Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 80.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Вступительное слово учителя.
– Мы с вами знакомы с историей детской литературы от XVII до XX века,
видели её истоки, наблюдали, как она развивалась и обогащалась.
Теперь вы знаете о том, что судьбы авторов и книг тоже складывались непросто.
Время всё расставляет на свои места, и, несмотря на запреты, гонения, а иногда,
наоборот, слишком явное почитание при жизни, с читателем остаются лишь те
авторы и книги, которые…
– Продолжите мысль (учат доброте, чуткости к себе и к миру вокруг,
сопереживанию, помогают многое осознать в себе и в окружающих и т.д.).
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
© ООО «Баласс», 2015
1II. Развитие
умений.
– Приведите примеры таких книг.
– Могут ли наступить времена, когда книги будут оценивать с других позиций?
Почему вы так думаете?
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
Комментарий подзаголовков, рассматривание фотографии на с. 31. (Общий
эмоциональный фон размышлений учащихся: необычное время – необычные
люди, необычные книги, хотя вряд ли книги могут быть обычными.)
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение текста «Путешествия» (с. 31–32) до слов «Близнецы
зашептали...».
Обсуждение прочитанного.
– Что вы уже знаете о журнале «Воробей»?
– О чём говорит обстановка в редакции?
– Чем заняты работники редакции?
– При чьём разговоре мы присутствовали, догадались ли вы, кто такие Самуил
Яковлевич и Борис Степанович? (Как правило, ребята узнают имя Маршака, но
не знают, кто такой Борис Степанович. Правильно отвечают те, кто помнит
подзаголовки «Путешествия».)
– Кто такой Борис Степанович, пока неизвестно. А что о нём мы уже знаем?
2) Самостоятельное чтение текста (с. 32–33) до слов «стена комнаты». Рассказ о
Житкове.
– На какой вопрос пока не получили ответа?
3) Самостоятельное чтение текста до конца.
– Интересно ли читать об авторах знакомых книг?
© ООО «Баласс», 2015
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
2– Откуда, повашему, всё это могут знать авторы учебника?
– Приходилось ли вам раньше читать о писателях?
Работа с текстом после чтения.
1) Рассказ о писателе:
Борис Житков дружил с Чуковским (тогда ещё – Николаем Корнейчуковым) с
раннего детства: будущие писатели учились в одном классе одесской гимназии.
У отца Житкова было три брата, и все они плавали на военных кораблях.
Чуковский не уставал восхищаться удивительными способностями своего друга.
– Как вы думаете, что могло вызвать его восхищение? (Ответы учащихся.)
Они были настоящими друзьями, каждый учил другого тому, что умел сам.
Плавать и грести, управлять парусником, ловить тарантулов и завязывать
морские узлы – чьи это были уроки?
Всё это было интересно, увлекательно, даже названия узлов звучали необычно.
– Прочитайте названия морских узлов, рассмотрите их на рисунке (с. 35). Много
ли времени вам потребуется, чтобы научить своего друга вязать такие узлы? А
ещё чему вы можете научить своего друга?
Дружба Житкова и Чуковского прошла через всю их жизнь. Когда осенью 1923
года, вернувшись из очередного путешествия, провалявшись потом целый месяц
в больнице, Житков, измождённый, усталый, пришёл на квартиру к Чуковскому,
его встретил не просто знаменитый писатель, его встретил друг детства.
2) Творческий пересказ «Как Житков стал писателем».
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2015
3ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Прочитать рассказ Б. Житкова «Николай Исаич Пушкин».
© ООО «Баласс», 2015
4