Путь Раскольникова к преступлению
Оценка 4.9

Путь Раскольникова к преступлению

Оценка 4.9
Лекции
doc
русская литература
10 кл
15.05.2021
Путь Раскольникова к преступлению
Путь Раскольникова к преступлению
Урок 77 .Путь Раскольникова к преступлению. Противоречивость героя..doc

Урок 77.

 Раскольников: преступник или жертва? Путь Раскольникова к преступлению.    Противоречивость героя.

 

Истоки “Преступления и наказания” восходят ко времени каторги Достоевского

“П. и н.” часто называют “петербургским романом”. Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани. Д. изображает столицу тогдашней Росии в 60-70-е гг., в пору стремительного роста, развития российского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов (многоэтажный дом, квартиры в котором сдавались жильцам. Такие дома приносили их владельцам большие доходы), банкирских контор, заводов и рабочих предместий.

Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное “действующее лицо” - город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Глазами Р. мы смотрим на летний Петербург. Он чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин (невская панорама - величественная. Р. чуть не попал под богатую коляску и кучер хлестнул его):

“Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим пьяна была для него эта пышная картина”.

Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим. В романе часто рисуются уличные сцены (пьяная бросается в воду). Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Шумные, грязные улицы - “грязные и вонючие” дворы-колодцы - квартиры.

Судьба одной семьи (Мармеладовы) приобретает в рассказах М-ва широчайший, вневременной и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех “пьяненьких, слабеньких”, всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи.

 

Перед Р-вым встают вопросы, которые давно уже “начали терзать его и истерзали ему сердце”.

“А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать?.. Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимашь ли ты это?”

Именно очущение безысходности доводит доводит Р-ва до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, “жирному франту”, который охотится за нею. И вдруг осознает, что это безнадежно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежной принадлежностью петербургской жизни, о детях, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня. Но что он может сделать?

По мере того, как развертывается повествование, образ Петербурга усложняется, ширится, становится символом страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения, где торжествует бессовестная торгашеская мораль, где все продается и покупается. Таков мир, где мечется в поисках выхода изнемогающее сознание Р-ва. Этот человеческий мир так бесчеловечно устроен. Именно в нем зарождается преступная теория.

 

Главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, опровергающим эту теорию. По мнению Д-го, живой жизненный процесс, т.е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, и самую преступную. Значит делать жизнь по теории нельзя.

Сюжет р-на организован как движение 2-х взаимодействующих идейно-художественных центров: линия душевной борьбы Р-ва пересекается с линией душевной борьбы Сони Мармеладовой. “Линии их жизни пересеклись в самой критической для них точке. Их души соприкоснулись именно в тот момент, когда они еще обнажены для боли, своей и чужой, еще не привыкли к ней, не отупели”.

Исходная точка движения - Р. выходит из своей каморки и “медленно, как бы в нерешимости” направляется к дому, где живет старуха-процентщица, делать “пробу”. Конечная точка движения - сцена молчаливого коленопреклонения Р-ва перед Соней в эпилоге романа.

Какие этапы душевной борьбы прошли герои, чтобы прийти к такому финалу?

Итак, в 1 ч. Р-в проверяет, может ли он переступить общепринятые человеческие законы, в частности, способен ли он переступить чужую жизнь.

Вся 2 ч. представляет собой как бы катастрофу, т.е. разрешение той высшей степени душевного и физического напряжения, которым закончилось “действие” 1 ч.

 

Путь Р-ва к преступлению

Эта “цепочка” появляется на доске постепенно по мере разговора на уроке.

          -Идет делать “пробу” (отвращение к задуманному, “ неужели способен на такую гадость”),   

-          Исповедь Мармеладова (“Ко всему-то подлец человек привыкает”)         

-          -письмо матери (“не бывать этому браку”)

-           пьяная девушка на бульваре (“у них % есть”)

-           сон Р-ва (“неужели я смогу это сделать”)

-           возвращение домой через Сенную площадь, случайно подслушанный разговор мещанина и его жены с Лизаветой

-          разговор в трактире месяца два назад между студентом и офицером.

 

Сколько времени проходит с момента преступления Р-ва до явки с повинной?

13 дней. Хотя кажется, что дольше. Роман начался 1,5 года назад, когда Р-ов создавал теорию, которая привела его к преступлению.

 

1. Р. идет “делать пробу”.

Сколько шагов? Что испытывает? (от ворот до дома - 730).

Важны не просто события, а как они отражаются в душе.

Что он думает? Что можно сказать о его состоянии в это время? (замирание сердца, нервная дрожь). Встреча с пьяной отвлекает его от мысли, сбивает его с теории.

Побывав у старухи, он возвращается от нее (конец 1 гл.): “Р. вышел в смущении”.

Какое чувство его охватывет?

Омерзения, презрения к себе, отвращения к себе. Неужели это я? Не хочет быть один, идет в пивную, к людям.

2. Тут он высслушивает исповедь Мармеладова.

Что рассказывает Мармеладов?

О чем думает Р-ов? Какие чувства наполняют его? (стр. 23, слова Мармеладова)

О Сонечке - попользовались, осудили и привыкли.

