Е.В. Шарапановская, Н.В. Рыбакова
Психологическое благополучие у студентов с разными показателями жизнестойкости, стратегиями совладающего поведения и атрибутивным стилем объяснения успехов и неудач
В статье приводятся результаты исследования факторов психологического благополучия у студентов. На основании сопоставительного анализа результатов диагностики жизнестойкости, копинг-стратегий и атрибутивного стиля объяснения успехов и неудач выделены условные уровни возможностей респондентов по совладанию с трудной жизненной ситуацией.
Ключевые слова: жизнестойкость, психологическое благополучие, стратегии совладающего поведения, атрибутивный стиль.
Актуальность исследования социально-психологических и личностных факторов, позволяющих успешно справляться с решением жизненных задач, возрастает в условиях современного общества, характеризующегося повышенной интенсификацией труда, нарастающими требованиями социума, большими объемами информации, которая в значительной степени носит негативный характер.
Современное общество отличается отсутствием стабильности, большой вариативностью образцов поведения, принимаемых культурой, что приводит к высокой степени неопределенности. Разнообразие возможных вариантов затрудняет выбор из них оптимального, а в некоторых случаях такой выбор становится невозможным. Человеку приходится быть готовым к постоянным изменениям, делать выборы, принимать решения в нестандартных ситуациях. Часто возникают ситуации, которые можно назвать трудными жизненными ситуациями. Они могут существенно нарушать психологическое благополучие и требуют от личности повышенных ресурсов жизнестойкости. Возможности личности в поддержании психологического благополучия являются залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Выбор того или иного варианта поведения во многом определяется внутренними характеристиками человека. Совладание с трудной жизненной ситуацией особенно затруднено в тех случаях, когда наблюдается недостаточная жизнестойкость, или недостаточная сформированность личностных качеств, способствующих эффективному решению возникающих проблем, В связи с этим возникает необходимость в изучении связи психологического благополучия с различными чертами характера и содержательными характеристиками личности.
Среди факторов психологического благополучия мы рассматривали стратегии совладающего поведения, жизнестойкость и атрибутивный стиль объяснения успехов и неудач.
Современная отечественная психология не располагает общепризнанным понятием «психологическое благополучие личности». Понятие «психологическое благополучие» по своему смыслу и содержанию соотносится, прежде всего, с экзистенциальным переживанием человеком отношения к собственной жизни. Оно существует в сознании самого носителя психологического благополучия и является с этой точки зрения субъективной реальностью. Обладая такой характеристикой как целостность, психологическое благополучие базируется на интегральной оценке своего собственного бытия. Психологическое благополучие как целостное, субъективное переживание имеет огромное значение для самого переживающего человека, поскольку связано с базовыми человеческими ценностями, а так же с такими обыденными понятиями как счастье, счастливая жизнь и др.
Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий «как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска)»[2].
Мадди (Мадди С.,1998) подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях[3].
Инициатором изменений выступает сам субъект, которые не вызваны ни внешней необходимостью (влияниями среды), ни внутренней (строением и наследственным багажом организма). Готовность к изменениям выражается и в выборе стратегий совладания.
Психологическое предназначение совладания состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить, или смягчить эти требования, постараться избежать, или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья, психологического благополучия, удовлетворенности социальными отношениями[4].
Когнитивная оценка степени трудности жизненной ситуации и возможностей совладания с ней зависит и от атрибутивного стиля объяснения успехов и неудач. Под атрибутивным стилем понимается характерный способ, которым люди объясняют себе причины различных событий. М. Селигман охарактеризовал атрибутивный стиль, используя параметры локуса, стабильности и глобальности, а также выделил оптимистический и пессимистический атрибутивный стиль, обратив внимание на ассиметричность восприятия позитивных и негативных событий, которые характерны для человека в состоянии психологического благополучия. Пессимистический атрибутивный стиль характеризуется тем, что в неудачах человек винит себя сам, они будут продолжаться долго и затронут самые разные стороны жизни, а успехи воспринимаются как временные и случайные. Оптимистический атрибутивный стиль характеризуется тем, что человек воспринимает успехи как более стабильные и глобальные, чем неудачи[1].
