рабочая программа

  • Документация
  • docx
  • 06.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рабочая программа
Иконка файла материала раб программа литература-8 Бкласс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа №1

 

 

Утверждаю:

Директор МБОУ БСОШ №1

__________ О.А. Калинина

Приказ №_____ от ________ 2019 года

 

 

Рабочая программа

 

по литературе основного общего образования

8 Б класса

 

 

Количество часов-68

Программа разработана на основе авторской программы  (Ланин Б.А. «Литература. 5-9 классы: рабочая программа/ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова;  под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2017)  и  учебника «Литература» (Литература: 8 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова;  под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2017) 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

                                                                              Гунина Людмила Николаевна

                                                      I.            Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты обучающихся 8 класса, формируемые при изучении предмета «Литература»:

·         осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

·         понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа;

·         стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств;

·         воспитывать  чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

·         понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой культуры;

·         использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);

·         формулировать горизонт своих интересов;

·         пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и

понимать разницу между текстом и гипертекстом;

·         стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

Метапредметные

 

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к

целеполаганию, включая постановку новых целей;

·         самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

·         самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать

свою деятельность;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного

чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

Познавательные УУД:

·         самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную;

·         адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

·         пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным;

·         извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

·         владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,

детальным);

·         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

·         излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,

выборочно;

·         пользоваться словарями, справочниками;

·         осуществлять анализ и синтез;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·          строить рассуждения.

 

Коммуникативные УУД:

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

·         уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и

координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·         уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

·         уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·         уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·          осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

·         создавать тексты различного типа, стиля, жанра– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

·          адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

·         владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

·          высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·          выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

Предметные результаты

 

в познавательной сфере:

  •  понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  •  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  •  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  •  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  •  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 в ценностно-ориентационной сфере:

        • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

  •  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  •  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  •  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

·       понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

·       понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Классицизм

Личностные:

- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

- формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

- понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа.

 

Метапредметные:

- осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию из текста, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

- уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы;

- построение устного высказывания- уметь выделять информацию из художественного текста;

- уметь осуществлять анализ текста.

 

Предметные:

-  знать особенности творчества писателей эпохи классицизма (Ломоносов, Мольер, Фонвизин);

- уметь выразительно читать поэтическое произведение;

-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному

 

Сентиментализм

Личностные:

- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

- формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

- понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой культуры;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);

- формулировать горизонт своих интересов.

 

Метапредметные:

- осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию из текста, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

- уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы;

- построение устного высказывания- уметь выделять информацию из художественного текста;

- уметь осуществлять анализ текста.

 

Предметные:

- знать особенности творчества поэтов эпохи сентиментализма(Карамзин. Куприн);

- знать особенности сентиментализма, как литературного направления;

- уметь составлять характеристику героя.

 

Русская литература XIXXX века

Личностные:

- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

- формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

- понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой культуры;

- понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа.

 

Метапредметные:

- осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию из текста, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

- уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы;

- построение устного высказывания;

- уметь выделять информацию из художественного текста;

- уметь осуществлять анализ текста;

- формулировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.

 

Предметные:

- знать особенности творчества поэтов к XIX-XX ( Державин, Жуковский, Батюшков, Боратынский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Тургенев,Чехов);

- уметь анализировать художественный текст;

- находить в тексте  художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики;

-уметь анализировать поэтическое произведение;

- уметь анализировать эпический художественный текст;

- сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей.

 

Из зарубежной литературы.

Личностные:

- духовное развитие через работу с понятием и текстом;

- понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой культуры;

- понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа;

- стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств;

- воспитывать  чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

 

Метапредметные:

- осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию из текста, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

- уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы;

- построение устного высказывания

- уметь выделять информацию из художественного текста;

- уметь осуществлять анализ текста.

