Бюджетное учреждение Омской области
"Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района"
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель БУ «КЦСОН
Большеуковского района»
А.Р.Хачатрян ___________
Психолого-педагогическая программа
"Семья - это есть настоящее и будущее"
Составитель программы:
Пудова Кристина Владимировна
Психолог
Большие Уки – 2016 год
Содержание
1. Пояснительная записка 3-4
2. Содержание программы 5-9
3. Тематический план 10-15
4. Принципы работы в группе 16
5. Список литературы 17
6. Приложение 18-22
Пояснительная записка
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности, которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества.
А. Адлер
«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания", "Семье, как основной ячейкой общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должная быть представлена необходимая защита и содействие, в том, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества", - так гласит преамбула Конвенции о правах ребенка.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства.
Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей. Заметно увеличился в обществе, особенно в подростковой среде, рост социально-обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания.
Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации - «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, и образовательных учреждений.
Социально-психологическая депривация, отсутствие необходимого медицинского контроля, плохие, а часто и нечеловеческие условия жизни детей в семьях, вызывают у них негативные психические и физические изменения, приводящие в дальнейшем к тяжелым последствиям. В научно-исследовательской литературе (С.А. Беличева, А.Н. Елизаров, М.А. Галагузова, и др.) определяются негативные тенденции, имеющие место в жизни современного российского общества и обеспечивающие появление семей «группы риска»:
· осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий; прожиточный минимум и т.д.);
· высокая занятость родителей,
· рост числа малообеспеченных семей,
· рост числа неполных и разводящихся семей,
· рост числа семей с аморальным и противоправным поведением родителей (семьи наркоманов, алкоголиков и пр.);
· низкий уровень защищенности (социально-экономической, правовой) семьи как социального института;
· нестабильность нормального социального функционирования, отчего проявление негативных факторов социализации членов семьи.
Все это позволяет определить факторы социального риска, которые, прежде всего, отрицательно сказываются на основных функциях семьи, то есть на способности семьи создавать благоприятные условия для социализации детей и воспитывать здоровых в физическом и психическом плане детей.
Необходимость создания и реализация программы «Семья - это есть настоящее и будущее» была обусловлена этими факторами.
Что такое - семьи «группы риска»? Это где родители находятся на грани лишения родительских прав, и семьи, где присутствует один или несколько вышеуказанных негативных факторов. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимальном использовании воспитательного потенциала семьи.
Главный метод помощи неблагополучным семьям – это сопровождение.
Для семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, крайне важно сохранение, восстановление внутренних ресурсных возможностей самой семьи. Зачастую эти возможности ослаблены, частично или полностью утрачены. В этих ситуациях ресурсы государственных учреждений и самой семьи должны действовать в параллельных плоскостях, что и отражено в содержании предлагаемой программы.
Программа ««Семья - это есть настоящее и будущее»» направлена на оказание психологической поддержки семьям находящейся в трудной жизненной ситуации, и формирование информационной грамотности семьи по социально-правовым, социально-педагогическим, социально-психологическим, социально-бытовым вопросам.
Цель программы: оказание помощи в формировании благоприятного психологического климата в семье, гармонизации детско-родительских отношений, через систему психологического сопровождения семей «группы риска» в условиях отделения профилактики и безнадзорности несовершеннолетних детей и их семей.
Задачи программы:
· Выявление дезадаптированных семей, нуждающихся в психологической поддержке, установление причин, приведших семьи к дезадаптации диагностика внутрисемейных отношений.
· Оказание психолого-педагогической помощи детям и их родителям в формировании благоприятного климата в семье, гармонизации детско-родительских отношений, повышение психологической грамотности родителей.
· Гармонизация эмоционально-личностной сферы детей из семей «группы риска».
· Анализ результатов психологического воздействия с семьей «группы риска».
Формы и методы работы: беседы, профилактические мероприятия, информационно-просветительская работа, консультирование, тренинговые занятия, социально-психологическое сопровождение, деловые игры и круглые столы, творческие мастерские, развлекательно – познавательная деятельность.
Основные принципы реализации программы
· Гуманизм предусматривает способность и готовность сотрудников центра прийти на помощь семье, защитить ее права и интересы, преодолевать трудности в общении с членами семьи, проявлять терпимость во имя восстановления воспитательной функции семьи, ее социального здоровья.
