Пунктуационный разбор (ВПР как средство подготовки к ОГЭ)
Оценка 4.8

Пунктуационный разбор (ВПР как средство подготовки к ОГЭ)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
20.02.2020
Пунктуационный разбор (ВПР как средство подготовки к ОГЭ)
Как подготовить учащихся к сдаче выпускного экзамена по русскому языку? Как научить справляться с заданиями по пунктуации? Когда целесообразно начать подготовку? На эти и другие вопросы можно найти ответы в предложенной статье.
доклад.docx

Пунктуационный разбор (ВПР как средство подготовки).

Быданова М.В.

Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. В процессе обучения учащиеся ежегодно выполняют ВПР по русскому языку. Моя задача - научить всех учеников с учётом их возможностей и способностей справляться с заданиями, предложенными на разных этапах контроля успешности обучения.  Тема моего выступления: «Пунктуационный разбор (ВПР как средство подготовки)». Актуальность данной темы  состоит в том, что одной из основных задач обучения русскому языку является вооружение учащихся умениями и навыками владения языком как средством общения. Это положение ориентируется на усиление практической направленности обучения русскому языку. Реализация этой задачи связана и с обучением пунктуации, поскольку это обучение коммуникативной деятельности, в процессе которой ученик овладевает пунктуацией как средством общения. Хотелось бы рассказать, как решается проблема формирования и совершенствования пунктуационных умений и навыков школьников, необходимых для успешного выполнения заданий по пунктуации на разных этапах обучения. Пунктуационная грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли в письменном общении. И чем лучше будет организовано усвоение пунктуации в среднем звене, тем более эффективным становится процесс совершенствования пунктуационной грамотности школьников при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в старших классах.

Моя работа как учителя – предметника включает в себя:

- изучение нормативных документов по итоговой аттестации и ВПР;

- изучение демовариантов КИМ и изменений в них;

- развитие интереса к предмету и повышение мотивации учащихся;

- систематизация и контроль подготовленных материалов;

- проведение мониторинга;

- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка;

- работа со слабоуспевающими выпускниками;

- работа с одарёнными детьми.

 

Подробнее хотелось бы рассказать о том, как удаётся осуществлять работу, направленную н развитие интереса к предмету и повышение мотивации учащихся.  Данная задача эффективно решается, если предложить ученикам  составление и подбор материалов, помогающих выполнять задания ВПР на разных этапах обучения. В процессе самостоятельной  деятельности дети знакомятся с заданиями ВПР, изучают структуру работы, формируют теоретическое мышление, снимают психологическую тревожность, которая мешает при выполнении итоговой работы. Эта работа помогает проводить психологическую подготовку  к выполнению ВПР. Качественнее всего дети работают в группе. Такая организация деятельности детей позволяет учиться распределять обязанности, формирует умение работать в команде, развивает уверенность, позволяет чувствовать помощь и поддержку слабоуспевающим ученикам, развивает чувство коллективизма. Детям интересна такая форма деятельности, но не всегда представленные материалы отличаются хорошим качеством и оформлением. Отсюда следующий этап, качество выполнения которого полностью зависит от педагога, его желания и возможности изучить, проанализировать и оценить предложенные детьми материалы.

Систематизация и контроль подготовленных материалов – кропотливая и энергозатратная деятельность.  Но если ее провести некачественно, смысл ранее проведенной работы теряется. Для формирования уверенности детей и положительной самооценки учителю необходимо ознакомить детей с анализом представленных материалов, скорректировать работу, объяснить, что не все, что представлено в Интернете имеет ценность. Развивать критическое мышление, аналитическую способность, умение работать по сформулированной задаче, формировать умения решать задания разного уровня, развивать самоконтроль.

После такой глубокой работы по подготовке материалов, у детей возникает желание попробовать, как с подготовленными заданиями справляются одноклассники. Дети организуются в группы и прорешивают задания, подготовленные одноклассниками. Как правило, такая работа вызывает интерес у всех учащихся. Она позволяет организовать работу и со слабоуспевающими, и с одарёнными детьми. Дети не боятся ответить неправильно, ведь их оценивает не учитель, а одноклассник. Они понимают, что оценка будет комплексной, а если возникнет сомнение в правильности, всегда можно сверить свой ответ с карточкой правильного ответа и скорректировать свои знания.

Реализуя свою педагогическую деятельность таким образом, я опираюсь на слова Плутарха, который   утверждал: «Ребёнок не пустой сосуд, который надо наполнить, но факел, который надо зажечь».

