Психолого - педагогическая программа для детей-инвалидов в технике песочной терапии «Развиваемся руками»
Оценка 4.7

Психолого - педагогическая программа для детей-инвалидов в технике песочной терапии «Развиваемся руками»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
психологическая работа
Детсад
28.12.2021
Психолого - педагогическая  программа для детей-инвалидов в технике песочной терапии  «Развиваемся руками»
Знакомство с необычной техникой рисования - рисованием песком. Психологическая поддержка и сопровождение детей – инвалидов и детей с ОВЗ; Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов
программа для детей-инвалидов в технике песочной терапии «Развиваемся руками.docx

Бюджетное учреждение  Омской области

«Комплексный центр социального обслуживания населения

 Большеуковского района»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

И. о. руководителя БУ «КЦСОН Большеуковского района»

____________А.С. Метелёва

_________________ 2021 год

 

 

 

 

Психолого - педагогическая  программа

для детей-инвалидов в технике песочной терапии  «Развиваемся руками»

 

 

 

Составитель:

К. В. Пудова,

психолог

отделения социальной

реабилитации инвалидов

 

 

 

 

 

 

 

 

Большие Уки

2021г.

Содержание программы

 

1.

Пояснительная записка                                                                     

  3-10

2.

Содержание программы 

 11-16

3.

Календарно – тематический план 

 17-19

4.

Список литературы 

      20

5.

Приложение

 21-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса. Ребенок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным является рисование песком.

Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка -  это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для ребенка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Рисованием песком может быть успешно организовано как в детском саду, в учреждениях дополнительного образования в форме работы кружков, студий, центров, так и в условиях семейного воспитания. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

В последние годы в детских дошкольных образовательных  учреждениях, и Комплексных центрах много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, активно применяются многочисленные методики раннего развития, детей, как можно раньше стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, иностранным языкам. Эта тенденция основывается на запросе родителей, желающих видеть своих детей умными, образованными и успешными. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Однако при такой высокой интеллектуальной нагрузке обязательно нужно соблюдать баланс, работать также и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами и переживаниями. Тут и приходит на помощь песочная терапия. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Актуальность программы состоит из потребности в творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через творческие занятия, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями для  продуктивной творческой деятельности и социального общения. Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеет важное значение. Так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме. 

Новизна программы заключается в разработке и реализации индивидуального дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по художественно-эстетическому направлению в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей.

В данной программе  осуществляется комплексный подход к обучению основам по нетрадиционной технике рисование песком. Именно в системе комплексного центра, стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на психолога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно психолог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». 

Данная программа разработана для   введения детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов) в мир творчества и знаний. Она способствует успешному развитию творческих способностей и творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями. Целесообразность данной программы заключается в вовлечении детей с ОВЗ в творческий процесс, в котором дети получают возможность проявить самостоятельность, инициативу, активность, у детей формируются волевые качества, развивается сила и  выносливость. Именно на этих занятиях у детей с ОВЗ пробуждается интерес и понимание к новой творческой деятельности, постепенно осознавая, что они такие же дети, как и все.

Приоритет программы это – эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование: творческого потенциала; способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать; умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения; творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях; исследовательского интереса, познавательной активности.

Данная программа направлена:

1.            на всестороннее  гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

2.            Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы Комплексного центра.

3.            Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая таким образом дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

4.            Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.

Цель программы:

 

1.    Знакомство с необычной техникой рисования - рисованием песком.

2.    Формирование психологического здоровья детей- инвалидов и детей с ОВЗ;

3.    Психологическая поддержка и сопровождение детей – инвалидов и детей с ОВЗ;

4.    Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.

5.    Профилактика эмоционального неблагополучия через эмоционально-творческое развитие детей – инвалидов и детей с ОВЗ.