 

Предметные:

- знать особенности творчества зарубежных писателей ( Д.Алигьери, У. Шекспир, Гёте, Дж.Р.Р. Толкиен, Голдинг)

- уметь выявлять характерные черты трагического и комического в литературе;

- уметь выделять этапы развития сюжета;

- уметь сопоставлять тексты зарубежных произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В.

Личностные:

- духовное развитие через работу с понятием и текстом;

- понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой культуры;

- понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа;

- стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств;

- воспитывать  чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Метапредметные:

- осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию из текста, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

- уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы;

- построение устного высказывания

- уметь выделять информацию из художественного текста;

- уметь осуществлять анализ текста.

Предметные:

- знать особенности творчества писателей XX века ( Паустовский, Пьецух)

- уметь анализировать художественное произведение.

- построение устного высказывания

 

Виды деятельности обучающихся, направленные на  достижение результата

1.      Познавательная деятельность: чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами.

2.      Творческая деятельность: создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы.

3.      Коммуникативная деятельность: умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.

4.      Исследовательская деятельность: создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной и или мировой литературой.

 

   Поскольку самым важным предметным результатом, который достигается при  изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, необходимо выделить чтение в качестве ведущей деятельности в освоении литературы.

 

Организация  проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

 

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Цель учебно-исследовательской деятельности:

·         развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути;

 

·         обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

 

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности являются: информационные исследования, творческие работы, социальные, прикладные, учебные эксперименты способствующие воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне обучающиеся овладеют умением выбирать необходимые средства, принимать решения для выполнения задачи. Они получат возможность развить способность к разработке  и поиску нестандартных решений.

              В ходе изучения разделов «Литература ХΙХ века», «Классицизм», «Сентиментализм «Из зарубежной литературы» обучающиеся смогут выполнить проектное задание, создать презентацию, подготовить рассказ, используя приведённые факты и найденную информацию, написать отчет о проведённом исследовании, провести исследование.

 

          Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся отражают результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования через

·         освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

·         аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость, готовность преодолевать трудности;

·         освоение научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской и инновационной деятельности;

·         развитие коммуникативной компетентности

 

        Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях по русскому языку могут быть следующими:

·         урок-исследование, урок-конкурс, урок-лаборатория, урок -творческий отчёт, урок –рассказ о писателях, урок -защита исследовательских проектов,  урок открытых мыслей;

·         учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

·         домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

 

Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся:

             Обучающийся научится:

·          планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

·          выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

·          распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

·         ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

·         отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

·         видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

        Обучающийся получит возможность научиться:

·         самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

·         использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

·         целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

·         осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

 

             Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы,  которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

               

                 Результаты творческих проектов по литературе могут быть представлены газетами, журналами, сборниками сочинений, сказками, сценариями видеофильмов, тематических вечеров и т.п., публикациями в школьной газете, на школьных сайтах или в сетевых проектах, мультимедийными продуктами монопредметного или междпредметного характера. В таких проектах обучающиеся самостоятельно прорабатывают структуру совместной деятельности и презентацию результатов.

 

Система оценки планируемых результатов

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

·         знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

·         умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

·         понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

·         знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

·         умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

·         уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

Оценка устных ответов обучающихся.

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 

Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

·         соответствие работы ученика теме и основной мысли;

·         полнота раскрытия темы;

·         правильность фактического материала;

·         последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

·         разнообразие словаря и грамматического строя речи;

·         стилевое единство и выразительность речи;

·         число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

 

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

 Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в

содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

 

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %

 

Оценка творческих работ

 Творческая работа выявляет сформированности уровня грамотности и компетентности обучающегося, является основной формой проверки умения обучающимся правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку обучающегося.

      Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

   Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: 

·         соответствие работы ученика теме и основной мысли;

·          полнота раскрытия тема; 

·         правильность фактического материала; 

·         последовательность изложения. 

 При оценке речевого оформления учитываются: 

·         разнообразие словарного и грамматического строя речи; 

·         стилевое единство и выразительность речи; 

·         число языковых ошибок и стилистических недочетов. 

