МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Уссурийский агропромышленный колледж» в Ханкайском районе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Экологические основы природопользования
По профессии : 43.01.09 Повар, кондитер
Составил : преподаватель Вострикова О.Г Подпись_________ |
|
Рассмотрено: |
Утверждаю: |
На заседании ЦК профподготовки Председатель Вострикова О.Г.____________________ Протокол №__ от «__»июнь 2021_г. __________
|
Заведующий учебно-производственной работой Бас Е.А «__»июнь2021г. Подпись_______
|
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 4
1.1. Область применения рабочей программы.. 4
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: 4
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 9
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 9
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.. 10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 18
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.. 18
3.2. Информационное обеспечение реализации учебной дисциплины.. 18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 20
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта базовой подготовки по профессии : 43.01.09 Повар, кондитер (далее – СПО), реализуемой КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж».
Разработчики:
Место работы |
Занимаемая должность, квалификационная категория |
Инициалы, фамилия |
КГБ ПОУ «УАПК»
|
Преподаватель высшей квалификационной категории |
Вострикова Ольга Георгиевна |
Заключение экспертов:
Место работы |
Занимаемая должность, ученая степень и ученое (почетное) звание, квалификационная категория |
Инициалы, фамилия |
КГБ ПОУ «УАПК» |
Преподаватель высшей квалификационной категории |
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь :
-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
-использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
-соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания.
-особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного взаимодействия на окружающую среду;
-об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; -принципы и методы рационального природопользования;
-методы экологического регулирования; -принципы размещения производств различного типа;
-основные группы отходов их источники и масштабы образования;
-понятия и принципы мониторинга окружающей среды;
-правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
-принципы и правила международного сотрудничества области природопользования и охраны окружающей среды;
-природоресурсный потенциал Российской Федерации;
-охраняемые природные территории.
ОК, которые актуализируются при изучении дисциплины:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
99 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) |
99 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия (если предусмотрено) |
- |
в том числе в форме практической подготовки (если предусмотрено) |
- |
практические занятия (если предусмотрено) |
10 |
в том числе в форме практической подготовки (если предусмотрено) |
- |
контрольные работы (если предусмотрено) |
- |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
|
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) |
- |
Консультация |
- |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачёт |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Осваиваемые элементы компетенций |
1 |
2 |
3 |
|
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Предмет, цели и задачи дисциплины «Экологические основы природопользования ». Основные понятия, термины и структура учебной дисциплины «Экологические основы природопользования » Связь дисциплины с профессией технолога. |
|||
Раздел 1. Экология и природопользование |
|
62 |
|
. Тема 1.1 Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы |
Содержание учебного материала |
24 |
|
Природа и общество. Формы взаимодействия общества и природы. |
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 |
||
Антропогенное воздействия на элементы природы и его связь с научно – техническим прогрессом. Положительное и отрицательное воздействия научно – технического прогресса на экологическое состояние окружающей среды . |
|||
Экологические последствия различных видов человеческой деятельности. |
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 |
||
Урбанизация и биосфера. Город как среда обитания человека. Влияние городcкой среды на природную. Источники загрязнения городской среды. |
|
||
Экологический кризис причины возникновения. Признаки экологического кризиса. Пути решения проблем |
|
||
Глобальные экологические проблемы . Разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути их решения |
|
||
Рациональное природопользовании –цели ,задачи, функции.
|
|||
Концепция устойчивого развития. Программа перехода РФ на модель устойчивого развития. |
|||
Принципы размещения производственных организаций. Основные группы отходов , их источники, масштабы образования. Утилизация бытовых и промышленных отходов |
|
||
Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. |
|||
Рациональное размещение промышленных предприятий. |
|||
Формы ответственности за несанкционированное размещение предприятий и свалок |
|
||
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование. |
Содержание учебного материала |
16
|
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 |
Природные ресурсы и их классификация. |
|||
Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. |
|||
Принципы рационального природопользования. |
|||
Охраняемые природные территории |
|||
Пищевые ресурсы. |
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 |
||
Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. |
|||
Генная инженерия и генетически модифицированные объекты. |
|||
Проблемы сохранения человеческих ресурсов |
|||
Практические занятия №1 Классификация природных ресурсов, методы рационального природопользования» Практические занятия №2 Рациональное использование природных ресурсов» |
4 |
||
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды |
Содержание учебного материаа |
12 |
|
Основные загрязнители, их классификация. |
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 |
||
Антропогенное и естественное загрязнение Требования к качеству окружающей среды. |
|||
Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. |
|||
«Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Основные загрязнители продуктов питания и их влияние на здоровье человека. |
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 |
||
Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Действия в чрезвычайных экологических ситуациях. |
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 |
||
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Виды мониторинга. Концепция предельно – допустимой концентрации (ПДК). Нормативные качества в производственно – хозяйственной сфере. Комплексные нормативные качества. Методы контроля за состоянием загрязнения природных вод, почв, атмосферного воздуха. |
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 |
||
Практические занятия №3 Определение степени загрязнения воды Практические занятия №4 Изучение правил и порядка переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов. Практические занятия №5 Проведение классификации групп отходов, их источников и масштабы образования |
6 |
||
Раздел 2. Правовые и социальные основы природопользования. |
|
33 |
|
Тема 2.1 Мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. |
Содержание учебного материала |
20 |
ОК 1-7,ОК-9,10,11 |
Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России. |
|||
Экологическое право |
|||
Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. |
|||
История Российского природоохранного законодательства. |
|||
Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. |
|||
Эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. |
|||
Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи |
|||
Природоохранное просвещение. Понятие об экологической безопасности жизнедеятельности |
|||
Международное сотрудничество в вопросах экологической безопасности. |
|||
Общественные экологические организации |
|||
Тема 2.2 Ответственность предприятий, за экологическую безопасность. |
Содержание учебного материала |
13 |
ОК 1-7,ОК-9,10,11 |
Формы ответственности предприятий за экологическую безопасность |
|||
Экологическая оценка деятельности предприятий. |
|||
Организация собственной деятельности в соответствии с экологическими нормами общества |
|||
Нормативные документы, регламентирующие экологическую безопасность в профессиональной деятельности. |
|||
Лицензирование деятельности при обращении с отходами |
|||
Санкции за несоблюдение действующего законодательства |
|||
Экологический аудит |
|||
Промежуточная аттестация (зачёт) |
|
2 |
|
Всего: |
99 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины необходимо:
Наличие кабинета «Экологические основы природопользования», оснащенный оборудованием:
доской учебной,
рабочим местом преподавателя,
столами,
стульями (по числу обучающихся)
Средства обучения:
компьютер,
мультимедийный проектор,
наглядные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1.Основные источники:
1. Блинов Л.Н. Экологические основы природопользования/ Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова,Л.В. Юмашева – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 208 с.19
2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. – 5-е изд., стер. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2012 – 347 стр.
3.Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: по состоянию на 26 дек. 2009 г.].
4.Федеральный закон России «О мелиорацииземель.»1996 Постановление правительства России «О мониторинге земель.»1992г.
5.Закон «Об охране окружающей среды»10.01.2002г.
6.ГОСТ Р 52104-2003 «Ресурсосбережение »
7.ГОСТ 18294-2004 «Вода питьевая.»
8.ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».
9. ГОСТ 17.1.3.05—82. «Охрана природы. Гидросфера»
10.СанПиН 2.2.4.1191-03 ―Электромагнитные поля в производственных условиях
11.СанПиН 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборото способности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 нояб. 2001 г. № 31: в ред. от 31 марта 2011
3.2.2 Дополнительные источники
1. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Кур с лекций для студентов средних специальных учебных заведений. -М.- НМЦСПО, 1998. Устойчивый мир, 1999.г
2. МаркинБ.М.,Наумова Л.Г., Экология России.М.:АОМДС,Юнисам1995г.
3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. - М.:Академия, 2006г
4. Петрусова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 1998г.
5. Прохоров Б.Б.,Экология крупного города(на примере Москвы )М:Пасьва.2001.
6. Хутунцев Ю.А. Экология и экологическая безопасность. - М.: Академия, 2002г.
3.2.3 Перечень интернет ресурсов:
1. priroda.ru – национальный портал природы (Природные ресурсы и охрана окружающей среды)
2. anriintern.com/ecology/spisok.htm - ссылки на множество экологических сайтов.
3. www.myland.org.ua - земельные ресурсы
4. http://ecoportal.ru/ - мощный экологический портал
5. list.priroda.ru – каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам.
6. http://ecobez.narod.ru/organisations.html - список основных международных организаций.
7. www.eco-net.dk/english – Eco-Network – международная сеть экологического образования, воспитания и практики; размещается информация об организациях, работающих в области экологического образования.
8. http://zapovednik.cwx.ru/
9. http://www.geosite.com.ru/pageid-375-1.html
10. http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/osnov_prava/html/ch15.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контролируемые разделы / темы |
Код компетенции |
Оценочные средства |
Раздел 1. Экология и природопользование |
||
Тема 1.1 Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы |
ОК1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11
|
Текущий контроль - Самостоятельная работа - Тест - Устный опрос |
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование |
ОК1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 |
Текущий контроль - Тест - Устный опрос - Практическое занятие
|
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды |
ОК1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 |
Текущий контроль - Тест - Устный опрос - Практическое занятие
|
Раздел 2. Правовые и социальные основы природопользования |
||
Тема 2.1 Мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. |
ОК 1-7,ОК-9,10 |
Текущий контроль - Тест - Устный опрос - Задания |
Тема 2.2. Ответственность предприятий, за экологическую безопасность. |
ОК 1-7,ОК-9,10 |
Текущий контроль - Тест - Устный опрос - Задания |
Промежуточная аттестация |
ОК 1-7,ОК-9,10 |
- тест |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.