Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ленинградской области
«Сланцевский индустриальный техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ ЛО «СИТ»
_________________ А.М.Кононов
«31» августа 2016 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Детали машин
Специальность:
15.02.12 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
г.Сланцы
2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) и «Рекомендациям по организации получения среднего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Минобрнауки России от 15.04.2015 г. №06-2128/05-09/15) с учетом технического профиля получаемого профессионального образования, предназначенной для изучения дисциплины в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевский индустриальный техникум» (ГБПОУ ЛО «СИТ»).
Разработчик: Лебедев Дмитрий Анатольевич, преподаватель ГБПОУ ЛО «СИТ»
Рекомендована: Предметной (цикловой) комиссией технических дисциплин ГБПОУ ЛО «СИТ»
Протокол заседания предметной (цикловой) комиссии
№ __________ от «____» __________________ 2016 г.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Детали машин
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.12 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП.00.).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- выполнять основные расчёты, выбирать материалы, детали и узлы машин на основе анализа их свойств, для конкретного применения;
- определять напряжения в конструкционных элементах;
- определять передаточное отношение;
- собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
- читать кинематические схемы;
знать:
- наиболее распространенные виды соединений деталей машин, принцип их работы, критерии работоспособности;
- элементы конструкций механизмов и машин;
- характеристики механизмов и машин;
- характер соединения основных сборочных единиц и деталей;
- трение, его виды, роль трения в технике;
- основные виды смазочных устройств;
- типы, назначение, устройство редукторов;
- назначение и классификацию подшипников;
- устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования.
- делать самостоятельные расчетные работы, подбирать детали и узлы по стандартам, проверять их на прочность.
В завершении выполняется курсовой проект на тему «Проектирование одноступенчатого косозубого редуктора». Курсовой проект состоит из расчетной части (Пояснительной записки) и рабочей документации, содержащей чертежи:
- общий вид редуктора на листе формата А1;
- чертеж зубчатого колеса на листе формата А3;
- чертеж ведомого вала на листе формата А3.
Курсовой проект предусматривает анализ назначения и условий работы проектируемого механизма (редуктора); наиболее рациональные конструктивные решения с учетом технологических, эксплуатационных и экономических требований; кинематические расчеты; определение сил, действующих на детали и узлы; расчеты конструкций на прочность; выбор материалов.
Таким образом достигаются основные цели этого проекта:
- овладеть техникой разработки конструкторских документов на различных стадиях проектирования;
- научиться работать со стандартами, различной инженерной, учебной и справочной литературой;
- уметь обоснованно защищать проект.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
максимальная учебная нагрузка обучающегося 192 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 64 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
192 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
128 |
в том числе: |
|
Практическая работа |
20 |
Самостоятельная работа студента (всего) |
64 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к практическим работам, выполнение пояснительной записки КП, выполнение графической части КП) |
16 |
Итоговая аттестация в форме: 4 семестр – экзамен; 5 семестр – зачет, курсовой проект в 5 семестре – дифференцированный зачет. |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
2 |
|
|
||
Тема 1.1 Основы проектирования деталей машин |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|
1 |
Общие сведения, классификация машин и деталей. Основные требования к машинам и их деталям. Этапы проектирования |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа по 1 разделу |
1 |
|
|
||
|
1 |
Работа с конспектом |
1 |
3 |
|
РАЗДЕЛ 2 МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ |
58 |
|
|
||
Тема 2.1 Общие сведения о передачах |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|
1 |
Классификация передач и их назначение |
2 |
2 |
||
2 |
Основные кинематические и силовые соотношения в передачах |
2 |
2 |
||
Тема 2.2 Фрикционные передачи |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|
1 |
Назначение и особенности фрикционных передач |
2 |
2 |
||
2 |
Вариаторы |
2 |
2 |
||
Тема 2.3 Зубчатые передачи
|
Содержание учебного материала |
18 |
|
|
|
1 |
Основные понятия о зубчатых передачах. Основы теории зубчатого зацепления. Виды разрушения зубьев и критерии работоспособности зубчатых передач. Расчетная нагрузка |