 При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается :

·         правильное оформление сносок; 

·         соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; 

·         реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; 

·         широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; 

·         целесообразность использования тех или иных источников. 

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка. 

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.   

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. 

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. 

 При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу. 

 

Критерии оценивания проектной деятельности

 

Критерии

Максимальный  уровень  достижений  обучающихся

1

Планирование  и  раскрытие  плана,  развитие  темы

4

2

Сбор  информации

4

3

Выбор  и  использование  методов  и  приемов

4

4

Анализ  информации

4

5

Организация  письменной  работы (презентации)

4

6

Анализ  процесса  и  результата

4

7

Личное  участие

4

ИТОГО

28

 

Общий  уровень  достижений  обучающихся  переводится  в  отметку  по  следующей  шкале:  28-21  баллов:  «5»;  20-16  баллов:  «4»;  15-8  баллов:  «3»;  7-0  баллов:  «2».

1.  Планирование  и  раскрытие  плана,  развитие  темы.  Высший  балл  ставится,  если  обобучающийся  определяет  и  четко  описывает  цели  своего  проекта,  дает  последовательное  и  полное  описание  того,  как  он  собирается  достичь  этих  целей,  причем  реализация  проекта  полностью  соответствует  предложенному  им  плану..

2.  Сбор  информации.  Высший  балл  ставится,  если  персональный  проект  содержит  достаточное  количество  относящейся  к  делу  информации  и  ссылок  на  различные              источники.

3.  Выбор  и  использование  методов  и  приемов.  Высший  балл  ставится,  если  проект  полностью  соответствует  целям  и  задачам,  определенным  автором,  причем  выбранные   эффективно  использованные  средства  приводят  к  созданию  итогового  продукта         высокого  качества.

4.  Анализ  информации.  Высший  балл  по  этому  критерию  ставится,  если  проект  четко  отражает  глубину  анализа  и  актуальность  собственного  видения  идей  обучающимся,  при  этом  содержит  по-настоящему  личностный  подход  к  теме.

5.  Организация  письменной  работы.  Высший  балл  ставится,  если  структура  проекта  и  письменной  работы  (отчета)  отражает  логику  и  последовательность  работы,  если    использованы  адекватные  способы  представления  материала  (диаграммы,  графики,  сноски,  макеты,  модели  и  т.  д.).

6.  Анализ  процесса  и  результата.  Высший  балл  ставится,  если  обучающийся  последовательно  и  полно  анализирует  проект  с  точки  зрения  поставленных  целей,  демонстрирует  понимание  общих  перспектив,  относящихся  к  выбранному  пути.

7.  Личное  участие.  Считается  в  большей  степени  успешной  такая  работа,  в  которой наличествует  собственный  интерес  автора,  энтузиазм,  активное  взаимодействие  с        участниками  и  потенциальными  потребителями  конечного  продукта  и,  наконец,  если    ребенок  обнаружил  собственное  мнение  в  ходе  выполнения  проекта. 

 

II.Содержание учебного предмета «Литература»

Учебник «Литература 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х ч. Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,2017.

Ведущая тема по литературе в 8 классе – литература в поисках героя. К программе предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения, как из русской литературы, так и из зарубежной – «Советуем прочитать».

Это  второй этап знакомства с литературой как с особого рода творчеством и феноменом духовной культуры, а также этап накопления читательского опыта. Обучающиеся получают первоначальные навыки целостного анализа достаточно больших по объему произведений: повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и др. На данном этапе продолжается формирование практических навыков анализа поэтического текста. В содержании курса наряду с классическими произведениями, литературой XIXXX века, широко представлены современные произведения.

               Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у обучающихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт обучающихся.

               Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

 

Воспитывающим и развивающим потенциалом учебного предмета являются:

·                воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·                развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

·                 освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·                совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;  написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

 

Межпредметные связи курса «Литература»

 

             Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

       И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

       Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

           Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

 

Ключевые темы в их взаимосвязи,  преемственность по годам изучения

В программу включены произведения литературы XVIII—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти обучающихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли обучающихся: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у обучающихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт обучающихся.

Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.

Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания обучающихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.

Программа полностью обеспечивает учебную деятельность обучающихся на уроке и дома. Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.

Структурно-содержательные особенности программы по литературе для 5–9 классов (учебник под ред. Ланина Б.А.).

I этап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта обучающихся.

 II этап (7-8 классы) Этап развития литературного вкуса. На этом этапе происходит расширение системы ключевых теоретико- и историко-литературных понятий, призванных стать основой для складывающихся у обучающихся эстетических и нравственных ценностей.

III этап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.

 

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе — особенности труда писателя, его пози­ция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

 

В программе для 8 класса представлены следующие разделы:

·         Классицизм

·         Сентиментализм и его традиции

·         Русская литература XIX века.

·         Из русской литературы XX века.

·         Из зарубежной литературы.

 

Реализация программы предполагает максимальное включение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание уделяется общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

 

Наименование разделов, характеристика основных содержательных линий, перечень контрольных работ, работ по развитию речи.

Наименование разделов

Перечень  контрольных работ, работ по развитию речи, проектов

Классицизм

Р.р. Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Сентиментализм и его традиции

Р.р.Сочинение-рассуждение.  «Маленький» ли человек Желтков?

Русская литература XIX века

Проверочная работа по теме «Анализ стихотворений».

Проверочная работа по лирике А.С. Пушкина.

Р.р. Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Контрольная работа  по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Р.р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Из зарубежной литературы

Итоговая контрольная работа

 

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно плану МБОУ БСОШ № 1 для образовательных учреждений Ростовской области на 2019-2020 учебный год  для  изучения литературы в 8 классе отводится 70 часов, в расчете 2 часа в неделю. Темы уроков, выпавшие на праздничные дни (24.02., 09.03.), будут даны за счет уплотнения учебного материала, программа будет пройдена за 68 часов.


III. Тематическое планирование

 

№ п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Классицизм

1

2 ч

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество.

«Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова: торжественная, философская, духовная ода. Воспевание России в торжественной оде, обращение к императрице с похвалой и поучением. Композиция произведения, метафоричность стиля. Ломоносов и его «теория трех штилей» как основа иерархии жанров классицизма.

Теория литературы. Литературные направления (начальное понятие). Классицизм как литературное направление: идеология и эстетика. Ода. Поэма-трактат Н. Буало «Поэтическое искусство».

 

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные. Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Осуществлять для решения учебных задач операции классификации. Выбор оснований и критериев для сравнения.

Коммуникативные. Сотрудничество в поиске и сборе информации.

Планировать в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия.

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Оценивание собственной деятельности, определение своей позиции.

2

2 ч

Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.

Теория литературы. Комедия классицизма.

 

3

3 ч

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга.

 «Недоросль» (сцены из комедии). Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Проблемы воспитания, образования гражданина. Приёмы создания комического эффекта. «Говорящие» фамилии и имена, речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения. Смысл финала комедии.

Теория литературы. Исторические корни драмы. Комедия как драматический жанр. Классицистическая пьеса.

 

Регулятивные Планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия. Контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивает свои достижения. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведении. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Формулировать   собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Сентиментализм и его традиции

 

4

3 ч

Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.

«Бедная Лиза». Поэтика сентиментальной повести. Своеобразие проблематики произведения: «естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.

Теория литературы. Сентиментализм как литературное направление. Русский сентиментализм, его основные черты и особенности.

 

 

Личностные  Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Признание для себя общепринятых морально-этических норм.Способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия.

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Осознание качества и уровня усвоения

Познавательные Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Строить небольшие монологические высказывании.

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

Сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

5

4 ч

А.И. Куприн. Жизнь и судьба.

«Гранатовый браслет». Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

 

Русская литература XIX в.

6

2 ч

Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина.

