Рабочая программа дефектолога в 1 классе "Послушные ручки"
Оценка 4.9

Рабочая программа дефектолога в 1 классе "Послушные ручки"

Оценка 4.9
Документация +1
docx
дефектология
07.11.2023
Рабочая программа дефектолога в 1 классе "Послушные ручки"
Дети 1 класса с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в классе на уроках. В связи с этим возникла потребность в разработке и создании программы «Послушные ручки», предназначенной для обучающихся начальных классов с диагнозом – легкая умственная отсталость. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыками письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.
66 послушные ручки 1 класс программа.docx

Пояснительная записка.

 

         В настоящее время в условиях обновления школьного образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе учебной деятельности у детей развиваются внимание, память, восприятие, мышление, но на уроках прослеживается дефицит  упражнений для развития мелкой моторики рук.

 Дети 11 класса с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в классе на уроках.        

В связи с этим  возникла потребность в разработке и создании программы «Послушные ручки», предназначенной для обучающихся начальных классов с диагнозом – легкая умственная отсталость. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций  развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыками письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей

        К ним относятся:

·         Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша.

·         Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).

·         Трудности с овладением навыка письма.

·         Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).

·          Очень медленный темп письма.

·         Недостаток интеллектуального развития.

·         Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи.

·         Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную  нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

       Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенкаХорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

Цель программы:

Развитие мелкой моторики рук у детей с УО, направленной на поддержку личности, преодоление отклонений в психофизическом и умственном развитии.

Задачи:

·         развитие речевой деятельности посредством формирования точных движений мелких групп мышц;

·         формирование актуальных знаний на бытовом уровне;

·         координация движений руки и глаза;

·         формирование умения строить свою деятельность по словесной инструкции;

·         формирование умения анализировать результат деятельности;

·         формирование регулирующей функции речи.

·         Занятия, которые  способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один раз в неделю и предназначены для индивидуальной и групповой коррекционной работы. Занятия посещают ученики 1 -1 класса: Арина П., Артем Ш., Максим Р. Всего в год 33 занятия.

Планируемые результаты:

Личностные:

 - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- уметь работать по предложенному учителем плану;

- уметь проговаривать последовательность действий на занятии;

-  высказывать свое предположение (версию) на основе работы с различным материалом;

-  отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

 

Содержание программы.

 

I .Развитие движений рук и ручной умелости.

Манипуляция с крупными деталями.

Работа с конструктором «Лего», мозаиками,

 с деталями крупных размеров.

Пришивание больших пуговиц с двумя отверстиями.

Нанизывание шариков на проволоку.

Лепка из пластилина.

Лепка способом  обрубовки  крупных форм «Матрешка»,     «Народная глиняная игрушка»

Налепные украшения с использованием элементов: завитки, конусы, лепестки, шарики.

Лепка из целого куска –скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т.д.
II. Пальчиковая  гимнастика.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети,повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своим движениями, концентрировать внимание на одном видедеятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи,творческой деятельности.

III. Графические упражнения.

Графические упражнения способствуют развитию мелкой

моторики и координации движений руки, зрительного восприятия ивнимания. Выполнение графических упражнений очень важно дляуспешного овладения письмом.

IV. Пальчиковый игротренинг.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи,творческой деятельности.

V. Подготовка к обучению письму.

Первоначальное - ориентирование на листе бумаги, в начале нелинованной, на которой отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно размах движения уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Последовательность

заданий такова, что ребенок переходит от широких движений ко все более мелким.

VI. Лечебная физкультура.

Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее. Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает

рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

 

Тематическое планирование:

Тема

Кол-во занятий

Диагностика

4

Развитие движений рук и ручной умелости.

8

Пальчиковая  гимнастика.

 

3

Графические упражнения.

 

5

Пальчиковый игротренинг.

 

5

Подготовка к обучению письму.

5

Лечебная физкультура.

 

5

Итого

33 занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один раз в неделю и предназначены для индивидуальной и групповой коррекционной работы

Занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один раз в неделю и предназначены для индивидуальной и групповой коррекционной работы

Первоначальное - ориентирование на листе бумаги, в начале нелинованной, на которой отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах

Первоначальное - ориентирование на листе бумаги, в начале нелинованной, на которой отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах

Рабочая программа дефектолога в 1 классе "Послушные ручки"

Рабочая программа дефектолога в 1 классе "Послушные ручки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023