1 урок
|
Раздел долгосрочного плана: Раздел (9.4 В): Атомное ядро |
Школа: |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Дата: |
ФИО учителя: |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Класс: 9 класс |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||||
|
Тема урока |
Деление тяжелых ядер, цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
9.6.2.4 описывать условия протекания цепной ядерной реакции; 9.6.2.5 описывать принцип действия ядерного реактора. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Цели урока |
- познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Критерии оценивания |
- знает, что в ядерных реакциях сохраняются число нуклонов, число протонов и энергия массы; - описывает механизм деления ядра; - знает, что такое критическая масса; - описывает условия протекания цепной реакции; - знает устройство ядерного реактора; - объясняет по схеме принцип работы ядерного реактора. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Языковые цели
|
Лексика и терминология:
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Привитие ценностей |
В парной работе формировать такие качества личности как уважение к друг другу, уважение мнений других; при оценивании – честность, прозрачность. При самостоятельной работе – добросовестность. Понимание роли и достижения физики в различных областях человеческой деятельности, таких как технология, коммуникация, медицина, сельское хозяйство, различные виды промышленности и энергетики. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Межпредметные связи |
Межпредметная связь с математикой |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Навыки использования ИКТ |
Работа с интерактивной доской |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Предварительные знания |
математика — применять формулы для расчета, биология и география — влияние результатов ядерных реакций на окружающий мир, химия — получение химических элементов в результате радиоактивного распада, расчет протонов, нейтронов и электронов (их кол-ва, массы) |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||
|
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||
|
Начало 0-5 мин |
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Целеполагание. Актуализация знаний: 1. Каков состав атомных ядер: Li, K, Co? (Ответ: Li: Z=3, N=3; K: Z=19, N=20; Co: Z=27, N=31) 2. Каковы особенности ядерных сил? (Ответ: Это-ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания.) 3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу. (Ответ: N=N02-t/T, где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. N0-число радиоактивных атомов в начальный момент времени. N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t.) 4. Что называется ядерной реакцией? (Ответ: Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом.) 5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях? (Ответ: В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа.) 6. Как рассчитать энергию связи атомных ядер? (Ответ: Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны - E = Δmc2) 7. Что называется энергетическим выходом ядерной реакции? (Ответ: Q = (M1– M2)c2 = Δmc2 , где M1 – массы исходных продуктов, M2 – массы конечных продуктов реакции.) |
Презентация |
||||||||||||||||||||||||||
|
5-10 мин |
Обратить внимание на график зависимости удельной энергии связи от массового числа. Вопрос: Назовите наиболее эффективные пути высвобождения внутренней энергии из ядра? (Ответ: 1. Синтез более массивных ядер из самых легких. 2. Деление массивных ядер А~ 200) Вопрос: При каких условиях возможно деление ядра? Под действием каких частиц возможно деление ядра урана: протонов, альфа-частиц или нейтронов? (Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны. (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность) Делают вывод: Деление возможно, если ядро возбудить или столкнуть с нейтроном. |
Презентация |
||||||||||||||||||||||||||
|
10-20 мин |
Проблемный вопрос: Где брать нейтроны для поддержания непрерывной длительной реакции?
Обьяснение нового материала по презентации: · Открытие деления урана · Механизм деления ядра под действием нейтрона · Понятие цепной реакции и условия ее протекания. Демонстрация видеоролика о цепной ядерной реакции. · Изотопы урана. · Критическая масса · Коэффициент размножения нейтронов |
Презентация, видеоролик цепной ядерной реакции, анимация: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee8f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_7.swf
|
||||||||||||||||||||||||||
|
20-25 мин |
Решение примеров у доски: Заполните недостающие элементы в уравнениях ядерных превращений для ядерных реакций деления: 1.
2.
3.
4. Работа в парах: Задание 1. 1. Какие факторы способны влиять на протекание цепной реакции? Ответ: Возможность протекания цепной реакции определяется массой урана, количеством примесей в нем, наличием оболочки и замедлителя. 2. В таблице укажите «правда» или «ложь» рядом с утверждением.
Задание 2. Докончить мысль: Критическую массу урана можно уменьшить, если применять: Ожидаемые ответы. 1) замедлители нейтронов (графит, вода H2O или тяжелая вод D2O) – уран 235 делится только под действием «медленных нейтронов»; 2) Делать урановые шарики с оболочкой отражающей нейтроны изнутри (оболочки из беррилия) – меньше нейтронов покидают кусок урана. 3) Обогащать природный уран ураном 235, и очищать от других примесей. Критическая масса шарообразного куска урана 235 равна 50 кг, при этом его радиус составляет всего 9 см (большая плотность), можно уменьшить массу до 0,8 кг. |
Презентация
Раздаточный материал №1 |
||||||||||||||||||||||||||
|
25-38 мин |
Выделяющаяся при делении ядер урана энергия огромна. При делении каждого ядра выделяется 200 МэВ. А при полном делении всех ядер, содержащихся в 1 кг урана, выделяется такая же энергия, как и при сгорании 3000 т угля или 2500 т нефти. При этом эта энергия может выделиться мгновенно. Рассмотреть примеры применения ядерной энергии. Работа в парах: Учащиеся изучают готовую информацию о различных блоках и элементах ядерного реактора. Особое внимание обратить на функциональные особенности каждой части реактора. Учащиеся должны заполнить рабочий лист.
Рабочий лист: 1. Что называют ядерным реактором: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: Ядерным реактором называется устройство, в котором осуществляется и поддерживается управляемая цепная реакция деления некоторых тяжелых ядер. 2. Назначение ядерного реактора: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: Преобразование внутренней энергии атомного ядра в электрическую энергию. 3. Заполняют таблицу: Учащиеся должны заполнить пробелы в таблице.
|
Презентация, раздаточный материал №2, рабочий лист |
||||||||||||||||||||||||||
|
38-40 мин |
Рефлексия. Продолжите предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» Домашнее задание: Исследовать аспекты атомной отрасли Казахстана и сделать доклад в парах. Темы докладов: · Добывание урана · Выработка топливных таблеток · Тематическое исследование казахстанского реактора · Производство электроэнергии из ядерной энергетики · Обзор ядерной энергетики во всем мире · Ядерная безопасность. |
http://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-g-n/kazakhstan.aspx
|
||||||||||||||||||||||||||
|
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и
соблюдение техники безопасности |
||||||||||||||||||||||||||
|
Все учащиеся: смогут описать условия протекания цепной ядерной реакции и описать принцип действия ядерного реактора Большинство учащихся: смогут написать уравнения ядерных превращений для ядерных реакций деления Некоторые ученики: смогут назвать преимущества АЭС перед другими видами электростанций; смогут назвать проблемы, связанные с работой ядерных реакторов. |
Посредством фронтальных вопросов. Посредством заданий в течение всего урока: парная работа, работу у доски
|
Здоровье и техника безопасности: Соблюдение правил поведения в кабинете.
|
||||||||||||||||||||||||||
|
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
||||||||||||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.