Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №103»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 103» __________ И. Н. Ищук «___»___________2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №103» ____________________В.В.Ищук «___»__________2022 г. |
|
Рабочая программа
учителя-логопеда
Группы 1-4
(для учащихся первых классов с НВ ОНР)
Учебный год: 2022-2023
Общее кол-во часов 84, Учитель-логопед
кол-во часов в неделю 3 Соломина Анна Владимировна
Воронеж - 2022
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь. Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи (ОНР). Изучением этих проблем занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.
3 уровень ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков ( в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук Сь, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук С («сяпоги»), Ш («сюба» - шуба), Ц («сяпля» - цапля), Ч («сяйник» - чайник), Щ («сётка» - щётка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Правильно повторяя вслед за логопедом 3-4-хсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика - «Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные , временные и пространственные отношения.
4 уровень ОНР. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.
Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой речи. Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки).
При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; смелый мальчик – быстрый; дедушка старый – взрослый).
Стойкими остаются ошибки при употреблении:
1. уменьшительно-ласкательных существительных
2. существительных с суффиксами единичности
3. прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; клюк’овый- клюквенный; с’осный – сосновый);
4. прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый – хвастливый; улыбкиный – улыбчивый);
5. притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).
На фоне пользования многими сложными словами, которые часто встречаются в речевой практике (листопад, снегопад, самолет, вертолет и т.д.), отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов (вместо книголюб – книжник; ледокол – легопад, леготник, далекол; пчеловод – пчелы, пчельник, пчеловик; сталевар – сталь, столица).
Можно полагать, что указанные проявления объясняются тем, что в силу ограниченности речевой практики дети даже в пассивном плане не имеют возможности усваивать перечисленные категории.
К этому следует добавить, что обнаружить указанные пробелы в усвоении словарного запаса удалось лишь при скрупулезном обследовании с использованием обширного лексического материала. Как показало изучение практического опыта диагностики недоразвития речи, логопеды, как правило, ограничиваются предъявлением лишь 5-6 слов, из которых многие являются часто употребляемыми и хорошо знакомыми детям. Это приводит к ошибочным заключениям.
При оценке сформированности лексических средств языка устанавливается, как дети выражают «системные связи и отношения, существующие внутри лексических групп». Дети с четвертым уровнем речевого развития достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой – маленький), пространственную противоположность (далеко – близко), оценочную характеристику (плохой – хороший). Трудности проявляются в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – хождение, бежать, ходить, не бег; жадность – не жадность, вежливость; вежливость – злой, доброта, не вежливость.
Правильность называния антонимов во многом зависит от степени абстрактности предложенных пар слов..
С дифференциацией глаголов, включающих приставки “ото”, “вы”, также справляются не все дети: чаще подбираются слова, близкие к синонимам (пригнуть – загнуть; впустить – запустить; вкатить – закатить; отнимать – забирать).
Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением. Например, “румяный, как яблоко” трактуется ребенком как “много съел яблок”; “столкнуться нос к носу” – “ударились носами”; “горячее сердце” – “обжечься можно”;
Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков, лисов, собаков); в использовании некоторых предлогов (выглянул из двери – “выглянул из-за двери”; упал из стола – “упал со стола”; мяч лежит около стола и стула – вместо “между столом и стулом”). Кроме того, в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода.
Недостаточная сформированность лексико-грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно.
Это свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме.
У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже при выборе правильного образца спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему пользуются ошибочными формулировками. Своеобразие речевого развития этих детей тормозит темп их интеллектуального развития.
При ч е т в е р т о м уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.
Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными:
1) пропуски союзов (мама предупредила, я не ходил далеко – “чтобы я не ходил далеко”);
2) замена союзов (я побежал, куда сидел щенок – «где сидел щенок»);
3) инверсия (наконец, все увидели долго искали которого котенка – «увидели котенка, которого долго искали»).
Следующей отличительной особенностью детей ч е т в е р т о г о у р о в н я является своеобразие их связной речи.
1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.
3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Речевое недоразвитие у детей младшего школьного возраста
может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств
общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического
недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования.
Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря,
формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного
звукопроизношения.
Дети, имеющие отклонения в речевом развитии составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом (дисграфия) и чтением (дислексия). Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Предлагаемая Программа дает возможность коррекции нарушений устной речи и профилактики дисграфии и дислексии, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания младших школьников. Содержание рабочей Программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей, направлена на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков.
При разработке Рабочей Программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми с ОНР:
1. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием». Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина .
2. «Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения». Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи 3-4 уровня.
Задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление совместной деятельности с родителями школьников, педагогами МБОУ. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции речи детей, имеющих общее недоразвитие речи 3-4 уровня, оказание помощи детям в освоении общеобразовательной программы МБОУ СОШ.
Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.
На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).
Принципы построения коррекционной программы
В программе реализованы в соответствии этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы школьной коррекционной педагогики:
- Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи. В логопедическую группу зачисляются дети с невыраженным общим недоразвитием речи, для которого характерно нарушение формирования всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.
Общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.
План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка. В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР 3-4 уровня. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.
Календарно-тематическое планирование
I. Этап коррекционного обучения
СЕНТЯБРЬ |
|||
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание занятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
ОРГАНЫ РЕЧИ |
1 |
Сравнение неречевых и речевых звуков. Знакомство со строением речевого аппарата . Наблюдение за деятельностью речевого аппарата. Тренировка детей по схеме: «Строение речевого аппарата». Формирование навыков организации учебной работы, умения слышать и слушать, работать в коллективе. Развитие физического слуха и фонематического восприятия, слухового внимания. |
2 |
РЕЧЬ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
3 |
Уточнение представлений об отличии предложения от группы слов. Деление предложения на слова. Составление схем предложений, готовящих учащихся к раздельному написанию слов. Коллективная проверка и обоснование правильности выполнения задания с употреблением грамматических терминов по теме: «Составление предложений по вопросам, по картинкам как речевых единиц (на время)». Лексическая работа по теме: «Имена, отчества и фамилии людей». Четкое произнесение слоговых рядов из гласных (АУ, УА, ОА). Схемы рядов гласных звуков (красные кружки). Узнавание гласного звука в ряду (УА, АУЫ). Выделение гласного звука в сильной позиции в начале слова (Ира, Оля, Аня, Уля, Эля и др.). Развитие фонематического слуха. Игра «Что изменилось?» (Оля - Эля - Уля - Аля). Игра «Соберите слова из звуков» (А..У - АУ!, У. . . А - УА!). Формирование умения слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия. Формирование навыков организации учебной работы. Активизация мыслительной деятельности. Ориентация в частях тела -ведущая рука. Формирование: - зрительного восприятия . (Игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»); - тактильных ощущений. (Игра «Чем дотронулись?»); - слухового восприятия. (Игра «Что звучало?»); - представлений о ряде , как последовательности : слева направо и наоборот . (Игра «Скамеечки в парке»). Развитие мелкой моторики рук. (Игра «Пальчики здороваются». Развитие физического слуха и фонематического восприятия, слухового внимания.
|
3 |
Занятие в сенсорной комнате |
2 |
Нейройога (комплекс 1).
|
ОКТЯБРЬ |
|||
4 |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВО |
3 |
Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Тренировочные упражнения на определение количества и последовательности слов в предложении (цифрой, палочками на столе и т.д.). Составление распространенных предложений с данным словом (на время) , с заданным количеством слов (на время), из слов, данных вразбивку, по сюжетным картинкам. Интонирование предложений (-?.'). Тренировочные задания для наблюдения за интонацией понижения голоса, соотнося это с правилом обозначения границ предложения на письме. Составление схем предложений Работа по карточкам. Например: Карточка 1 Задания : 1. Прочитать текст и разделить его на предложения. 2. Списать текст , расставить знаки препинания в конце предложения. Четкое произнесение и чтение слогов из гласных звуков (АО, АУО, . . . ) с различным темпом . Ритмическое ударение в слогах асу, аоу, ... . (Утрированное произношение). Развитие фонематического слуха. Игра «Запомни и повтори ряды гласных звуков». Выделение гласного звука в начале слова, в фамилиях (Окунев, Уткин, Ивлев, Аристов и др . ) . Игра «Исключите лишнее слово: Олег, Андрей, Антон, Анатомия». Графическая схема гласного звука (красный кружок) . Анализ звукового ряда из двух гласных, из трех гласных (по звуковой линейке).
