Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа», на основе: авторской программы Л.Л. Босовой/Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ сост. К.Л. Бутягина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 288с. :ил/;
Учебник: Информатика: учебник для 10 класса /Н.Д. Угринович, Н.Н.Самылкина – 4-е изд.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты, на становление которых оказывает влияние изучение курса информатики, можно отнести такие результаты, как:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– осознание российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, готовность к научно- техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. На становление, развитие и совершенствование регулятивных групп УУД традиционно более всего ориентированраздел курса «Алгоритмы и элементы программирования». А именно, выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных УУД более всего ориентированы такие тематические разделы курса, как «Информация и информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
– При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики» происходит становление, развитие и совершенствование ряда коммуникативных универсальных учебных действий. А именно, выпускники могут научиться:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» Выпускник научится:
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
– представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
– узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
– читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических
конструкций;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; • описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
– использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
– использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
– использовать в повседневной практической деятельности (в том числе — размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
– планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов; – разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
– использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
– получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
– применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
– использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы.
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; • применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; – создавать учебные многотабличные базы данных.
– использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
– анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
– понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений;
– создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
– использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
II. Содержание учебного предмета
Тема 1.Информация и информационные процессы (6ч.)
Информация. Информационная грамотность и информационная культура. Подходы к измерению информации. Информационные связи в системах различной природы. Обработка информации. Передача и хранение информации. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы».
Тема 2. Компьютер и его программное обеспечении (5ч.).
История развития вычислительной техники. Основополагающие принципы устройства ЭВМ. Программное обеспечение компьютера. Файловая система компьютера. Контрольная работа по теме «Компьютер и его программное обеспечение».
Тема 3. Представление информации в компьютере (9ч.).
Представление чисел в позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Контрольная работа по теме «Представление информации в компьютере».
Тема 4. Элементы теории множеств и алгебры логики (8ч.).
Некоторые сведения из теории множеств. Алгебра логики. Таблицы истинности. Основные законы алгебры логики. Преобразование логических выражений. Элементы схемотехники. Логические схемы. Логические задачи и способы их решения. Контрольная работа по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики».
Тема 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов
(5ч.).
Текстовые документы. Объекты компьютерной графики. Компьютерные презентации. Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов». Контрольная работа по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов»
Тема 6. Итоговое повторение (2ч.).
Основные идеи и понятия курса. Итоговое тестирование
Проект: «Современные технологии создания и обработки информационных объектов»
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
||
План |
Факт |
План |
Факт |
||
Информация и информационные прцессы — 6 часов |
|
|
|||
1 |
Информация. Информационная грамотность и информационная культура. |
1 |
|
|
|
2 |
Подходы к измерению информации. |
1 |
|
|
|
3 |
Информационные связи в системах различной природы. |
1 |
|
|
|
4 |
Обработка информации. |
1 |
|
|
|
5 |
Передача и хранение информации. |
1 |
|
|
|
6 |
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». |
1 |
|
|
|
Компьютер и его программное обеспечение — 5 часов |
|
||||
7 |
История развития вычислительной техники. |
1 |
|
|
|
8 |
Основополагающие принципы устройства ЭВМ. |
1 |
|
|
|
9 |
Программное обеспечение компьютера. |
1 |
|
|
|
10 |
Файловая система компьютера. |
1 |
|
|
|
11 |
Контрольная работа по теме «Компьютер и его программное обеспечение». |
1 |
|
|
|
Представление информации в компьютере – 9 часов |
|
|
|||
12 |
Представление чисел в позиционных системах счисления. |
1 |
|
|
|
13 |
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. |
1 |
|
|
|
14 |
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. |
1 |
|
|
|
15 |
Арифметические операции в позиционных системах счисления. |
1 |
|
|
|
16 |
Представление чисел в компьютере. |
1 |
|
|
|
17 |
Кодирование текстовой информации. |
1 |
|
|
|
18 |
Кодирование графической информации. |
1 |
|
|
|
19 |
Кодирование звуковой информации. |
1 |
|
|
|
20 |
Контрольная работа по теме «Представление информации в компьютере». |
1 |
|
|
|
Элементы теории множеств и алгебры логики – 8 часов |
|
|
|||
21 |
Некоторые сведения из теории множеств. |
1 |
|
|
|
22 |
Алгебра логики. |
1 |
|
|
|
23 |
Таблицы истинности. |
1 |
|
|
|
24 |
Основные законы алгебры логики. |
1 |
|
|
|
25 |
Преобразование логических выражений. |
1 |
|
|
|
26 |
Элементы схемотехники. Логические схемы. |
1 |
|
|
|
27 |
Логические задачи и способы их решения. |
1 |
|
|
|
28 |
Контрольная работа по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» |
1 |
|
|
|
|
Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 5 часов. |
||||
29 |
Текстовые документы. |
1 |
|
|
|
30 |
Объекты компьютерной графики. |
1 |
|
|
|
31 |
Компьютерные презентации. |
1 |
|
|
|
32 |
Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» |
1 |
|
|
|
33 |
Контрольная работа по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» |
|
|
|
|
|
Итоговое повторение — 2 часа |
|
|||
33 |
Основные идеи и понятия курса |
1 |
|
|
|
34 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.