Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 57.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть отрывков из стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка
Мазай и зайцы».
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
1) Вступительная беседа:
– О чём говорят подзаголовки «Путешествия»?
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1– Не указано время – значит, в каком веке окажемся?
– Связываете ли вы века и имена писателей?
XVII век – ?
XVIII век – ?
нач. XIX в. – ?
XIX в. – ?
2) Обобщение сведений о Л.Н. Толстом.
– Чей портрет помещён на с. 183 учебника?
– Что знаете о Толстомчеловеке? О Толстомписателе? О Толстомучителе? О
Толстомофицере?
– Что узнали о Толстом из моего предыдущего вопроса?
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение текста (с. 183–184 до слов «Наши близнецы
узнали его»).
– Можно ли в наши дни совершить путешествие к Толстому? Куда надо
отправиться? Насколько сохранилась Ясная Поляна?
– О чём это говорит?
– Узнали ли вы молодого человека, играющего с детьми в снегу?
(Cцена из первого школьного дня в Ясной Поляне.)
– Как это характеризует учителя Толстого? О чём говорит?
2) Самостоятельное чтение текста (с. 184–187 до слов «Мы вышли из
школы»).
– О чём узнали из этой части текста?
– Подготовьте рассказ о яснополянской школе.
План рассказа составляется совместно, записывается на доске:
а) для кого открыта школа;
б) с какой целью;
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
21. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
в) первые ученики;
г) первая встреча с учителем;
д) классная комната:
е) первый школьный день.
– Рассказ о яснополянской школе по плану.
3) Самостоятельное чтение текста (с. 187–190 до конца).
– Каким увидели своего учителя дети?
– Что главное они в нём почувствовали?
– А учитель Толстой тоже отличался наблюдательностью? Он рассмотрел
каждого своего ученика или нет? Докажите, что вы правы.
– Помните ли вы свои первые уроки? Какие чувства владели вами?
А что испытывали яснополянские школьники? Понятно ли вам их состояние?
Работа с текстом после чтения.
– Хорошим ли учителем был граф Л.Н. Толстой? Почему вы так думаете?
Нужно подвести учащихся к мысли, что учитель славится своими
учениками. Василий Морозов не просто выучился, но и сам стал писать
книги, с благодарностью вспоминая своего учителя. Сам Л.Н. Толстой
вспоминает о яснополянских уроках, о Василии Морозове и других своих
талантливых учениках в статье «Кому у кого учиться читать: нам у
крестьянских детей или крестьянским детям у нас?».
– Какого Толстого вы теперь представляете? (Толстойучитель, Толстой
человек.) С какой стороны он откроется нам на следующем уроке? (Толстой
писатель.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
© ООО «Баласс», 2014
3ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Вопросы 1–3 учебника (с. 190).
© ООО «Баласс», 2014
4