Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Литературное чтение
Урок 15.
Тема раздела: У истоков русской детской литературы.
Тема: Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
1. Проверка домашнего задания.
1) Выразительное чтение текста «О поселянине и медведице».
1е чтение – как бы эту историю прочитал посол Московский (весело и
остроумно).
2е чтение – как бы эту историю прочитал поселянин (он в отчаянии и напуган).
2) Пересказы текста «О поселянине и медведице» современным языком (как
сказка, как информация в газете – сравнение вариантов).
3) Беседа:
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
1– Когда же появились первые книги, написанные специально для детей?
– Какая книга была первой?
– Что вы знаете о её авторе?
– С какой целью писались летописи? (Сохранить историю.)
– А книги для детей? (В первую очередь – учить их умуразуму, иногда –
развлекать.)
– Хотите познакомиться с первым детским писателем? Тогда – в путь.
2. Путешествие первое. Чтение авторского текста.
1) Беседа:
– В какой же век нам нужно отправиться?
Выслушиваются аргументированные мнения.
– Послушаем разговор наших героев и найдём правильный ответ.
Чтение текста учебника – с. 45–47.
– Почему так важно было изобретение книгопечатания?
– Прочитайте выразительно отрывок из «Азбуки» Ивана Фёдорова, прямое
обращение к нам, потомкам.
– Где же искать истоки детской литературы? Куда следует отправиться?
2) Самостоятельное чтение или чтение вслух текста «Путешествие
первое» (с. 47–52).
3) Беседа:
– Почему именно в монастырь мы совершим первое путешествие?
– Что вы знаете о Чудовом монастыре (с. 47)?
– Прочитайте описание книгохранилища. Такими ли вы себе представляли
древние книги (с. 48)?
– Что нового узнали об отношении к книгам в Древней Руси?
© ООО «Баласс», 2014
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
2– Что в облике Терентия Васильева вам особенно запомнилось?
– Почему у Васильева два имени – Терентий и Савватий?
– Что значит «слагать» стихи? Как вы это понимаете?
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
– Прочитайте стихи Савватия (с. 50). Переведите. Прокомментируйте
последнюю строку.
– Как Савватий отвечает на вопрос, почему он пишет именно для детей?
– «Во младых ноктех учению прилежи» – когда, повашему, наступает это время
– «с младых ногтей»?
– Расскажите о самом Савватии, пользуясь материалами на с. 49, 51
(выборочный рассказ).
– Поняли ли вы, почему должность Савватия на печатном дворе называлась
«справщик»? Найдите в рассказе Николая Александровича (с. 51) однокоренное
слово, объясняющее, чем занимался Савватий. (Исправлял.)
– Найдите в ряду слов однокоренные слову «справщик»: справочник, справа,
справка, исправить, правнук, правление, правка, правитель, правша. (Задание в
тетради – урок 15, 1).
II. Развитие
умений.
2 4 2 3 2 3 4
Работа с текстами стихотворений во время чтения.
1) Самостоятельное чтение стихов Савватия.
2) Беседа:
– Что объединяет оба текста?
– С чем сравнивает книги Савватий?
– С чем сравнивает неучёного человека?
– Актуальны ли эти стихи сейчас?
3) Чтение и перевод (дословный) текстов, наблюдение над образностью
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
© ООО «Баласс», 2014
3языка.
4) Обобщающий вопрос:
– Зачем нужны книги человеку, по мнению Савватия? Ответьте цитатой.
(«Книжное же писание душу просвещает». «Книжное же писание наводит на
мысли благие».)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Подготовить выразительное чтение отрывков из стихов Савватия, любой из них
перевести письменно (задание 2 в тетради, урок 15).
© ООО «Баласс», 2014
4