Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 109.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверки домашнего задания.
Выразительное чтение понравившихся отрывков.
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
11) Вводная беседа.
– Какое предстоит путешествие?
– Готовы ли путешествовать самостоятельно? Умеете ли работать с текстом?
– На какой вопрос нужно найти ответ самостоятельно?
2) Самостоятельное чтение материалов «Путешествия».
– Сумели ли разгадать тайну юмора и сатиры?
– Кто помогал разгадать тайну?
– Почему С. Сивоконь называет Н. Носова «чистокровным детским
юмористом»?
– Что такое сатира (по определению Н. Носова)?
– Кто такие сатирики?
– Зачем нужны сатира и сатирики?
– Чем юмор отличается от сатиры?
– Всегда ли легко провести грань между ними?
– Какую «шпаргалку» предлагает нам Н. Носов на случай затруднения?
– Вспомните известные вам рассказы Н. Носова. Можно ли их назвать
сатирическими? Как вы рассуждали?
Работа с текстом во время чтения.
Возможны два варианта работы с данным текстом:
1) контрольная работа (проверка уровня развития читательских умений) на
материале рассказа Н. Носова «Федина задача» (выполняется в «Тетради по
литературному чтению»);
2) чтение и анализ рассказа на уроке.
Приведём описание 2го варианта работы с текстом в классе.
1) Чтение рассказа учителем или самостоятельное чтение детей про себя (важно
следить за эмоциональной реакцией на текст по ходу чтения).
© ООО «Баласс», 2015
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
2– Над кем вы смеялись? Над Федей? Или над собой?
– Проверьте себя, что вы делали, слушая (читая) рассказ: решали задачи или
наслаждались концертом? Сколько мелодий прослушал Федя?
– Весёлый или серьёзный вопрос я вам сейчас задала?
– Задайте свой серьёзный и свой весёлый вопрос.
2) Выборочное чтение.
– Обсуждение вопросов 1–3 учебника (с. 154).
Работа с текстом после чтения.
1) Проблемный вопрос – вопрос 4 (с. 154 учебника).
Ребята приходят к выводу, что, поскольку они тоже зачастую выполняют уроки
и одновременно смотрят телевизор, слушают музыку, болтают по телефону и
пр., выходит, эта вредная привычка распространена широко. Значит, это мягкая
сатира (не едкая, ироничная, а добрая – ведь речь идёт о детях).
2) Рассказ о писателе.
– Послушайте, что Н. Носов рассказывал о себе. Найдите ответ на вопрос,
почему он стал детским писателем.
«Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах,
удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях
взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит.
Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве
и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне
захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные,
интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают
трудности, вообще обо всём, что с ними случается.
И поэтому я стал детским писателем».
3) Весёлая задача.
Первые смешные рассказы Носова напечатаны в 1938 г., последние – в 1959 г.
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2015
3Сколько ваших бабушек, дедушек, пап и мам прочитали рассказы Носова? Были
ли они внимательными читателями или походили на Федю?
А теперь серьёзные вопросы:
– Читали ли рассказы Носова ваши родители, бабушки и дедушки?
Почему рассказы Носова не стареют и интересны вам так же, как и родителям?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее
задание.
Вспомните, сколько рассказов Носова вы прочитали. Какие они? Над чем
смеётся автор? (Задание 5, с. 154 учебника.)
© ООО «Баласс», 2015
4