Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur99_100-korr.doc
Литературное чтение Урок 99–100. Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  3  Работа с текстом до чтения. 1) Обсуждение подзаголовков «Путешествия 11». 2) Чтение начала «Путешествия» – с. 102 учебника. – Что такое литературный утренник? – Кто выступал на утреннике в Сокольниках? (Задание I.1 в тетради, уроки 99–100.) – Для кого устраивался утренник? – Каким вы увидели В. Маяковского? – Какими могут быть его стихи? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. © ООО «Баласс», 2015 1II. Развитие  умений. – Можно ли понять из названия стихотворения, кто такой Влас? А из рисунка к тексту на с. 103? 2 4 1 2 3 1 2 3 3  1. Работа с текстом. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихотворения. – Напомнила ли вам сказка Маяковского какой­либо другой художественный текст? (Чаще всего дети вспоминают «Балладу о фокусах шоколада» Ю. Мориц.) – Что между ними общего? (Герой, которого высмеивает автор; наказание за жадность или лень; стихотворная форма.) – О каком герое идёт речь в этом стихотворении? (О Власе.) – Что показалось самым смешным? А самым серьёзным? 2) Комментированное чтение. – Прочитайте стихотворение вслух и покажите, как рисует Маяковский ребёнка Власа. Читают и комментируют, например: Влас Прогулкин – милый мальчик,  (прямая авторская характеристика) Спать ложится, взяв журнальчик. Всё в журнале интересно. Дочитаю весь, хоть тресну! – Нравится вам Влас? Почему? – Какие приметы времени встретились в стихотворении? – Как автор выражает своё отношение к герою? (Сначала  «милый мальчик», потом  «разиня», «лоботряс»,  потом  «под забором вроде борова лежит он грязен и оборван»). – Как выражена главная мысль стихотворения – в явном или в неявном виде? 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. © ООО «Баласс», 2015 2Как вы думаете, почему? 3) Выполнение задания II.2 в тетради – сбор материала к рассказу о Власе. 4) Выразительное чтение стихотворения. – Какую позицию занял автор? (Он – обличитель.) Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Как проявилась в стихотворении общественная позиция Маяковского? – Что олицетворяет собой Влас? – С чем борется поэт? Точно ли выбрано слово «борется», уместно ли будет сказать «не соглашается», «не принимает»?.. –   Докажите,   что,   несмотря   на   обличительный   пафос,   читателей   в   первую очередь   привлекает   в   стихах   Маяковский­поэт.   (Как   он   играет   со   словами? Рифмой?) 2) Рассказ о поэте. – Что нового для себя вы открыли в Маяковском? – Известно, что М. Пришвин любил творчество Маяковского, сравнивал себя с ним.   Послушайте   фрагмент   из   его   дневниковых   записей,   определите,   что объединяет этих писателей (задание III.3 в тетради). «Читаю взасос Маяковского. Считаю, что поэзия – не главное в его поэмах. Главное – то, о чём я пишу каждый день, чтобы день пришпилить к бумаге. Потомки, может быть, и будут ругаться, но дело сделано – день пришпилен, и это есть правда, которой, оказалось, служил Маяковский». – Как относились Пришвин и Маяковский к труду писателя? 3) Чтение продолжения текста «Путешествия» (с. 108 учебника). – Что вы читали самостоятельно из стихов Маяковского? А. Барто? 2. Чтение стихотворения А. Барто «Снегирь». 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2015 3– О ком это стихотворение? (О птице или о чувствах мальчика?) –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Читать другие стихотворения А. Барто, по желанию – выучить наизусть. ΙΙΙ . Итог. IV.  Домашнее задание. © ООО «Баласс», 2015 4

Посмотрите также