Рабочая программа "Экологические основы природопользования"
Оценка 5

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
экология
17.02.2022
Рабочая программа "Экологические основы природопользования"
Рабочая программа "Экологические основы природопользования " разработаны для СПО профессии "Повар,кондитер"
РП Экологические основы природопользования .docx

МИНИСТЕРСТВО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ  ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ФИЛИАЛ   КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Уссурийский агропромышленный колледж» в Ханкайском районе

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Экологические основы природопользования

По  профессии  :  43.01.09 Повар, кондитер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил :  преподаватель  Вострикова О.Г                    Подпись_________

Рассмотрено:

Утверждаю:

На заседании ЦК профподготовки

Председатель  Вострикова О.Г.____________________

Протокол №__ от «__»июнь 2021_г. __________

 

Заведующий учебно-производственной работой Бас Е.А

«__»июнь2021г. Подпись_______

 

 

2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 4

1.1. Область применения рабочей программы.. 4

1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: 4

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 9

2.1. Объем дисциплины и  виды учебной работы.. 9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.. 10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 18

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.. 18

3.2. Информационное обеспечение реализации учебной дисциплины.. 18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ учебной  ДИСЦИПЛИНЫ... 20

 

 

 

 


 

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта базовой подготовки  по  профессии :  43.01.09 Повар, кондитер (далее – СПО), реализуемой КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж».

 

Разработчики:

Место работы

Занимаемая  должность,  квалификационная категория

Инициалы, фамилия

КГБ ПОУ «УАПК»

 

Преподаватель высшей квалификационной категории

Вострикова Ольга Георгиевна

 

 

 

 

 

 

 

Заключение экспертов:

Место работы

Занимаемая  должность,  ученая степень и ученое (почетное) звание, квалификационная категория

Инициалы, фамилия

КГБ ПОУ «УАПК»

Преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей  программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.01.09 Повар, кондитер.

1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.

            1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь :

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

-использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

-соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.

 

               В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания.

-особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного взаимодействия на окружающую среду;

-об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; -принципы и методы рационального природопользования;

-методы экологического регулирования; -принципы размещения производств различного типа;

-основные группы отходов их источники и масштабы образования;

-понятия и принципы мониторинга окружающей среды;

-правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

-принципы и правила международного сотрудничества области природопользования и охраны окружающей среды;

-природоресурсный потенциал Российской Федерации;

-охраняемые природные территории.

 

ОК, которые актуализируются при изучении дисциплины:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

99

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

99

в том числе: 

 

лабораторные занятия (если предусмотрено)

-

в том числе в форме практической подготовки (если предусмотрено)

-

практические занятия (если предусмотрено)

10

в том числе в форме практической подготовки (если предусмотрено)

-

контрольные работы (если предусмотрено)

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

в том числе:

 

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

    Консультация   

-

Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачёт

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

 

Введение

Содержание учебного материала

2

 

Предмет, цели и задачи дисциплины «Экологические основы природопользования ». Основные понятия, термины и структура учебной дисциплины «Экологические основы природопользования » Связь дисциплины с профессией технолога.

Раздел 1.

Экология и природопользование

 

62

 

.

Тема 1.1 Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы

Содержание учебного материала

 

24

 

Природа и общество. Формы взаимодействия общества и природы.

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Антропогенное воздействия на элементы природы и его связь с научно – техническим прогрессом.

Положительное и отрицательное воздействия научно – технического прогресса на экологическое состояние окружающей среды .

Экологические последствия различных видов человеческой деятельности.

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Урбанизация и биосфера. Город как среда обитания человека. Влияние городcкой среды  на природную. Источники загрязнения городской среды.

 

Экологический кризис причины возникновения. Признаки экологического кризиса. Пути решения проблем

 

Глобальные экологические проблемы . Разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути их решения

 

Рациональное  природопользовании –цели ,задачи, функции.

 

Концепция устойчивого развития. Программа перехода РФ на модель устойчивого развития.

Принципы размещения производственных организаций. Основные группы отходов , их источники, масштабы образования. Утилизация бытовых и промышленных отходов

 

Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Рациональное размещение промышленных предприятий.

Формы ответственности за несанкционированное размещение предприятий и свалок

 

 

Тема 1.2.

Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Содержание учебного материала

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Принципы рационального природопользования.

Охраняемые природные территории

Пищевые ресурсы.

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Генная инженерия и генетически модифицированные объекты.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов

Практические занятия №1

Классификация природных ресурсов, методы рационального природопользования»

Практические занятия №2

Рациональное использование природных ресурсов»

4

Тема 1.3.

Загрязнение окружающей среды

Содержание учебного материаа

12

 

Основные загрязнители, их классификация.

 

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Антропогенное и естественное загрязнение Требования к качеству окружающей среды.

Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

«Зеленая» революция и ее последствия.

Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

Основные загрязнители продуктов питания и их влияние на здоровье человека.

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Действия в чрезвычайных экологических ситуациях.

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Виды мониторинга. Концепция предельно – допустимой концентрации (ПДК). Нормативные качества в производственно – хозяйственной сфере. Комплексные нормативные качества. Методы контроля за состоянием загрязнения природных вод, почв, атмосферного воздуха.