 

Задачи программы:

1.            Обеспечение возможности освоения детьми-инвалидами  и детьми с ОВЗ общеразвивающей программы  на доступном им уровне, их дальнейшая социализация в обществе. Выявление потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обусловленных особенностями их физического и (или) психического развития;

2.            Активное включение детей с ОВЗ в творческий процесс, реализация игровой активности, сюжетно - отобразительной деятельности, общее художественно-эстетическое развитие ребенка. Проведение коррекционно-терапевтической работы исходя из потребностей каждого участника;

3.            Сформировать у детей интерес к рисованию песком на световых планшетах. Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.

4.            Помочь детям овладеть техническими умениями: регуляцией силы движений определенной амплитуды, ритмичности движений, навыком изменять размах и направление руки при рисовании. Сформировать у детей – инвалидов представлений об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.

5.            Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.

6.            Развивать познавательные способности детей-инвалидов (внимания, образного мышления, творческого воображения), внутренний план действий. Развивать речь, способности детей к сочинению сказок, историй.

7.            Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка, способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и  удовольствие от рисования. Гармонизировать психоэмоциональное состояние.

8.            Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке. Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в процессе песочного рисования.

Психолого - педагогическая  программа для детей-инвалидов в технике песочной терапии  «Развиваемся руками», разработана в соответствии со всеми требованиям.

Данная психолого - педагогическая  программа для детей-инвалидов в технике песочной терапии  «Развиваемся руками», рассчитана на 1 год.

Предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ. Коррекционные занятия проводятся  с режимом 2 раза в неделю по 45- 60 мин. Количество детей в группе 3-5 человек.

Кадровое обеспечение

1.            автор и непосредственный исполнитель программы – психолог;

2.            куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов;

Условия реализации программы

Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания  населения  Большеуковского района»  располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.

Принципы и подходы к формированию программы

Системность:  в  течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.

Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.

Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми:  максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

Методы обучения: словесный; наглядный; практический; иллюстративный; репродуктивный, частично – поисковый; исследовательский проблемный; игровой;

Оборудование: Кварцевый песок; Столы со специальным стеклом, оснащенные подсветкой; Ноутбук; Интерактивная доска; Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой занятия)

Формы организации образовательного процесса:

-индивидуальная;

-групповая.

Ожидаемый результат.

В конце  программы, дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке).

Эмоциональное состояние ребенка. Методика «Эмоциональный термометр»: детям предлагается оценить свое эмоциональное состояние в различных ситуациях. Например - Как ты себя чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в гости? и т.п.

Определение индивидуальных особенностей личности ребенка. Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности.

Способность контролировать собственное поведение. Методика «Рене Жиля»: детям предлагается рассмотреть картинки и определить, где он находится и что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений

Память. Методика А. Лурия «Заучивание 10 слов»: детям называют 10 слов и просят воспроизвести все, что он запомнил.

Внимание. Корректурная проба (Тест Бурдона): предлагается внимательно рассмотреть таблицу и вычеркнуть нужный значок.

Развитие мелкой моторики. Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой моторики, концентрации внимания 

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться активизация работы сенсорных систем ребенка. Привитие позитивных моделей поведения. Достижение детьми более высокого уровня развития познавательных процессов и развитие речи. Реализация творческого потенциала. Развитие интереса к новому, проявление собственной индивидуальности.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводиться в начале и в конце коррекционных занятий.

Структура и динамика занятий с песком: Занятие носит комплексный характер, потому что воздействие происходит благодаря различным формам работы на разных уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом. На занятиях с песком интегрируются педагогические и психологические формы работы: эмоционально-направленный показ, работа по образцу, фронтальное занятие, презентации, свободная игра, присоединение, активное наблюдение, а так же: освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание); умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка); умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете; Ребенок - инвалид расширил представления о нетрадиционных технологиях творческой деятельности; сформирован определенный уровень знаний и умений в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями к художественно-эстетическому творчеству; развил творческие и художественные способности, память, внимание, творческое воображение, речь; создана комфортная обстановка на занятиях, а также атмосфера   доброжелательности и сотрудничества; получил радость общения и удовлетворение результатами творческой деятельности. 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Песочная терапия – сравнительно новый, но очень эффективный метод психологической помощи детям- инвалидам и детям с ОВЗ. А игра с песком в сочетании со сказкотерапией может творить настоящие чудеса. В программе будут использоваться различные психотерапевтические техники работы с песком.

