ПУТЕШЕСТВИЕ ЮНОГО ГРАЖДАНИНА
Цель:
познакомить учащихся с символикой России, формировать умение
узнавать и различать от других символик.
Задачи:
· Образовательные: продолжать знакомить с символами России: флаг, герб, гимн;
· Коррекционно-формирующие: коррекция орфоэпически правильного произношения новых слов, развитие памяти, обогащение словарного запаса слов.
· Воспитательные: воспитание патриотизма, гордости за свою страну
Оформление, оборудование и реквизит:
-Презентация «Путешествие юного гражданина
-на сцене надпись «Путешествие юного гражданина»;
-4 книги: «Конституция», «Всеобщая Декларация прав Человека», «Конвенция о правах ребенка», «Права и обязанности граждан»;
-фонограмма Гимна РФ, мелодия-караоке песни «Погоня»;
-эмблемы «Русичи», «Славяне»; .
-2 иллюстрации флага РФ;
-буквы слов «конституция» - 2 экземпляра;
-определение слова «гражданин» - по 3 шт. в 2 экземплярах;
-описание цветов флага - 2 экземпляра;
-ксерокопия с изображением вида Москвы - 2 экземпляра;
-пословицы о Родине - 2 экземпляра;
-герб РФ - 2 экземпляра.
Ход мероприятия:
Ведущий: Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. И сегодня здесь пойдет разговор о самом главном и важном для каждого из Вас — о Родине, о России. Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом. Со словом «Родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Человеку надо знать свои корни, знать историю своей Родины, своего государства. И тогда такой человек с уверенностью может сказать о себе: «Я - гражданин своей Родины, страны, России». И сейчас мы с Вами отправимся в путешествие. Во всяком путешествии бывают трудности, препятствия и испытания. И наше путешествие не исключение. Бороться с трудностями и испытаниями в нашем турнире-путешествии будут 2 команды - «Русичи» и «Славяне». В какой команде Вы будете участвовать, определяйте сами, вытянув эмблему с соответствующим названием.
Итак, команды определились. Займите свои места за столиками. Вам предстоит сегодня доказать, что Вы являетесь достойными гражданами своей страны. Пока я буду представлять всем уважаемое жюри, команды получают первое задание: разучить девиз своей команды. Капитаны, представьте нам свои команды.
После представления все участники поют песню на мотив песни «Погоня».
Все игры забыты и некогда ждать,
Скорей про Россию нам надо сказать.
И если сейчас мы здесь будем смелей.
Припев:
Победа, победа, победа, победа. Придет к нам скорей!
И в миф, и былину, в легенду поверь,
Словам не поверил, raw в книгах проверь.
И если все знаешь - гляди веселей.
Припев.
Поверь, очень многое надо нам знать,
Чтоб все о России суметь рассказать.
И если мы скажем себе - не робей.
Припев.
1-й конкурс «Определи значение слова»
Командам предлагается 3 варианта слова «гражданин». Они должны выбрать одно - наиболее верное и полное.
1. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
2. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.
3. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и поступающее по своему усмотрению.
Пока команды думают, ведущий рассказывает следующее:
Ведущий: в начале XVII века войска польского и шведских королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность, гонец был послан из Подмосковья в Нижний Новгород. Народ собрался на соборной площади. Начальник горожан, староста Кузьма Минин, призвал сограждан собрать деньги и ополчение для борьбы с врагом. В предводители русского войска был приглашен Дмитрий Михайлович Пожарский. Он был человеком честным и справедливым, способным военачальником. Через некоторое время Москва была освобождена от захватчиков. Навеки в памяти народной останется подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В начале XIX века на Красной площади в Москве был установлен памятник с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что такая память?
Гражданином Кузьму Минина назвали не за то, что он был добрым, честным, справедливым, а за то, что он встал на защиту Родины, своего Отечества.
,
Команды зачитывают жюри свои ответы на задания 1-го конкурса.
Ведущий: Какие же права и обязанности есть у граждан - у вас? Их много, но некоторые из них вы должны знать. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется, нашим участникам и предстоит вспомнить, собрав из рассыпавшихся букв его название.
2-й конкурс «Слово рассыпалось».
Конституция - основной закон государства, определяющий, как устроено государство и общество, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года. В этом году будет 16 лет со дня её принятия.
Динамическая
пауза. Музыкальная ритмопластика «Разноцветная игра»
(танец под музыкальное сопровождение).
Ведущий: А что же такое права человека? Вы знаете, какие это права? Давайте прямо сейчас с ними и познакомимся. Это знание пригодится Вам не только для работы на уроках, но и в жизни! Ведь вы уже граждане нашей Родины- России:
Мы имеем право на жизнь, охрану здоровья, свободу и безопасность личности, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, образование, отдых.