Теория литературы. Элегия, идиллия, баллада, романс как жанры романтической поэзии.

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта.

«Памятник», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки». Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов.

 

Регулятивные Планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия. Контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивает свои достижения. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведении. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Формулировать   собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные  Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Признание для себя общепринятых морально-этических норм. Способность к самооценке своих действий, поступков

7

1 ч

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Национальные черты в образе героини. Создание романтического характера. Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады.

«Невыразимое», «Море». Центральные темы и образы лирики Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Романтический образ моря. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов.

 

8

1 ч

К.Н. Батюшков. Жизнь и творчество поэта.

«Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...» (по выбору учителя) Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания.

 

9

1 ч

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта.

«Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя) «Поэзия мысли» Боратынского, её автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя. Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта. «Унылая» элегичность поэзии Боратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника.

 

Регулятивные Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия.

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Осознание качества и уровня усвоения

Познавательные Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Строить небольшие монологические высказывании.

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

Сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные  Умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Способность к самооценке своих действий, поступков. Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

 

Регулятивные Планировать в сотрудничестве одноклассниками необходимые действия.

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Внесение необходимых дополнений и корректив в план.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

 

Познавательные Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Самостоятельно находить информацию в материалах учебников. Осуществлять для решения учебных задач операции сравнения.Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

поискового характера

 

 

 

Личностные Умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Способность к самооценке своих действий,поступков. Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

 

Регулятивные Планировать в сотрудничестве одноклассниками необходимые действия.

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Внесение необходимых дополнений и корректив в план.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные  Умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Способность к самооценке своих действий, поступков. Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

Познавательные Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Самостоятельно находить информацию в материалах учебников. Осуществлять для решения учебных задач операции сравнения. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

поискового характера.

 

Регулятивные   Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Строить небольшие монологические высказывании.

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

 

10

8 ч

А.С. Пушкин. Жизнь и судьба.

«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар». Тема свободы в лирике А.С. Пушкина. Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг.

«К ***», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...». Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи А.С. Пушкина (музыка М.Л. Яковлева, М.И. Глинки, А.А. Алябьева, Б.П. Шереметева).

«Бесы». Особенности инструментовки стихотворения. Приёмы создания таинственной, мистической атмосферы.

 «Осень». Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.

«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.

«Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести (историческое исследование «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка»). Пугачёв в историческом труде и в романе. Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачёв, Екатерина II). Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об историческом романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Становление, развитие характера, личности Петра Гринёва.

Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении (художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок). Название и идейный смысл произведения.

Теория литературы. Система характеров в произведении.

 

 

11

6 ч

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба.

«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Романтизм и реализм в лирике поэта. Особенности метафоры. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

«Дума», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто пёстрою толпою окружён...», «И скучно, и грустно...». Духовный мир лирического героя поэзии Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Дж. Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых, искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Из Гёте». Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике Лермонтова.

«Прощай, немытая Россия...», «Родина». Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.  

Теория литературы. Лексическая, композиционная и стилистическая антитеза. Дума как литературный жанр.

«Мцыри». Гуманистический пафос произведения. «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой.

Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств.

Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Романтизм как литературное направление. Особенности русского романтизма (начальное понятие). Поэма как литературный жанр. Романтическая поэма

 

12

4 ч

 

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя.

«Ревизор». История создания комедии и её сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Образ типичного уездного города. Смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Сатирическое разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Образ Хлестакова. Городничий и чиновники.

Женские образы в комедии. Хлестаковщина как общественное явление. Приёмы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Гоголь о комедии..

«Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести (Петербург как символ вечного холода, отчуждённости, бездушия). Роль фантастического финала. Гуманистический пафос повести.

 

13

2 ч

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя.

«Бедные люди». Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.

 

Познавательные Осознавать познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Осуществлять для решения учебных задач операции классификации. Выбор оснований и критериев для сравнения.

 

Регулятивные   Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Строить небольшие монологические высказывании.

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

 

Коммуникативные Сотрудничество в поиске и сборе информации.

Планировать в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия.