Р-ов ужасается тому, что “ко всему-то подлец человек привыкает” (стр. 26, конец 2 гл.)

Вырыли яму, куда спихивают всех.

Заповедь: спаси ближнего.

(толкают человека, вытирают слезы и привыкают). Ничего не изменилось в мире.

Почему М. заговорил с Раскольниковым?

Т.к. у Р-ва что-то было в лице такое: “он поймет”.

 

3. Письмо матери (с. 29)

Как воспринимает письмо Р.?

“Не бывать этому!” - ключевые слова. Это говорит  Р-ов, т.к. Лужин хочет взять себе в жены его сестру Дуню, тем самым поправить материальное положение семьи Раскольниковых.

Р-ов не хочет принимать эту жертву.

Как понял Р. слова Мармеладова: “Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти?” Почему он вспоминает эти слова после письма матери?

Ему предлагается принять эту жертву, т.е. стать подлецом. Принять, забыть и привыкнуть.

Что нужно сделать?

Надо решиться.

Что его подталкивает?

То, что происходит здесь вокруг, он понимает, что и с ним это может быть.

 

4. Девочка на бульваре.

Р. дает деньги, но знает, что не спасет. “Таков % должен уходить каждый год к черту. А вдруг и Дуня попадет в этот %?”

Кто окликает франта?

Свидригайлов. Не конкретный человек, а образ - тот, кто готов воспользоваться другими для своего желания. А эти люди, которыми пользуются, должны погибнуть (пойти на панель, умереть от чахотки - %).

 

5. Сон Р-ва.

Всего в романе 3 сна. (видит себя маленьким мальчиком).5 гл.

 

Сон - прием, чтобы дать почувствовать то, что происходит в душе человека. Сон из “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева: сон-правда (сняли с глаз пелену). Сон из “Что делать?” Чернышевского - сны Веры Павловны: сон-мечта о будущем. То, к чему надо стремиться. Сон Обломова. Гочаров “Обломов”. Сон - воспоминание о детстве.

Сон - то, что живет в человеке подсознательно, м.б. еще не до конца обработано, проанализировано. Д-го интересует в человеке иррациональное, подсознательное начало в человеке. Те тайные, неясные бездны души. Д-ий считал, что “бог с дьяволом борется, а поле битвы - душа человека”. Борьба м/у добром и злом - это борьба 2-х начал.

В снах - фантастические картины которые необычайно реальны внешне. Те впечатления, которые мы запоминаем.

Что самое страшное в этом сне?

Миколка берет кнут и начинает сечь лошадей. Толпа кричит - ярость; толпа, которая подвергается движению животных. Смерть лошади. Никто не слышит голоса старика и Р-ва-мальчика, который хочет спасти лошадь. “Мое добро, что хочу, то и делаю”.

На 1-ом месте у Д-го не социальное - жалкий Миколка, а злодейство - то, что делают, поступок.

Р-ов просыпается.

Для чего введен этот сон?

Чел. борется не с мыслью, а с естественным чувством. Восстает натура, природа человека. Неужели я могу это сделать - стать Миколкой.

Р. решает, что убийства не будет.

 

6. Вдруг - Д. очень любит это слово. Разговор мещанина с Лизаветой.

 Старуха будет одна. Натура протестует, а его подталкивает внешнее обстоятельство (случайность).

 

7. Он возвращается  назад к тому разговору, который вели студент и офицер в трактире о старухе.

Студент говорит: Есть теория, по которой зло должно и будет наказано. Нужно убить старуху, деньги раздать бедным. Все просто и логично: кому жить и кому умирать. Достойны жить- те, которые бедные.

Возникает выражение: все просто, как 2х2=4. “А ты бы смог?” Ну, это теория, а в натуре, в жизни этого быть не может. В теории все логично и просто, а в жизни так быть не может. Все сводится к арифметике. В математике есть разделы: высшая и простейшая.

О чем задумывается Раскольников?

Не трудно видеть, что главы расположены по градации - по принципу нарастания напряженности конфликта. Последняя глава представляет собой кульминацию: Р-ов убил старуху, и Лизавету, и себя, как потом сам же и скажет.

 

Вывод: Путь Р-ва к преступлению: это борьба разума, идеи, теории, натуры, природы человека. К преступлению Р-ва подталкивают внешние обстоятельства, его подталкивает жизнь Петербурга. Город, в котором происходят такие события: жизнь семьи Мармеладовых и им подобным и др., а идеи обновления носятся в воздухе. Одни построили счастье на несчастье других.

 

Этот вывод возможно записать в тетрадь.


Урок 77. Раскольников: преступник или жертва?

Урок 77. Раскольников: преступник или жертва?

Исходная точка движения - Р. выходит из своей каморки и “медленно, как бы в нерешимости” направляется к дому, где живет старуха-процентщица, делать “пробу”

Исходная точка движения - Р. выходит из своей каморки и “медленно, как бы в нерешимости” направляется к дому, где живет старуха-процентщица, делать “пробу”

Как понял Р. слова Мармеладова: “Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти?”

Как понял Р. слова Мармеладова: “Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти?”

Возникает выражение: все просто, как 2х2=4

Возникает выражение: все просто, как 2х2=4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2021