Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 75.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Работа с авторским текстом.
1) Общее знакомство со 2й частью учебника.
– Какой век представлен на страницах второй части учебника по литературному
чтению?
– Почему целая книга посвящена одному веку? О чём это говорит?
– Ждёте ли вы встречи с какимито конкретными авторами? С кем именно?
– Нравится ли вам открывать новые имена? Как вы это делаете?
2) Обсуждение подзаголовков «Путешествия восьмого».
– Удивил ли вас выбор места для путешествия?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
© ООО «Баласс», 2014
1– Часто ли вы путешествуете в библиотеку самостоятельно?
– Какая встреча нас ждёт?
3) Самостоятельное чтение авторского текста (с. 4–5).
– Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей
Лидией Чарской?
– Знаете ли вы другие примеры сложных писательских судеб?
– В каком журнале печаталась Чарская? Почему вы так думаете?
(Её первая книга вышла в 1902 г., 20 лет она активно печаталась, была
популярной и любимой детской писательницей в России, именно в это время
выходил журнал «Задушевное слово». Позднее, познакомившись с книгами
Чарской, ребята смогут соотнести их содержание с названием еженедельного
журнала.)
– Подсчитайте, сколько журналов для детей выходило в 1920–1930х годах. А
сколько современных детских журналов вы знаете? Сделайте вывод.
– Как вы думаете, интересно ли взрослым читать детские журналы и газеты?
– Какое интересное письмо нашла Оля?
– Какие современные издания читают в вашей семье все, независимо от
возраста? Кто их приносит, покупает?
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
– На какие вопросы вы хотите получить ответы, прочитав «Записки маленькой
гимназистки» Л. Чарской?
– Чем, повашему, «Записки...» отличаются от рассказа?
Работа с текстом во время чтения.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
© ООО «Баласс», 2014
21) Самостоятельное чтение текста 1й главы.
– Какой вы представили себе героиню записок?
иллюстрациях.
2) Комментированное чтение.
– Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – «чутко
прислушиваюсь», «немного страшно от неизвестности», «мчится без оглядки»,
«не знаю, не понимаю».)
– Откуда и куда она едет?
– Почему девочка подробно рассказывает о кондукторе, современном
проводнике?
– Из слов Никифора Матвеевича мы узнаём, что девочка сирота. Что это
значит?
– Так вот почему она едет к дальним родственникам в Петербург: девочка
осталась совсем одна, без родителей?
– Девочка называет кондуктора ласковым, а как бы его назвали вы?
– Похож ли поезд начала ХХ века на современный?
– Что поразило девочку, впервые увидевшую Петербург в окно?
– Чего ждёт она от встречи с этим городом, незнакомыми родственниками?
(«Моросил мелкий осенний дождик…»)
– Как заголовок этой части текста отражает внутреннее состояние героини?
– О чём говорит заголовок 4й главы?
3) Комментированное чтение 4й главы.
– Вы заметили, что девочка смотрит на хозяйских детей доброжелательно.
Посмотрим, как же они её встретят.
– Это обидное слово – мокрица?
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
© ООО «Баласс», 2014
3– Заметили: кажется, старший мальчикгимназист не оченьто образован.
– Вот почему девочке пришлось ехать к дяде: она бедная родственница...
– Свои ли слова повторяет Толя? (Нет, очевидно, это слова взрослых.)
Вопросы после чтения:
– Как могли звучать голоса за дверью?
в группах.
– Соответствуют ли обстановка дома, внешний вид его обитателей тому, как
приняли девочку в доме?
– Что вас больше всего поразило в приёме девочки родственниками?
– Что нового мы о ней узнали?
– Что больше всего её обидело?
Работа с текстом после чтения.
– Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной (пора назвать
имя девочки)?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Прочитать главу 8.
Составить словарик эпохи (уроки 76–78, задание II.1 в тетради), дать
толкование слов и словосочетаний: кондуктор, гувернантка, действительный
статский советник и др.).
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2014
4© ООО «Баласс», 2014
5