Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur15-korr.doc
Литературное чтение Урок 15. Тема раздела: У истоков русской детской литературы. Тема: Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.   Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  1. Проверка домашнего задания. 1) Выразительное чтение текста «О поселянине и медведице». 1­е   чтение  –   как   бы   эту   историю   прочитал   посол   Московский   (весело   и остроумно). 2­е чтение – как бы эту историю прочитал поселянин (он в отчаянии и напуган). 2) Пересказы текста «О поселянине и медведице» современным языком (как  сказка, как информация в газете – сравнение вариантов). 3) Беседа: © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 1– Когда же появились первые книги, написанные специально для детей? – Какая книга была первой? – Что вы знаете о её авторе? – С какой целью писались летописи? (Сохранить историю.) –   А   книги   для   детей?   (В   первую   очередь   –   учить   их   уму­разуму,   иногда   – развлекать.) – Хотите познакомиться с первым детским писателем? Тогда – в путь. 2. Путешествие первое. Чтение авторского текста. 1) Беседа: – В какой же век нам нужно отправиться?  Выслушиваются аргументированные мнения. – Послушаем разговор наших героев и найдём правильный ответ. Чтение текста учебника – с. 45–47. – Почему так важно было изобретение книгопечатания? –   Прочитайте   выразительно   отрывок   из   «Азбуки»   Ивана   Фёдорова,   прямое обращение к нам, потомкам. – Где же искать истоки детской литературы? Куда следует отправиться? 2)  Самостоятельное   чтение   или   чтение   вслух   текста   «Путешествие первое» (с. 47–52). 3) Беседа: – Почему именно в монастырь мы совершим первое путешествие? – Что вы знаете о Чудовом монастыре (с. 47)? –   Прочитайте   описание   книгохранилища.   Такими   ли   вы   себе   представляли древние книги (с. 48)? – Что нового узнали об отношении к книгам в Древней Руси? © ООО «Баласс», 2014 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  2– Что в облике Терентия Васильева вам особенно запомнилось? – Почему у Васильева два имени – Терентий и Савватий? – Что значит «слагать» стихи? Как вы это понимаете? устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. –   Прочитайте   стихи   Савватия   (с.   50).   Переведите.   Прокомментируйте последнюю строку. – Как Савватий отвечает на вопрос, почему он пишет именно для детей? – «Во младых ноктех учению прилежи» – когда, по­вашему, наступает это время – «с младых ногтей»? –   Расскажите   о   самом   Савватии,   пользуясь   материалами   на   с.   49,   51 (выборочный рассказ). – Поняли ли  вы,  почему должность  Савватия  на печатном  дворе называлась «справщик»? Найдите в рассказе Николая Александровича (с. 51) однокоренное слово, объясняющее, чем занимался Савватий. (Исправлял.) – Найдите в ряду слов однокоренные слову «справщик»:  справочник, справа, справка, исправить, правнук, правление, правка, правитель, правша. (Задание в тетради – урок 15, 1). II. Развитие  умений. 2  4  2  3  2  3  4  Работа с текстами стихотворений во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихов Савватия. 2) Беседа: – Что объединяет оба текста? – С чем сравнивает книги Савватий? – С чем сравнивает неучёного человека? – Актуальны ли эти стихи сейчас? 3)  Чтение   и   перевод   (дословный)   текстов,   наблюдение   над   образностью Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё © ООО «Баласс», 2014 3языка. 4) Обобщающий вопрос: –   Зачем   нужны   книги   человеку,   по   мнению   Савватия?   Ответьте   цитатой. («Книжное же писание душу просвещает». «Книжное же писание наводит на мысли благие».) –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Подготовить выразительное чтение отрывков из стихов Савватия, любой из них перевести письменно (задание 2 в тетради, урок 15). © ООО «Баласс», 2014 4

Посмотрите также