Пути устранения отставания. Правила в работе со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—7 кл
26.05.2019
Учеными доказано, что результаты учебной деятельности человека всего на 20–30% зависят от интеллекта и на 70–80% от преобладающих у него мотивов учения. Учитель часто сталкивается с ситуацией, когда ребенок не желает учиться. Чтобы вызвать это желание, нужно мотивировать слабоуспевающих детей на учебную деятельность, учить так, чтобы им захотелось учиться. Нужно вносить что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Пути устранения.docx
Пути устранения отставания. Правила в работе со слабоуспевающими
учениками на уроках русского языка
Важной проблемой, которую приходится решать педагогам наших школ, это
работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято
считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые
учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те. Не секрет, что такие
учащиеся в школах существуют. Чтобы данная категория учащихся не
перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со
слабоуспевающими учащимися. Я остановлюсь на работе с отстающими
учащимися по русскому языку. В последнее время психологи и педагоги
отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и
обучения. Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить»
учащихся с низкими учебными возможностями.Как правило,
слабоуспевающие учащиеся приходят к нам в среднее звено из начальной
школы, думаю, что там работа по выявлению причин и преодоление
отставания по предметам ведется постоянно, но, тем не менее, такие
учащиеся остаются. Самое интересное, что они так и остаются за редким
исключением неуспевающими в среднем и старшем звене. Конечно,
появляются и новые, но мало.
В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и
повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения
неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Неуспеваемость учащихся порождается многочисленными и разнообразными
причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его
методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием
которых является неуспеваемость учащихся, должны быть направлены усилия
всех учителей. Предупреждение неуспеваемости осуществляется постановкой
занятий в целом.
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный
подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся.
Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся
всему классу.
Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем
успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики.
Например, небольшая карточка из дидактического материала.
В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные
пробелы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают большие трудности в
работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе
со стороны учителя и на уроке, и вне занятий. Только при этом условии такие
учащиеся могут ликвидировать пробелы в знаниях и подняться до уровня
всего класса.
Первое, с чего начинается индивидуальная работа, это изучение учащихся, пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических
особенностей и т. д.
Внимательно изучая своих учащихся, я вижу, что у одних неустойчивое
внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие
стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи
медлительны в работе. Все ученики разные, нужно подходить к каждому с
учетом возрастных особенностей.
У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у
третьих моторная. В любом классе есть учащиеся, не владеющие
дисциплиной умственного труда. Это проявляется и во время изложения или
повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной
работы. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и
оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным
материалом. Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у
них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для
этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед
учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов,
необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в
домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться
формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно
организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся
постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто
даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает
работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает
им успешное усвоение материала. Некоторые считают, что индивидуальная
помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется,
неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего,
постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса
учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при
объяснении домашнего задания.
Как я организую индивидуальную работу с учащимися?
При выполнении письменных упражнений, при проверке домашних заданий
особое внимание уделяю отстающим: даю им индивидуальные задания,
работаю с каждым учеником по допущенным ошибкам. При разборе ошибок
главное внимание обращаю на типичные ошибки, которые встречаются у
многих учеников в контрольных диктантах. Эти ошибки разбираем в классе.
Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Установив, какие
ошибки допускает тот или иной ученик, даю задание по учебнику или по
карточке на данное правило. После каждого контрольного диктанта слова на
те правила, которые учащимися уже усвоены, в его карточке вычёркиваются,
а новые слова, в правописании которых в диктанте допущены ошибки,
вносятся в карточку. Ценным в этой форме организации индивидуальной
домашней работы учащихся по русскому языку является то, что она не требует громоздкого учёта. Подготовка к этой работе также не является
трудоёмкой для учителя. В своей работе я применяю и индивидуальные
карточки. Индивидуальная дополнительная работа учащихся даёт большой
эффект. Но она требует упорного труда ученика и учителя, так как
дополнительные работы ученику надо выполнять, а учителю – проверять.
Очень хорошим приёмом работы над ошибками является, по моему мнению, и
такой метод. Выписываю ошибки из 2 – 3 контрольных диктантов с их
объяснением. После того как дети осмысленно усвоят правило и изучат слова,
в которых они делали ошибки, даётся самостоятельное задание: написать
творческий диктант или сочинение, используя слова и предложения с
ошибками.
Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы
индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны. При
подготовке к уроку я намечаю, кому из учащихся во время опроса дать для
подготовки больше времени, а кому – поменьше, кого спросить у стола, у
доски, кому дать карточку.
При опросе 1 ученика делаю упор на практическую часть материала, на
умение применять правило, от другого требую разъяснения смысла правила,
от 3 – добиться чёткого, последовательного пересказа по плану. В качестве
дополнительного материала 1 – разбор по составу, 2 – объяснение
правописания слов, 3 – склонение или спряжение слов.Вот один из способов,
который позволяет мне проконтролировать, на каком уровне усвоен материал
конкретно каждым учеником (в первую очередь слабоуспевающим).В начале
урока раздаю листочки, на которых мы записываем фамилию, вопрос,
который будет рассматриваться на уроке. Отвечаем на вопрос. Пишут, кто
что помнит… Есть ответы – ничего.В конце урока на этом же листочке
вопрос: «Что узнал нового? Дети, уже зная, что листочки соберут,
ухитряются по ходу урока там уже чтото записать. Я делаю вид, что не
замечаю, пусть пишут – полезно. Значит, уже чтото вспомнили или узнали…
Как правило, листок пустым не остается ни у кого… Потом собираю,
просматриваю, иногда даже оценки ставлю, для стимула, хорошие только.
Понятно, что слабоуспевающие в данном случае без внимания не остаются,
это как раз на них и рассчитано.
Поскольку причин отставания в обучении много, то в данном случае к
каждому ученику должен быть индивидуальный подход: ктото правило не
может запомнить , а ктото применить его не может, хотя и знает наизусть, а
некоторым все трудно. И все же, так называемая психологами «ситуация
успеха» действует на каждого ученика, поэтому стараюсь , чтобы этот ученик
хотя бы раз или два за урок мог дать правильный ответ. Когда ученики
выполняют самостоятельно какоенибудь письменное задание, прохожу по
классу, заглядываю ко всем в тетради, комментирую, объясняю, подсказываю,
говорю, правильно или нет… Если вижу, что у слабого ученика чтото правильно сделано, даже если я ему подсказала, спрашиваю его именно это.
Весь класс выполняет 100%, слабый – 50%. Только правильно, дома
закончить.На уроках, где требуется пересказ, слабый ученик отвечает с
тетрадью по составленному на предыдущем уроке плану. Разрешается всем,
но слабому ученику обязательно.
Конечно же, разноуровневые задания.
Повторение теории. Пока сильные ученики записывают правило в тетрадь
или устно отвечают на вопросы более сложные, слабые ученики по карточкам
– словам восстанавливают правило. (Правило разделено на отдельные слова,
нужно его правильно собрать).
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие
предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать. Можно
впоследствии продолжить правило. – Потом читаем, что получилось.
Еще один способ вовлечения в работу слабых учеников.
Комментированное списывание.
Работает, сеет, любит, режет, хвалит, лечит, вертит, играет, ищет, гонит,
ненавидит…
Задание: выделить личные окончания глаголов, объяснить правописание.
Слабый ученик выделяет окончание, сильный объясняет правописание.
Слабому ученику предлагается повторить объяснение.
Пример творческого задания. Слабым ученикам предлагается вставить в
тексте глаголы в нужной форме (выдаются карточки), т. е. во 2 лице
единственного числа, а сильные ученики пишут сочинениеминиатюру,
используя глаголы 2 лица, ед. ч. Просыпаешься… (Утро) 56 предложений
И последнее: Игра «Чепуха», которую можно использовать при повторении
или изучении правил. Каждый пишет на доске по одному слову, как бы
выставляет свой кирпичик в общее здание, что в итоге получится, правило или
чепуха?
Глагол –это…
Проверяем, исправляем, дополняем вместе.
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение
темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями,
помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой,
подбадриванием, похвалой. Все эти способы и приемы дадут возможность
слабому ученику почувствовать себя уверенней и способствуют его
личностному становлению и развитию.
Пути устранения отставания. Правила в работе со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка
Пути устранения отставания. Правила в работе со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка
Пути устранения отставания. Правила в работе со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка
Пути устранения отставания. Правила в работе со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка
Пути устранения отставания. Правила в работе со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.