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Практические занятия №3

Определение степени загрязнения воды

Практические занятия №4

Изучение правил и порядка переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов.

Практические занятия №5

Проведение классификации групп отходов, их источников и масштабы образования

6

Раздел 2.

Правовые и социальные основы природопользования.

 

33

 

Тема 2.1

Мероприятия  по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

Содержание учебного материала

20

ОК 1-7,ОК-9,10,11

Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России.

Экологическое право

Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

История Российского природоохранного законодательства.

Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

Эколого-экономические  подходы к природоохранной деятельности.

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи

Природоохранное просвещение. Понятие об экологической безопасности жизнедеятельности

Международное сотрудничество в вопросах экологической безопасности.

Общественные экологические организации

Тема 2.2

Ответственность предприятий, за экологическую безопасность.

Содержание учебного материала

13

ОК 1-7,ОК-9,10,11

Формы ответственности предприятий за экологическую безопасность

Экологическая оценка деятельности предприятий.

Организация собственной деятельности в соответствии с экологическими нормами общества

Нормативные  документы, регламентирующие экологическую безопасность в профессиональной деятельности.

Лицензирование деятельности при обращении с отходами

Санкции за несоблюдение действующего законодательства

Экологический аудит

Промежуточная аттестация (зачёт)

 

2

 

Всего:

99

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

 Для реализации программы учебной дисциплины  необходимо:

Наличие кабинета «Экологические основы природопользования», оснащенный оборудованием:

доской учебной,

рабочим местом преподавателя,

столами,

стульями (по числу обучающихся)

Средства обучения:

компьютер,

мультимедийный проектор,

наглядные пособия.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1.Основные источники:

1. Блинов Л.Н. Экологические основы природопользования/ Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова,Л.В. Юмашева – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 208 с.19

2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. – 5-е изд., стер. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2012 – 347 стр.

3.Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: по состоянию на 26 дек. 2009 г.].

4.Федеральный закон России «О мелиорацииземель.»1996 Постановление правительства России «О мониторинге земель.»1992г.

5.Закон «Об охране окружающей среды»10.01.2002г.

6.ГОСТ Р 52104-2003 «Ресурсосбережение »

7.ГОСТ 18294-2004 «Вода питьевая.»

8.ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».

9. ГОСТ 17.1.3.05—82. «Охрана природы. Гидросфера»

10.СанПиН 2.2.4.1191-03 ―Электромагнитные поля в производственных условиях

11.СанПиН 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборото способности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 нояб. 2001 г. № 31: в ред. от 31 марта 2011

3.2.2 Дополнительные источники

1. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Кур с лекций для студентов средних специальных учебных заведений. -М.- НМЦСПО, 1998. Устойчивый мир, 1999.г

2. МаркинБ.М.,Наумова Л.Г., Экология России.М.:АОМДС,Юнисам1995г.

3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. - М.:Академия, 2006г

4. Петрусова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 1998г.

5. Прохоров Б.Б.,Экология крупного города(на примере Москвы )М:Пасьва.2001.

6. Хутунцев Ю.А. Экология и экологическая безопасность. - М.: Академия, 2002г.

3.2.3 Перечень интернет ресурсов:

1. priroda.ru – национальный портал природы (Природные ресурсы и охрана окружающей среды)

2. anriintern.com/ecology/spisok.htm - ссылки на множество экологических сайтов.

3. www.myland.org.ua - земельные ресурсы

4. http://ecoportal.ru/ - мощный экологический портал

5. list.priroda.ru  – каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам.

6. http://ecobez.narod.ru/organisations.html - список основных международных организаций.

7. www.eco-net.dk/english – Eco-Network – международная сеть экологического образования, воспитания и практики; размещается информация об организациях, работающих в области экологического образования.

8. http://zapovednik.cwx.ru/

9. http://www.geosite.com.ru/pageid-375-1.html

10. http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/osnov_prava/html/ch15.html

 

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контролируемые разделы / темы

Код компетенции

Оценочные средства

Раздел 1.

Экология и природопользование

Тема 1.1

Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы

ОК1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

 

Текущий контроль

-      Самостоятельная работа

-      Тест

-      Устный опрос

Тема 1.2.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

ОК1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Текущий контроль

-      Тест

-      Устный опрос

-      Практическое занятие

 

Тема 1.3.

Загрязнение окружающей среды

ОК1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Текущий контроль

-      Тест

-      Устный опрос

-      Практическое занятие

 

Раздел 2.

Правовые и социальные основы природопользования

Тема 2.1

Мероприятия  по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

ОК 1-7,ОК-9,10

Текущий контроль

-      Тест

-      Устный опрос

-      Задания

Тема 2.2.

Ответственность предприятий, за экологическую безопасность.

ОК 1-7,ОК-9,10

Текущий контроль

-      Тест

-      Устный опрос

-      Задания

Промежуточная аттестация

ОК 1-7,ОК-9,10

-      тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной

Рабочая программа дисциплины разработана на основе

Рабочая программа дисциплины разработана на основе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачёт

Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачёт

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Концепция устойчивого развития

Концепция устойчивого развития

Тема 2.2 Ответственность предприятий, за экологическую безопасность

Тема 2.2 Ответственность предприятий, за экологическую безопасность

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Перечень интернет ресурсов: 1

Перечень интернет ресурсов: 1

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2022