· Индивидуальный подход предполагает учет социальных, психологических и функциональных характеристик семьи в выборе средств профилактической и коррекционной работы.
· Стимулирование семьи к самореализации – активация ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройка взаимоотношений с детьми, лечение социальных болезней, содействие в трудоустройстве взрослых членов семьи.
· Интеграция усилий – комплексный подход к диагностической, информационной, профилактической и коррекционной работе; объединений усилий всех служб центра, учреждений здравоохранения и субъектов профилактики, службы занятости и других государственных организаций в решении проблем, отягощающих жизнь семьи.
Диагностические методы: индивидуальная беседа, проективные тесты, наблюдение, анкетирование.
Кадровое обеспечение: руководитель программы – психолог, заведующая и специалисты по социальной работе отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия.
Заведующая отделением организует участие специалистов отделения в реализации программы, координирует и анализирует деятельность специалистов. Осуществляет контроль и анализ реализации программы.
Психолог – реализует мероприятия программы, оказывает
консультативную психологическую помощь, по запросу; принимает
участие в организации работы групп взаимопомощи, круглый стол общения.
Информационно-методическое обеспечение программы
№ |
мероприятие |
Срок реализации |
исполнитель |
1 |
Подбор диагностических материалов |
июль 2016г |
психолог |
2 |
Разработка конспектов мероприятий, подбор демонстрационного и раздаточного материала |
В течение всего срока реализации программы |
психолог |
3 |
Методическое сопровождение реализации программы, оказание практической методической помощи специалистам |
В течение всего срока реализации программы |
методист |
Эффективность программы:
Правильно выбранные технологии работы с семьями «группы риска» позволяют решить самые актуальные проблемы семьи, и обеспечить максимальную эффективность:
· улучшение микроклимата в семье
· понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
· умение родителей конструктивно взаимодействовать с детьми, эффективного общения
· снижение уровня тревожности и агрессивности у детей
· умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня социально - психологической культуры
несовершеннолетних и их родителей;
- Сформировать основы коммуникативной культуры, навыки
сотрудничества и коммуникативные умения;
- Охват мероприятиями программы- семьи группы риска;
- Реализация программы на 100%.
Критерии оценки эффективности
Оценка эффективности реализации программы осуществляется с помощью различных методов оценки: опрос, анализ, экспертиза материалов, социологическое исследование, изучение документации.
При оценке эффективности реализации мероприятий программы используются следующие показатели:
-Количественные показатели (охват общественности, количество мероприятий и т.д.)
-Показатели социального развития личности (динамика уровня
развития)
-Показатели социальной адаптации (снижение риска асоциальных явлений, активность участников, повышение уровня социальной успешности)
-Показатели общественного мнения (уровень удовлетворенности участников, заинтересованность, отклик в СМИ)
-Технологические показатели (уровень организации мероприятий, профессионализм сотрудников)
-Экономические показатели (привлечение дополнительных материально-технических ресурсов)
Срок реализации: Программа рассчитана на 2 года 2016-2018 год.
График и количество проведения занятий: Занятия по программе проводятся 3-4 раза в месяц по понедельникам и пятницам, каждая встреча включает по одной из тем блока.
Программа состоит из блоков дополняющих друг друга. В ходе выполнения программы возможны дополнения, изменения, ввод новых форм и методов работы с несовершеннолетними и их родителями.
Этапы и сроки реализации программы.
1 этап– Организационно - исследовательский (2016–2018).
Предполагает сбор информации и создание единой базы данных семей.
Проводится психологическое обследование семей, а также следующие диагностические мероприятия:
· Тест «Рисунок семьи»: данная методика позволяет выявить самочувствие подростка в семье и особенности семейных взаимоотношений испытуемого.
· Тест «Взаимодействие родителя с ребенком»: опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М.Марковской (ВРР)
· Тест «Психологический климат семьи» диагностика для изучения благоприятного или не благоприятного внутреннего климата семьи.
2 этап – Реализующий: (2016г-2018г)
Осуществление деятельности по реализации мероприятий программы по направлениям:
1. Личностный блок
Данный блок построен для способности осознания себя (своей личности) и понимания других людей.
2. Коммуникативный блок.
Данный блок построен для формирования навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению.
3. Блок социальной активности.
Данный блок построен для развития способности самостоятельно определять цели своей жизни, планировать и представлять свое будущее.
4. Информационный блок.