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Оценивание собственной деятельности, определение своей позиции.

 

 

 

 

14

5 ч

И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя.

«Записки охотника». Понятие о цикле рассказов. История создания, основные темы- Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.

«Бирюк». Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.

«Певцы». Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.

«Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.

 

 

 

 

 

2

А.П. Чехов. Жизнь и судьба.

«Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.

 

Из зарубежной литературы

 

15

2 ч

Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад»). Данте и его время. Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика. Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы. Тема поиска истины и идеала. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл названия.

 

Регулятивные Планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия. Контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивает свои достижения. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

 

Познавательные Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

 

Коммуникативные Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведении. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Формулировать   собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Личностные  Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

 

 

16

3 ч

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены). Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.

Сонеты (по выбору учителя). Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

Теория литературы. Трагедия. Сонет.

 

17

И.В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). История создания. Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Проблема и цена истинного счастья.

 

18

 

 

Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец». В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни.

 У. Голдинг. «Повелитель мух». Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух».

 

 

Из русской литературы XX века.

19

1 ч

К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки). Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.

Теория литературы. Жанровые особенности очерка и эссе.

 

Регулятивные Планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия. Контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивает свои достижения. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведении. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Формулировать   собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные  Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Признание для себя общепринятых морально-этических норм.Способность к самооценке своих действий, поступков

 

20

1 ч

В.А. Пьецух. «Прометейщина». Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.

 

23

1 ч

Внеклассное чтение.

Познавательные Осознавать познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Осуществлять для решения учебных задач операции классификации. Выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные   Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Строить небольшие монологические высказывании.

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

24

Проверочные уроки. Уроки р.р.

25

2 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего: 68 ч.

Повторение и обобщение изученного.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Оборудование

Виды контроля

 

02.09

1

Вводный урок. Литература в поисках героя.

1

Коллективная, самостоятельная, фронтальная

Учебник

 ответы на вопросы

 

Классицизм (7+2 ч.)

 

04. 09

2

Классицизм. А.Буало «Поэтическое искусство»

1

Коллективная, самостоятельная, фронтальная

Текст, иллюстрации, презентация

 ответы на вопросы, выразительное чтение, составление плана.

 

09.09

3

М.В.Ломоносов. - реформатор русского языка, учёный, поэт.

 

1

Коллективная, самостоятельная, фронтальная

Текст, иллюстрации, презентация

 ответы на вопросы, выразительное чтение, работа с иллюстрацией, элементы анализа поэтического текста

 

11.09

4

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия...». «Теория трёх штилей».

1

Коллективная, самостоятельная, групповая

Текст, презентация

Чтение по ролям, характеристика героя зарубежной литературы

 

16.09

5

Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» Анализ эпизодов

1

Коллективная, самостоятельная

Текст,  презентация

Работа с текстом

 

18.09

6

Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество.

1

Самостоятельная

Тест

 

23.09

7

«Недоросль» Просветительская проблематика

1

Коллективная, самостоятельная

Текст,  презентация

Работа с текстом, комментированное чтение, ответы на вопросы, устное рисование.

 

25.09

8

Д.И. Фонвизин. «Недоросль» Нравственные проблемы в комедии

1

Коллективная, самостоятельная, групповая

текст

Работа с текстом, ответы на вопросы, выборочный пересказ, анализ эпизода

 

30.09

9

Тема воспитания в комедии «Недоросль»

1

Коллективная, самостоятельная

Текст

Работа с текстом, ответы на вопросы, выборочный пересказ, анализ эпизода, тест

 

02.10

10

Р.р. Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

Самостоятельная

 

Сочинение

 

Сентиментализм и его традиции — 6+1 ч

 

07.10

11

 Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество.

1

Коллективная, самостоятельная, групповая

 Презентация, учебник

Сообщения, беседа по вопросам

 

09.10

12

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Образ Лизы.

