Психологический климат на уроках

  • Педсоветы
  • docx
  • 05.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В организации процесса успешного обучения важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся. С целью изучения психологического климата в нашем учебном учреждении проведен мониторинг изучения состояния психологического климата на уроке. Диагностика позволила изучить особенности среды, в которой находится ученик.
Иконка файла материала Выступление.docx
Психологический климат на уроке         В организации процесса успешного обучения важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально­психологическом настрое учителя и учащихся.   В   нем   на   эмоционально­нравственном   уровне   отражаются   личные   и деловые взаимоотношения учителя и учащихся.  С целью изучения психологического климата в нашем учебном учреждении проведен мониторинг изучения состояния психологического климата на уроке.  Диагностика позволила изучить особенности среды, в которой находится ученик.  Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя.  По   результатам   диагностирования   выделим   ряд   факторов,   способствующих благоприятному психологическому климату: * Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя   на   жизнерадостную   с   детьми   параллель.   Учителю   вообще   должно   быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме. *   Любое   эмоциональное   состояние,   включая   эмоциональную   отрицательную модальность, можно выразить в деликатной форме. *   Учитель   должен   хорошо   знать   возрастные   психологические   особенности учащихся,   а   также   развивать   в   себе   педагогическую   наблюдательность,   чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке. Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний. * Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут   по­разному   восприняты   разными   учащихся.   Психологически   важно   не захвалить   хорошо   успевающего   ученика   с   высокой   самооценкой,   важно   и   для самого ученика, и для учащихся класса. * Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков  * Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.* Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока. *   Начинайте   урок   энергично.   Не   задавайте   вопросы   о   том,   кто   не   выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом. *   Увлекайте   учеников   содержанием   материала,   контролируйте   темп   урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься. *   Мотивируя   оценки   знаний,   следует   знать   ученику,   над   чем   ему   следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно. * Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают   чувство   удовлетворенности   от   результатов   труда   на   уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто. *   Прекращать   урок   со   звонком.   Напомнить   дежурному   о   его   обязанностях. Удерживать от излишних замечаний. *   Помнить,   налаживание   дисциплины,   может   быть   единственная   область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. *   Обращаться   за   помощью   к   налаживанию   дисциплины   к   самим   ученикам.   С нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справиться. * Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения. *   Помнить   слова   о   том,   что  справедливый   учитель­   это   такой   учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников. Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.   Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить правила, выполнение  которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:   уважайте детей;            не навредите, ищите в детях хорошее;  замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач  дети озлобляются;  не приписывайте успех себе, а вину ­ученику;  ошиблись ­ извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны,  умейте прощать;  на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;  не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;  хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;  только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его  духовного мира;  не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную  беспомощность в общении с детьми;  оценивайте поступок, а не личность;  дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего  мнения о нем, несмотря на его оплошность. 1. Снятие страха Алгоритм создания ситуации успеха « Мы все пробуем и ищем, только так может что­то получиться» « Люди учатся на своих ошибках и находят способы решения» 2. Авансирование успешного результата «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» « У Вас обязательно получится» 3. Скрытое инструктирование ребенка «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …» 4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость) «Без твоей помощи…» 5. Персональная исключительность «Только ты и мог бы…» «Только тебе я могу доверить…» «Ни к кому я не могу обратиться за помощью…»6. Мобилизация активности (педагогическое внушение) «Так хочется поскорее увидеть…» 7. Высокая оценка детали «Тебе особенно удалось…» «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

Посмотрите также