Рабочая программа для 10 класса 2022-2023 учебный год

  • pdf
  • 22.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по информатике 10 класс 2022-2023.pdf

          

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа», на основе: авторской программы Л.Л. Босовой/Информатика. Примерные рабочие программы.  10-11 классы: учебно-методическое пособие/ сост. К.Л. Бутягина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 288с. :ил/;

Учебник: Информатика: учебник для 10 класса /Н.Д. Угринович, Н.Н.Самылкина – 4-е изд.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017.

 

 

           I.         Планируемые результаты освоения учебного предмета  

 

Личностные результаты, на становление которых оказывает влияние изучение курса информатики, можно отнести такие результаты, как: 

          ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; 

          принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; 

          осознание российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм; 

          готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; 

          нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 

          развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 

          формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, готовность к научно- техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; 

          готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 

          уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности; 

          осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; 

          готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. 

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.  На становление, развитие и совершенствование регулятивных групп УУД традиционно более всего ориентированраздел курса «Алгоритмы и элементы программирования». А именно, выпускник научится: 

          самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; 

          оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; 

          ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; 

          оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; 

          выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; 

          организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; 

          сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных УУД более всего ориентированы такие тематические разделы курса, как «Информация и информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится: 

          искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; 

          использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; 

          выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. 

          При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики» происходит становление, развитие и совершенствование ряда коммуникативных универсальных учебных действий. А именно, выпускники могут научиться: 

          осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; 

          развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. 

 

Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»  Выпускник научится:  

          использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; 

          представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации. 

          определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; 

          узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; 

          читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; 

          выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; 

          создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических

конструкций; 

          понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти). 

          находить оптимальный путь во взвешенном графе; 

          использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных

процессов; 

          использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; • описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных. 

          использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах; 

          использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы; 

          использовать в повседневной практической деятельности (в том числе — размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета. 

 

Выпускник получит возможность научиться:  

          планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;  разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу. 

          использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных; 

          получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти; 

          применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; 

          использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы. 

          использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; • применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее;  создавать учебные многотабличные базы данных. 

          использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права; 

          анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; 

          понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; 

          создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство; 

          критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет. 

          использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. 

 

                                                                        II.        Содержание учебного предмета

Тема 1.Информация и информационные процессы  (6ч.)

Информация. Информационная грамотность и информационная культура. Подходы к измерению информации. Информационные связи в системах различной природы. Обработка информации. Передача и хранение информации. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы».

 

Тема 2. Компьютер и его программное обеспечении (5ч.).

История развития вычислительной техники. Основополагающие принципы устройства ЭВМ. Программное обеспечение компьютера. Файловая система компьютера. Контрольная работа по теме «Компьютер и его программное обеспечение».

 

Тема 3. Представление информации в компьютере (9ч.).

Представление чисел в позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Контрольная работа по теме «Представление информации в компьютере».

 

Тема 4. Элементы теории множеств и алгебры логики (8ч.).

Некоторые сведения из теории множеств. Алгебра логики. Таблицы истинности. Основные законы алгебры логики. Преобразование логических выражений. Элементы схемотехники. Логические схемы. Логические задачи и способы их решения. Контрольная работа по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики».

 

Тема 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов

(5ч.).

Текстовые документы. Объекты компьютерной графики. Компьютерные презентации. Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов». Контрольная работа по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов»

 

Тема 6. Итоговое повторение (2ч.).

Основные идеи и понятия курса. Итоговое тестирование

 

 

Проект: «Современные технологии создания и обработки информационных объектов»

III.                                                     Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

План

Факт

              Информация и информационные прцессы — 6 часов

 

 

Информация. Информационная грамотность и информационная культура.

 

 

 

Подходы к измерению информации.

 

 

 

Информационные связи в системах различной природы.

 

 

 

Обработка информации.

 

 

 

Передача и хранение информации.

 

 

 

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы».

 

 

 

              Компьютер и его программное обеспечение — 5 часов

 

История развития вычислительной техники.

 

 

 

Основополагающие принципы устройства ЭВМ.

 

 

 

Программное обеспечение компьютера.

 

 

 

10 

Файловая система компьютера.

 

 

 

11 

Контрольная работа по теме «Компьютер и его программное обеспечение».

 

 

 

            Представление информации в компьютере – 9 часов

 

 

12 

Представление чисел в позиционных системах счисления.

 

 

 

13 

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

 

 

 

14 

«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления.

 

 

 

15 

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

 

 

 

16 

Представление чисел в компьютере.

 

 

 

17 

Кодирование текстовой информации.

 

 

 

18 

Кодирование графической информации.

 

 

 

19 

Кодирование звуковой информации.

 

 

 

20 

Контрольная работа по теме «Представление информации в компьютере».

 

 

 

             Элементы теории множеств и алгебры логики – 8 часов

 

 

21 

Некоторые сведения из теории множеств.

 

 

 

22 

Алгебра логики.

 

 

 

23 

Таблицы истинности.

 

 

 

24 

Основные законы алгебры логики.

 

 

 

25 

Преобразование логических выражений.

 

 

 

26 

Элементы схемотехники. Логические схемы.

 

 

 

27 

Логические задачи и способы их решения.

 

 

 

28 

Контрольная работа по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики»

 

 

 

           

 

Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 5 часов.

29 

Текстовые документы.

 

 

 

30 

Объекты компьютерной графики.

 

 

 

31 

Компьютерные презентации.

 

 

 

32 

Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов»

 

 

 

33

Контрольная работа по теме «Современные технологии создания и обработки

информационных объектов» 

 

 

 

 

 

Итоговое повторение — 2 часа                                                                   

 

33 

Основные идеи и понятия курса 

 

 

 

34 

Итоговое тестирование