Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
28.11.2022
Рабочая программа
Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 1 классов с НВ ОНР
РП 1 класс.docx

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №103»

 

 

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

МБОУ «СОШ № 103»

 __________ И. Н. Ищук

«___»___________2022 г.

                           УТВЕРЖДАЮ

      Директор МБОУ «СОШ №103»

                                           ____________________В.В.Ищук

                                                                   «___»__________2022 г.

 

 

Рабочая программа

учителя-логопеда

 

Группы 1-4

(для учащихся первых классов  с НВ ОНР)

 

Учебный год: 2022-2023

Общее кол-во часов 84,                                                                                                                Учитель-логопед

кол-во часов в неделю 3                                                                                                               Соломина Анна Владимировна  

 

 

 

Воронеж - 2022

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Правильная,  хорошо  развитая  речь    является  одним  из  основных  показателей  готовности ребёнка  к  школьному  обучению.  Недостатки  речи  могут  привести  к  неуспеваемости,  породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.         Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое и общее  недоразвитие  речи  (ОНР).  Изучением этих проблем занимались и занимаются  такие  авторы  как  Р.Е.  Левина,  Р.И. Лалаева,  Т.В. Волосовец,  Т.Б.  Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.      

           В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.

3 уровень ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков ( в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук Сь, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук С («сяпоги»), Ш («сюба» - шуба), Ц («сяпля» - цапля), Ч («сяйник» - чайник), Щ («сётка» - щётка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Правильно повторяя вслед за логопедом 3-4-хсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика -  «Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные , временные и пространственные отношения.

4 уровень ОНР. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.

В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой речи. Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки).

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; смелый мальчик – быстрый; дедушка старый – взрослый).

Стойкими остаются ошибки при употреблении:

1. уменьшительно-ласкательных существительных

2. существительных с суффиксами единичности

3. прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; клюк’овый- клюквенный; с’осный – сосновый);

4. прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый – хвастливый; улыбкиный – улыбчивый);

5. притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).

На фоне пользования многими сложными словами, которые часто встречаются в речевой практике (листопад, снегопад, самолет, вертолет и т.д.), отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов (вместо книголюб – книжник; ледокол – легопад, леготник, далекол; пчеловод – пчелы, пчельник, пчеловик; сталевар – сталь, столица).

Можно полагать, что указанные проявления объясняются тем, что в силу ограниченности речевой практики дети даже в пассивном плане не имеют возможности усваивать перечисленные категории.

К этому следует добавить, что обнаружить указанные пробелы в усвоении словарного запаса удалось лишь при скрупулезном обследовании с использованием обширного лексического материала. Как показало изучение практического опыта диагностики недоразвития речи, логопеды, как правило, ограничиваются предъявлением лишь 5-6 слов, из которых многие являются часто употребляемыми и хорошо знакомыми детям. Это приводит к ошибочным заключениям.

При оценке сформированности лексических средств языка устанавливается, как дети выражают «системные связи и отношения, существующие внутри лексических групп». Дети с четвертым уровнем речевого развития достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой – маленький), пространственную противоположность (далеко – близко), оценочную характеристику (плохой – хороший). Трудности проявляются в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – хождение, бежать, ходить, не бег; жадность – не жадность, вежливость; вежливость – злой, доброта, не вежливость.

Правильность называния антонимов во многом зависит от степени абстрактности предложенных пар слов..

С дифференциацией глаголов, включающих приставки “ото”, “вы”, также справляются не все дети: чаще подбираются слова, близкие к синонимам (пригнуть – загнуть; впустить – запустить; вкатить – закатить; отнимать – забирать).

Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением. Например, “румяный, как яблоко” трактуется ребенком как “много съел яблок”; “столкнуться нос к носу” – “ударились носами”; “горячее сердце” – “обжечься можно”;

Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков, лисов, собаков); в использовании некоторых предлогов (выглянул из двери – “выглянул из-за двери”; упал из стола – “упал со стола”; мяч лежит около стола и стула – вместо “между столом и стулом”). Кроме того, в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода.

Недостаточная сформированность лексико-грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно.

Это свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме.

У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже при выборе правильного образца спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему пользуются ошибочными формулировками. Своеобразие речевого развития этих детей тормозит темп их интеллектуального развития.

При ч е т в е р т о м уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.

Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными:

1) пропуски союзов (мама предупредила, я не ходил далеко – “чтобы я не ходил далеко”);

2) замена союзов (я побежал, куда сидел щенок – «где сидел щенок»);

3) инверсия (наконец, все увидели долго искали которого котенка – «увидели котенка, которого долго искали»).

Следующей отличительной особенностью детей ч е т в е р т о г о у р о в н я является своеобразие их связной речи.

1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.

3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

 

У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Речевое недоразвитие у детей младшего школьного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения.

            Дети, имеющие отклонения в речевом развитии составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости,  особенно  при  овладении  письмом  (дисграфия)  и  чтением  (дислексия).  Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный  анализ  базируется  на  четких,  устойчивых  и  достаточно  дифференцированных представлениях  о  звуковом  составе  слова.  Процесс  овладения  звуковым  составом  слова,  в  свою очередь,  тесно  связан  с  формированием  слухоречедвигательного  взаимодействия,  который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

    Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное  овладение  фонетическим  строем  русского  языка,  интенсивное  развитие фонематического  восприятия,  лексико-грамматических  категорий  языка,  развитие  связной  речи, что  обуславливает  формирование  коммуникативных  способностей,  речевого  и  общего психического  развития  ребёнка  младшего школьного  возраста  с  речевой  патологией,  как  основы успешного овладения чтением и письмом при обучении в массовой школе, а так же его социализации.                    

