Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Джонка»
Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению Протокол № ____ от «___»________ 2017г. |
|
Согласована заместителем директора по учебной работе ________И.В. Садовской «____»__________ 2017г.
|
|
Утверждена приказом директором МБОУ СОШ п. Джонка __________ Л.Г. Балашовой
«____»__________ 2017г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
для обучающихся 1 класса на 2017/ 2018 учебный год
Составитель: Ефимова Ольга Васильевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1 общеобразовательного класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Джонка» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г., Примерной программой начального общего образования, авторской программой А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир».
УМК «Окружающий мир» 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая – М.: Просвещение, 2014. (Перспектива), Положения «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования» МБОУ СОШ п. Джонка.
Данная программа составлена с учётом преемственности с программой дошкольного образования; уровень подготовки учащихся базовый.
Цели курса:
· формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
· духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
· уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
· понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
· модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
· психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане
Учебный план начального уровня образования МБОУ СОШ п. Джонка ориентирован на 33 учебных недели.
На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 2 час в неделю, 66 часов в год, из них на изучение программного материала 66 часов.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный (четверть, полугодие), итоговый.
Четверть |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Учебный год |
Формы контроля |
Количество |
||||
Индивидуальное сообщение |
|
|
|
|
|
Исследовательская работа с тестом |
|
|
|
|
|
Проект |
|
|
|
|
|
Диагностическая работа |
|
|
|
|
|
Тематическое планирование
№ |
Темы раздела |
Количество часов |
1 |
Мы и наш мир |
10 |
2 |
Наш класс |
12 |
3 |
Наш дом и семья |
14 |
4 |
Город и село |
13 |
5 |
Родная страна |
7 |
6 |
Человек и окружающий мир |
4 |
7 |
Резерв учебного времени |
6 |
Всего за год: 66 часов |
Содержание учебного материала
Мы и наш мир (10 ч)
Что такое окружающий мир.
Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира. Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) — наш помощник в дороге к открытию окружающего мира. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня.
Природа (экскурсия).
Природа — это всё, что нас окружает, но не создано руками человека.
Неживая и живая природа.
Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой.
Культура.
Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов. Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края.
Природа в творчестве человека.
Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Рукотворная игрушка из природных материалов.
Мы — люди.
Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края.
Как мы общаемся с миром.
Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира. Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление). Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира.
Люди — творцы культуры.
Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом.
Наш класс (12 ч)
Наш класс в школе.
Объекты природы и предметы культуры в классной комнате.
Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края.
Мы — дружный класс.
Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Учитель — наставник и друг.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся).
Природа в классе.
Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений.
Как ухаживать за комнатными растениями.
Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями.
Что растёт у школы.
Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы.
Мир за стеклянным берегом.
Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки).
Кто ещё у нас живёт?
Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка.
Какие бывают животные.
Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки.
Делу — время.
Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей.
Книга — наставник и друг.
Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества
Потехе – час.
Игры – наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор – школа развития и общения. Правила игрового поведения – залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития.
Наш дом и семья (14 ч)
Мы в семье.
Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.).
Моя семья — часть моего народа.
Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье.
Природа в доме.
Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным.
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.
Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту.
Красивые камни в нашем доме.
Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них.
Комнатные растения у нас дома.
Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями.
Выйдем в сад.
Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде).
Овощи и фрукты на нашем столе.
Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине.
Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу.
Дикорастущие и культурные растения.
Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения.
Собака в нашем доме.
История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками.
Кошка в нашем доме.
История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками.
Дикие и домашние животные.
Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни.
С утра до вечера.
Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Город и село (13 ч)
Мы в городе, селе.
Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.
Красота любимого города и родного села.
Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой.
Природа в городе.
Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения.
Что растёт в городе.
Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья.
Чудесные цветники.
Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города.
В ботаническом саду.
Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду.
Кто живёт в парке.
Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка.
В зоопарке.
Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка.
Войдём в музей!
Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты — экскурсовод», «Я — читатель» и др.
Мы помним наших земляков.
Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания.
Все профессии важны.
Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Родная страна (7 ч)
Россия — наша Родина.
Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края.
Москва — столица России.
Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем.
Мы — семья народов России.
Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.).
Природа России.
Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить.
Охрана природы.
Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе.
Красная книга России.
Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны
Заповедные тропинки.
Заповедники — особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике.
Человек и окружающий мир (4 ч)
Взгляни на человека!
Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир.
Всему свой черёд.
Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.
У каждого времени — свой плод.
Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Я — часть мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Резерв учебного времени (6 ч)
Формы организации работы и основные виды деятельности
Для реализации рабочей программы на уроках изобразительного искусства используются формы обучения: игровая, коллективная, групповая и индивидуальная; виды деятельности: показ презентации, предметные уроки, сообщения, урок-игра, экскурсии.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
· распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
· проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
· объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
· выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
· выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
· владеть элементарными приемами чтения карты;
· приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.