Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur109-korr.doc
Литературное чтение Урок 109. Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача») Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  3  Проверки домашнего задания. Выразительное чтение понравившихся отрывков. II. Развитие  умений. 2  4  1  2  3  1  2  3  3  1. Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. © ООО «Баласс», 2015 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 11) Вводная беседа. – Какое предстоит путешествие? – Готовы ли путешествовать самостоятельно? Умеете ли работать с текстом? – На какой вопрос нужно найти ответ самостоятельно? 2) Самостоятельное чтение материалов «Путешествия». – Сумели ли разгадать тайну юмора и сатиры? – Кто помогал разгадать тайну? –   Почему   С.   Сивоконь   называет   Н.   Носова   «чистокровным   детским юмористом»? – Что такое сатира (по определению Н. Носова)? – Кто такие сатирики? – Зачем нужны сатира и сатирики? – Чем юмор отличается от сатиры? – Всегда ли легко провести грань между ними? – Какую «шпаргалку» предлагает нам Н. Носов на случай затруднения? –   Вспомните   известные   вам   рассказы   Н.   Носова.   Можно   ли   их   назвать сатирическими? Как вы рассуждали? Работа с текстом во время чтения. Возможны два варианта работы с данным текстом: 1) контрольная работа (проверка уровня развития читательских умений) на материале рассказа Н. Носова «Федина задача» (выполняется в «Тетради по литературному чтению»); 2) чтение и анализ рассказа на уроке. Приведём описание 2­го варианта работы с текстом в классе. 1) Чтение рассказа учителем или самостоятельное чтение детей про себя (важно следить за эмоциональной реакцией на текст по ходу чтения). © ООО «Баласс», 2015 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  2– Над кем вы смеялись? Над Федей? Или над собой? – Проверьте себя, что вы делали, слушая (читая) рассказ: решали задачи или наслаждались концертом? Сколько мелодий прослушал Федя? – Весёлый или серьёзный вопрос я вам сейчас задала? – Задайте свой серьёзный и свой весёлый вопрос. 2) Выборочное чтение. – Обсуждение вопросов 1–3 учебника (с. 154). Работа с текстом после чтения. 1) Проблемный вопрос – вопрос 4 (с. 154 учебника). Ребята приходят к выводу, что, поскольку они тоже зачастую выполняют уроки и одновременно смотрят телевизор, слушают музыку, болтают по телефону и пр., выходит, эта вредная привычка распространена широко. Значит, это мягкая сатира (не едкая, ироничная, а добрая – ведь речь идёт о детях). 2) Рассказ о писателе. –   Послушайте,   что   Н.   Носов   рассказывал   о   себе.   Найдите   ответ   на   вопрос, почему он стал детским писателем. «Когда   я   был   маленьким,   я   очень   любил   читать   о   дальних   странах, удивительных   приключениях   и   необыкновенных   людях,   то   есть   о   людях взрослых,   а   не   о   малышах,   с   которыми   ничего   интересного   не   происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и   увидел,   что   и   моя   жизнь   в   те   годы   была   удивительно   интересной.  И   мне захотелось   рассказать   детям   о   них   самих:   о   том,   какие   они   замечательные, интересные   люди,   как   они   живут,   о   чём   думают,   какие   в   их   жизни   бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем». 3) Весёлая задача. Первые смешные рассказы Носова напечатаны в 1938 г., последние – в 1959 г. устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2015 3Сколько ваших бабушек, дедушек, пап и мам прочитали рассказы Носова? Были ли они внимательными читателями или походили на Федю? А теперь серьёзные вопросы: – Читали ли рассказы Носова ваши родители, бабушки и дедушки? Почему рассказы Носова не стареют и интересны вам так же, как и родителям? –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? IV.  Домашнее задание. Вспомните,   сколько   рассказов   Носова   вы   прочитали.   Какие   они?   Над   чем смеётся автор? (Задание 5, с. 154 учебника.) © ООО «Баласс», 2015 4

Посмотрите также