|
5 |
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
1 |
Использование символики по выбору логопеда. Формирование навыка восприятия интонации перечисления его в собственной речи. Чтение текста, выделение в нем законченных смысловых единиц-предложений. Графический диктант. Формирование понятия о роде, числе имен существительных (в практическом плане). Лексическая работа по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» с целью: -количественного роста словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); -качественного обогащения словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных значений слов, переносного значения слов и словосочетаний); -очищения словаря от искаженных просторечных и жаргонных слов . Четкое произношение и чтение слов типа МАК, ДЫМ и др. Ритмический рисунок слоговых рядов. Выделение последнего глухого согласного в слоге АЛ, в слове МАК. Звуковой анализ обратного слога и слов типа МАК, ДОМ. Развитие фонематического слуха: воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). Выделение ударного гласного из середины слов МАК, ДУБ и др. Формирование навыков организации учебной работы, умения отвечать на вопрос (полный ответ) . Ориентация в частях тела. (Игра «Что, кто слева?»). Формирование зрительного восприятия. (Игра «Назовите контурные изображения предметов»). Развитие физического слуха и фонематического восприятия, слухового внимания, слухо-речевой памяти. Развитие: тактильного восприятия. |
6 |
СЛОВА—ДЕЙСТВИЯ |
1 |
Формирование понятий о словах-действиях. Работа над лексическим и грамматическим значением слов {число, время, род). Графическое изображение слов –действий. Работа с символами (что делать? Воспроизведение слоговых рядов (закрытые слоги), ритмического рисунка слогов (АМ-АМ-АМ, АМ-АМ-АМ, ....). Преобразование обратных слогов в прямые. Четкое произнесение, чтение слогов закрытого типа и слов типа МАК, ДОМ, ДУБ, ДЫМ и др. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка выделения гласного звука из начала слова, из середины слов типа МАК и гласного ударного из конца слова (ОСЕНЬ, САД, ДОЖДЬ , ЛУК , ОГУРЦЫ и др .). Формирование умения отвечать по ходу с адекватным использованием усвоенной терминологии. Развитие: - зрительной памяти. (Игра «Кто больше запомнит картинок (овощи и фрукты); - слухового восприятия и координации движений.
|
7 |
СЛОВА-ПРИЗНАКИ |
1 |
Формирование понятия о словах-признаках. Работа над лексическим и грамматическим значением слов (род, число). Графическое изображение слов-признаков Работа с символами: (какой?) Четкое произнесение, чтение слогов закрытого типа и слов типа МАК, ДОМ, ДУБ, ДЫМ и др. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка выделения гласного звука из начала слова, из середины слов типа МАК и гласного ударного из конца слова (ОСЕНЬ, САД, ДОЖДЬ, ЛУК, ОГУРЦЫ и др . ) . Формирование умения отвечать двумя-тремя фразами по ходу учебной работы (начало формиров . учеб . высказывал . ) Актуализация имеющихся знаний. Развитие зрительного восприятия (Игра «Назови перечеркнутые контурные изображения предметов») . |
8 |
ЗВУКИ И БУКВЫ |
2 |
Формирование представлений об отличиях Звука от буквы, понятия об алфавите, о связи звука с буквой. Игра «Покажи соответствующую букву (пройденную)». Использование стихов: - Е. Измайлов «Как появились буквы»; - А. Шабаев «Азбука веселых человечков». Тренировочные упражнения типа: 1. Подобрать и написать в тетрадях и на доске слово, в котором 3 буквы и 3 звука; 2 . Подобрать и записать слово с одинаковым количеством букв и звуков (образец записи: БАК Б === 3) . 3. Подобрать слова, в которых Б>3, 3>Б, 3=Б.4 . Подобрать 2 слова, в каждом их которых число букв равно числу звуков. 5. Подобрать 2 слова, в каждом из которых букв больше, чем звуков. Лексическая работа по теме «Семья» (старший-младший, старше-младше, отец отца, мать матери, дедушка, бабушка и др.). Развитие самостоятельного высказывания о себе. Контролирующие задания: -написать 2 буквы и 2 звука; -написать буквы, которые не обозначают звука; -назвать слово, начинающееся с гласного звука . Составить с ним предложение так, чтобы это слово было первым; -записать слова, в которых букв больше, чем звуков. Активное использование при ответах учащихся терминов: звуки, буквы, больше, меньше, столько же , одинаково . Развитие фонематического слуха. Воспроизведение рядов слов типа НОС - НАС - НЫЛ с ускорением, с изменением последовательности. Четкое произнесение и чтение слов с ускорением, с изменением последовательности. Синтез слов из звуков. Работа с символами: (Л , П , О )• Синтез слов из букв (работа с разрезной азбукой. Звуко-слоговой анализ слов СОН, НОС; ДАЛ, ЛАД. Схемы слов. Определение количества звуков по цифровой линейке Формирование умения понять и принимать учебную Задачу, поставленную в вербальной форме. Развитие самоконтроля, способности к переключению, умения планировать предстоящую деятельность; -зрительного восприятия внимания. (Игра «Запомни и назови контурные изображения предметов, наложенные друг на друга»), (игра «Запомни и назови буквы, показанные логопедом или учеником»). -буквенного гнозиса. (Игра «Найди букву в ряду других букв»). -тактильных ощущений. Ощупывание и узнавание букв. Развитие мелкой моторики рук. Написание букв в воздухе. |
