Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство
7 кл—11 кл
10.11.2022
Рабочая программа
Волшебные краски.docx

Пояснительная записка

 

(программа рассчитана на детей 9-14 лет)

(срок реализации 1 год )

 

Программа “Волшебные краски” предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся с 3 по 9 класс и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

 

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

 

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.

 

Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания .

 

Программа кружка рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

 

Набор в кружок свободный. Состав группы постоянный. Количество - 15 человек.

 

Цель: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

 

Основными задачами являются:

 

эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;

развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;

обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.

 

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.

 

Содержание программы

1. Вводное занятие “Как стать художником?”(1ч.) ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.

 

2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (3ч.)

 

ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.

 

ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.

 

3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2ч.).

 

ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

 

ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

 

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

 

4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)

 

ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.

 

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.

 

5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).

 

ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.

 

ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.

 

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

 

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

 

6. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).

 

ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

 

ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.

 

7. Использование карандашей в рисовании цветов (3ч.).

 

ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

 

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.

 

8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).

 

ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.

 

ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

 

9. Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).

 

ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

 

10. Многослойная живопись на тему “Африка” (3ч.).

 

ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.

 

ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.

 

11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).

 

ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.

 

ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.

 

Средство выразительности: пятно.

 

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

 

12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).

 

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.

 

Средство выразительности: пятно.

 

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

 

13. Техника рисования “Свеча + акварель” (3ч.).

 

ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

 

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

 

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

 

14. Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).

 

ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.

 

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

 

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

 

15. Техника рисования “Пуантилизм” (3ч.)

 

ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”

 

ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”

 

16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч.).

 

ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.

 

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

 

17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.).

 

ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.

 

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.

 

18. “Подводное царство” - рисование рыбок.

 

ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

 

ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.

 

19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

 

ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.

 

ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.

 

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

 

ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.

 

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

 

20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

 

ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

 

Средства выразительности: фактура, объём.

 

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

 

21. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.

 

ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

 

22. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.

 

ПРАКТИКА: Организация выставки работ.

 

Требования к уровню подготовки

 

учащиеся должны ЗНАТЬ:

 

1) разные приёмы рисования;

 

2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – Майданскую роспись;

 

3) понятие “стилизация”, “пуантилизм”;

 

4) нетрадиционные техники рисования;

 

5) воздушную и линейную перспективу.

 

УМЕТЬ:

 

1) работать в различной технике рисования;

 

2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

 

3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

 

4) творчески подходить к выполнению работы.

 

Учебно-тематический план

 

 развернуть таблицу

№п/п   Дата      Тема     Ко-во час            Содержание контроля знаний и умений

план     факт

1.                                           Вводное занятие “Как стать художником?       1             Знать технику безопасности при работе с различными материалами.

2-4                                        “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки.        3             Знать, что такое композиция, правила её составления.

Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью.

 

5-6                                        “Город мастеров” - работа в технике граттаж.              2             Знать этапы выполнения техники граттаж.

Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая правила при работе в данной технике.

 

7-9                                        “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.    2             Знать этапы построения матрёшки.

Уметь выполнять роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

 

10-12                                    “Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования.       3              Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине.

 

13-14                                    Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.     2              Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли.

 

15-17                                    Использование карандашей в рисовании цветов.       3             Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов.

 

18-19                                    Художественный приём “заливка”. Рисование неба. 2             Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба.

20-22                                    Рисование по - сырому. Пейзаж.           3             Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома.

23-25.                                  Многослойная живопись на тему: “Африка”. 3             Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники.

Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания.

 

26                                          Кляксография обычная. Рисование природы. 1             Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”,способы рисования кляксами.

Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном.

 

27                                          Кляксография трубочкой.         1

28-30                                    Техника рисования “Свеча + акварель”.           3             Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

31                                          Рисование пальчиками (творческая работа). 1             Уметь разрабатывать идеи творческой работы

средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией.

 

32-34                                    Техника рисования “Пуантилизм”        3             Знать понятие техники рисования “Пуантилизм”. Уметь выполнять работу в данной технике.

35-38                                    Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.                4             Знать понятие линейной и воздушной перспективы, правила линейной и воздушной перспективы, использования точки схода при рисовании.

Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы.

 

39-41.                                  Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.      3             Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы.

Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись.

 

42-43                                    “Подводное царство” - рисование пейзажа на тему  2             Знать правила рисования рыб.

Уметь выполнять рисование рыб разного вида.

 

44-46                                    Морской пейзаж.          3             Знать этапы рисунка рыб, кораллов, морских животных.

Уметь строить композицию, подбирать колорит.

 

47-50                                    Многослойная живопись на тему: “Морская сказка” 3             Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники.

Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. Уметь выполнять морской пейзаж.

 

51-52                                    Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.            2              Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы.

53-55                                    Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов          3             Знать понятие стилизация, графика, выразительные средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах.

56-58                                    Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.            3              Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”.

59-63                                    Техника ала-прима. Натюрморт.          4             Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию натюрморта.

64-65                                    Живопись на картоне, камне. 2              Уметь использовать нетрадиционные материалы в живописи, создавать неповторимые сюжеты.

66-67                                    “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.             2              Уметь осознанно делать выбор техники и материалов для реализации задуманного.

68                                          Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке.     1             Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах.

 развернуть таблицу

Литература

 

Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007

Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008

А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010

Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.

Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007

В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010

С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.

Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007

А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009


 

Пояснительная записка (программа рассчитана на детей 9-14 лет) (срок реализации 1 год )

Пояснительная записка (программа рассчитана на детей 9-14 лет) (срок реализации 1 год )

Основными задачами являются: эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников; развивать художественно-творческие…

Основными задачами являются: эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников; развивать художественно-творческие…

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы

Средства выразительности: фактура, объём

Средства выразительности: фактура, объём

Учебно-тематический план развернуть таблицу №п/п

Учебно-тематический план развернуть таблицу №п/п

Использование карандашей в рисовании цветов

Использование карандашей в рисовании цветов

Подводное царство” - рисование пейзажа на тему 2

Подводное царство” - рисование пейзажа на тему 2

Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2022