающую позитив личность?! Фактически каждая женщина, которая овладевает искусством любви к себе, становится звездой, которую она сама и зажигает! А звезд любят все, вы не замечали?

Давайте сейчас с помощью небольшого теста попробуем определить насколько сильно  вы себя любите.

Психологический тест "Любите ли вы себя?

1. Чувствуете ли Вы себя хорошо таким, каков Вы есть?

 2. Считаете ли, что Вас преследуют неудачи?

 3. Сообразуете ли свой поступок с мнением окружающих?

 4. Имеете ли привычку вспоминать и переживать прежние разговоры и ситуации?

 5. Испытываете ли Вы смущение, когда Вас хвалят в Вашем присутствии?

 6. Можете ли длительное время находится в одиночестве?

 7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?

 8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?

 9. Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?

 10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?

Подсчет баллов: за каждый ответ «нет» на вопросы от 2 до 9 получите 5 баллов, за ответ «да» на эти вопросы – 0 баллов;

 за ответы «да» на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы «нет» на эти вопросы – 0 баллов.

Результаты:

 35-50 баллов: вы себя любите, значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль вашей жизни плывет под парусами. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.

15-30 баллов: трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете свои способности, обращая внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызывать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.

0-10 баллов: вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случиться плохое и, признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгновения, когда вы ненавидите себя и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом.

Упражнение «Пирамида любви»

Участники стоят по кругу, психолог предлагает построить пирамиду любви из наших рук:

- Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство и мы по-разному его выражаем. Я протягиваю свою руку в центр круга и называю что-то свое любимое, затем каждый из вас  будет называть свое любимое и класть свою руку (выстраивается пирамида).

- Вы чувствуете тепло наших рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая потому что мы сами любим и любимы.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом и на выдохе громко энергично произносим звук:

• А – воздействует благотворно на весь организм;

• Е – воздействует на щитовидную железу;

• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

• О – воздействует на сердце, легкие;

• У – воздействует на органы;

• Я – воздействует на работу всего организма;

• М – воздействует на работу всего организма;

• Х – помогает очищению организма.

• ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение «Оживи ладошки»

Педагог-психолог просит участников обвести на альбомном листе силуэт ладони. Затем оживить ладонь. Нарисовать им ротики, глазки, раскрасить пальчики. Придумать необычное имя каждому пальчику и подписать. Рассказать, почему его так назвали.

 

Упражнение «Я — хороший»

Все вместе произносят слова:

Я – хорошая (тихо)
Ты – хорошая (спокойным голосом)
Мы – хорошие (громко)

6. Упражнение «Сердце коллектива»

 

 - Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Давайте сделаем друг другу приятное. Напишите на сердечках свое имя и положите в эту коробочку. Любой из вас теперь достает сердечко с именем и пишет приятное пожелание в адрес написанного на листке человека, прикрепляет  его к большому макету СЕРДЦА. Посмотрите, сколько приятных пожеланий мы написали друг для друга.  Все они объединились в одно общее пожелание для всех нас.

 

Упражнение «Лимон» (включить музыку)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Следующий  приём - аутотренинг

Все мы знаем, что «слово лечит, слово калечит». В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие. «Фу» (на вдохе) - помогает быстро сбросить негативную энергию. «И-и-и-и» (на задержке дыхания) - общее очищение организма. «По-о-о-хс-о-о» (на выдохе) - бодрит организм после сна. Повторяйте каждый звук не более 3-4 раз.

Я предлагаю нам всем вместе произнести заповедь

Я такая лапочка!

Я такая цаца!

На меня красавицу

не налюбоваться!

Я такая умница!

Я такая краля!

Вы такой красавицы

сроду не видали!

Я себя любимую холю и лелею!

Ах, какие плечики!

Ах, какая шея!

Талия осиная,

бархатная кожа,

С каждым днем красивее,

С каждым днем моложе!

Зубки, как жемчужинки –

С каждым днем прочнее!

Ножки – загляденье!

С каждым днем стройнее!

Волосы шикарные –

Вам и не мечталось!

На троих готовили –

Мне одной досталось!

Никого не слушаю,

коль стыдят и хают!

ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШАЯ!

ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ!

 Практическая часть «Волшебный круг».

Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться.

Кто рисует время от времени карандашом или красками или кто помнит, как делал это в детстве, знает, какое удовлетворение приносит творчество. Это происходит в силу того, что во время рисования мы устанавливаем контакт с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на нас во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжения, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Даже люди, которые не рисовали с детства или которые считают, что они не креативны, также могут понять, что у них есть творческая жилка.        

Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала.

 

 

 Рефлексия.

Узнала ли я сегодня что-то новое, воспользуюсь ли я хотя бы одним из приемов?   Анкета "Обратная связь"

1.Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___________________________

3.Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___________________________________________

4.Что вам не понравилось на занятии? Почему? _____________________________________

5.Ваши мысли после занятия _______________________________________________________