В этом утверждении я  вижу ответы на два основных вопроса педагогики: чему учить и как учить? Первое  понятно всем учителям: формирование умений является главной педагогической целью.

На уроке умение должно формироваться на основе практической деятельности. Я уверена, что самому важному нельзя обучить, ему можно только научиться. Для этого у детей должен возникнуть интерес.

«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха», – писал В.А. Сухомлинский. Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.

 

В современной лингвистике смысловое понимание основ пунктуации нашло выражение в работах Сергея  Ивановича  Абакумова и Абрама Борисовича  Шапиро. Первый из них считал основной функцией пунктуации указание на расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Шапиро видел основную роль пунктуации в обозначении тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическим и синтаксическими средствами. Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике её преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны, в первую очередь, делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Виднейший представитель данного направления Яков Карлович Грот считал, что посредством основных знаков препинания даётся указание большей и меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений, которое служит для облегчения читателю понимания письменной речи . Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи; знаки препинания указывают на смысловое членение речи.

По мнению Нины Сергеевны Валгиной , очень важным принципом в современной пунктуации является и смысловой принцип. Знаки препинания помогают пишущему заострить внимание читателя на важных деталях. От постановки знаков препинания может зависеть и прямой смысл высказывания, и передаваться смысловая и психологическая глубина , напряжённость и исключительность проявления признака. Оттенки, фиксируемые в предложении, могут варьироваться, и потому в пунктуации, основанной на смысловом принципе, всегда есть нечто субъективное, индивидуальное. Умелая расстановка знаков препинания повышает смысловую значимость письменной речи, уплотняет семантическую ёмкость высказывания. Однако вариативность в употреблении знаков отнюдь не свидетельствует об их необязательности, факультативности: нужный смысл фиксируется только одним пунктуационным вариантом, другой смысл требует и иного оформления, причём единственно возможного.

Считаю, что начинать подготовку к итоговой аттестации необходимо с 5 класса. Если вспомнить, что тестирование сегодня становится одной из основных форм проверки знаний, включая ВПР,  ОГЭ, ЕГЭ,  то понятно: чем раньше ребёнок научится работать с тестами на уроках русского языка, тем легче ему будет сдавать выпускные экзамены. Поэтому тесты по русскому языку являются планомерной подготовкой к итоговой аттестации.

Постановку знаков препинания в простом и сложном предложении учащиеся начинают изучать в 5 классе, в 7 - знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, дается первое представление о сложноподчинённом и сложносочинённом предложениях. На уроках в 5 – 7 классах использую различные карточки, тесты по пунктуации разных уровней. Использую готовые печатные и электронные пособия и учебный материал, созданный мною.  В процессе обучения стараюсь подобрать задания по пунктуации, соответствующие заданиям из сборников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, широко использую открытый заданий.

 

Одной из форм работы по привитию пунктуационных навыков является применение синтаксической и пунктуационной пятиминутки, которая проводится в течение 5 – 7 минут.   Можно проводить пятиминутки и в устной форме. Анализ предложений можно проводить без их предварительной записи, что позволяет экономить время, а также позволяет формировать умение определять на слух структуру предложения. Этот навык важен для написания диктантов и изложений: учащиеся должны объяснить расстановку знаков препинания, а затем составить на доске и в тетрадях схему предложения. А использование стихотворных предложений оживляет урок, активизирует внимание учащихся, развивает память, повышает общую культуру учащегося и позволяет осуществлять межпредметную связь.

Открытые источники, рекомендуемые  для самостоятельной подготовки:

  • Сайт ФИПИ. Здесь доступны демоверсии и банк заданий по всем предметам ОГЭ, в том числе по русскому языку.
  • Сборники заданий ОГЭ по русскому языку под редакцией ФИПИ.

 

Скачано с www.znanio.ru

Пунктуационный разбор (ВПР как средство подготовки)

Пунктуационный разбор (ВПР как средство подготовки)

Систематизация и контроль подготовленных материалов – кропотливая и энергозатратная деятельность

Систематизация и контроль подготовленных материалов – кропотливая и энергозатратная деятельность

По мнению Нины Сергеевны Валгиной , очень важным принципом в современной пунктуации является и смысловой принцип

По мнению Нины Сергеевны Валгиной , очень важным принципом в современной пунктуации является и смысловой принцип
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020