Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 105.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
II. Развитие
1 2 3
Работа с текстом до чтения.
Введение в тему.
– Каждый писатель посвоему отвечал на вопрос: как писать для детей? А.Н.
Толстой писал, играя и веселясь. Ю. Олеша писал ярко и празднично, делясь
красотой. М. Пришвин писал зорко, приучал видеть необычное в обычном.
– А как, повашему, ответил бы на этот вопрос А. Гайдар?
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
1умений.
Работа с текстом до чтения.
Чтение авторского текста «Путешествия 12».
– Знакомы ли вам книги А. Гайдара?
– Что бы вы добавили к книгам, названным Николаем Александровичем?
– Что его привлекает в книгах Гайдара и Кассиля?
– Какое открытие он сделал для себя?
– Кто писал о Гайдаре?
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение текста (Р. Фраерман «Гайдар и дети»).
– О чём рассказал Фраерман? (О том, что мысль написать «Тимура и его
команду» Гайдару подсказали сами дети.)
– Почему Фраерман назвал свою книгу «Гайдар и дети»?
2) Комментированное чтение текста.
– Чем же Гайдар так их привязывал к себе? Можете предположить?
– Что значит в его представлении любить детей? Попробуйте предположить.
(Уважительно к ним относиться, быть серьёзным, не «сюсюкать», общаться на
равных.)
– Что это значит – прихотливый народ?
– Как вы понимаете выражение «душевная связь»?
– Поверил ли автор Гайдару, утверждавшему, что он живёт, а не играет с
детьми?
– Убедила ли его история с малиной в искренности слов Гайдара?
После чтения:
– Перечитайте выразительно эту историю (рассказ в рассказе). Можно ли
действия ребят назвать игрой? Что доказывает серьёзность их поведения?
– Какой человек может так строить взаимоотношения с детьми?
Работа с текстом после чтения.
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
© ООО «Баласс», 2015
21) Обобщающая беседа.
– Какой наказ С. Маршака в полной мере реализовал в своей жизни А. Гайдар?
– Какие другие примеры настоящей дружбы писателей с детьми вы знаете? (Е.
Шварц, Л. Кассиль.)
Вопросы 1, 2 учебника (с. 133).
– Как же писал Гайдар для детей?
2) Работа с материалами о биографии Гайдара.
– Почему важно не просто читать книгу писателя, но и знать, какой он?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Подготовить рассказ о какомлибо событии из жизни Гайдара
(«Читать о Гайдаре не менее интересно, чем читать Гайдара»).
Подготовка индивидуальных выступлений тех, кто уже читал целиком повесть
«Тимур и его команда».
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2015
3© ООО «Баласс», 2015
4