1

Коллективная, самостоятельная

Текст

беседа по вопросам, анализ эпизодов

 

14.10

13

Сюжет и композиция повести.  Открытый финал

1

Коллективная, самостоятельная

Текст

Беседа по вопросам, анализ эпизодов, инсценированное чтение

 

16.10

14

А.И.Куприн . Жизнь и творчество.

1

Коллективная, самостоятельная, групповая

Текст, иллюстрация

Доклады, ответы на вопросы

 

21.10

15

А.И. Куприн.  «Гранатовый браслет»

1

Коллективная, самостоятельная, групповая

Текст

Выразительное чтение, беседа по вопросам

 

23.10

16

А.И. Куприн.  «Гранатовый браслет».Тема любви.

1

Коллективная, самостоятельная, групповая

Текст, аудио

Составление тезисов, плана

 

28.10

17

Р.р.Сочинение-рассуждение.  «Маленький» ли человек Желтков?

1

Самостоятельная

 

Сочинение

 

Русская литература XIX в. — 6+1 ч

 

30.10

18

Поэты пушкинской поры.  Предшественники и современники А.С. Пушкина.

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, иллюстрации, презентация

Беседа, вопросы учебника, конспектирование

 

2четверть

11.11

19

 Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник»«Фелица»,        «Русские девушки»

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, иллюстрации, презентация

Выразительное чтение, анализ поэтического текста.

 

13.11

20

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта. «Светлана»

1

Коллективная, самостоятельная, групповая

Учебник, иллюстрации, презентация

Анализ  поэтического текста.

 

18.11

21

В.А. Жуковский. «Невыразимое»«Море».

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, иллюстрации, презентация

Выразительное чтение, анализ поэтического текста.

 

20.11

22

К.Н. Батюшков. «Вакханка», «Мой гений»«Есть наслаждение и в дикости лесов…»

1

Коллективная, самостоятельная, групповая

Учебник, иллюстрации, презентация

Выразительное чтение, анализ поэтического текста.

 

25.11

23

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество. «Родина»«Разуверение».

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

Беседа, вопросы учебника

 

27.11

24

Проверочная работа по теме «Анализ стихотворений».

1

Самостоятельная

Стихотворения

Анализ стихотворений

 

А.С. Пушкин – 8 часов + 2

 

02.12

25

А.С. Пушкин. Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник

Беседа, вопросы учебника, выразительное чтение наизусть 

 

04.12

26

Своеобразие любовной лирики поэта.

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

 

09.12

27

 Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция.

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация, аудио

Чтение наизусть, элементы анализа поэтического текста, беседа по вопросам

 

11.12

28

 Болдинская осень. «Размышления о природе творчества.  

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, аудио

 

16.12

29

Проверочная работа по лирике А.С. Пушкина.

1

Самостоятельная

Учебник

Анализ стихотворений

 

18.12

30

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Гл.1-2

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник

Выразительное чтение, беседа по вопросам.

 

23.12

31

Порядки в Белогорской крепости. Гринёв и Швабрин.

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация, аудио

Выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа художественного текста. Составление характеристики героев

 

25.12

32

Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта.

1

Коллективная, самостоятельная

 

3четверть 13.01

33

 Образ Маши Мироновой.

1

Коллективная, самостоятельная

 

15.01

34

Р.р. Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

Самостоятельная

 

Сочинение

 

М.Ю. Лермонтов – 6+1 часов

 

20.01

35

М.Ю. Лермонтов. Тема поэта и поэзии .

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация, аудио

Выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа поэтического текста

 

22.01

36

Судьба поколения в лирике М.Ю. Лермонтова.. («Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», 

1

Коллективная, самостоятельная

презентация, аудио

Чтение наизусть, беседа по вопросам, элементы анализа поэтического текста

27.01

37

Философская лирика Лермонтова

1

 

 

 

Коллективная, самостоятельная

Учебник, иллюстрация

Беседа, вопросы учебника, конспектирование

 

29.01

38

Тема Родины в лирике Лермонтова.