Предлагаемая Программа дает возможность коррекции нарушений устной речи и профилактики дисграфии и дислексии, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания младших школьников.  Содержание рабочей Программы соответствует  федеральным  государственным образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  образовательным  стандартам  и  требованиям,  целям  и  задачам  образовательной программы  учреждения.  В  соответствии  с  ФГОС  Программа  основана  на  интеграции образовательных  областей,  направлена  на  развитие  познавательно-речевой,  игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи  и  культуры  поведения,  на  формирование  индивидуального  прогресса  в  развитии коммуникативных навыков.                               

При  разработке  Рабочей  Программы  использованы  следующие  программы  и  системы коррекционной работы с детьми с ОНР: 

1. «Программа  обучения  и  воспитания  детей  с  фонетико-фонематическим недоразвитием». Т.Б.  Филичева,  Г.В.Чиркина  .  

2. «Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения».   Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина.

Цель  программы  –  сформировать  полноценную  фонетическую  систему  языка,  развить фонематическое  восприятие  и  навыки  звукового  анализа  и  синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико-грамматические  категории  и  развивать  связную  речь  у  учащихся первых классов  с  общим  недоразвитием речи 3-4 уровня.

Задачи: 

 - выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; 

 - преодоление недостатков в речевом развитии;                                                           

 - воспитание  артикуляционных  навыков  звукопроизношения  и  развитие  слухового восприятия; 

-  формирование лексико-грамматических категорий и связной речи; 

-  формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление  совместной  деятельности  с  родителями  школьников,  педагогами МБОУ.                                                                                        Содержание  коррекционной  работы  направлено  на  обеспечение  коррекции  речи  детей, имеющих  общее недоразвитие речи 3-4 уровня, оказание  помощи  детям  в  освоении общеобразовательной программы МБОУ СОШ.

            Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

Принципы построения коррекционной программы                                                  

В  программе  реализованы  в  соответствии  этиопатогенетической  симптоматикой  речевого нарушения следующие принципы школьной коррекционной педагогики: 

      -  Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

      -  Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

      -  Принцип  генетический,  раскрывающий  общие  закономерности  развития  детской  речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

      -  Принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий  определить  адресные  логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

      - Деятельностный  принцип,  определяющий  ведущую  деятельность,  стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи.    В логопедическую группу зачисляются  дети  с  невыраженным общим недоразвитием речи,  для  которого  характерно нарушение формирования всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.                                    

Общедидактические  принципы:  научности,  систематичности, последовательности, доступности,  наглядности,  прочности,  воспитывающего  характера,  сознательности,  активности, индивидуального подхода.                        

           

 План логокоррекционной  работы  составляется  логопедом  на  основе  анализа  речевой  карты  ребёнка.  В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют  устранить  выявленные  в  ходе  логопедического  обследования  нарушения  речевой деятельности  и  пробелы  в  знаниях,  умениях,  навыках  ребёнка  с  ОНР 3-4 уровня.  Это  позволяет повысить  эффективность  занятий  и  осуществлять  личностно  –  ориентированный  подход  в обучении  и  воспитании.  При  планировании  занятий  учитываются  возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.             

 

Календарно-тематическое планирование

I.                   Этап коррекционного обучения

 

СЕНТЯБРЬ

п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание занятия

1

2

3

4

1

ОРГАНЫ РЕЧИ

1

Сравнение неречевых и рече­вых звуков. Знакомство со строением ре­чевого аппарата . Наблюдение за деятельностью речевого аппарата. Тренировка детей по схеме: «Строение речевого аппарата». Формирование навыков орга­низации учебной работы, уме­ния слышать и слушать, рабо­тать в коллективе. Развитие физического слуха и фонематического восприятия, слухового внимания.

2

РЕЧЬ. ПРЕДЛОЖЕ­НИЕ

3

Уточнение представлений об отличии предложения от груп­пы слов. Деление предложения на сло­ва. Составление схем предложе­ний, готовящих учащихся к раздельному написанию слов.

Коллективная проверка и обоснование правильности выполнения задания с упот­реблением грамматических терминов по теме: «Составление предложений по вопросам, по картинкам как речевых единиц (на время)». Лексическая работа по теме: «Имена, отчества и фамилии

 людей». Четкое произнесение слого­вых рядов из гласных (АУ, УА, ОА). Схемы рядов гласных звуков (красные кружки). Узнавание гласного звука в ряду (УА, АУЫ). Выделение гласного звука в сильной позиции в начале слова (Ира, Оля, Аня, Уля, Эля и др.). Развитие фонематического слуха. Игра «Что изменилось?» (Оля - Эля - Уля - Аля). Игра «Соберите слова из звуков» (А..У - АУ!, У. . . А - УА!). Формирование умения слушать и слышать учителя, не пере­ключаясь на посторонние воз­действия. Формирование навыков орга­низации учебной работы. Активизация мыслительной деятельности. Ориентация в частях тела -ведущая рука. Формирование: - зрительного восприятия . (Игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»); - тактильных ощущений. (Игра «Чем дотронулись?»); - слухового восприятия. (Игра «Что звучало?»); - представлений о ряде , как последовательности : слева направо и наоборот . (Игра «Скамеечки в парке»). Развитие мелкой моторики рук. (Игра «Пальчики здороваются». Развитие физического слуха и фонематического восприятия, слухового внимания.

 

3

Занятие в сенсорной комнате

2

Нейройога (комплекс 1).