3 этап - Заключительный (2018г)
Предполагает следующее:
- проведение заключительного диагностического обследования семей
-анализ реализации программы, оценка ее эффективности.
-корректировка программы.
-обобщение полученного опыта и применение его в работе с несовершеннолетними и взрослыми.
Основные этапы работы с семьей:
№ п/п |
Задачи |
Мероприятия |
|
Выявление дезадаптированных семей, установление причин дезадаптации, диагностика внутрисемейных отношений и психического развития детей. |
1. Психолого-педагогический патронаж семей «группы риска» 2. Психологическая диагностика: Так как в проблему входят три категории: родители, дети, семья в целом, то и методики подбирались к каждой категории. Дети: рисунок «Моя семья»; анкета «Я и моя семья». Детский тест тревожности Р.Тэммл, анкета для определения уровня агрессивности ребенка, разработанная Г.П.Лаврентьевой Опросник «Подростки о родителях»Родители: тест «Понимаете ли Вы и Ваш ребенок друг друга»; тест «Роль родителей в воспитании ребенка»; самодиагностика родительского отношения к детям; опросник выявления степени заботы родителей по отношению к своему ребенку. тест «Психологический климат семьи» тест «стиль воспитания» Семья в целом: самодиагностика типового семейного состояния: опросник взаимодействия родителя и ребенка |
|
Психологическое сопровождение семьи |
1. Гармонизация детско-родительских отношений и психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей в семье по гармонизации внутрисемейных отношений при БУ «КЦСОН Большеуковского района» Омской области. 2. Развитие эмоционально- личностной сферы детей. С помощью психологических тренингов. |
|
Анализ результатов психологического воздействия |
1. Социально-психологический патронаж семьи. 2. Критерии эффективности работы с семьями «группы риска». · улучшение микроклимата в семье · понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка; · умение родителей конструктивно взаимодействовать с детьми, эффективное общение; · снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; · умения детей осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания; · повышение психологической грамотности родителей. |
Тематический план мероприятий по направлениям деятельности.
№ |
Блоки |
мероприятия |
Формы и методы |
Срок реализации |
Кол-во часов |
1 |
Диагностический (8ч) |
Первичная диагностика |
-тест «Рисунок семьи» |
2016-2017 |
4ч |
Итоговая |
-тест Взаимодействия родителя с ребенком» |
2017- 2018 |
4 ч. |
||
2 |
1. Личностный блок(8ч) |
-«Знакомство со своим «Я» |
тренинг, дискуссия, |
1 раз в квартал |
1ч.
|
-«Мое настроение» |
тренинг |
|
1ч. |
||
-«Пойми себя» |
тренинг |
|
1ч. |
||
-«Я и моя семья» |
беседа-обсуждение |
|
1ч. |
||
- «Мои переживания» |
|
|
1ч |
||
-«Настоящий мужчина» |
|
|
1ч |
||
- «Я – леди» |
|
|
1ч |
||
-«Я все могу» |
|
|
1ч |
||
3 |
2.коммуникативный блок (96ч) |
- «Знакомство с миром собственных эмоций и ощущений» |
Дискуссия,
тренинг, |
1 раз в неделю |
1ч
1ч |
- «Детская агрессивность» |
беседа, |
|
1ч |
||
- «Каким меня видят другие» |
деловая игра, |
|
1ч
|
||
- Не говори «да», если хочешь сказать «нет» |
тренинг
|
|
1ч |
||
- «Я и они» |
дискуссия |
|
1ч |
||
-«Толерантные взаимоотношения подростков в детском коллективе» |
тренинг |
|
1 ч |
||
«Навыки общения». |
Тренинг |
|
1ч |
||
- «В море эмоций» |
деловая игра |
|
1ч |
||
