Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Табулгинская средняя общеобразовательная школа имени П.Д.Слюсарева»
РАССМОТРЕНО
методический совет
_____________ (пр. от « »_августа_ 2019г. № 1)
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_____________
«____»_августа _2019г.
УТВЕРЖДЕНО
директор школы
_______________
(пр. от « »сентября 2019г. № )
Рабочая программа
«Методы решения физических задач»
(Элективный курс)
10 класс
Программа разработана на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.; авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г
Количество часов: 36 ч. (1 час в неделю)
1. Результаты освоения элективного курса
Предметные результаты.
ü Научиться решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в математике;
ü Приобретение навыка предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического решения задач;
ü Углубление знания в области физики механических, тепловых и электрических процессов.
Метапредметные результаты.
ü Приобретение навыков самостоятельной работы, работы со справочной литературой;
ü Овладение умениями планировать учебные действия на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов;
ü Овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при решении практических задач;
ü Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц или графиков, выделять основное из прочитанного.
Личностные результаты.
ü Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
ü Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
ü Приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения;
ü Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
Календарно – тематическое планирование
10 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Введение (1 час) |
|||
1 |
Физическая задача. |
1 |
|
Кинематика (4 часа) |
|||
2 |
Основные законы и понятия кинематики. |
1 |
|
3 |
Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. |
1 |
|
4 |
Решение задач на равноускоренное движение. |
1 |
|
5 |
Движение по окружности. Решение задач. |
1 |
|
Динамика и статика (6 часов) |
|||
6 |
Координатный метод решения задач по механике. |
1 |
|
7 |
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. |
1 |
|
8 |
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. |
1 |
|
9 |
Задачи на принцип относительности |
1 |
|
10 |
Подбор, составление и решение задач по интересам. |
1 |
|
11 |
Физическая олимпиада. |
1 |
|
Законы сохранения (7 часов) |
|||
12 |
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. |
1 |
|
13 |
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. |
1 |
|
14 |
Задачи на определение работы и мощности. |
1 |
|
15 |
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. |
1 |
|
16 |
Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. |
1 |
|
17 |
Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. |
1 |
|
18 |
Физическая олимпиада. |
1 |
|
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов) |
|||
19 |
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). |
1 |
|
20 |
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. |
1 |
|
21 |
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критического состояния. |
1 |
|
22 |
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. |
1 |
|
23 |
Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. |
1 |
|
Основы термодинамики (4 часа) |
|||
24 |
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. |
1 |
|
25 |
Задачи на тепловые двигатели. |
1 |
|
26 |
Конструкторские задачи и задачи на проекты: |
1 |
|
27 |
Физическая олимпиада. |
1 |
|
Электрическое поле (4 часа) |
|||
28 |
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. |
1 |
|
29 |
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью. |
1 |
|
30 |
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией. |
1 |
|
31 |
Решение задач на описание систем конденсаторов. |
1 |
|
Постоянный электрический ток в различных средах (5 часа) |
|||
32 |
Задачи на применение закономерностей соединения проводников |
1 |
|
33 |
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. |
1 |
|
34 |
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов. |
1 |
|
35 |
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. |
1 |
|
36 |
Итоговое занятие. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.