 

ОКТЯБРЬ

4

ПРЕДЛОЖЕ­НИЕ.  СЛОВО

3

Сопоставление слова и пред­ложения как речевых единиц. Тренировочные упражнения на определение количества и пос­ледовательности слов в пред­ложении (цифрой, палочками на столе и т.д.). Составление распространенных предложений с данным словом (на время) , с заданным количеством слов (на время), из слов, данных вразбивку, по сюжетным картинкам. Интонирование предложений (-?.'). Тренировочные задания для наблюдения за интонацией по­нижения голоса, соотнося это с правилом обозначения гра­ниц предложения на письме. Составление схем предложений Работа по карточкам. Напри­мер: Карточка 1

Задания : 1. Прочитать текст и раз­делить его на предложения.

2. Списать текст , расста­вить знаки препинания в кон­це предложения. Четкое произнесение и чте­ние слогов из гласных зву­ков (АО, АУО, . . . ) с разли­чным темпом . Ритмическое ударение в сло­гах асу, аоу, ... .

(Утрированное произношение). Развитие фонематического слуха. Игра «Запомни и пов­тори ряды гласных звуков».

Выделение гласного звука в начале слова, в фамилиях (Окунев, Уткин, Ивлев, Арис­тов и др . ) . Игра «Исключите лишнее сло­во: Олег, Андрей, Антон, Анатомия». Графическая схема гласного звука (красный кружок) . Анализ звукового ряда из двух гласных, из трех глас­ных (по звуковой линейке).

 

5

СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ

1

Использование символики по выбору логопеда. Формирование навыка вос­приятия интонации перечисления его в собственной речи. Чтение текста, выделение в нем законченных смысловых единиц-предложений. Графический диктант. Формирование понятия о ро­де, числе имен существитель­ных (в практическом плане). Лексическая работа по те­мам «Осень», «Овощи», «Фру­кты», «Ягоды» с целью: -количественного роста сло­варя (за счет усвоения но­вых слов и их значений); -качественного обогащения словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных значений слов, переносного значения слов и словосоче­таний); -очищения словаря от иска­женных просторечных и жар­гонных слов . Четкое произношение и чте­ние слов типа МАК, ДЫМ и др. Ритмический рисунок слого­вых рядов. Выделение последнего глу­хого согласного в слоге АЛ, в слове МАК. Звуковой анализ обратного слога и слов типа МАК, ДОМ. Развитие фонематического слуха: воспроизведение сло­говых рядов (обратные слоги). Выделение ударного гласно­го из середины слов МАК, ДУБ и др. Формирование навыков орга­низации учебной работы, уме­ния отвечать на вопрос (пол­ный ответ) . Ориентация в частях тела. (Игра «Что, кто слева?»). Формирование зрительного восприятия. (Игра «Назовите контурные изображения пред­метов»). Развитие физического слуха и фонематического восприятия, слухового внимания, слухо-речевой памяти. Развитие: тактильного восприятия.

6

СЛОВА—ДЕЙСТВИЯ

1

Формирование понятий о сло­вах-действиях. Работа над лексическим и грамматическим значением слов {число, время, род). Графическое изображение слов –действий.

Работа с символами (что делать? Воспроизведение слоговых рядов (закрытые слоги), ритмического рисунка слогов (АМ-АМ-АМ, АМ-АМ-АМ, ....). Преобразование обратных слогов в прямые.

Четкое произнесение, чтение слогов закрытого типа и слов типа МАК, ДОМ, ДУБ, ДЫМ и др. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка выделения гласного звука из начала слова, из середины слов типа МАК и гласного ударного из конца слова (ОСЕНЬ, САД, ДОЖДЬ , ЛУК , ОГУРЦЫ и др .). Формирование умения отве­чать по ходу с адекватным использованием усвоенной терминологии. Развитие: - зрительной памяти. (Игра «Кто больше запомнит карти­нок (овощи и фрукты); - слухового восприятия и ко­ординации движений.

 

 

7

СЛОВА-ПРИЗНАКИ

1

Формирование понятия о сло­вах-признаках. Работа над лексическим и грамматическим значением слов (род, число). Графическое изображение слов-признаков Работа с символами:

(какой?) Четкое произнесение, чте­ние слогов закрытого типа и слов типа МАК, ДОМ, ДУБ, ДЫМ и др. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка выделе­ния гласного звука из нача­ла слова, из середины слов типа МАК и гласного ударного из конца слова (ОСЕНЬ, САД, ДОЖДЬ, ЛУК, ОГУРЦЫ и др . ) .

Формирование умения отве­чать двумя-тремя фразами по ходу учебной работы (начало формиров . учеб . высказывал . ) Актуализация имеющихся знаний. Развитие зрительного вос­приятия (Игра  «Назови  пе­речеркнутые контурные изо­бражения предметов») .

8

ЗВУКИ И БУКВЫ

2

Формирование представлений об отличиях Звука от буквы, понятия об алфавите, о связи звука с буквой. Игра «Покажи соответствующую букву (прой­денную)». Использование стихов: - Е. Измайлов «Как появились буквы»; - А. Шабаев «Азбука веселых человечков». Тренировочные упражнения типа: 1. Подобрать и написать в тетрадях и на доске слово, в котором 3 буквы и 3 звука; 2 . Подобрать и записать слово с одинаковым количест­вом букв и звуков (образец записи:  БАК  Б === 3) . 3. Подобрать слова, в кото­рых Б>3, 3>Б, 3=Б.4 . Подобрать 2 слова, в ка­ждом их которых число букв равно числу звуков. 5. Подобрать 2 слова, в ка­ждом из которых букв больше, чем звуков. Лексическая работа по те­ме «Семья» (старший-младший, старше-младше, отец отца, мать матери, дедушка, бабуш­ка и др.). Развитие самостоятельного высказывания о себе. Контролирующие задания: -написать 2 буквы и 2 звука; -написать буквы, которые не обозначают звука; -назвать слово, начинающееся с гласного звука . Составить с ним предложение так, что­бы это слово было первым; -записать слова, в которых букв больше, чем звуков. Активное использование при ответах учащихся терминов: звуки, буквы, больше, мень­ше, столько же , одинаково . Развитие фонематического слуха. Воспроизведение рядов слов типа НОС - НАС - НЫЛ с уско­рением, с изменением после­довательности. Четкое произнесение и чте­ние слов с ускорением, с из­менением последовательности. Синтез слов из звуков. Работа с символами:

(Л , П , О )• Синтез слов из букв (рабо­та с разрезной азбукой. Звуко-слоговой анализ слов СОН, НОС; ДАЛ, ЛАД. Схемы слов. Определение количества звуков по цифровой линейке Формирование умения понять и принимать учебную Задачу, поставленную в вербальной форме. Развитие самоконтроля, способности к переключению, умения планировать предсто­ящую деятельность; -зрительного восприятия внимания. (Игра «Запомни и назови контурные изображения предметов, нало­женные друг на друга»), (игра «Запомни и назови бук­вы, показанные логопедом или учеником»). -буквенного гнозиса. (Игра «Найди букву в ряду других букв»). -тактильных ощущений. Ощупывание и узнавание букв.   Развитие мелкой моторики рук. Написание букв в воз­духе.

9

Занятие в сенсорной комнате

4

Нейройога (комплекс 1).

Психологическая диагностика

НОЯБРЬ

10

ГЛАСНЫЕ

И СОГЛАСНЫЕ

1

Уточнение представлений о механизме образования гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль глас­ных. Артикуляция гласных звуков. Четкое произнесение и чте­ние слоговых рядов (прямые слоги) с ускорением и изме­нением темпа и ритмического ударения. Выделение ударного гласно­го после согласного. Преобразование обратных слогов в прямые. Анализ открытых слогов. Схемы слогов. Синтез слогов из звуков. Синтез слогов из букв (ра­бота с разрезной азбукой). Звуко-слоговой анализ слов типа: ДОМ - ДОМА. Формирование умения свобод­но владеть вербальными сред­ствами общения в целях чет­кого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответ­ствии с полученной инструк­цией. Развитие зрительного восприятия, внимания. (Игра «Назови контурные изображения пре­дметов , наложенных друг на друга»). (Игра «Запомни и назови (10-12 картинок)»); - Буквенного гноэиса. (Игра «Назови, какие видишь бук­вы»). - Тактильных ощущений. (Игра «Угадай, какая это буква (пишется на тыльной сто­роне ладошки)

11

УДАРЕНИЕ

1

Ударение и его смыслоразличительная роль (КРУЖКИ—кружки, я плачу - я плАчу). Воспроризведение ритмичес­кого рисунка слов (его сло­говой структуры и ударного слога (Х-х, х-Х, х - X—х  и т.д. ) . Соотнесение ритмического рисунка слова с его структу­рой. Графический диктант . Выделение ударного слога и ударного гласного. Группировка предметных картинок под цифрами 1,2,3,4 по месту ударного слога в слове. Лексическая работа над значением слов: Ирис - ирИс , зАмок - замОк, пОля - полЯ, атлас - атлАс и др. Составление предложений с этими словами.

12

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ

1

Слоговой состав слова. Ударный слог. Отстукивание, отхлопывание слогового рисунка слова. На­пример: ххх, хх, х  или X х, х X, х X х и т.д. Графические диктанты. На­пример, цифрами написать ко­личество слогов в слове или черточками указать количе­ство слогов и гласных в них (1,3,2, ... или А, И, О). Образование слов различной структуры, наращивание сло­гов, чтение, анализ, объяс­нение значений полученных слов. Введение их в предложения. Игры «Домик», «Автобус».

13

ГЛАСНЫЕ 1 РЯДА

3

Обозначение гласных 1 ряда на письме. Синтез слов из звуков. Синтез слов из слогов. Синтез слов из букв (работа с разрезной азбукой). Игры «Паровозик», «Звуковички», «Дорожка кристаллов», «Буквенный пазл». Формирование навыков отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием,

Развитие самоконтроля, способности к переключению, зрительного внимания, буквенного гнозиса.

14

Занятие в сенсорной комнате

3

Нейройога (комплекс 2).

 

ДЕКАБРЬ

15

ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

1

Смягчение согласных с помощью мягкого знака. Изменение слова добавлением/удалением мягкого знака в конце.

16

ГЛАСНЫЕ 2  РЯДА

7

Образование гласных 2 ряда, их обозначение на письме. Артикуляция и обозначение на письме. Синтез слов из звуков. Синтез слов из слогов. Синтез слов из букв (работа с разрезной азбукой).

Игры «Паровозик», «Звуковички», «Дорожка кристаллов», «Буквенный пазл».   Формирование навыков отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием,

 

17

Занятие в сенсорной комнате

4

Нейройога (комплекс 3).

 

ЯНВАРЬ

18

Промежуточное обследование

3

 

19

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

1

Уточнение представлений детей о способах образования согласных звуков. Сравнение звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных на слух и в речи. Наблюдение, анализ слов-паронимов: КОЛ - ГОЛ, ШИЛ—ЖИЛ, СУП - ЗУБ и др. Введение слов -паронимов в предложения . Работа с символикой (зво­ночки). Оглушение звонких соглас­ных в конце слова (УТЮГ, МО­РОЗ и др). Чтение текста из слов дан­ного типа и пройденных ранее Цель: обучение детей не по­лагаться на слух при написа­нии слов со стечением сог­ласных (ЛОЖКА - ЛОДКА и т.д.