Была проведена исследовательская программа, включающая в себя диагностику: методика «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, опростник способов совладания Т.Л.Крюковой (адапт.методики WCO Р.Лазаруса, С.Фолкмана), методику диагностики жизнестойкости Д.А.Леонтьева, методика «атрибутивный стиль объяснения успехов и неудач. СТОУН-В» Т.О.Гордеева, Е.Н. Осин.
Выборку исследования составили 60 респондентов: студенты 2-3-4 курсов, обучающихся на различных специальностях в Санкт-Петербурге и г.Барнаул.
На основании сопоставительного анализа результатов диагностики жизнестойкости, копинг-стратегий и атрибутивного стиля объяснения успехов и неудач были выделены условные уровни возможностей респондентов по совладанию с трудной жизненной ситуацией: высокий уровень у 40% студентов, средний уровень возможностей совладания был выделен у 39% студентов, а низкий у 21% студентов.
Гистограмма 1. Уровни совладания с трудной жизненной ситуацией студентов
При сопоставлении условных уровней возможностей респондентов по совладанию с трудной жизненной ситуацией с показателями психологического благополучия было выявлено, что с высокие показатели психологического благополучия свойственны студентам с высоким уровнем жизнестойкости (40%) и конструктивными стратегиями совладающего поведения. Для данной подгруппы респондентов характерен оптимистический атрибутивный стиль (склонность предлагать внутренние, стабильные и глобальные объяснения при положительных событиях и менее внутренние, стабильные и глобальные объяснения в случае объяснения кризисных. Студенты, имеющие низкий уровень жизнестойкости (21%), выбирают деструктивные стратегии совладающего поведения, им свойственен пессимистический атрибутивный стиль, т.е. они склонны брать на себя вину за неудачи, которые воспринимают как длительные и затрагивающие различные стороны их жизни. Хорошие же события воспринимают как временные и случайные. Эта подгруппа респондентов характеризуется низким уровнем психологического благополучия.
Гистограмма 2. Уровень жизнестойкости и показатель психологического благополучия.
В ходе анализа результатов исследования нами были выделены подгруппы, в которых выявлена такая зависимость: 40% студентов с высоким уровнем жизнестойкости выбирают конструктивный копинг (планирование или позитивная переоценка, или принятие ответственности, или поиск социальной поддержки), оптимистический атрибутивный стиль и имеют высокий уровень психологического благополучия; а 21% студентов, имеющие низкий уровень жизнестойкости выбирают менее конструктивный копинг (конфронтация или дистанцирование, или бегство - избегание), пессимистический атрибутивный стиль и демонстрируют низкий уровень психологического благополучия.
На основании сопоставительного анализа результатов диагностики жизнестойкости, копинг-стратегий и атрибутивного стиля объяснения успехов и неудач были выделены условные уровни возможностей респондентов по совладанию с трудной жизненной ситуацией: высокий уровень у 40% студентов, средний уровень возможностей совладания был выделен у 39% студентов, а низкий у 21% студентов.
Участие в социально-активной жизни способствует формированию ответственности за свое психологическое благополучие и активной жизненной позиции у молодежи, а также повышению жизнестойкости и психологического благополучия, и других участников (студентов, школьников, взрослого населения), обеспечивает базу для получения студентами навыков практической работы.
Литература:
1. Гордеева Т.О.,Осин Е.Н., Шевяхова ВЮ. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник Стоун–М., Смысл,2009.–152 с.
2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
3. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 6. – С. 87-101.
4. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. – М: Эксмо-Пресс, 2001. – 415 с.
5. Шевеленкова Т.Д., Фесенко, П.П.Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) /Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко// Психологическая диагностика. 2005.-№3.-С.95-130
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.