 Игра с песком, или песочная терапия, популярны в психологической, психотерапевтической, педагогической и даже в театральной практике. Игра в песочнице, расширяет пространство вокруг ребенка, развивает познавательный интерес, расширяет границы восприятия, воображения, творчества, активности, фантазии. В песочнице, возможно все, а порой даже больше, там может «бушевать ураган», идти «строительство небоскреба», «растянуться пустыня» или «расцвести сад» и многое другое. Песочница может стать школьной доской и альбомом для рисования, полем для экспериментов и опытов, сценой для внутренних переживаний и семейных отношений. Программой предусматривается использование  сказкотерапевтического подхода к песочной терапии. Работа со сказкой в песочнице очень полезна и эффективна.

Когда ребенок прикасается к песку, в специальной песочнице, удивительный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться во вне.

В контексте песочной терапии появляется возможность посмотреть на себя, на свой внутренний мир со стороны, ибо песочные картины являются отражениями детского внутреннего состояния.

Почему именно песок выбран основным материалом для проведения терапевтической работы?  Что бы ответить на этот вопрос, необходимо сказать о том, что песок является природным материалом, испокон веков, используемым человеком.

Можно вспомнить собственные ощущения на песочном пляже, радость от возможности «растянуться на песке», «закопаться» в него. Общение с песком дает возможность человеку пережить удивительную гамму чувств: от экзистенциального одиночества до осознания собственной великой созидательной силы.

Эта программа направлена на развитие пространственных представлений, тактильных ощущений, мелкой моторики руки в игре с песком, в специальных психологических песочницах. Форма работы с песком позволяет ребенку реально ощутить полет фантазии и детскую радость открытия.

Возможности песочной терапии проявляются в разных плоскостях. Созданная ребенком картина из песка – это творческий продукт. В арттерапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой. Регулярное проведение занятий песочной терапии стимулирует создание ребенком целой серии песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок. Песочные композиции, могут заключать в себя различные трудно вербализуемые содержания». Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен ребенок. Разыгрывание в песочнице различных жизненных ситуаций позволяет ребенку изменить отношение к ним и найти правильное решение. Психотерапевтический ресурс – возможность осознанного изменения формы, сюжета, событий. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического похода к работе с песочницей.

Песок  - это отличная обучающая среда, которая позволяет учить ребенка изготовлению поделок, рисованию геометрических фигур, строительству мостиков и др. Ребята не чувствуют неудачи и не несут этот опыт с собой, потому что песок дает возможность тут же исправить ошибку. Рассыпаясь, он как бы уносит негативный опыт с собой и предлагает начать все сначала. С помощью песка можно обучать социально навыкам, создавая ребенку проблемные ситуации, предоставляя ему возможность на своем опыте формировать эффективные модели поведения.

Песок – это поле взаимодействия. Дети  могут играть в одной песочнице, они с удовольствием делят это пространство с педагогом и сверстниками. Это дает начало контакту между детьми, закладываются навыки общения.

Песочница прекрасно сочетается со сказкотерапией, игротерапией – это среда, в которой оживают сказки.

Песочная терапия мощный ресурс для проведения коррекционно - развивающей и образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Песок стимулирует руку к разнообразным действиям. Песок хочется перебирать, пересыпать, просеивать, сжимать, похлопывать и др. Никакая пальчиковая игра не заменит всего этого многообразия движений.

Кроме того, песчинки способствуют тактильной стимуляции кожного покрова ладоней, а вместе с этим оказывают развивающее воздействие на головной мозг. Включение в песочницу дополнительных элементов (фигурок, совочков и формочек, природных материалов и др.) усиливает стимулирующий эффект, поддерживая у детей более длительный интерес к песку и вносит разнообразие в их действия.  Это также отличный способ положить начало развитию игровых навыков.

