Психологическое сопровождение одаренных детей в рамках школьного обучения
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
15.04.2019
Выступление на педагогическом совете о работе педагога-психолога по выявлению и сопровождению обучающихся, которых можно отнести к группе "талантливые" или "одаренные дети". Обозначены задачи деятельности психолога, а также предложены методики диагностирования, как для начальной школы, так и для обучающихся старших классов.
Психологическое сопровождение одаренных детей в рамках школьного обучения.doc
Психологическое сопровождение одаренных детей
в рамках школьного обучения
Обухова А. В.,
педагогпсихолог МОБУ «СОШ № 23»
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для
оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в
настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто
способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с
талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в
рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть
этой программы.
Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении,
поддержке и развитии талантливых детей,
их самореализации,
профессиональном самоопределении, сохранении психологического и
физического здоровья.
В школе можно выделить следующие категории детей:
учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного
развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем
школьном возрасте);
учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в
определенной области науки или деятельности (выявляются в
младшем школьном и подростковом возрасте);
учащиеся, не достигающие по какимлибо причинам успехов в
учении, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко
проявляют себя в старшем школьном возрасте).
В начальной школе по итогам первого психодиагностического
минимума и наблюдениям учителей формируется небольшая группа
школьников, которых можно отнести к категории «талантливые или
одаренные дети». Психологическое сопровождение таких детей предполагает
составление индивидуального маршрута.
Надо помнить, что тесты, при всем своем многообразии, не могут дать
полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка.
В работе по выявлению одаренных детей в начальной школе мы
используем методику «Карта одаренности» Хаана и Каффа (611 лет). Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа (несколько упрощена).
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами.
С помощью данной методики можно количественно оценить степень
выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой
вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех полученных
оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный конкретному
ребенку «портрет» развития его дарований.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений
детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее
следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта
методик диагностики детской одаренности.
Психологу важно обратить внимание на социальный статус ребенка в
классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами
(учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей.
Поэтому педагогупсихологу целесообразно при проведении групповых
занятий в классе, формированию коммуникативных навыков планировать
совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать
социальные контакты, содействовать формированию адекватной самооценки,
стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося. При
изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в
виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том,
что интересы у большинства детей данного возраста нечетко
дифференцированы и неустойчивы.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между
интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и
одаренностью с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже
на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно:
ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в
которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют
взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор
способностей и одаренности с одной стороны, как отправная точка с
другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно
провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей.
Диагностирование родителей может подтолкнуть их к изучению интересов и
склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере,
задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более
объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для
коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
В средней
школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его
профессионализма и особенностей личности. Педагогпсихолог, должен знать,
что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для
развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее
практичными являются проблемные,
поисковые,
проективные методы.
исследовательские,
Важнейшее значение имеет вопросноответная система при обучении
одаренных учащихся. Постановка вопроса это импульс к нахождению
оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой
активности. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают
сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных
учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня,
затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.
Выход из создавшейся ситуации нам видится в организации в школе
научного общества учащихся, главная задача которого дать ученику
возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой
деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Однако
успешное решение задач развития одаренности,
формирования
соответствующих компетенций и личностных качеств возможно только тогда,
когда учитывается индивидуальный стиль мышления ребенка и используется
соответствующий этому оптимальный стиль обучения.
Научное общество дает возможность осознать свою значимость, свою
принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой
работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению
со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие
в научных экспериментах и исследованиях.
Для изучения интеллектуального потенциала старших школьников –
членов НОУ мы используем тест для оценки нереализованного
интеллектуального потенциала. Такой тест позволяет прогнозировать успехи
в тех сферах деятельности, которые основываются на использовании
языковых средств (Н.И. Дереклеева). Это деятельность, в которой
проявляется вербальное мышление.
На основе результатов анкетирования выделяются три группы: 1. Учащиеся, имеющие КНИП (коэффициент, оценивающий уровень
нереализованного интеллектуального потенциала) выше нормы. Именно на
творческую работу данных ребят мы будем опираться при коллективной
деятельности.
2. Дети, имеющие пограничное значение КНИП, что свидетельствует о
высоком потенциале. При дополнительных занятиях по развитию одаренности
эти учащиеся смогут повысить коэффициент и перейти в высокую группу.
3. Особое внимание необходимо уделить работе тех учащихся, которые
показывают низкое значение КНИП. Этих обучающихся необходимо
обеспечить посильным «фронтом» работы, чтобы не отбить у них желание
заниматься научно – исследовательской деятельностью и одновременно
развивать их творческие способности.
Существенное направление деятельности педагогапсихолога –
психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах,
выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного
поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка
такого качества как адаптивность.
К компетенции психолога относится также работа по сохранению
психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя
мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,
формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению
родителями способов формирования у ребенка позитивной Яконцепции как
фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
Психологическое сопровождение одаренных детей в рамках школьного обучения
Психологическое сопровождение одаренных детей в рамках школьного обучения
Психологическое сопровождение одаренных детей в рамках школьного обучения
Психологическое сопровождение одаренных детей в рамках школьного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.