- «Как научить детей сотрудничать?» |
круглый стол, |
|
1ч |
||
-Тренинг коммуникативной компетентности |
тренинг
|
|
1ч |
||
- «Станем ближе» |
дискуссия |
|
1ч |
||
- «Почему дети не слушают родителей» |
игра-тренинг, дискуссия
|
|
1ч |
||
-«Стиль общение родителей с детьми» |
беседа
|
|
1ч |
||
-«Поговори со мною - папа!» |
беседа-обсуждение
|
|
1ч |
||
«Научите ребенка переживать стресс» |
круглый стол
|
|
1ч |
||
-«Воспитание ненасилием в семье» |
беседа
|
|
1ч |
||
Психолого-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения |
консультация |
|
1ч |
||
-«Как воспитать в детях честность?» |
деловая игра |
|
1ч |
||
-«Семейные ценности» |
игра-тренинг |
|
1ч |
||
-«Семейный рисунок» |
Арт-терапия |
|
1ч |
||
|
«Учимся общаться и дружить» |
Семинар – практикум |
|
1ч |
|
«Навыки общения в социуме». |
Практические занятия |
|
1ч |
||
По профилактике правонарушений |
беседы |
|
1ч |
||
Всемирный день здоровья |
Спортивно-развлекательная программа |
|
1ч |
||
«Играя, учимся общаться» |
занятия – практикумы |
|
1ч |
||
«Мир вокруг меня и я в нем» |
интеллектуально-познавательные игры |
|
1ч |
||
«Маленькое приведение» (выплёскивать свой гнев в приемлемой форме) |
занятия - тренинги |
|
1ч |
||
«Мой мир: он для меня, он мне, он ради меня. Умей его понять» (познаем себя, учимся контролировать свои эмоции) |
игровые занятия |
|
1ч |
||
|
|
«Я вижу в этом мире...» (установить отношения доверия и взаимопонимания между взрослым и ребёнком) |
беседы для детей «группы риска» и их родителей |
|
1ч |
|
|
Уют и комфорт в вашем доме и семье», «Учим ли мы наших детей любить? Умеем ли любить мы сами?», «Нравственные законы современной жизни», «Взаимодействие людей друг с другом: модели поведения: взрослый – ребенок, ребенок - ребенок», «Мальчики и девочки. Почему же они разные?» |
Круглые столы (родительские университеты) |
|
1ч |
|
|
«Семья, материнство и детство» |
дискуссия |
|
1ч |
|
|
«Добрым буду я» |
игры |
|
1ч |
|
|
«Поощрения и наказания в семье» |
Тренинг |
|
1ч |
|
|
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья». |
|
|
1ч |
|
|
«Наркомания и токсикомания: - смерть после жизни» |
|
|
1ч |
|
|
«Жить или не жить – вот в чём вопрос!». |
(профилактика суицида среди подростков). |
|
1ч. |
|
|
«Курить и пить – здоровью вредить!» |
|
|
1ч. |
|
|
«Значение семейных традиций в формировании личности ребенка» |
беседы с родителями |
|
|
4 |
3.Блок социальной активности (8ч) |
-«Ребенок и мир денег» |
деловая игра |
(1 раз в квартал) |
1ч. |
- «Мое настоящее» |
дискуссия |
1ч. |
|||
- «Мое будущее» |
беседа-обсуждение |
1ч. |
|||
- «Друзья ребенка |
дискуссия |
1ч. |
|||
-"Подарок маме"- изготовление "Кукла на счастье" |
|
|
1ч. |
||
-"Счастливая жизнь" |
|
|
1ч. |
||
-"Для прекрасных дам" |
|
|
1ч. |
||
-"День защитника отечества" |
|
|
1ч. |
||
5 |
4.Информационный блок |
Разработка и распространение печатной продукции: «Проблемы со сверстниками. Как помочь ребенку?» «Как помочь своему ребенку» Правила воспитания» |
|
|
6 ч |
|
Итого: за 2 года |
|
|
|
126ч |
1. Социально – психологическое направление
Цель: создание благоприятных условий для гармонизации личностного развития и межличностного общения подростков.
Задачи:
- развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении;
- развитие навыков коммуникации;
- развитие навыков самопознания и уверенного поведения.