9 |
Занятие в сенсорной комнате |
4 |
Нейройога (комплекс 1). Психологическая диагностика |
НОЯБРЬ |
|||
10 |
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ |
1 |
Уточнение представлений о механизме образования гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных. Артикуляция гласных звуков. Четкое произнесение и чтение слоговых рядов (прямые слоги) с ускорением и изменением темпа и ритмического ударения. Выделение ударного гласного после согласного. Преобразование обратных слогов в прямые. Анализ открытых слогов. Схемы слогов. Синтез слогов из звуков. Синтез слогов из букв (работа с разрезной азбукой). Звуко-слоговой анализ слов типа: ДОМ - ДОМА. Формирование умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией. Развитие зрительного восприятия, внимания. (Игра «Назови контурные изображения предметов , наложенных друг на друга»). (Игра «Запомни и назови (10-12 картинок)»); - Буквенного гноэиса. (Игра «Назови, какие видишь буквы»). - Тактильных ощущений. (Игра «Угадай, какая это буква (пишется на тыльной стороне ладошки) |
11 |
УДАРЕНИЕ |
1 |
Ударение и его смыслоразличительная роль (КРУЖКИ—кружки, я плачу - я плАчу). Воспроризведение ритмического рисунка слов (его слоговой структуры и ударного слога (Х-х, х-Х, х - X—х и т.д. ) . Соотнесение ритмического рисунка слова с его структурой. Графический диктант . Выделение ударного слога и ударного гласного. Группировка предметных картинок под цифрами 1,2,3,4 по месту ударного слога в слове. Лексическая работа над значением слов: Ирис - ирИс , зАмок - замОк, пОля - полЯ, атлас - атлАс и др. Составление предложений с этими словами. |
12 |
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ |
1 |
Слоговой состав слова. Ударный слог. Отстукивание, отхлопывание слогового рисунка слова. Например: ххх, хх, х или X х, х X, х X х и т.д. Графические диктанты. Например, цифрами написать количество слогов в слове или черточками указать количество слогов и гласных в них (1,3,2, ... или А, И, О). Образование слов различной структуры, наращивание слогов, чтение, анализ, объяснение значений полученных слов. Введение их в предложения. Игры «Домик», «Автобус». |
13 |
ГЛАСНЫЕ 1 РЯДА |
3 |
Обозначение гласных 1 ряда на письме. Синтез слов из звуков. Синтез слов из слогов. Синтез слов из букв (работа с разрезной азбукой). Игры «Паровозик», «Звуковички», «Дорожка кристаллов», «Буквенный пазл». Формирование навыков отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, Развитие самоконтроля, способности к переключению, зрительного внимания, буквенного гнозиса. |
14 |
Занятие в сенсорной комнате |
3 |
Нейройога (комплекс 2).
|
ДЕКАБРЬ |
|||
15 |
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ |
1 |
Смягчение согласных с помощью мягкого знака. Изменение слова добавлением/удалением мягкого знака в конце. |
16 |
ГЛАСНЫЕ 2 РЯДА |
7 |
Образование гласных 2 ряда, их обозначение на письме. Артикуляция и обозначение на письме. Синтез слов из звуков. Синтез слов из слогов. Синтез слов из букв (работа с разрезной азбукой). Игры «Паровозик», «Звуковички», «Дорожка кристаллов», «Буквенный пазл». Формирование навыков отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием,
|
17 |
Занятие в сенсорной комнате |
4 |
Нейройога (комплекс 3).
|
ЯНВАРЬ |
|||
18 |
Промежуточное обследование |
3 |
|
19 |
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ |
1 |
Уточнение представлений детей о способах образования согласных звуков. Сравнение звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных на слух и в речи. Наблюдение, анализ слов-паронимов: КОЛ - ГОЛ, ШИЛ—ЖИЛ, СУП - ЗУБ и др. Введение слов -паронимов в предложения . Работа с символикой (звоночки). Оглушение звонких согласных в конце слова (УТЮГ, МОРОЗ и др). Чтение текста из слов данного типа и пройденных ранее Цель: обучение детей не полагаться на слух при написании слов со стечением согласных (ЛОЖКА - ЛОДКА и т.д. |
20 |
Звуки П и П'. Буква П
|
1 |
Артикуляция звуков П, П ', их обозначение на письме Различение звуков П и П' на слух и в речи. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах. Чтение, анализ слогов, слов, предложений, картинок СП, П’. Распределение картинок, слов по наличию звуков П, П' . Узнавание буквы П в ряду слов. Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с П, Шифровка, дешифровка слов (П, , П , П' и т. д. ) . Лексическая работа. Например по теме «Насекомые»: паук, пчела, паутина, польза, полезные и др . Наблюдение за лексическим значением слов с приставкой ПО, ПОД, ПЕРЕ (попил, перепахал, поднял т.д.) . Работа с деформированным текстом, насыщенным звуками П и П' . |
21 |
Занятие в сенсорной комнате |
2 |
Нейройога (комплекс 4).