20

Звуки П и П'. Буква П

 

1

Артикуляция звуков П, П ', их обозначение на письме Различение звуков П и П' на слух и в речи. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложени­ях, текстах. Чтение, анализ слогов, слов, предложений, картинок СП, П’. Распределение картинок, слов по наличию звуков П, П' . Узнавание буквы П в ряду слов. Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с П, Шифровка, дешифровка слов (П,   , П , П'     и т. д. ) . Лексическая работа. Напри­мер по теме «Насекомые»: па­ук, пчела, паутина, польза, полезные и др . Наблюдение за лексическим значением слов с приставкой ПО, ПОД, ПЕРЕ (попил, пере­пахал, поднял т.д.) . Работа с деформированным текстом, насыщенным звуками П  и  П' .

21

Занятие в сенсорной комнате

2

Нейройога (комплекс 4).

 

ФЕВРАЛЬ

22

ЗВУКИ Б и Б. БУКВА  Б

1

 Артикуляция звуков Б, Б’, их характеристика, обозначе­ние на письме. Различение звуков Б - Б' на слух и в речи. Дифференциация звуков в слогах, словах, фразах и связной речи. Чтение, анализ слогов, слов предложений с Б, Б’, Отбор картинок с Б, Б’. Определение места звука в словах со звуками Б, Б’. Узнавание буквы Б в ряду других букв. Печатание (или работа с раз резной азбукой) слов с Б, Б’. Шифровка и дешифровка слов , предложений с Б, Б' (Б,ББ' ,Б') Практические упражнения на правописание звонкого согласного в конце слов (лоб , зоб , раб , . . . ) -Лексическая работа, напри­мер, по теме «Животные» (со­бака , бык , кабан , бегемот , обезьяна и др.)

23

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ П - Б

(П' - Б')

3

Выделение звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам). Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Соотнесение звуков с буквами П и Б. 4. Дифференциация П - Б в слогах: Чтение слоговой таб­лицы, запись слогов под дик­товку; образование и чтение звукосочетаний; сравнитель­ный анализ пар слогов , выделение слогов из слов ; игра «Закрой картинку нужной бук­вой» и т.д. 5 . Дифференциация П - Б в словах: - Устный диктант (услышав слово , поднять соответству­ющую букву) ; - Словарный диктант (запись слов в 4 колонки по наличию звуков П , П ' , Б , Б ' - картинки , символы; - Распределение слов под цифрами в соответствии со зву­ками П,П' ,Б,Б' (картинки, кар точки) : 3         1 собака , бинокль  и т.д. - Образование глаголов с при ставками ПРИ, ПРЕ , ПО, суще­ствительных с суффиксом ОК-, (дуб - дубок) , ИК- (лоб -ло­бик) . . . ; - Употребление и написание предлогов ПО, ПОД, ПЕРЕД, БЕЗ; - Анализ слов и введение их в предложение ; - Шифровка и дешифровка слов содержащих звуки П , П ' , Б , Б ' (лопата - П, барабан - ББ ) ; - Сравнение по звучанию и смыслу слов -паронимов (пыль—быль, пил - бил и т.д.) . - Упражнения и диктанты на правописание звонкого согласного на конце слова и в се­редине перед глухим соглас­ным (дуб, сугроб, робкий). 6 , Дифференциация П-Б в предложениях

24

ЗВУКИ Т и Т'. БУКВА Т

1

Артикуляция Т и Т’, графическое обозначение на письме Различение Т и Т ' на слух и в речи. Дифференциация звуков Т и Т’. Проговаривание слогов, слов, предложений, текстов с Т, Т' (чисто говорок). Отбор картинок с Т, Т’. Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с Т. Задания типа: - Открыть словарь на букву Т найти слово, в котором в середине есть буква, не обозначающая звука. Составить с ним предложение; - Составить схемы и произвести звукобуквенный и смысле вой анализ записанных на доске слов: брат - брать, удар - ударь. Подобрать подобное пары слов (время выполнения задания хронометрируется, что вносит элемент соревнования). Шифровка и дешифровка слов предложений с Т. Наращивание цепочек слов: молот - молоток - молоточек—молоточки. Практическая отработка словообразования относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Лексическая работа по теме «Инструменты». Формирование понятия о синонимии. Задание: замени в предложениях слово БЕГУТ близким по значению словом из скобок. По дороге бегут машины. Быстро бегут часы летней ночи. По канавам бегут ручейки (текут, едут, проходят)

25

ЗВУКИ Д и Д'. БУКВА Д

1

Артикуляция звуков Д, Д’, их характеристика, графичес­кое обозначение на письме. Различение звуков Д и Д' на слух и в речи. Дифференциация звуков Д, Д' в слогах, словах, фразах и связной речи. Чтение, анализ слогов, слов, предложений с Д, Д ‘. Отбор картинок с Д, Д’. Определение места звука в словах со звуками Д, Д’. Узнавание буквы Д в ряду других букв. Печатание (или работа с разрезной азбукой) слов с Д, Д' -Шифровка и дешифровка слов и предложений с Д, Д’. Практические упражнения на правописание звонкого согла­сного в конце слов с Д: год, лед и т.д. Словообразование сложных слов. Лексическая работа с данными словами (листопад, вездеход, атомоход к др.). Составление рассказа с за­данным сложным словом.

26

Занятие в сенсорной комнате

3

Нейройога (комплекс 4).