2 |
2 |
||
2 |
Цилиндрическая прямозубая передача. Силы в зацеплении. Расчеты на прочность. |
2 |
2 |
||
3 |
Цилиндрическая косозубая передача. Силы в зацеплении. Расчеты на прочность |
2 |
2 |
||
4 |
Конические зубчатые передачи. Силы в зацеплении. Расчеты на прочность |
2 |
2 |
||
5 |
Планетарные зубчатые передачи. Разновидности и конструктивные особенности |
2 |
2 |
||
6 |
Классификация и основные правила оформления схем. Требования к условным графическим обозначениям. Правила оформления кинематических схем. |
2 |
2 |
||
7 |
Практическая работа 1 Кинематические схемы |
2 |
3 |
||
8 |
Практическая работа 2 Зубчатая передача (косозубая) |
2 |
3 |
||
9 |
Практическая работа 3 Коническая передача |
2 |
3 |
Тема 2.4 Передача винт-гайка |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|
1 |
Передача винт-гайка скольжения. Общие сведения. Расчет передачи винт-гайка скольжения |
2 |
2 |
||
2 |
Передача винт гайка качения. Общие сведения |
2 |
|
||
Тема 2.5 Червячная передача
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
|
1 |
Классификация червячных передач. Геометрические соотношения в червячной передаче. Скорость скольжения в передаче. Передаточное число |
2 |
2 |
||
2 |
Материалы червячной пары. Виды разрушения зубьев. Допускаемое напряжение для материалов венцов червячных колес |
2 |
2 |
||
3 |
Расчет на прочность червячных передач. КПД червячных передач |
2 |
2 |
||
4 |
Практическая работа 4 Червячная передача |
2 |
3 |
||
Тема 2.6 Общие сведения о редукторах
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|
1 |
Общие сведения о редукторах. Назначение, классификация |
2 |
2 |
||
2 |
Конструктивные исполнения редукторов, кинематические схемы, обозначение, порядок сборки и разборки. Подбор сорта масла для редуктора |
2 |
2 |
||
Тема 2.7 Ременные передачи |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
|
1 |
Конструкции ременных передач, достоинства, недостатки применение |
2 |
2 |
||
2 |
Основные геометрические соотношения ременных передач. Ремни, шкивы, натяжные устройства ременных передач |
2 |
2 |
||
4 |
Практическая работа 5 Ременная передача |
2 |
3 |
||
Тема 2.8 Цепные передачи |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
|
1 |
Общие сведения, Конструкции элементов цепных передач |
2 |
2 |
||
2 |
Геометрические соотношения в цепных передачах Силы в ветвях цепи. |
2 |
2 |
||
3 |
Практическая работа 6 Расчет цепной передачи |
2 |
3 |
||
Тема 2.9 Общие сведения о механизмах преобразования одного вида движения в другой |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|
1 |
Рычажные механизмы |
2 |
2 |
|
|
2 |
Кулачковые механизмы |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа по 2 разделу |
29 |
|
|
||
|
1 |
Проработка конспекта |
4 |
3 |
|
2 |
Работа с учебником |
4 |
3 |
|
|
3 |
Работа со справочной литературой |
4 |
3 |
|
|
4 |
Подготовка к практическим работам |
5 |
3 |
|
|
5 |
ВСР 1 Определение кинематических параметров привода |
4 |
3 |
|
|
6 |
ВСР 2 Расчет геометрических параметров прямозубой передачи |
4 |
3 |
|
|
7 |
ВСР 3 Механические передачи |
4 |
3 |
|
|
РАЗДЕЛ 3 ВАЛЫ, ОСИ, ПОДШИПНИКИ И МУФТЫ |
18 |
|
|
||
Тема 3.1 Валы, оси |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
|
1 |
Общие сведения о валах и осях, их классификация, конструирование и материалы. Проектировочный и проверочный расчет валов |
2 |
2 |
||
2 |
Практическая работа 7 Расчет вала редуктора |
2 |
3 |
||
3 |
Практическая работа 8 Классификация валов и осей |
2 |
3 |
||
Тема 3.2 Подшипники |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
|
1 |
Подшипники скольжения. Смазывание и расчет подшипников скольжения |
2 |
2 |
||
2 |
Подшипники качения. Критерии работоспособности и расчет подшипников качения |
2 |
2 |
||
3 |
Практическая работа 9 Подшипники скольжения |
2 |
3 |
||
4 |
Практическая работа 10 Подшипники качения |
2 |
3 |
||
Тема 3.3 Муфты |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|
1 |
Назначение муфт и их технические характеристики. Классификация муфт. Подбор муфт |
2 |
2 |
||
2 |
Устройство фланцевой муфты и расчет болтов на срез |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа по 3 разделу |
10 |
|
|
||
|
1 |
Проработка конспекта |
2 |
3 |
|
2 |
Работа с учебником |
1 |
3 |
|
|
3 |
Работа со справочной литературой |
1 |
3 |
|
|
4 |
Подготовка к практическим работам |
2 |
3 |
|
|
5 |
ВСР 4 Подбор подшипников качения для вала редуктора |
2 |
3 |
|
|
6 |
ВСР 5 Проверочный расчет болтов фланцевой муфты на срез |
2 |
3 |
|
|
Итоговое занятие |
2 |
3 |
|
5 семестр
РАЗДЕЛ 4 СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН |
16 |
|
||
Тема 4.1 Неразъемные соединения |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Сварные соединения. Виды сварных соединений. Расчеты на прочность |
2 |
2 |
|
2 |
Соединения с натягом, достоинства и недостатки |
2 |
2 |
|
Тема 4.2 Разъемные соединения |
Содержание учебного материала |
12 |