|
ФЕВРАЛЬ |
|||
22 |
ЗВУКИ Б и Б. БУКВА Б |
1 |
Артикуляция звуков Б, Б’, их характеристика, обозначение на письме. Различение звуков Б - Б' на слух и в речи. Дифференциация звуков в слогах, словах, фразах и связной речи. Чтение, анализ слогов, слов предложений с Б, Б’, Отбор картинок с Б, Б’. Определение места звука в словах со звуками Б, Б’. Узнавание буквы Б в ряду других букв. Печатание (или работа с раз резной азбукой) слов с Б, Б’. Шифровка и дешифровка слов , предложений с Б, Б' (Б,ББ' ,Б') Практические упражнения на правописание звонкого согласного в конце слов (лоб , зоб , раб , . . . ) -Лексическая работа, например, по теме «Животные» (собака , бык , кабан , бегемот , обезьяна и др.) |
23 |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ П - Б (П' - Б') |
3 |
Выделение звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам). Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Соотнесение звуков с буквами П и Б. 4. Дифференциация П - Б в слогах: Чтение слоговой таблицы, запись слогов под диктовку; образование и чтение звукосочетаний; сравнительный анализ пар слогов , выделение слогов из слов ; игра «Закрой картинку нужной буквой» и т.д. 5 . Дифференциация П - Б в словах: - Устный диктант (услышав слово , поднять соответствующую букву) ; - Словарный диктант (запись слов в 4 колонки по наличию звуков П , П ' , Б , Б ' - картинки , символы; - Распределение слов под цифрами в соответствии со звуками П,П' ,Б,Б' (картинки, кар точки) : 3 1 собака , бинокль и т.д. - Образование глаголов с при ставками ПРИ, ПРЕ , ПО, существительных с суффиксом ОК-, (дуб - дубок) , ИК- (лоб -лобик) . . . ; - Употребление и написание предлогов ПО, ПОД, ПЕРЕД, БЕЗ; - Анализ слов и введение их в предложение ; - Шифровка и дешифровка слов содержащих звуки П , П ' , Б , Б ' (лопата - П, барабан - ББ ) ; - Сравнение по звучанию и смыслу слов -паронимов (пыль—быль, пил - бил и т.д.) . - Упражнения и диктанты на правописание звонкого согласного на конце слова и в середине перед глухим согласным (дуб, сугроб, робкий). 6 , Дифференциация П-Б в предложениях |
24 |
ЗВУКИ Т и Т'. БУКВА Т |
1 |
Артикуляция Т и Т’, графическое обозначение на письме Различение Т и Т ' на слух и в речи. Дифференциация звуков Т и Т’. Проговаривание слогов, слов, предложений, текстов с Т, Т' (чисто говорок). Отбор картинок с Т, Т’. Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с Т. Задания типа: - Открыть словарь на букву Т найти слово, в котором в середине есть буква, не обозначающая звука. Составить с ним предложение; - Составить схемы и произвести звукобуквенный и смысле вой анализ записанных на доске слов: брат - брать, удар - ударь. Подобрать подобное пары слов (время выполнения задания хронометрируется, что вносит элемент соревнования). Шифровка и дешифровка слов предложений с Т. Наращивание цепочек слов: молот - молоток - молоточек—молоточки. Практическая отработка словообразования относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Лексическая работа по теме «Инструменты». Формирование понятия о синонимии. Задание: замени в предложениях слово БЕГУТ близким по значению словом из скобок. По дороге бегут машины. Быстро бегут часы летней ночи. По канавам бегут ручейки (текут, едут, проходят) |
25 |
ЗВУКИ Д и Д'. БУКВА Д |
1 |
Артикуляция звуков Д, Д’, их характеристика, графическое обозначение на письме. Различение звуков Д и Д' на слух и в речи. Дифференциация звуков Д, Д' в слогах, словах, фразах и связной речи. Чтение, анализ слогов, слов, предложений с Д, Д ‘. Отбор картинок с Д, Д’. Определение места звука в словах со звуками Д, Д’. Узнавание буквы Д в ряду других букв. Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с Д, Д' -Шифровка и дешифровка слов и предложений с Д, Д’. Практические упражнения на правописание звонкого согласного в конце слов с Д: год, лед и т.д. Словообразование сложных слов. Лексическая работа с данными словами (листопад, вездеход, атомоход к др.). Составление рассказа с заданным сложным словом. |
26 |
Занятие в сенсорной комнате |
3 |
Нейройога (комплекс 4).