 

 

МАРТ

27

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Д - Т

(Д' - Т')

1

 Дифференциация Д - Т в предложениях: - составление словосочетаний с Т, Д (слова-признаки / сло­ва-предметы) : холодный ве­тер, старинная мелодия и пр. - образование словосочетаний (глагол существительное в косвенном падеже : дотащить (что?) ..., подтянуть (к чему?) ... и т . д . ) ; - закончить предложение, ис­пользуя слова-паронимы (дачка - тачка и т.д.) ; - запись предложений и сос­тавление схем по картинкам, вопросам, словосочетаниям на Звуки Т,Д; - исправление неправильно составленных предложений, запись их; - четкое проговаривание ско­роговорок ; - работа с деформированным предложением (в, идти, Та­ня, Даша, театр) ; - анализ предложений, сос­тавление схем (Дикая утка ведет утят) ; - шифровка и дешифровка пре­дложений ; - вставка в предложения про­пущенных предлогов ОТ или ДО (Лодка *плыла * берега) ; 7 . Дифференциация Д-Т в связной речи: - работа с деформированным текстом ; - графические диктанты; - составление рассказов по сюжетным картинкам, по се­рии сюжетных картинок; - запись по памяти небольших стихов , скороговорок ; - зрительные, слуховые, тво­рческие и графические дик­танты .

 

ЗВУКИ К и К'. БУКВА К

1

Артикуляция звуков К, К’. Характеристика их, обозначе­ние на письме. Различение звуков К и К' на слух и в речи. Дифференциация звуков К и К' в слогах, словах, фразах и связной речи: - чтение, анализ слогов, слов, предложений с К, К’; - отбор картинок с К, К’; - определение места звуков К, К' в словах; - узнавание буквы К в ряду других букв; - письмо или печатание слов и предложений с этими зву­ками (или работа с разрез­ной азбукой); - шифровка и дешифровка слов и предложений; - образование прилагательных согласование их с существи­тельными. Например, Стакан из стекла - стеклянный. Окно из стекла - .... Гвоздика из стекла - ... - упражнение на закрепление правильного употребления винительного падежа единст­венного числа существитель­ных: Я пью (что?) кефир, . . . Я люблю (что?) конфеты, Убери (что?) куклу, . . . Положи (что?) книгу, . . . - упражнения на употребление в речи предлога

28

ЗВУКИ Г и Г'. БУКВА Г

1

Артикуляция звуков Г и Г’, их характеристика, обозначе­ние на письме. Различение звуков Г, Г' на слух и в речи. Дифференциация звуков Г, Г' в слогах, словах, фразах и в связной речи. Чтение, анализ слогов, слов, предложений с Г, Г ‘. Отбор картинок с Г, Г’. Определение места звуков в словах. Узнавание буквы Г в ряду букв. Письмо или печатание сло­гов, слов, предложений с этими звуками (или работа с разрезной азбукой). Шифровка и дешифровка слов, предложений. Практические упражнения на отработку образования родительного падежа единст­венного числа существитель­ных. Например, на дереве нет груши. Я налью молоко из графина. И т. д. Практические упражнения на образование прилагательных от существительных. Напри­мер: Статья из газеты - га­зетная статья, и т.д. Работа с текстом. Лексическая работа, напри­мер, по теме «Растения».

29

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ К - Г

(К' - Г')

2

Выделение звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам). Сравнение звуков по ар­тикуляции (сходство, разли­чие). Соотнесение звуков с бук вами Г, К, Х. Дифференциация ГКХ в слогах: - анализ слогов типа: КА - ГА-ХА, АКА - АГА - АХА; - прослушать звукосочетания, записать только согласные: ОКО - ОГО - УХА; - запись слогов в 3 столбика(строчек): Г, К, X; - сравнительный анализ пар слогов, выделение слогов из слов и т.д.; - игра «Закрой картинку нуж­ной буквой». Дифференциация Г-К-Х в словах : - сопоставление слов-парони­мов по звучанию и смыслу: год - кот - ход, гора - кора Составление предложений с ними.

30

ЗВУКИ С и С'. БУКВА С

1

Артикуляция и характерис­тика звуков С, С’, их обозна­чение на письме. Различение звуков С и С 'на слух и в речи. Дифференциация звуков С, С' в слогах, словах, фразах и связной речи. Письмо (или работа с раз­резной азбукой) со словами, предложениями с С, С ‘. Шифровки и дешифровки слов предложений, текстов. Практические упражнения на образование и употребление существительных (профессии мужского рода) в творитель­ном и именительном падежах. Например, Саня работает (кем?) трактористом. Словообразование прилага­тельных (стекло, стеклянный, и т.д.). Отработка предложений с союзом А. Охарактеризуй их фразой с союзом, а (по вкусу: сахар и соль и т.д.). Лексическая работа по те­ме «Профессии». Отработка согласования слов в роде и числе: весь     сутки вся      стекло всё       весна все      север. Чтение слов , начинающихся с одной приставки , но имею­щих разные корни, и наоборот спеть      списать    дописать сделать    переписать смотать   записать

31

ЗВУКИ З и З'. БУКВА З

1

Артикуляция звуков, звуча­ние, их характеристика, гра­фическое обозначение на письме. Различение звуков 3 и 3' на слух и в речи. Дифференциация звуков 3,3' в слогах, словах, фразах и в связной речи. Чтение, анализ слов, пред­ложений, текста с 3,3’. Письмо слов, предложений с 3,3’. Шифровки и дешифровки, ра­бота с символами. Упражнения на практическое образование уменьшите ль но—ласкательных форм существи­тельных: эво-ноч-ки, эем—лян-ка, эон-ти-ки, эуб-чи—ки и др., Практическая отработка употребления существительных в творительном падеже (идти под (зонтик) , бузина за (за­бор) и т.д. Предложения с предлогами ИЗ, ИЗ-ЗА, ЗА, ИЗ-ПОД

32

Занятие в сенсорной комнате

4

Нейройога (комплекс 5).

