Психолого-педагогические основы развития зрительно-моторной координации у детей
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который включает в себя множество тонкостей. Каждый человек, являющийся родителем, обязан принимать участие в развитии своего ребенка. Под развитием подразумевается не только учение говорить, ходить, и дальнейшее устройство в детский сад и школу. Но и огромную роль играет научение ребенка держать ложку, собирать паззл, строить башню, что влияет на развитие мелкой моторики ребенка и как следствие на развитие зрительно-моторной координации.
Формирование графо-моторных навыков происходит на базе зрительно-моторной координации и является одной из главных составляющих функций письма. Если ребенок развивает свои графо-моторные навыки только посредством рисования, это плохо влияет на уровень развития зрительно-моторной координации. Поскольку нужно не только рисовать, выбирая образы из головы, но также учиться срисовывать и копировать с образца. Многим детям проще рисовать по памяти, чем по образцу или с натуры, так как при срисовывании внимание ребенка раздваивается вследствие чего намного труднее скоординировать работу рук и глаз. При не сформированной зрительно-моторной координации страдают темп и качество выполнения заданий.
Только в результате систематической, целенаправленной работы у детей будет развиваться зрительно-моторная координация, успешное овладение графическими навыками, которые будут хорошей основой для успешного обучения детей в начальной школе.
В процессе учебы в школе ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласованные действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза.
Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует от него точных, скоординированных движений рук и пальцев, которые необходимы не только для рисования, но и для того, чтобы одеваться, писать, а также выполнять различные домашние и образовательные мероприятия, в последствие обучения письму в школе. А письмо - это сложный координационный навык, требующий отлаженной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти.
Развитие зрительно-моторной координации и мелко дифференцированных движений рук происходит постепенно, с переходом от одной стадии онтогенеза к другой.
Естественно, что для каждого ребенка определен свой индивидуальный путь развития, так как одни дети развиваются быстрее, а другие — медленнее. Важно понимать, что каждая новая стадия развития зрительно-моторной координации подразумевает, успешное прохождение предыдущих стадий онтогенеза в этой сфере.
Но если какой-либо из этапов развития был упущен или завершен не до конца могут проявляться следующие странности, которые родителей и педагогов должны насторожить.
Во-первых, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев, поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Во-вторых, если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром три – четыре сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам овал вместо окружности со значительно меньшим диаметром или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
В - третьих, отклонении физических качеств: «волнообразность» движений в ходьбе и беге, неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей, излишне широкая постановка стоп, нарушение согласованности движений.
Исходя из изложенного, основной задачей в работе родителей и учителей является своевременное выявление и исправление недостатков зрительно-пространственных и зрительно-моторных функций. Предотвратить переход этих недостатков на последующие этапы обучения, что впоследствии усложняет учебную и познавательную деятельность детей.
Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-моторного восприятия может быть значительно снижена и чем раньше будет проведена коррекционная работа в этом направлении, тем лучше будет результат.
Также зрительно-моторная координация и зрительно-пространственное восприятие эффективно развиваются при выполнении различных двигательных упражнений: ходьбе и беге по разметке, езде на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метании в цель различных предметов в играх: «Летающие тарелки», «Дротики», «Бросок кольца», «Попадание в цель».
Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно-моторная и двигательная координация: ребенок овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями. Он развивает навыки использования таких инструментов, как карандаш, кисть, ножницы.
Для достижения успеха в развитии зрительно-моторной координации необходимо использовать комплексный всесторонний подход и вовлекать в этот процесс всех сотрудников дошкольного и школьного образования, а также родителей. Ведь именно взрослый помогает ребенку почувствовать себя полноценным членом общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.