|
|
МАРТ |
||
27 |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Д - Т (Д' - Т') |
1 |
Дифференциация Д - Т в предложениях: - составление словосочетаний с Т, Д (слова-признаки / слова-предметы) : холодный ветер, старинная мелодия и пр. - образование словосочетаний (глагол существительное в косвенном падеже : дотащить (что?) ..., подтянуть (к чему?) ... и т . д . ) ; - закончить предложение, используя слова-паронимы (дачка - тачка и т.д.) ; - запись предложений и составление схем по картинкам, вопросам, словосочетаниям на Звуки Т,Д; - исправление неправильно составленных предложений, запись их; - четкое проговаривание скороговорок ; - работа с деформированным предложением (в, идти, Таня, Даша, театр) ; - анализ предложений, составление схем (Дикая утка ведет утят) ; - шифровка и дешифровка предложений ; - вставка в предложения пропущенных предлогов ОТ или ДО (Лодка *плыла * берега) ; 7 . Дифференциация Д-Т в связной речи: - работа с деформированным текстом ; - графические диктанты; - составление рассказов по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок; - запись по памяти небольших стихов , скороговорок ; - зрительные, слуховые, творческие и графические диктанты . |
|
ЗВУКИ К и К'. БУКВА К |
1 |
Артикуляция звуков К, К’. Характеристика их, обозначение на письме. Различение звуков К и К' на слух и в речи. Дифференциация звуков К и К' в слогах, словах, фразах и связной речи: - чтение, анализ слогов, слов, предложений с К, К’; - отбор картинок с К, К’; - определение места звуков К, К' в словах; - узнавание буквы К в ряду других букв; - письмо или печатание слов и предложений с этими звуками (или работа с разрезной азбукой); - шифровка и дешифровка слов и предложений; - образование прилагательных согласование их с существительными. Например, Стакан из стекла - стеклянный. Окно из стекла - .... Гвоздика из стекла - ... - упражнение на закрепление правильного употребления винительного падежа единственного числа существительных: Я пью (что?) кефир, . . . Я люблю (что?) конфеты, Убери (что?) куклу, . . . Положи (что?) книгу, . . . - упражнения на употребление в речи предлога |
28 |
ЗВУКИ Г и Г'. БУКВА Г |
1 |
Артикуляция звуков Г и Г’, их характеристика, обозначение на письме. Различение звуков Г, Г' на слух и в речи. Дифференциация звуков Г, Г' в слогах, словах, фразах и в связной речи. Чтение, анализ слогов, слов, предложений с Г, Г ‘. Отбор картинок с Г, Г’. Определение места звуков в словах. Узнавание буквы Г в ряду букв. Письмо или печатание слогов, слов, предложений с этими звуками (или работа с разрезной азбукой). Шифровка и дешифровка слов, предложений. Практические упражнения на отработку образования родительного падежа единственного числа существительных. Например, на дереве нет груши. Я налью молоко из графина. И т. д. Практические упражнения на образование прилагательных от существительных. Например: Статья из газеты - газетная статья, и т.д. Работа с текстом. Лексическая работа, например, по теме «Растения». |
29 |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ К - Г (К' - Г') |
2 |
Выделение звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам). Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Соотнесение звуков с бук вами Г, К, Х. Дифференциация ГКХ в слогах: - анализ слогов типа: КА - ГА-ХА, АКА - АГА - АХА; - прослушать звукосочетания, записать только согласные: ОКО - ОГО - УХА; - запись слогов в 3 столбика(строчек): Г, К, X; - сравнительный анализ пар слогов, выделение слогов из слов и т.д.; - игра «Закрой картинку нужной буквой». Дифференциация Г-К-Х в словах : - сопоставление слов-паронимов по звучанию и смыслу: год - кот - ход, гора - кора Составление предложений с ними. |
30 |
ЗВУКИ С и С'. БУКВА С |
1 |
Артикуляция и характеристика звуков С, С’, их обозначение на письме. Различение звуков С и С 'на слух и в речи. Дифференциация звуков С, С' в слогах, словах, фразах и связной речи. Письмо (или работа с разрезной азбукой) со словами, предложениями с С, С ‘. Шифровки и дешифровки слов предложений, текстов. Практические упражнения на образование и употребление существительных (профессии мужского рода) в творительном и именительном падежах. Например, Саня работает (кем?) трактористом. Словообразование прилагательных (стекло, стеклянный, и т.д.). Отработка предложений с союзом А. Охарактеризуй их фразой с союзом, а (по вкусу: сахар и соль и т.д.). Лексическая работа по теме «Профессии». Отработка согласования слов в роде и числе: весь сутки вся стекло всё весна все север. Чтение слов , начинающихся с одной приставки , но имеющих разные корни, и наоборот спеть списать дописать сделать переписать смотать записать |
31 |
ЗВУКИ З и З'. БУКВА З |
1 |
Артикуляция звуков, звучание, их характеристика, графическое обозначение на письме. Различение звуков 3 и 3' на слух и в речи. Дифференциация звуков 3,3' в слогах, словах, фразах и в связной речи. Чтение, анализ слов, предложений, текста с 3,3’. Письмо слов, предложений с 3,3’. Шифровки и дешифровки, работа с символами. Упражнения на практическое образование уменьшите ль но—ласкательных форм существительных: эво-ноч-ки, эем—лян-ка, эон-ти-ки, эуб-чи—ки и др., Практическая отработка употребления существительных в творительном падеже (идти под (зонтик) , бузина за (забор) и т.д. Предложения с предлогами ИЗ, ИЗ-ЗА, ЗА, ИЗ-ПОД |
32 |
Занятие в сенсорной комнате |
4 |
Нейройога (комплекс 5).