Но имеем и обязанности: защищать Отечество, нести военную службу, охранять природу, платить налоги.
Была создана и принята многими государствами Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 года), часть, статей которой вошли в Конституцию нашей страны. Это необходимо было сделать потому, что человек мыслит, творит, учится, имеет семью, дом, друзей.
Знаете ли вы, что с самого рождения у Вас есть права, которые защищает одна из самых главных организаций на нашей планете — Организация Объединенных Наций или кратко ООН? Все права записаны в очень серьезном документе - Конвенции о правах ребенка.Конвенция — это договор, который должен неукоснительно соблюдаться теми, кто его подписал. Вот некоторые права ребенка, которые вошли в Конвенцию:
1. каждый ребенок имеет право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребенка;
2. ребёнок имеет право на имя при рождении и на получение гражданства, на то, чтобы знать, кто его родители;
3. ребенок имеет право выражать свои взгляды, получать информацию и идеи независимо от границ;
4. ребёнок имеет право встречаться с другими людьми и вступать в ассоциации или создавать их;
5. ребенок имеет право на медицинскую помощь;
6. ребёнок имеет право на образование;
7. ребёнок имеет право на отдых;
8. дети не должны принимать участие в военных действиях;
9. государство защищает ребенка от плохого обращения с ним родителей или лиц, их заменяющих.
Конвенция защищает права и обездоленных детей, и детей-инвалидов. вот вы кратко и познакомились с правами ребенка.
Теперь выясним, каковы же ключевые слова в кроссворде? Что это такое? Какой еще символ не назван? Давайте споем его вместе. С этим заданием вы справились, и теперь следующий конкурс.
3-й конкурс. «Найди флаг и определи значение его цветов».
Участникам выдаются листы с изображением различных флагов, Они должны найти среди них российский флаг. На черно-белый рисунок наклеить обозначение цветов российского флага.
Пока идет конкурс, ведущий рассказывает следующее.
Ведущий: Государственный флаг можно встретить везде, где находятся органы власти Российской Федерации. Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение. Что же обозначают цвета российского флага?
Обозначения цветов флага:
1. красный — отвага, мужество, героизм;
2. синий - небо, верность;
3. белый - благородство, совершенство.
Жюри проверяет и оценивает результаты конкурса.
4-й конкурс «Дорисуй детали герба»
Участникам выдаются иллюстрации с изображением российского герба. Им необходимо дорисовать недостающие детали.
Ведущий: Герб - это понятие происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображения помещалось на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. На гербе изображен золотой двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой в лапах и красным щитком на груди, где изображен воин – драконоборец.
Скипетр и держава в гербе означают сильную власть и защиту государства, всадник, поражающий копьем дракона, победу добра над злом. Короны над его головами означают суверенитет всех субъектов Федерации, символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.
5-й конкурс «Собери картинку»
Участникам предлагается разрезанная на части картинка с изображением Москвы. Нужно собрать ее в единое целое. (Ученик рассказывает стихотворение о Москве.) Москва - это сердце России. В Москве находится наше правительство во главе с Президентом. Следующий конкурс так и называется «Президент»
6-й конкурс «Президент»
Участникам предлагаются листы. На них записаны имена известных в России людей. Нужно подчеркнуть, кто был первым Президентом России, а кто является нынешним.
Ведущий: Президент РФ является главой государства.
7-й конкурс «Закончи пословицу»
Участникам раздаются разрезанные на части пословицы о Родине, которые нужно собрать в единое целое.
1. Человек без Родины - соловей без песни.
2. Родина-мать, умей за неё постоять.
3. Для Родины своей жизни не жалей.
Ведущий: Сегодняшняя Россия — это крупнейшее государство мира. Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолету потребуется не менее 11 часов. С севера на юг — путь тоже не близкий. На поезде нужно добираться трое суток.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать её славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, её многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше путешествие словами великого русского поэта Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
Как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
**********
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой - двуглавый,
Символизирует страну —
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами - короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный. -
А флаг в России – триколор.
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета, в России так заведено.
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный - это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности отчизне.
Продолжим экскурс в старину.
Тогда узнаем, почему
У флага есть ещё цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий - Украины цвет,
Белый - Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтоб жить в согласии. «
День рожденья есть у флага
В середине Августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Список литературы:
1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика: гимн,
герб, флаг», Москва 2004 г.
2. Ворожиткина Н.И. «Наша Родина и современный мир», Смоленск 1999г.
3. Ривина Е.К. «Российская символика: иллюстративно – дидактический материал
для дошкольных образовательных учреждений», Москва 2005г.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва 1984г.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва 1998г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.