Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 75
Рабочая программа дополнительного образования учащихся по изобразительному искусству
« В мире прекрасного»
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
г. Ульяновск-2020
Пояснительная записка к программе
«В мире прекрасного»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «В мире прекрасного» для 3,5 классов в объеме 32 часов разработана для занятий со школьниками в летний оздоровительный период .
При составлении автор опирался на следующие документы:
1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., с изменениями и дополнениями от 03.07.2016 г №306- ФЗ.
2.Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от31.12.2015 г.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 мая 2012г. № 413).
4.СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189.
5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
В условиях самоизоляции важность занятости учащихся творческой деятельностью возрастает многократно. В этих целях учащимся предоставляется возможность проявления творческой активности на различных образовательных платформах в режиме online или offline, различные формы дистанционного обучения по разным направлениям. Одним из таких направлений является – художественно- эстетическое. Основной задачей этого направления - развитие учащихся, более широкое вовлечение их в мир прекрасного.
Программой предусматриваются приобретение учащимися общенаучных умений (работа с различными источниками: учебниками, умение формулировать свои мысли во внутренней и внешней речи, осуществление контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа) приобретение интеллектуальных умений, таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Таким образом, исследование становится центральной технологией современного образования и проектная деятельность во многом способствует продвигаться учащимся от текущего уровня понимания к более новому, глубокому.
Внешкольная творческая деятельность ориентирована на развитие интереса учащихся к изобразительной деятельности, развитию умений и навыков работы с различными изобразительно-художественными материалами и техниками.
Цели художественного образования:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
• развитие умений и навыков поисково-исследовательской работы в проектной деятельности.
Основные задачи:
1.Способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения .
2.Развитие пространственного мышления, эстетического восприятия действительности.
3.Формировать эстетическую культуру ребенка, эмоциональную отзывчивость на «прекрасное» и «безобразное».
4.Содействовать раскрытию творческого потенциала учащегося.
5.Способствовать реализации желания создать «прекрасное» своими руками.
Основные функции художественно-творческого развития учащихся:
1.Коммуникативная: обсуждение творческих заданий, консультация с учителем, защиты своих работ, общение со сверстниками.
2Личностная: развитие творческого самобытного мышления, фантазии, любознательности, наглядно-образной памяти, абстрактно-логического мышления.
3.Социальная: способность работать в коллективе, умение «слушать и слышать», проявление терпимости к мнению других, соблюдение самодисциплины.
4.Художественно-творческая: самостоятельно разработка изделия, дизайнерское оформление, умение отстаивать свою точку зрения.
5.Поисково-исследоательская: умение находить нужную информацию, уместно использовать их в творческой работе, точно выражать свои идеи и донести их до слушателей.
Преобладающие методы обучения
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
– использование игровых методов;
– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.
Содержание программ:
3 класс
1.« Город, в котором мы живём»- 2ч.(Рисунок, посвященный Дню города).
2. «Праздничное убранство города».-2ч.
3. «Проект городского сквера, парка».-2ч.
4. «Искусство на улицах моего города».-2 ч.
5. «Краски детства».-2 ч.
6. «Мои родители – моя радость.-2 ч. (Рисунок, посвященный Дню семьи).
7. «Пейзаж родного края».-2 ч.
8. «Путешествие на планету цветов».-1 ч.
9. «Плыли в море корабли…» -1 ч.
Итого: 16 часов
5 класс
1. «Здравствуй, лето красное».-2 ч.
2. «Летний дождь».-1 ч.
3. «Летом в лесу».-1 ч.
4. «Восход солнца» (картина из подручных материалов).-2ч
5. «Родина у нас одна»-2ч.( Рисунок, посвященный Дню победы).
6. «Закат на Волге».-2 ч.
7.«По волнам, по морям,,,»-2 ч.
8. «Мир вокруг нас».-2 ч.
9. «Сказочная страна» - 2 ч.
Итого: 16 часов
Тематическое планирование внеурочной деятельности
учащихся 3-х классов.
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во ч. |
Дата - план |
Дата - факт |
1.
|
.« Город, в котором мы живём»- 2ч.(Рисунок, посвященный Дню города). |
2 |
|
|
2. |
«Праздничное убранство города» |
2 |
|
|
3. |
«Проект городского сквера, парка».-2ч. |
2 |
|
|
4. |
«Искусство на улицах моего города».-2 ч. |
2 |
|
|
5. |
«Краски детства».-2 ч. |
2 |
|
|
6. |
«Мои родители – моя радость.-2 ч. (Рисунок, посвященный Дню семьи). |
2 |
|
|
7. |
«Пейзаж родного края».-2 ч. |
2 |
|
|
8. |
«Путешествие на планету цветов».-1 ч. |
1 |
|
|
9. |
«Плыли в море корабли…» -1 ч. |
1 |
|
|
|
Итого |
16 ч. |
|
|
Тематическое планирование внеурочной деятельности
учащихся 5-х классов.
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во ч. |
Дата - план |
Дата - факт |
1.
|
«Здравствуй, лето красное».-2 ч. |
2 |
|
|
2. |
«Летний дождь».-1 ч. |
1 |
|
|
3. |
«Летом в лесу».-1 ч. |
1 |
|
|
4. |
«Восход солнца» (картина из подручных материалов). |
2 |
|
|
5. |
«Родина у нас одна».(Рисунок, посвященный Дню Победы» |
2 |
|
|
6. |
«Закат на Волге». |
2 |
|
|
7. |
«По волнам, по морям,,,» (композиция в технике коллаж) |
2 |
|
|
8. |
«Мир вокруг нас». |
2 |
|
|
9. |
«Сказочная страна» . |
2 |
|
|
|
Итого: |
16 ч |
|
|
Используемая литература:
1..Гуружанов В.А. Инновационная сеть развивающего обучения - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив)..
2.Дженна Рейни. Ни дня без акварели.-Издательство Попурри, 2018, 216 с.
3. Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги. Школа юного художника.,-М, Эксмо- Пресс, 2016, -352 с.
4.Тимохофич А.И. Самоучитель по рисованию шаг за шагом., СПб: Питер, 2011, -97с.
5.Том Хоффман “Как понять акварель. Руководство для тех, кто хочет стать мастером”,- «Вегас-Лекс», 2016.
6. Хейнс Джин “Мир акварели. Техники, эксперименты, практические советы”,- Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г., 176 с.
7.ЧудоваА.Основы рисования и живописи- М.: АСТ: 2017,-96 с
8.Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью.,-М,Эксмо-Пресс,2010, 80с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.