Программой предполагаются игры с песком в условиях кабинета для песочной терапии,  с использованием различных песочниц, столов для рисования песком, чаши равновесия, и др. в составе небольшой группы детей.

Терапия Sand-art

Основная цель коррекции - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в  постройках из песка.

Использование данного терапевтического средства, как кинетический песок способствует коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.

Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

Песочная терапия полезна, если у ребенка:

плохой сон, ночные кошмары; плохо развита мелкая моторика; истерики, непослушание, капризы; логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы; застенчивость, неуверенность в себе; агрессия, тревожность; нет взаимопонимания с родителями; расстройства невротического характера; недержание мочи или кала (энурез, энкопрез); психосоматические заболевания; страх перед школой, садиком; частая плаксивость (без повода); ребенок пережил сильный стресс.

Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса: Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка; Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания; Развитие воображения, творческого потенциала; Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики; Развитие самооценки и уверенности в себе;

 Адаптация в новой среде (детский сад, школа); Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками; Формирование положительных черт характера.

Программа вариативна по объёму содержания и срокам обучения.

Реализация каждого из модулей рассчитана на 15 часов, срок реализации одного модуля -2,5 месяца.

Программа может быть реализована в объёме трёх модулей или по выбору с учётом физиологических и психологических особенностей детей.

Каждый модуль имеет цели, прогнозируемые результаты и содержательную завершённость.

I модуль «развитие коммуникативной составляющей»

В меленьком возрасте закладываются основные черты личности, а также формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.

Цель: эмоционально-личностное развитие. Модуль включает три вида занятий: игра с песком — в групповой песочнице; рисование песком на специальных световых столах; Рисование цветным песком на картоне.

Помимо развития познавательных процессов, программа развивает эмоциональный и социальный интеллект, отвечающий за понимание себя  и других, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми, способность саморегуляции и адаптации в новых условиях. Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является: развитие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции; развитие сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки; тренировка мелкой моторики рук; гармонизация психоэмоционального состояния; формирование установки на положительное отношение к себе.

II  Модуль «развитие познавательной активности»

Познавательная активность детей – инвалидов и детей с ОВЗ, развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Цель:  развитие познавательной активности.

Модуль включает три вида занятий:

1. Метод рисования цветным песком: с цветным песком и клеем; с использованием дополнительных художественных материалов; динамическое рисование цветным песком.

2. Технология рисования песком на световом столе.

3. Методы работы с песком.

Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является: развитие всех познавательных процессов — внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики и сенсорной сферы; гармонизация психоэмоционального состояния; развитие воображения и зрительного восприятия.

III модуль «развитие эмоционального интеллекта»

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. В отличие от привычного всем понимания интеллекта (IQ), является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то,чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании EQ - это «здравый смысл».

Цель: развитие коммуникативной составляющей. Программа направлена на изучение своих эмоций, эмоций других людей, навыков конструктивного общения, жизненных ценностей. Дети знакомятся с различными чувствами: как они возникают, как проявляются, как их можно вызвать у себя и у других, как с ними совладать, гармонизировать.

Основные задачи: развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), процессов саморегуляции; развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков; развитие мелкой моторики рук; гармонизация психоэмоционального состояния; формирование установки на положительное отношение к себе; развитие воображения и зрительного восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематический план 

Модуль I

занятия

Тема

Содержание

1.

 

Волшебная страна

Ознакомление детей  со средством рисования песком (световой стол, песок.)

2.

Песочная феерия

Ознакомление  с приёмами рисования песком

3.

Сказка на холсте

Ознакомление  с основными жанрами живописи

4.

Видимо-невидимо

Ознакомление  с приёмами работы с песком как художественным материалом

5.

 

Весёлые песчинки

Просмотр картин нарисованных цветным песком и песком на световом столе

6.

Радуга песка

Превращение белого песка во все цвета радуги

7.

Магия песка

Арт-курс по рисованию песком

8.

Песочный мир

Построение в педагогической песочнице

песочного города

9.

