ПУ_Цепные_ядерные_реакции

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПУ_Цепные_ядерные_реакции.docx

1 урок

Раздел долгосрочного плана:

Раздел (9.4 В): Атомное ядро

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 9 класс

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Деление тяжелых ядер, цепная ядерная реакция.

Ядерный реактор.

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

9.6.2.4 описывать условия протекания цепной ядерной реакции;

9.6.2.5 описывать принцип действия ядерного реактора.

Цели урока

- познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора.

Критерии оценивания

- знает, что в ядерных реакциях сохраняются число нуклонов, число протонов и энергия массы;

- описывает механизм деления ядра;

- знает, что такое критическая масса;

- описывает условия протекания цепной реакции;

- знает устройство ядерного реактора;

- объясняет по схеме принцип работы ядерного реактора.

Языковые цели

 

Лексика и терминология:

Nuclear Forces

Ядерные силы

Defect of masses

Дефект масс

Fission of the Atomic

Деление атомного ядра

Nucleus

Ядерный синтез

Nuclear fusion

Ядерные реакторы

Nuclear fuel

Ядерное топливо

Chain reaction

Цепная реакция

Привитие ценностей

В парной работе формировать такие качества личности как уважение к друг другу, уважение мнений других; при оценивании – честность, прозрачность. При самостоятельной работе – добросовестность.

Понимание роли  и достижения физики в различных областях человеческой деятельности, таких как технология, коммуникация, медицина, сельское хозяйство, различные виды промышленности и энергетики.

Межпредметные связи

Межпредметная связь с математикой

Навыки использования ИКТ

Работа с интерактивной доской

Предварительные знания

математика — применять формулы для расчета, биология и география — влияние результатов ядерных реакций на окружающий мир, химия — получение химических элементов в результате радиоактивного распада, расчет протонов, нейтронов и электронов (их кол-ва, массы)

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало

0-5 мин

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Целеполагание.

Актуализация знаний:

1. Каков состав атомных ядер: Li, K, Co?

(Ответ: Li: Z=3, N=3; K: Z=19, N=20; Co: Z=27, N=31)

2. Каковы особенности ядерных сил?

(Ответ: Это-ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания.)

3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу.

(Ответ: N=N02-t/T, где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. N0-число радиоактивных атомов в начальный момент времени. N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t.)

4. Что называется ядерной реакцией?

(Ответ: Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом.)

5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях?

(Ответ: В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа.)

6. Как рассчитать энергию связи атомных ядер?

(Ответ: Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны - = Δmc2)

7. Что называется энергетическим выходом ядерной реакции?

(Ответ: = (M1 M2)c2 = Δmc2 , где M1 – массы исходных продуктов, M2 – массы конечных продуктов реакции.)

Презентация

5-10 мин

Обратить внимание на график зависимости удельной энергии связи от массового числа.

Вопрос: Назовите наиболее эффективные пути высвобождения внутренней энергии из ядра?

(Ответ:

1. Синтез более массивных ядер из самых легких.

2. Деление массивных ядер А~ 200)

Вопрос: При каких условиях возможно деление ядра? Под действием каких частиц возможно деление ядра урана: протонов, альфа-частиц или нейтронов?

(Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны.  (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность)

Делают вывод: Деление возможно, если ядро возбудить  или столкнуть с нейтроном.

Презентация

10-20 мин

Проблемный вопрос:

Где брать нейтроны для поддержания непрерывной длительной реакции?

 

Обьяснение нового материала по презентации:

·         Открытие деления урана

·         Механизм деления ядра под действием нейтрона

·         Понятие цепной реакции и условия ее протекания. Демонстрация видеоролика о цепной ядерной реакции.

·         Изотопы урана.

·         Критическая масса

·         Коэффициент размножения нейтронов

Презентация,

видеоролик цепной ядерной реакции,

анимация:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee8f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_7.swf

 

20-25 мин

Решение примеров у доски:

Заполните недостающие элементы в уравнениях ядерных превращений для ядерных реакций деления:

1.     

 

2.     

 

3.     

 

4.     

Работа в парах:

Задание 1.

1. Какие факторы способны влиять на протекание цепной реакции?

Ответ: Возможность протекания цепной реакции определяется массой урана, количеством примесей в нем, наличием оболочки и замедлителя.