|
|
1 |
Резьбовые соединения. Общие сведения. Геометрические параметры резьбы. Основные типы резьб |
2 |
2 |
|
2 |
Виды крепежных изделий. Силовые соотношения в винтовой паре |
2 |
2 |
|
3 |
Расчет резьбовых соединений на прочность. Расчет болта на прочность |
2 |
2 |
|
4 |
Шпоночные соединения расчет на прочность шпоночных соединений |
2 |
2 |
|
5 |
Шлицевые соединения. Достоинства и недостатки |
2 |
2 |
|
6 |
Сборочно-разборочные работы соединений деталей и сборочных единиц |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа по 4 разделу |
9 |
|
||
|
1 |
Проработка конспекта |
4 |
3 |
2 |
Выполнение домашнего задания по отдельным темам |
5 |
3 |
|
Итоговое занятие |
2 |
3 |
||
|
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ |
30 |
|
||
|
1 |
Цели и задачи курсового проектирования. Работа с учебными пособиями и методическими рекомендациями, выдача заданий |
2 |
2 |
2 |
Определение требуемой мощности и выбор электродвигателя |
2 |
3 |
|
3 |
Кинематический и силовой расчет привода |
2 |
3 |
|
4 |
Расчет зубчатых колес редуктора |
2 |
3 |
|
5 |
Предварительный расчет валов редуктора |
2 |
3 |
|
6 |
Конструктивные размеры корпуса редуктора. Первый этап компоновки |
2 |
3 |
|
7 |
Проверка долговечности подшипников |
2 |
3 |
|
8 |
Проверка долговечности шпоночных соединений |
2 |
3 |
|
9 |
Уточненный расчет валов |
2 |
3 |
|
10 |
Посадка зубчатого колеса, подшипников |
2 |
3 |
|
11 |
Вычерчивания сборочного чертежа и деталей редуктора |
2 |
3 |
|
12 |
Выбор сорта масла для редуктора |
2 |
3 |
|
13 |
Оформление пояснительной записки курсового проекта, спецификаций |
2 |
3 |
|
14 |
Предварительная защита курсового проекта |
2 |
3 |
|
15 |
Защита курсового проекта |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа по курсовому проектированию |
15 |
3 |
||
ВСЕГО: |
128 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механики.
Оборудование учебного кабинета №31:
- посадочные места по числу студентов (30)
- рабочее место преподавателя (1)
- рабочая доска (1)
- комплект наглядных пособий по предмету «Детали машин» (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тесты, макеты, модели, комплект слайдов по основным темам.
Технические средства обучения в кабинете №21:
• мультимедийный проектор,
• компьютер,
• экран,
• комплект слайдов по темам курса дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Н.Г. Куклин и др. Детали машин: Учебник для техникумов. 5-е изд. , перераб. и доп. – М.: Илекса, 1999
В.П. Олофинская. Детали машин. Курс лекций с тестовыми заданиями: Учеб.пособие. – М.:ФОРУМ: ИНФРА М, 2006
С.А.Чернавский и др. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.:Машиностроение,1988
А.Е.Шейнблит. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Калининград: Янтар. сказ,2006
Дополнительные источники:
Н.В.Гулия и др. Детали машин: Учебник для студ. учреждений сред. проф.образования- М.: Издательский центр «Академия», 2004
В.А.Ивченко Техническая механика: Учебно-методический комплекс. - М.: ИНФРА-М, 2004
В.А.Ивченко Техническая механика: Учеб. пособие – методический комплекс -М.: ИНФРА-М, 2004.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: -выполнять основные расчёты , выбирать материалы, детали и узлы машин на основе анализа их свойств, для конкретного применения; -определять напряжения в конструкционных элементах; передаточное отношение - собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам; - читать кинематические схемы знать: -наиболее распространенные виды соединений деталей машин, принцип их работы, критерии работоспособности. -элементы конструкций механизмов и машин; -характеристики механизмов и машин. -характер соединения основных сборочных единиц и деталей; - трение, его виды, роль трения в технике; - основные виды смазочных устройств; - типы, назначение, устройство редукторов; - назначение и классификацию подшипников; - устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования. делать самостоятельные расчетные работы, подбирать детали и узлы по стандартам, проверять их на прочность. В результате выполнения КП - овладеть техникой разработки конструкторских документов на различных стадиях проектирования; - научиться работать со стандартами, различной инженерной, учебной и справочной литературой; - уметь обоснованно защищать проект |
Практические работы: - чтение и составление кинематических схем; - расчет косозубой цилиндрической зубчатой передачи; - расчет конической передачи; - расчет червячной передачи; - расчет ременной передачи; - расчет цепной передачи; - проектировочный и проверочный расчет вала редуктора; - конструкция и материалы подшипников скольжения, условный расчет подшипников скольжения; - устройство, классификация, обозначение подшипников качения, их расчет на долговечность; - расчет резьбовых соединений на прочность.
Защита КП по теме: Редуктор цилиндрический косозубый одноступенчатый |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.