Что значит быть художником?

Изображение предметов с натуры с помощью цветных мелков  и передачи в рисунке формы, фактуры.

10.

Сказочный дворец

 

Ознакомление  с приёмами создания фона (наброс и  насыпание)

11.

Мир синего и белого цвета.

Выражение с помощью цвета различных чувств и настроений, использование при этом только два цвета песка: синий, белый: задумчивость восторг, волнение, ощущение,

волшебства тайны).

12.

Синее небо

 

Освоение, гармоничное  заполнение всей поверхности изобразительной плоскости.

13.

Что такое открытое пространство?

 

Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно, на разных форматах картона.

Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы - радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя.

14.

Мой детский сад ранним утром.

 

15.

Страна чудес в которой мы живём.

Модуль II

1.

 

Что мы знаем о песке

Овладение детьми приёмами рисования песком, создание фона

2.

Удивительный мир

Рисование на световом столе таких элементов как: цветы, деревья, облака, дождик, солнце, гор. Создание песочной картины

3.

Белый снег на крыше

Рисование дома  зимой, на световом столе

4.

Однажды в новый год…

Создание картины из двух персонажей. Рисование на подносе и на световом столе

5.

Новогодняя ночь

Рисование звёзд, ёлочек, сугробов на световом столе

6.

Формы из песка

Рисование геометрических форм белым песком на прозрачном подносе

7.

Наши любимые мультфильмы

Рисование главных героев из мультфильма

8.

Мультик в гости к нам пришёл

Закрепление пройденного материала, создание песочной картины.

9.

Сам себе режиссёр

Песочная анимация. Создание онлайн фильма.

Обучение рисованию сказочных героев, ознакомление со способами создания фантазийных образов, развитие творческого воображения.

10.

Сказочные герои у нас в гостях

 

 

11.

Фантазёры

Рисование на свободную тему, выбор светового стола, цветного песка.

12.

Транспорт

Рисование цветным песком на картоне          (с использованием клея).

13.

День защитника отечества.

Рисование открытки на световом столе.

Фотография открытки на 23 февраля

Модуль III

1.

Весенние цветы для мамы

Рисование цветным песком «весенние цветы» на подносах, групповая работа

2.

В гости к нам весна пришла

Весенняя сказка. Рисование на световых столах.

 

3.

Что бывает весной?

создание художественных образов на основе природных форм, освоение разных приемов рисования на камешках различной формы.

4.

 

Солнечный день

Рисование солнца: «Световой стол, цветной песок». Закрепление умения пользоваться знакомыми приёмами (техниками), для  создания однотипных изображений.

5.

Маленькие творцы

Просмотр созданных работ

6.

Разноцветный песок

Рисование мандалы. Индивидуальная работа, на подносе с использованием цветного песка. Индивидуальная работа

7.

Чудо песок

Рисование мандалы по подгруппам.

8.

Мандала

Рисование мандалы на формате 2м х 2м

Рисунок выполняется детьми 2-х групп

9.

Весенняя капель

Рисование цветным песком (свободная тема)

10.

 

 

 

Песочная фантазия

Создание собственного мультфильма из цветного песка на прозрачном подносе. Понятия «сценарий» анимационного ролика. Рисование вымышленных персонажей на альбомных листах, цветными карандашами. Рисование цветным песком на подносах.                                     

Список литературы.

1.            Баженова, О.В. «Детская и подростковая релаксационная терапия» практикум, Москва 2016 г.;

2.            Белоусова, О. А. «Обучение дошкольников рисованию песком» Текст/ – О. А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г. -76с.;

3.            Бенилова, С.Ю., Давидович, Л.Р., Микляева, Н.В., Детская дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы), Москва 2014 г.;

4.            Горькова, Л. Г., Обухова, Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Текст/Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005г. - 156с.;

5.            Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия–Текст /Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с. ;

6.            Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002- 198с.