2. В таблице укажите «правда» или «ложь» рядом с утверждением.

Утверждение

Правда / Ложь

1

Цепная реакция деления ядер возможна, благодаря тому, что при делении одного ядра образуются 2 или 3 нейтрона, которые могут принять участие в делении других ядер

Правда

2

Если даже все полученные нейтроны просто поглощаются ядром, или покинут кусок урана,  то ядерная реакция деления  возникает

Ложь

3

Цепная реакция деления ядер урана может возникнуть только при определенной критической массе урана

Правда

4

Если масса урана равна критической массе, то возникает управляемая цепная реакция деления (число нейтронов не изменяется, коэффициент размножения нейтронов равен  больше единице)

Ложь

5

Если масса урана больше критической массы, то возникает неуправляемая взрывная цепная реакция деления (число нейтронов увеличивается лавинообразно. Коэффициент размножения больше единицы)

Правда

 

Задание 2.

Докончить мысль: Критическую массу урана можно уменьшить, если применять:

Ожидаемые ответы.

1) замедлители нейтронов (графит, вода H2O или тяжелая вод D2O) – уран 235 делится только под действием «медленных нейтронов»;

2) Делать урановые шарики с оболочкой отражающей нейтроны изнутри (оболочки из беррилия) – меньше нейтронов покидают кусок урана.

3) Обогащать природный уран ураном 235, и очищать от других примесей.

 Критическая масса шарообразного куска урана 235 равна 50 кг, при этом его радиус составляет всего 9 см (большая плотность), можно уменьшить массу до 0,8 кг.

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал №1

25-38 мин

Выделяющаяся при делении ядер урана энергия огромна. При делении каждого ядра выделяется 200 МэВ. А при полном делении всех ядер, содержащихся в 1 кг урана, выделяется такая же энергия, как и при сгорании 3000 т угля или 2500 т нефти. При этом эта энергия может выделиться мгновенно.

Рассмотреть примеры применения ядерной энергии.

Работа в парах: Учащиеся изучают готовую информацию о различных блоках и элементах ядерного реактора. Особое внимание обратить на функциональные особенности каждой части реактора. Учащиеся должны заполнить рабочий лист.

 

Рабочий лист:

1. Что называют ядерным реактором: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Ядерным реактором называется устройство, в котором осуществляется и поддерживается управляемая цепная реакция деления некоторых тяжелых ядер.

2. Назначение ядерного реактора: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Преобразование внутренней энергии атомного ядра в электрическую энергию.

3. Заполняют таблицу: Учащиеся должны заполнить пробелы в таблице.

Элементы ядерного реактора

Применение

Уран – 235

Источник энергии, ядерное топливо

Графит, вода,

Замедляет нейтроны, теплоноситель

Отражатель

Отражает нейтроны

Бетон

Защищает от радиации

Стержни

Регулируют скорость реакции

Теплообменник

Соединяет 2 контура с водой

Насосы

Обеспечивают циркуляцию воды

Змеевик

Вода превращается в пар

Турбина

Превращает энергию пара в энергию вращения

Генератор

Превращает механическую энергию в электрическую

Конденсатор

Пар превращается в воду

Презентация,

раздаточный материал №2, рабочий лист

38-40 мин

Рефлексия.

Продолжите предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

Домашнее задание: Исследовать аспекты атомной отрасли Казахстана и сделать доклад в парах.

Темы докладов:

·         Добывание урана

·         Выработка топливных таблеток

·         Тематическое исследование казахстанского реактора

·         Производство электроэнергии из ядерной энергетики

·         Обзор ядерной энергетики во всем мире

·         Ядерная безопасность.

http://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-g-n/kazakhstan.aspx

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Все учащиеся:

смогут описать условия протекания цепной ядерной реакции и описать принцип действия ядерного реактора

Большинство учащихся:

смогут написать уравнения ядерных превращений для ядерных реакций деления

Некоторые ученики:

смогут назвать преимущества АЭС перед другими видами электростанций;

смогут назвать проблемы, связанные с работой ядерных реакторов.

Посредством фронтальных вопросов.

Посредством заданий в течение всего урока: парная работа, работу у доски

 

Здоровье и техника безопасности:

Соблюдение правил поведения в кабинете.                                  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также