Тема: «Пути развития коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ».
В настоящее время увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии. У всех детей с ОВЗ речь формируется позднее и развивается своеобразно. Дети медленно усваивают все закономерности языка. При проведении логопедического обследования у детей с ОВЗ, кроме дефектов звуковой стороны речи, выступают нарушения по типу недоразвития речи: дети плохо понимают обращенную речь, инструкции понимают только расчлененно, после многократного их повторения, сами говорят мало (или отсутствует речь), неохотно, и речь их крайне примитивна («дай», «ну-ка», «а чего он»?), на вопросы дети отвечают односложно или только движением головы. При рассматривании картинок они ограничиваются краткими высказываниями, которые носят характер назывных и неполных предложений, самостоятельной фразы строить не умеют. Общение с такими детьми затруднено. Учащиеся с ОВЗ, кроме недостаточной сформированности речевой функции имеют и ряд психологических проблем: неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, низкий объем памяти- все это препятствует формированию УУД. Поэтому перед учителем-логопедом, встает задача по формированию и созданию условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения ими образовательной программы.
Содержание логопедических занятий по формированию УУД занимает важное место не только в преодолении отклонений в развитии устной речи детей, но и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков. В своей логопедической работе мы стремимся к тому, чтобы у детей в первую очередь повышалась мотивация и интерес к учению, а также более прочное усвоение обучающимися знаний, обеспечение условий для личностного и общекультурного развития. Поэтому, коррекционно-развивающая работа по развитию и совершенствованию речевой системы в целом, в ходе которой определяются направления по формированию УУД у детей с ОВЗ, состоит из:
- создания положительного эмоционального настроя;
- развития звукоподражательной и речевой активности детей;
- совершенствования экспрессивной и импрессивной речи и их интонационной выразительности;
- расширение, уточнение, активизация пассивного и активного словаря;
-умение строить речь грамматически правильно;
- планирование в рассказывании речевого высказывания (умение вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушащего и обратно);
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха;
- совершенствование средств общения (просодики, жестов, мимики и т.д.).
Для достижения поставленной цели (формирование и развитие УУД) большое значение придаю проведению фронтальных логопедических занятий, так как работая с несколькими детьми, легче рассчитывать на совместно поисковый правильный ответ, т. е. в группе проще «спровоцировать» ребенка на скоростную речемыслительную деятельность, которая важна, нужна и актуальна. Коллективная форма работы позволяет учитывать многие важные факторы: соревновательный, сравнительный, контрольный, и др., что создает в целом положительный эмоциональный фон, а значит, побуждает к действию, тренирует волю и порождает главное – мотив. Это учит детей с ОВЗ слушать, понимать обращенную речь, развивать, а вернее - формировать фонематическое восприятие, расширять и уточнять словарный запас, развивать речь, улучшать ее грамматическую сторону.
В логопедической работе при формировании и развитии коммуникативных УУД придается большое значение игровому методу, театрализованной деятельности, на занятиях использую различные методы и упражнения: беседа, рассказ, пересказ, чтение. И особенность развития таких учащихся вызывают необходимость применения в обучении для коррекции нарушений устной и письменной речи специальных приемов и дидактических игр.
Естественно, что в процессе логопедической деятельности мы будем говорить и контролировать только учебный материал коррекция недостатков, но однако именно они формируют ряд важных УУД, присущие умению управлять ситуацией общения. Проявление интереса к беседе, обеспечение внимания к собеседнику, умение вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно. Строить речь грамматически правильно, точно отбирать слова для выражения мыслей придавать речи соответствующую интонационную окраску. Эффективность занятий возрастает если логопед формирует не только элементарные умения и навыки, но и более сложные речемыслительные процессы, которые постепенно начинаю играть ведущую роль в развитии детей с ОВЗ. Все эти игровые упражнения весьма эффективны. Так как данные диагностики, свидетельствуют о сокращении количества специфических ошибок после проведения коррекционной работы. Использование этих и многих других упражнений способствуют развитию операций анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и усвоение ими учебного материала - все это формирует и развивает УУД детей с ОВЗ.
Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако, неоднократно проводимые нами мероприятия, показывает, что у детей с ОВЗ появляется желание заниматься, проявляется динамика в звукопроизношении, возможность выполнения разных видов упражнений, которые раньше были им недоступны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.