Тематический план
№ занятия |
Тема |
Сроки проведения |
Ответственный |
11 |
"Знакомство" - знакомство с участниками и формирование благоприятного психологического климата. |
Июнь |
Психолог |
22 |
"Какой "Я" - формирование навыков самопознания. |
Декабрь |
Психолог |
33 |
«Как воспитать в детях честность?» |
Август |
Психолог |
44 |
"Мои переживания" - освоение техник управления эмоциональным состоянием. |
Январь |
Психолог |
55 |
"Я и другие" - формирование коммуникативных навыков. |
июль |
Психолог |
66 |
"Настоящий мужчина" (для юношей) – осознание мужской роли в жизни, формирование представления об отцовских качествах. |
Февраль |
Психолог |
77 |
"Твори добро" - осознание важности добрых поступков, формирование положительного представления о мире людей. |
Октябрь |
Психолог |
88 |
"Я – леди" (для девушек) – осознание женской роли в жизни, формирование представления об материнских качествах. |
Март |
Психолог |
99 |
"Я все могу" - формирование адекватной самооценки и отношения к себе. |
Ноябрь |
Психолог |
10 |
"Тренинг уверенности в себе" |
Апрель |
Психолог |
11 |
"Мои стремления" - повышение уровня притязаний. |
Май |
Психолог |
12 |
«Как воспитать в детях честность?» |
Сентябрь |
Психолог |
13 |
«Детская агрессивность» |
Сентябрь |
Психолог |
14 |
«Стиль общение родителей с детьми» |
Июнь |
Психолог |
15 |
«Я и моя семья» |
Май |
Психолог |
2. Социокультурные мероприятия
Цель: организация мероприятий направленных на развития навыков организации досуга снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы сотрудничества и взаимного доверия.
Задачи:
-проведение праздничных мероприятий;
-формирование представления о навыках самостоятельного проведения праздников;
-формирование атмосферы сотрудничества и дружеских отношений;
-расширение представлений о способах организации досуга.
Тематический план
№ занятия |
Тема |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Мастер класс "Подарок маме"- изготовление "Кукла на счастье" |
Ноябрь |
Специалисты по социальной работе |
2 |
-«Ребенок и мир денег» |
Январь |
Специалисты по социальной работе |
3 |
"Новогоднее лакомство" - мастер-класс. |
Декабрь |
Психолог, специалисты по социальной работе |
4 |
- «Мое настоящее» |
Июнь |
Специалисты по социальной работе |
5 |
"День защитника отечества" (для девушек) - изучение истории праздника, приготовление поздравительного плаката. |
Февраль |
Психолог, специалисты по социальной работе |
6 |
- «Мое будущее» |
Июль |
Специалисты по социальной работе |
7 |
|
Октябрь |
Специалисты по социальной работе |
8 |
"Для прекрасных дам" (для юношей) - ознакомление с историей праздника, приготовление поздравительных открыток и плаката. |
Март |
Психолог, специалисты по социальной работе |
9 |
«Суд над вредными привычками» «Компьютер- враг или друг».
|
Август |
Специалисты по социальной работе |
10 |
"Счастливая жизнь" - занятие в сенсорной комнате, направленное на повышение жизнерадостности и положительного восприятия окружающих. |
Апрель |
Психолог |
11 |
"Дорогами войны" - тематический вечер, направленный на развитие патриотических чувств. |
Май |
Психолог |
12 |
«Друзья ребенка |
Сентябрь |
Специалисты по социальной работе |
13 |
Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции», «Масленица» |
Февраль-март |
Психолог, специалисты по социальной работе |
- Принцип активности. Каждый участник включается в групповую работу и активно решает поставленные задачи.
- Принцип доверительности. Заключается в создании условий для доверительного и продуктивного в плане решения проблем общения участников группы.
- Принцип конфиденциальности. Все, что происходит на занятиях, остается в группе и не может быть распространено за ее пределами или передано посторонним людям.
- Принцип уважительного отношения к другому и его мнению.
- Принцип преемственности.
Оснащение занятий
отдельное помещение; стулья по количеству участников; бейджи; магниты; доска; ручки; тетради; бланки тестов и анкет; цветные карандаши; маркеры; ватманы.
1. Вводная часть
Приветствие. Разминка.
Вводная часть представляет собой определенный ритуал, который, как правило, продумывают сами ребята на первом занятии. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
2. Основная часть.
Содержание основной части определяют упражнения, практические задания, психотехнические упражнения, дискуссии, мозговые штурмы, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы по теме.
3. Завершение занятия
Закрепление пройденного материала проходит в виде подведения итогов занятия. Формулируются основные результаты, подчеркиваются вклады всех участников занятия в общий результат.
Список использованных источников.
1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.. 2009
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2002.
3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.2007
4. Ледерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М Академия, 2001.
5. Лукьянченко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А, 2006
6. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. вузов / Авт. Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.. – М.: Академия, 2002. – 189 с.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2001. – 480 с.
9. Организация работы телефона экстренной социальной помощи в учреждении социального обслуживания населения: Методическое пособие / Государственное учреждение Омской области "Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)". – Омск, 2008 – 36с.
10. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2007.
11. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2003.