 

АПРЕЛЬ

33

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ З - С

(З' - С')

3

Выделение звонкого сог­ласного из слова. Выделение глухого согласного из слова в начальной позиции. Сравнение звуков по ар­тикуляции (сходство, разли­чие). Соотнесение звуков с буквами С,3. Дифференциация звуков С-3 (С'- 3') на слух. Игры типа «Чья песенка?» (С - пе­сенка водички, 3 - песенка комара). Дифференциация звуков С-3 (С'-З') в слогах: - работа со слоговыми табли­цами; - преобразование слогов (СА—ЗА, СЯ-ЗЯ) ; - выборочная запись С-3 из слогов ; - запись по памяти слоговых рядов (ЗА-СА-ЗА) ; - игры с перекидыванием мяча «Сороки и зайцы» ; - практические упражнения на словообразование : солить—засолить , вязать - завя­зать и т.д.; - практические упражнения на согласование имени прилага­тельного с именем существи­тельным : подбор определений к предмету по цвету (зеле­ный лист ) , по величине , по форме, вкусу, материалу и т.п. ; - сравнение предметов с ис­пользованием союза А: Зем­ляника сладкая, а брусника кислая . и т . д . Дифференциация звуков С-3, С'-З' в словах: - сопоставление слов -парони­мов по звучанию и смыслу (роза - роса); - определение наличия и мес­та звука в словах; - распределение слов (карти­нок); - образование слов с приставками ЗА, С, СО; - шифровка и расшифровка слов типа: сазан - стрекоза - запись слов в три столбика С       3     С-3- подбор слов, соответству­ющих данным схемам. Устно проверить согласный в сере­дине слов: ска (соска) ска (описка) ска (записка) ска (колбаска) эка (вязка) эка (указка) эка (вырезка) эка (погрузка). Дифференциация звуков С-3 (С'-З') в предложениях: - составление словосочетаний типа: звонкая песня, злая собака и т.д.; - добавление в предложения пропущенных слов, подходя­щих по смыслу (Болит зуб. Ели суп. )

34

ЗВУК Ш. БУКВА Ш

1

Артикуляция, звучание, ха­рактеристика звука Ш. Написание буквы Ш. Узнавание буквы П! на слух. на письме, при чтении. Соотнесение звука с буквой. Чтение, анализ слов, предложений, текстов с Ш. Письмо слов, предложений с буквой Ш. Шифровка и дешифровка слов, предложений, текста. Практические упражнения на образование существительных в родительном падеже множе­ственного числа (много ШУБ, ШКАФОВ, УШЕЙ). Практические упражнения на согласование прилагательных с существительными: мышка ^ кошка ^^плюшев (ый , ая) игрушка /

МЫШОНОК '

Чтение зашифрованного рас­сказа, хоровое воспроизведе­ние, запись рассказа по предложениям. Практические упражнения на отработку употребления суще­ствительных в предложном па-теже. Ответы на вопросы по кар­тинкам: «Где висит шуба?» и т.д. Практические упражнения на правописание ШИ. Образование существительных во множест­венном числе (малыш - малы­ши и т . д)

35

ЗВУК Ж. БУКВА Ж

1

Уточнение представлений об артикуляции, звучании, характеристике звука Ж, написание буквы Ж. Узнавание Ж на слух, при чтении, на письме. Соотнесение звука с буквой. Чтение, анализ слов, пред­ложений, текста с Ж. Письмо (или работа с разрезной азбукой) слов, пред­ложений с Ж. Шифровка и дешифровка слов, предложений, текста. Практические упражнения на образование относительных прилагательных по образцу: Желток (какой?) . . .и др. Практические упражнения на правописание ЖИ. Образование существительных во множест­венном числе. Упражнения на Ж. Практическое образование притяжательных прилагатель­ных: У Жени флажок. Это Же­нин флажок .

36

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ж-Ш

3

Выделение звуков из слов в начальной стадии. Сравнение звуков по ар­тикуляции (сходство, разли­чие). Соотнесение звуков с бук вами Ш, Ж. Дифференциация звуков Ш, Ж на слух. Игра «Чья пе­сенка?» (жук, уж) . 5 , Дифференциация звуков в слогах (в произношении, на слух, в записи) : -запись первых букв слогов, Звукосочетаний (шты - жны и т. д. ) . -повторение рядов слогов с изменением ударного слога : ЖА - ЖА – ША, ША - ЖА – ША, ША - ЖА - ША и т.д. -слоговой диктант; -выписывание слогов из слов (начальных, конечных или из середины ШУБА - ШУ - и т.д.) -добавление слогов ЖИ, ШИ в начато, середину или конец слов. Дифференциация звуков Щ-Ж в словах: -сравнение пар слов по зву­чанию и смыслу (ШАР - ЖАР) -распределение слов и кар­тинок на эти звуки, запись их (РОЖЬ, МЫШЬ, МАЛЫШ, НОЖ, КАМЫШИ) ; -преобразование слов (добавление , перестановки , нара­щивание) ; -изменение слов по образцу: ВОДИЛ - ВОЖУ, МАХАЛ - МАШУ, КРУЖКА - КРУЖЕЧКА, МАЛЫШ - МАЛЫШ и т.д. -шифровки и дешифровки слов -ответы на вопросы одним словом (занимательный ма­териал) ; -подобрать слова, соответ­ствующие данным схемам, устно проверить согласный в середине слов : ШКА (чашка . . . ) ШКА (крошка . . . ) ШКА (катушка . . ) ШКА (старушка)

_ ЖКА (ложка . . .) _ ЖКА (стежка . . .) ЖКА (сережка.) Дифференциация звуков Ш и Ж в предложениях.

