В организации процесса успешного обучения важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся.
С целью изучения психологического климата в нашем учебном учреждении
проведен мониторинг изучения состояния психологического климата на уроке. Диагностика позволила изучить особенности среды, в которой находится ученик.
Выступление.docx
Психологический климат на уроке
В организации процесса успешного обучения важен психологический климат
урока, который проявляется в эмоциональнопсихологическом настрое учителя и
учащихся. В нем на эмоциональнонравственном уровне отражаются личные и
деловые взаимоотношения учителя и учащихся.
С целью изучения психологического климата в нашем учебном учреждении
проведен мониторинг изучения состояния психологического климата на уроке.
Диагностика позволила изучить особенности среды, в которой находится ученик.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и
общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению.
Особое значение приобретает слово учителя.
По результатам диагностирования выделим ряд факторов, способствующих
благоприятному психологическому климату:
* Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить
себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть
присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной
форме.
* Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональную отрицательную
модальность, можно выразить в деликатной форме.
* Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности
учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы
гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и
коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.
* Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение
будут поразному восприняты разными учащихся. Психологически важно не
захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для
самого ученика, и для учащихся класса.
* Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков
* Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся,
часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности,
поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство. * Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к
уроку. Стремиться к организованному началу урока.
* Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил
домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца
был занят делом.
* Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока,
помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.
Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же
попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может
на уроке отвлечься.
* Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над чем ему следует
поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет
привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
* Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все
испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но
делайте это не слишком часто.
* Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях.
Удерживать от излишних замечаний.
* Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область
педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
* Обращаться за помощью к налаживанию дисциплины к самим ученикам. С
нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справиться.
* Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его,
ищите разумные пути его разрешения.
* Помнить слова о том, что справедливый учитель это такой учитель,
поступки которого оправданы в глазах учеников.
Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным
отношением учителя к ученику.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить правила, выполнение
которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
уважайте детей;
не навредите, ищите в детях хорошее;
замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач
дети озлобляются;
не приписывайте успех себе, а вину ученику;
ошиблись извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны,
умейте прощать;
на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его
духовного мира;
не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную
беспомощность в общении с детьми;
оценивайте поступок, а не личность;
дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего
мнения о нем, несмотря на его оплошность.
1. Снятие страха
Алгоритм создания ситуации успеха
« Мы все пробуем и ищем, только так может чтото получиться»
« Люди учатся на своих ошибках и находят способы решения»
2. Авансирование успешного результата
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
« У Вас обязательно получится»
3. Скрытое инструктирование ребенка
«Возможно, лучше всего начать с …»
«Выполняя работу, не забудьте о …»
4.
Внесение мотива (обозначить практическую значимость)
«Без твоей помощи…»
5. Персональная исключительность
«Только ты и мог бы…»
«Только тебе я могу доверить…»
«Ни к кому я не могу обратиться за помощью…» 6. Мобилизация активности (педагогическое внушение)
«Так хочется поскорее увидеть…»
7.
Высокая оценка детали
«Тебе особенно удалось…»
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
Психологический климат на уроках
Психологический климат на уроках
Психологический климат на уроках
Психологический климат на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.