12. Социальная педагогика: Курс лекций: Под. общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
13. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов / М.В. Шакурова – М.: Академия, 2002. – 265 с.
14. Шульга Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: Учеб. пособие для студ., обуч. по спец.031300 «Социальная педагогика» / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В. Быков. – М.: Изд-во ун-та Рос. акад. образования, 2003. – 400 с.
15. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Дашков и К, 2015. – 752с.
Приложение 1
Календарный план программы
блоки |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
1.диагностический |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.личностный - знакомство со своим «Я» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-«Мое настроение» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-«Пойми себя» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- «Я и моя семья» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.коммуникативный - Знакомство с миром собственных эмоций и ощущений» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- «Детская агрессивность » |
|
|
|
|
29.11.11 |
|
|
|
|
|
|
|
- «Каким меня видят другие» |
|
|
|
|
|
01.12.11 |
|
|
|
|
|
|
- Не говори «да», если Хочешь сказать нет» |
|
|
|
|
|
20.12.11 |
|
|
|
|
|
|
- «Я и они» |
|
|
|
|
|
|
17.01.12 |
|
|
|
|
|
- «Толерантные взаимоотношения подростков в детском коллективе» |
|
|
|
|
|
|
|
07.02.12 |
|
|
|
|
- «В море эмоций» |
|
|
|
|
|
|
|
21.02.12 |
|
|
|
|
- «Как научить детей сотрудничать?» |
|
|
|
|
|
06.12.11 |
|
|
|
|
|
|
-Тренинг коммуникативной компетентности |
|
|
|
|
|
|
|
28.02.12 |
|
|
|
|
-«Станем ближе» |
|
|
|
|
|
|
31.01.12 |
|
|
|
|
|
- «Почему дети не слушают родителей» |
|
|
|
|
|
|
|
|
07.03.12 |
|
|
|
-«Стиль общение родителей с детьми» |
|
|
|
|
|
|
|
|
14.03.12 |
|
|
|
-«Поговори со мною – папа!» |
|
|
|
|
|
|
|
|
21.03.12 |
|
|
|
- «Научите ребенка переживать стресс» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-Воспитание ненасилием в семье» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
04.04.12 |
|
|
- Психолого-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.04.12 |
|
|
-«Как воспитать в детях честность?» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18.04.12 |
|
|
-«Семейные ценности» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25.04.12 |
|
|
-«Семейный рисунок» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
02.05.12 |
|
4.Социальной активности - « Ребенок и мир денег» |
|
|
|
|
15.11.11 |
|
|
|
|
|
|
|
-«Мое настоящее» |
|
|
|
|
|
27.12.11 |
|
|
|
|
|
|
-«Мое будущее» |
|
|
|
|
|
|
24.01.12 |
|
|
|
|
|
-«Друзья ребенка» |
|
|
|
|
|
|
|
14.02.12 |
|
|
|
|
5.информационный -«Проблемы со сверстниками. Как помочь ребенку?» |
|
|
|
|
|
|
|
07.02.12 |
|
|
|
|
-«Как помочь своему ребенку?» |
|
|
|
|
|
|
|
|
28.03.12 |
|
|
|
-«Правила воспитания» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
04.04.12 |
|
|
Приложение 2
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Анкета
1. Что заставляет тебя употреблять спиртное?
А. встреча с друзьями;
Б. праздники;
В. одиночество, невезение в жизни;
Г. семейные драмы;
Д. иное;
Е. не употребляю.
2. Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
3. В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
4. Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
5. Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).
АНАЛИЗ (к п.5):
10,9 - чрезмерная забота о здоровье;
7,8 - хорошая;
5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).
Приложение 3
Анкета для учащихся 5 - 10 классов
1. С какого возраста, по твоему, человеку можно
А. курить
Б. употреблять спиртные напитки
В. наркотические вещества
2. Пробовал ли ты (да, нет)
А. курить
Б. употреблять спиртные напитки
В. наркотические вещества
3. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
4. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
А. куришь
Б. употребляешь спиртные напитки
В. наркотические вещества
5. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
А. положительного:
Б. отрицательного:
6. Твои родители
А. курят
В. употребляют спиртные напитки
Г. наркотические вещества
отец:
мать:
7. Как родители относятся к твоим привычкам?
А. запрещают категорически
В. осуждают
С. безразлично
8. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить,
выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам -
девушкам -
Приложение 4
Что мы знаем о курении
Тест.
При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или
"неверно".
1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.