Пояснительная записка.
В настоящее время в условиях обновления школьного образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе учебной деятельности у детей развиваются внимание, память, восприятие, мышление, но на уроках прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук.
Дети 11 класса с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в классе на уроках.
В связи с этим возникла потребность в разработке и создании программы «Послушные ручки», предназначенной для обучающихся начальных классов с диагнозом – легкая умственная отсталость. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыками письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей
К ним относятся:
· Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша.
· Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
· Трудности с овладением навыка письма.
· Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
· Очень медленный темп письма.
· Недостаток интеллектуального развития.
· Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи.
· Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Цель программы:
Развитие мелкой моторики рук у детей с УО, направленной на поддержку личности, преодоление отклонений в психофизическом и умственном развитии.
Задачи:
· развитие речевой деятельности посредством формирования точных движений мелких групп мышц;
· формирование актуальных знаний на бытовом уровне;
· координация движений руки и глаза;
· формирование умения строить свою деятельность по словесной инструкции;
· формирование умения анализировать результат деятельности;
· формирование регулирующей функции речи.
· Занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один раз в неделю и предназначены для индивидуальной и групповой коррекционной работы. Занятия посещают ученики 1 -1 класса: Арина П., Артем Ш., Максим Р. Всего в год 33 занятия.
Планируемые результаты:
Личностные:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- уметь работать по предложенному учителем плану;
- уметь проговаривать последовательность действий на занятии;
- высказывать свое предположение (версию) на основе работы с различным материалом;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
Содержание программы.
I .Развитие движений рук и ручной умелости.
Манипуляция с крупными деталями.
Работа с конструктором «Лего», мозаиками,
с деталями крупных размеров.
Пришивание больших пуговиц с двумя отверстиями.
Нанизывание шариков на проволоку.
Лепка из пластилина.
Лепка способом обрубовки крупных форм «Матрешка», «Народная глиняная игрушка»
Налепные украшения с использованием элементов: завитки, конусы, лепестки, шарики.
Лепка из целого
куска –скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание,
прищипывание и т.д.
II. Пальчиковая гимнастика.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети,повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своим движениями, концентрировать внимание на одном видедеятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи,творческой деятельности.
III. Графические упражнения.
Графические упражнения способствуют развитию мелкой
моторики и координации движений руки, зрительного восприятия ивнимания. Выполнение графических упражнений очень важно дляуспешного овладения письмом.
IV. Пальчиковый игротренинг.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи,творческой деятельности.
V. Подготовка к обучению письму.
Первоначальное - ориентирование на листе бумаги, в начале нелинованной, на которой отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно размах движения уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Последовательность
заданий такова, что ребенок переходит от широких движений ко все более мелким.
VI. Лечебная физкультура.
Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее. Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает
рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Тематическое планирование:
Тема |
Кол-во занятий |
Диагностика |
4 |
Развитие движений рук и ручной умелости. |
8 |
Пальчиковая гимнастика.
|
3 |
Графические упражнения.
|
5 |
Пальчиковый игротренинг.
|
5 |
Подготовка к обучению письму. |
5 |
Лечебная физкультура.
|
5 |
Итого |
33 занятия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.