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, иллюстрация

Беседа, вопросы учебника, выборочное чтение, таблица,

 

03.02

39

М.Ю. Лермонтов. Романтическая поэма «Мцыри»

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, иллюстрация

 вопросы учебника

 

05.02

40

Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Особенности языка поэмы

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, иллюстрация

Комментированное    чтение

 

10.02

41

 Контрольная работа  по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

Самостоятельная

Тест, анализ поэтического текста

 

Н.В. Гоголь – 4+1 часов

 

12.02

42

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор»

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник

Беседа, вопросы учебника,  выборочное чтение, ответы на вопросы

 

17.02

43

Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо» .

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник

Беседа, сопоставление сюжетов, персонажей

 

19.02

44

 Хлестаковщина как общественное явление.

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

Беседа, вопросы учебника, конспектирование

 

26.02

45

Р.р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

Самостоятельная

Сочинение

 

02.03

46

Гоголь Н.В «Шинель». «Маленький человек» в русской литературе

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник

Выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа поэтического текста

 

Ф. М. Достоевский (2ч.)

 

04.03

47

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди»

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

беседа по вопросам, конспектирование, презентация

 

11.03

48

 Традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, аудио

Выразительное чтение, беседа по вопросам, сравнение произведений, конспектирование

 

И.С. Тургенев - 5 ч

 

16.03

49

И.С. Тургенев.

«Записки охотника». История создания.

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

Конспектирование, анализ текста, характеристика героя

 

18.03

50

 «Бирюк»

Роль пейзажа в раскрытии образа героя.

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник,

Анализ  текста

 

4четверть

30.03

51

«Певцы»

Образы Дикого Барина и Якова Турка.

1

 

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

Конспектирование, анализ текста, характеристика героя

 

01.04

52

Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася». 

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник,

Конспектирование, анализ текста, характеристика героя

 

06.04

53

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси.  Тема рока в повести.

1

Учебник,

 

А.П. Чехов (2ч)

 

08.04

54

А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином».

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

Выразительное чтение, беседа по вопросам,

13.04

55

А.П. Чехов. История человеческой жизни как основа сюжета. «Попрыгунья»

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, аудио

Выразительное чтение, беседа по вопросам

 

Из зарубежной литературы — 8 ч

 

15.04

56

Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад»)

 

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник

Выборочное чтение, беседа по вопросам

 

20.04

57

Пороки человечества и наказание за них.

Числовая символика

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник

 Вопросы  учебника,  выборочное чтение,

 

22.04

58

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Тема любви и рока в трагедии.

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

Беседа, конспектирование, комментированное чтение

 

27.04

59

Эволюция образов Ромео и Джульетты

1

Коллективная, самостоятельная

текст

Беседа, работа с текстом, выборочное чтение, ответы на вопросы

 

29.04

60

У. Шекспир .Сонеты

1

Коллективная, самостоятельная

текст

 

04.05

61

И.В. Гёте. «Фауст». Герой в поисках смысла жизни.

1

Коллективная, самостоятельная

текст

Беседа, выборочное чтение, ответы на вопросы

 

06.05

62

Дж.Р.РТолкиен (Толкин). «Властелин колец»

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

Беседа, конспектирование

 

11.05

63

У. Голдинг. «Повелитель мух»

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник

Беседа, работа с учебником, выборочный пересказ

 

Из русской литературы XX века (4+1)

 

13.05

64

К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки)

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник

Вопросы  учебника,  выборочное чтение,пересказ

 

18.05

65

Итоговая контрольная работа

1

Самостоятельная

Итоговый тест

 

20.05

66

В.А. Пьецух. «Прометейщина».  Мифологический сюжет в современной литературе

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

Вопросы  учебника,  выборочное чтение,пересказ

 

25.05

67

 Вн/чт В.Г.Распутин. Нравственные уроки повести «Пожар»

1

Коллективная, самостоятельная

Учебник, презентация

Беседа, конспектирование

 

27.05

68

 Итоговый урок

1

Коллективная

Презентация

Беседа

 

 


 

Посмотрите также