|
АПРЕЛЬ |
|||
33 |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ З - С (З' - С') |
3 |
Выделение звонкого согласного из слова. Выделение глухого согласного из слова в начальной позиции. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Соотнесение звуков с буквами С,3. Дифференциация звуков С-3 (С'- 3') на слух. Игры типа «Чья песенка?» (С - песенка водички, 3 - песенка комара). Дифференциация звуков С-3 (С'-З') в слогах: - работа со слоговыми таблицами; - преобразование слогов (СА—ЗА, СЯ-ЗЯ) ; - выборочная запись С-3 из слогов ; - запись по памяти слоговых рядов (ЗА-СА-ЗА) ; - игры с перекидыванием мяча «Сороки и зайцы» ; - практические упражнения на словообразование : солить—засолить , вязать - завязать и т.д.; - практические упражнения на согласование имени прилагательного с именем существительным : подбор определений к предмету по цвету (зеленый лист ) , по величине , по форме, вкусу, материалу и т.п. ; - сравнение предметов с использованием союза А: Земляника сладкая, а брусника кислая . и т . д . Дифференциация звуков С-3, С'-З' в словах: - сопоставление слов -паронимов по звучанию и смыслу (роза - роса); - определение наличия и места звука в словах; - распределение слов (картинок); - образование слов с приставками ЗА, С, СО; - шифровка и расшифровка слов типа: сазан - стрекоза - запись слов в три столбика С 3 С-3- подбор слов, соответствующих данным схемам. Устно проверить согласный в середине слов: ска (соска) ска (описка) ска (записка) ска (колбаска) эка (вязка) эка (указка) эка (вырезка) эка (погрузка). Дифференциация звуков С-3 (С'-З') в предложениях: - составление словосочетаний типа: звонкая песня, злая собака и т.д.; - добавление в предложения пропущенных слов, подходящих по смыслу (Болит зуб. Ели суп. ) |
34 |
ЗВУК Ш. БУКВА Ш |
1 |
Артикуляция, звучание, характеристика звука Ш. Написание буквы Ш. Узнавание буквы П! на слух. на письме, при чтении. Соотнесение звука с буквой. Чтение, анализ слов, предложений, текстов с Ш. Письмо слов, предложений с буквой Ш. Шифровка и дешифровка слов, предложений, текста. Практические упражнения на образование существительных в родительном падеже множественного числа (много ШУБ, ШКАФОВ, УШЕЙ). Практические упражнения на согласование прилагательных с существительными: мышка ^ кошка ^^плюшев (ый , ая) игрушка / МЫШОНОК ' Чтение зашифрованного рассказа, хоровое воспроизведение, запись рассказа по предложениям. Практические упражнения на отработку употребления существительных в предложном па-теже. Ответы на вопросы по картинкам: «Где висит шуба?» и т.д. Практические упражнения на правописание ШИ. Образование существительных во множественном числе (малыш - малыши и т . д) |
35 |
ЗВУК Ж. БУКВА Ж |
1 |
Уточнение представлений об артикуляции, звучании, характеристике звука Ж, написание буквы Ж. Узнавание Ж на слух, при чтении, на письме. Соотнесение звука с буквой. Чтение, анализ слов, предложений, текста с Ж. Письмо (или работа с разрезной азбукой) слов, предложений с Ж. Шифровка и дешифровка слов, предложений, текста. Практические упражнения на образование относительных прилагательных по образцу: Желток (какой?) . . .и др. Практические упражнения на правописание ЖИ. Образование существительных во множественном числе. Упражнения на Ж. Практическое образование притяжательных прилагательных: У Жени флажок. Это Женин флажок . |
36 |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ж-Ш |
3 |
Выделение звуков из слов в начальной стадии. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Соотнесение звуков с бук вами Ш, Ж. Дифференциация звуков Ш, Ж на слух. Игра «Чья песенка?» (жук, уж) . 5 , Дифференциация звуков в слогах (в произношении, на слух, в записи) : -запись первых букв слогов, Звукосочетаний (шты - жны и т. д. ) . -повторение рядов слогов с изменением ударного слога : ЖА - ЖА – ША, ША - ЖА – ША, ША - ЖА - ША и т.д. -слоговой диктант; -выписывание слогов из слов (начальных, конечных или из середины ШУБА - ШУ - и т.д.) -добавление слогов ЖИ, ШИ в начато, середину или конец слов. Дифференциация звуков Щ-Ж в словах: -сравнение пар слов по звучанию и смыслу (ШАР - ЖАР) -распределение слов и картинок на эти звуки, запись их (РОЖЬ, МЫШЬ, МАЛЫШ, НОЖ, КАМЫШИ) ; -преобразование слов (добавление , перестановки , наращивание) ; -изменение слов по образцу: ВОДИЛ - ВОЖУ, МАХАЛ - МАШУ, КРУЖКА - КРУЖЕЧКА, МАЛЫШ - МАЛЫШ и т.д. -шифровки и дешифровки слов -ответы на вопросы одним словом (занимательный материал) ; -подобрать слова, соответствующие данным схемам, устно проверить согласный в середине слов : ШКА (чашка . . . ) ШКА (крошка . . . ) ШКА (катушка . . ) ШКА (старушка) _ ЖКА (ложка . . .) _ ЖКА (стежка . . .) ЖКА (сережка.) Дифференциация звуков Ш и Ж в предложениях. |
37 |
Занятие в сенсорной комнате |
4 |
Нейройога (комплекс 6).