37

Занятие в сенсорной комнате

4

Нейройога (комплекс 6).

 

МАЙ

38

ЗВУКИ Л и Л'. БУКВА Л

1

Артикуляция звуков Л, Л ‘, их характеристика, обозначе­ние на письме. Различение звуков Л - Л' на слух и в речи. Дифференциация звуков Л, Л' в слогах, словах, фразах и связной речи. Чтение, анализ слогов, слов, предложений с Л, Л ‘. 5. Отбор картинок с Л, Л’. Узнавание буквы Л в ряду других букв при чтении с ос­ложнениями. Шифровка и дешифровка слов , предложений , текстов с Л, Л' (Л, ЛЛ' ,Л ...).

39

ЗВУКИ Р и Р'. БУКВА Р

1

Артикуляция звуков Р, Р', характеристика их, обозначе­ние на письме. Различение звуков Р-Р' на слух и в речи ПОЛОЖИТЬ СОЛЬ - .... Дифференциация звуков Р, Р' в слогах, словах, фразах и в связной речи. 4. Чтение, зв.-букв. анализ слогов , слов , предложений . 5. Отбор картинок с Р, Р’. Узнавание буквы Р в ряду других букв на письме, при чтении. Письмо (или работа с раз­резной азбукой) слов, пред­ложений с Р. Проговаривание потешек, скороговорок. Шифровка и дешифровка слов , предложений , текстов .

40

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л - Р

(Л' - Р')

3

Вычленение звуков Р и Л из слов в начальной позиции; Сравнение звуков Р, Л по артикуляции (сходство, раз­личие). Узнай звук по сигна­лу, по беззвучной артикуляции. Соотнесение звуков с на слух. Различение звуков Р, Л. Дифференциация звуков Р, Л в слогах: -различных типов (устно, пи­сьменно); -чтение слогов, включая их в слова (РАЛ-убрал, загорал; РОЛ-распорол, поборол; РУЛ-рулевой, рулет и т.д.). Дифференциация звуков Р, Л в словах: -распределение устно или пи­сьменно слов, картинок в три столбика на Р, Л , РЛ ; -работа со словами-паронима­ми (РАК - ЛАК и т.д. ) ; -чтение слов (с осложнения­ми) , анализ; -составление схем слов и за­пись слов в соответствии со схемами ; -шифровки и дешифровки слов с использованием символики . Практические упражнения -на образование сложных слов—действий от слов -признаков | КАКОЙ? | ЧТО ДЕЛАТЬ? | ЧТО? | черный | чернеть | чернота| красный | краснеть | краснота и т. д. -на образование новых глаго­лов посредством приставки РАЗ (РАЗО), выделяя цветом буквы Р: рвать - разорвать, и т. д . ; -на образование слов -предме­тов , отвечающих на вопросы : Как называют человека , плавающего по морям? Сосуд для чернил? Смелого челове­ка? И т. д.; -на образование слов-предме­тов от слов-признаков : МЕДВЕЖЬЯ БЕРЛОГА - БЕРЛО­ГА МЕДВЕДЯ; КОРОВЬЕ МОЛОКО - МОЛОКО КОРОВЫ и т.д. -на подбор противоположных, близких по смыслу слов : СЫРОЙ - МОКРЫЙ СЫРОЙ - СУХОЙ ГРУБЫЙ ГОЛОС - НЕЖНЫЙ ГОЛОС ПРОЧНЫЙ МЕТАЛЛ - ТВЕРДЫЙ и т.д. ; -на изменения слов по образцу РОЮ - РЫЛ и т.д. 7 . Дифференциация звуков Р,Л в словосочетаниях, пред­ложениях.

41

Занятие в сенсорной комнате

1

Нейройога (комплекс 6).

 

Всего:

84

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №103»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №103»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению

ОНР. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи

ОНР. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи

Можно полагать, что указанные проявления объясняются тем, что в силу ограниченности речевой практики дети даже в пассивном плане не имеют возможности усваивать перечисленные категории

Можно полагать, что указанные проявления объясняются тем, что в силу ограниченности речевой практики дети даже в пассивном плане не имеют возможности усваивать перечисленные категории

У других детей затруднения носят более устойчивый характер

У других детей затруднения носят более устойчивый характер

Дети, имеющие отклонения в речевом развитии составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом (дисграфия) и чтением (дислексия)

Дети, имеющие отклонения в речевом развитии составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом (дисграфия) и чтением (дислексия)

МБОУ.

МБОУ.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Задания : 1. Прочитать текст и раз­делить его на предложения

Задания : 1. Прочитать текст и раз­делить его на предложения

ЗВУКИ И БУКВЫ 2 Формирование представлений об отличиях

ЗВУКИ И БУКВЫ 2 Формирование представлений об отличиях

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ 1

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ 1

Занятие в сенсорной комнате 2

Занятие в сенсорной комнате 2

МАРТ 27 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

МАРТ 27 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ЗВУКИ З и З'. БУКВА З 1 Артикуляция звуков, звуча­ние, их характеристика, гра­фическое обозначение на письме

ЗВУКИ З и З'. БУКВА З 1 Артикуляция звуков, звуча­ние, их характеристика, гра­фическое обозначение на письме

Ш, Ж. Дифференциация звуков

Ш, Ж. Дифференциация звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2022