7.            Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной терапии. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.: Речь, 2003- 156с. ;

8.            Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. «Игра с песком» практикум по песочной терапии, Санкт – Петербург 2015 г;

9.            Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – Текст /ЗейцМариеллаМ.: ИНТ,2010-112с.;

10.       Зеленцова Н.В. – Пешкова «Элементы песочной терапии» в развитии детей раннего возраста, Санкт-Петербург 2015 г.;

11.       Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников», Москва 2014 г.;

12.       Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза, Москва 2015 г.;

13.       Шевченко, М.А. «Психологические цветовые и рисуночные тесты», Москва 2015

Приложение 1

Игры и упражнения с песком.

 

«Учимся считать».

Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету. 

Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза. 

Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. 

Постепенно увеличиваем количество кучек. 

«Карта сокровищ».

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения. 

Для игры понадобится песочница с кинетическим космическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка. 

Сначала психолог совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту. 

Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет. 

Игра «Необыкновенные следы».

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

 

Приложение 2

«Отгадай загадку».

В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления. 

Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки. 

Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке. 

«Веселая ферма».

Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти. 

Для игры вам понадобится песочница с кинетическим космическим песком и маленькие игрушечки. 

Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое. 

Игра «Найди отличие».

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Игра "Волшебные превращения"

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

 

Приложение 3

Игра "Строители"

Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут порхать разноцветные бабочки.

Упражнение "Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Игра "Цветные острова" (групповая)

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Буквы. Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

Приложение 4

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки. Змейки на песке играли. Письма не прочесть никак! И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах? За узором шли петельки - Что случилось? Где? И как? Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник! Но пронесся ветерок. Напиши скорей слова, И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке. И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Разговор с руками”

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.


 

Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения

Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения

Содержание программы 1

Содержание программы 1

Пояснительная записка Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса

Пояснительная записка Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса

А что может быть ближе, чем игра в песок

А что может быть ближе, чем игра в песок

Развивая творческие способности у детей с

Развивая творческие способности у детей с

Данная программа направлена: 1

Данная программа направлена: 1

Задачи программы: 1.

Задачи программы: 1.

Психолого - педагогическая программа для детей-инвалидов в технике песочной терапии «Развиваемся руками» , разработана в соответствии со всеми требованиям

Психолого - педагогическая программа для детей-инвалидов в технике песочной терапии «Развиваемся руками» , разработана в соответствии со всеми требованиям

Методы обучения: словесный; наглядный; практический; иллюстративный; репродуктивный, частично – поисковый; исследовательский проблемный; игровой;

Методы обучения: словесный; наглядный; практический; иллюстративный; репродуктивный, частично – поисковый; исследовательский проблемный; игровой;

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная

Содержание программы Песочная терапия – сравнительно новый, но очень эффективный метод психологической помощи детям- инвалидам и детям с

Содержание программы Песочная терапия – сравнительно новый, но очень эффективный метод психологической помощи детям- инвалидам и детям с

Форма работы с песком позволяет ребенку реально ощутить полет фантазии и детскую радость открытия

Форма работы с песком позволяет ребенку реально ощутить полет фантазии и детскую радость открытия

Никакая пальчиковая игра не заменит всего этого многообразия движений

Никакая пальчиковая игра не заменит всего этого многообразия движений

Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение

Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение

I модуль «развитие коммуникативной составляющей»

I модуль «развитие коммуникативной составляющей»

Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является: развитие всех познавательных процессов — внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики…

Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является: развитие всех познавательных процессов — внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики…

Календарно – тематический план

Календарно – тематический план

Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно, на разных форматах картона

Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно, на разных форматах картона

Транспорт Рисование цветным песком на картоне (с использованием клея)

Транспорт Рисование цветным песком на картоне (с использованием клея)

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Приложение 1 Игры и упражнения с песком

Приложение 1 Игры и упражнения с песком

Приложение 2 «Отгадай загадку»

Приложение 2 «Отгадай загадку»

Приложение 3 Игра "Строители"

Приложение 3 Игра "Строители"

Приложение 4 Упражнение "Змейки"

Приложение 4 Упражнение "Змейки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2021