|
МАЙ |
|||
38 |
ЗВУКИ Л и Л'. БУКВА Л |
1 |
Артикуляция звуков Л, Л ‘, их характеристика, обозначение на письме. Различение звуков Л - Л' на слух и в речи. Дифференциация звуков Л, Л' в слогах, словах, фразах и связной речи. Чтение, анализ слогов, слов, предложений с Л, Л ‘. 5. Отбор картинок с Л, Л’. Узнавание буквы Л в ряду других букв при чтении с осложнениями. Шифровка и дешифровка слов , предложений , текстов с Л, Л' (Л, ЛЛ' ,Л ...). |
39 |
ЗВУКИ Р и Р'. БУКВА Р |
1 |
Артикуляция звуков Р, Р', характеристика их, обозначение на письме. Различение звуков Р-Р' на слух и в речи ПОЛОЖИТЬ СОЛЬ - .... Дифференциация звуков Р, Р' в слогах, словах, фразах и в связной речи. 4. Чтение, зв.-букв. анализ слогов , слов , предложений . 5. Отбор картинок с Р, Р’. Узнавание буквы Р в ряду других букв на письме, при чтении. Письмо (или работа с разрезной азбукой) слов, предложений с Р. Проговаривание потешек, скороговорок. Шифровка и дешифровка слов , предложений , текстов . |
40 |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л - Р (Л' - Р') |
3 |
Вычленение звуков Р и Л из слов в начальной позиции; Сравнение звуков Р, Л по артикуляции (сходство, различие). Узнай звук по сигналу, по беззвучной артикуляции. Соотнесение звуков с на слух. Различение звуков Р, Л. Дифференциация звуков Р, Л в слогах: -различных типов (устно, письменно); -чтение слогов, включая их в слова (РАЛ-убрал, загорал; РОЛ-распорол, поборол; РУЛ-рулевой, рулет и т.д.). Дифференциация звуков Р, Л в словах: -распределение устно или письменно слов, картинок в три столбика на Р, Л , РЛ ; -работа со словами-паронимами (РАК - ЛАК и т.д. ) ; -чтение слов (с осложнениями) , анализ; -составление схем слов и запись слов в соответствии со схемами ; -шифровки и дешифровки слов с использованием символики . Практические упражнения -на образование сложных слов—действий от слов -признаков | КАКОЙ? | ЧТО ДЕЛАТЬ? | ЧТО? | черный | чернеть | чернота| красный | краснеть | краснота и т. д. -на образование новых глаголов посредством приставки РАЗ (РАЗО), выделяя цветом буквы Р: рвать - разорвать, и т. д . ; -на образование слов -предметов , отвечающих на вопросы : Как называют человека , плавающего по морям? Сосуд для чернил? Смелого человека? И т. д.; -на образование слов-предметов от слов-признаков : МЕДВЕЖЬЯ БЕРЛОГА - БЕРЛОГА МЕДВЕДЯ; КОРОВЬЕ МОЛОКО - МОЛОКО КОРОВЫ и т.д. -на подбор противоположных, близких по смыслу слов : СЫРОЙ - МОКРЫЙ СЫРОЙ - СУХОЙ ГРУБЫЙ ГОЛОС - НЕЖНЫЙ ГОЛОС ПРОЧНЫЙ МЕТАЛЛ - ТВЕРДЫЙ и т.д. ; -на изменения слов по образцу РОЮ - РЫЛ и т.д. 7 . Дифференциация звуков Р,Л в словосочетаниях, предложениях. |
41 |
Занятие в сенсорной комнате |
1 |
Нейройога (комплекс 6).
|
Всего: |
84 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.