Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительных занятий «С финансами на «Ты», или как стать экономным » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом №373от
06.09.2009г.
3. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Цель:
Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости,
аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к
труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Преемственность и межпредметное взаимодействие:
Курс «С финансами на «Ты», или как стать экономным» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса
формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также
поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Место предмета:
занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу; 18 часов в год.
Результатами освоения курса занятий являются:
Следующие результаты, соответствующие
требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание
личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую
инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
Познавательные.
Обучающийся научится:
освоению способов решения проблем творческого
и поискового характера;
использовать различные способы поиска,
сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
составлять текст в устной и письменной
формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий
договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности;
Предметные.
Обучающийся научится:
понимать и правильно использовать
экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и
обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений
расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять
простой семейный бюджет
проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание занятий «С финансами на «Ты», или как стать экономным»
отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению
содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью
компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов -
экономистов: Гном – Эконом, Смешарики, Умная Сова и Домовёнок Кузя.
Формированию самостоятельности и развитию творческих способностей детей при
изучении данного курса способствует обязательное ведение рабочих тетрадей.
Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется
видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно,
способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
2. Содержание занятий.
1. Ведение в экономику (1 час): Введение в
экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
2. Потребности (6 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие
бывают потребности;
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье.
Что такое бюджет семьи.
3.Товары и услуги (6 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где
можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
4. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками; Решаем задачи с экономическим содержанием;
Тематическое
планирование
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
теория |
Практика |
1 |
Введение в экономику |
1 |
1 |
- |
2 |
Потребности |
6 |
3 |
3 |
3 |
Товары и услуги |
8 |
4 |
4 |
4 |
Занимательная экономика |
3 |
|
3 |
|
Итого: |
18 |
8 |
10 |
Список литературы:
1. Кузнецова О.С.,
Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А.
Сасовой; РАО.
– М., 2003.
5.
Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы.
Самара;
2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина,
журнал
Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.:
Вита-
пресс; 1997.
9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации,
волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов.
Московская экономическая школа.
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения |
№ |
Тема занятия |
Форма проведения |
|
по плану |
по факту |
|||
|
|
1 |
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика. |
Смотр знаний |
|
|
2 |
Потребности. Что такое потребность? Какие бывают потребности? |
Викторина |
|
|
3 |
Домашнее хозяйство. (Практическое занятие) |
Игра |
|
|
4 |
Распределение ролей в семье.(Практическое занятие) |
Диспут |
|
|
5 |
Домашние обязанности в семье.(Практическое занятие) |
Конкурс |
|
|
6 |
Что такое бюджет семьи? |
Игра |
|
|
7 |
Что такое бюджет семьи?(Практическое занятие) |
Игра |
|
|
8 |
Товары и услуги. Что такое товар? Какие бывают товары? |
Викторина |
|
|
9 |
Почему одни товары стоят дешевле, а другие дороже? |
Диспут |
|
|
10 |
Где можно приобрести товары и услуги? |
Путешествие |
|
|
11 |
Магазин. Онлайн-путешествие. |
Путешествие |
|
|
12 |
Зачем нужна реклама? Роль рекламы. |
Игра |
|
|
13 |
Разработка рекламы. Выбор вида рекламы, рекламируемого товара. (Практическое занятие) |
Викторина |
|
|
14 |
Разработка рекламы. Создание проекта. (Практическое занятие) |
Конференция |
|
|
15 |
Защита проекта. |
Игра |
|
|
16 |
Занимательная экономика. Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие) |
Игра |
|
|
17 |
Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие) |
Игра |
|
|
18 |
Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие) |
Игра |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.