Рабочая программа элективного курса"Решение задач повышенной сложности по математике"

  • doc
  • 17.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа элективного курса по математике 10-11 решение задач повышенной сложности.doc

 

 «Решение  задач повышенной сложности по математике» 10-11 класс

 

 

 

Пояснительная записка

 

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

 

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

 

Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:

·                     овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

·                     интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

·                     формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

·                     формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

 

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

 

Наряду с решением основной задачи расширенное и углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонности учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т.д.

 

В программу включены ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсу алгебры и начал анализа и расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям. Включены также самостоятельные разделы, которые в настоящее время не изучаются, но являются важными содержательными компонентами системы непрерывного математического образования. Включение дополнительных вопросов преследует две цели:

·                     создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике;

·                     восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного и углубленного изучения необходимую целостность.

Расширенное и углубленное изучение математики предполагает наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.

 

Программа составлена на основе изучения курса алгебры и начал анализа по учебнику «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / [под ред. Колмогорова ]. – М.: Просвещение, 2009.

 

Цель программы: создать условия для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в соответствии с основными темами курса алгебры и начал анализа 10-11 классов.

 

Задачи программы:

1.             формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков;

2.             систематизировать, расширить и углубить знания по алгебре и началам анализа; детально расширить темы, недостаточно глубоко изучаемые в школьном курсе и, как правило, вызывающие затруднения у учащихся;

3.             развивать математические способности учащихся;

4.             способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Срок реализации программы – 2 года.

 

Содержание программы 10 класс

 

Название раздела, темы

Теоретический раздел программы

Рациональные уравнения и неравенства

Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида. Теорема Безу. Корень многочлена.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач  Задачи на проценты. Задачи на смеси и сплавы.

Задачи на совместную работу.

Разные задачи.

Корень степени n

Функция у = х и ее график.

Логарифмы

Десятичные логарифмы.

Степенные функции.

Преобразование выражений, содержащих логарифмы.

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

Показательные уравнения.

Логарифмические уравнения.

Уравнения с модулем. Уравнения с параметром. Показательные и логарифмические неравенства. Неравенства с модулем. Неравенства с параметром.

Графический способ решения уравнений и неравенств.

Синус и косинус угла

Примеры использования арксинуса и арккосинуса. Формулы для арксинуса и арккосинуса.

Тангенс и котангенс угла

Примеры использования арктангенса и арккотангенса.

Формулы для арктангенса и арккотангенса.

Тригонометрические уравнения и неравенства Тригонометрические уравнения. Замена неизвестного

t = sin x + cos x. Тригонометрические неравенства. Уравнения и неравенства с модулем. Уравнения и неравенства с параметром.

Элементы теории вероятностей

Математическое ожидание. Сложный опыт.

Формула Бернулли. Закон больших чисел.

           

Учебно-тематический план10 класс

 

Наименование раздела, темы

Количество часов по теме

Рациональные уравнения. Неравенства.

Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.

Корень многочлена.

1

1

1

Решение текстовых задач.

Задачи на проценты.

Задачи на смеси и сплавы.

Задачи на совместную работу.

Разные задачи.

6

1

1

1

3

Корень степени n.

Функция у = х и ее график.

2

2

Логарифмы.

Десятичные логарифмы.

Степенные функции.

Преобразование выражений, содержащих логарифмы.

1

1

1

1

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

Показательные уравнения.

Логарифмические уравнения.

Уравнения с модулем. Уравнения с параметром.

Показательные и логарифмические неравенства.

Неравенства с модулем. Неравенства с параметром.

Графический способ решения уравнений и неравенств.

6

1

1

1

1

1

1

Синус и косинус угла.

Примеры использования арксинуса и арккосинуса.

Формулы для арксинуса и арккосинуса.

2

1

1

Тангенс и котангенс угла.

Примеры использования арктангенса и арккотангенса.

Формулы для арктангенса и арккотангенса.

2

1

1

Тригонометрические уравнения и неравенства.

Тригонометрические уравнения.

Замена неизвестного t = sin x + cos x.

Тригонометрические неравенства.

Уравнения и неравенства с модулем.

Уравнения и неравенства с параметром.

4

1

1

1

1

 

Элементы теории вероятностей.

Математическое ожидание.

Сложный опыт.

Формула Бернулли. Закон больших чисел.

3

1

1

1

Итого

34 час

 

Содержание программы 11 класс

 

Название раздела, темы

Теоретический раздел программы

Функции и их графики

Основные способы преобразования графиков. Графики функций, связанных с модулем. Графики сложных функций. Разрывные функции.

Производная

Непрерывность функций, имеющих производную. Дифференциал. Производная сложных функций. Производная обратной функции.

Применение производной

Теоремы о среднем. Производные высших порядков. Выпуклость и вогнутость графика функции. Асимптота. Формула и ряд Тейлора.

Первообразная и интеграл

Замена переменной. Интегрирование по частям. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах. Понятие дифференциального уравнения. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

Уравнения. Неравенства. Системы. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств

Уравнения с дополнительными условиями. Неравенства с дополнительными условиями. Уравнения и неравенства с модулями. Метод интервалов для непрерывных функций. Использование областей существования функций. Использование неотрицательности функций. Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса. Использование числовых неравенств. Использование производной для решения уравнений и неравенств. Уравнения с параметром. Неравенства с параметром.

 

Учебно-тематический план 11 класса

 

Название раздела, темы

Кол-во часов по теме

Функции и их графики

Основные способы преобразования графиков

Графики функций, связанных с модулем

Графики сложных функций

Разрывные функции

Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ        

5

1

1

1

1

1

Производная

Непрерывность функций, имеющих производную

Дифференциал. Дифференциальные уравнения

Производная сложных функций

Производная обратной функции

Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ        

5

1

1

1

1

1

Применение производной

Теоремы о среднем

Производные высших порядков

Выпуклость и вогнутость графика функции. Асимптота

Формула и ряд Тейлора

Решение заданий из КИМов ЕГЭ

5

1

1

1

1

1

Первообразная и интеграл

Замена переменной

Интегрирование по частям

Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах

Понятие дифференциального уравнения

Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Решение заданий из КИМов ЕГЭ

6

1

1

1

 

1

1

1

Уравнения. Неравенства. Системы. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств

Уравнения с дополнительными условиями

Неравенства с дополнительными условиями

Уравнения и неравенства с модулями

Метод интервалов для непрерывных функций

Использование областей существования функций

Использование неотрицательности функций

Использование ограниченности функций

Использование свойств синуса и косинуса

Использование числовых неравенств

Использование производной для решения уравнений и неравенств Уравнения с параметром

Неравенства с параметром

Решение заданий из КИМов ЕГЭ

13

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого

34 часа

 

Требования к математической подготовке учащихся

 

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

·                     основные приемы решений рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, неравенств и их систем;

·                     правила преобразований выражений, графиков функций;

·                     способы решения текстовых и других задач;

·                     четко основные определения, формулы и свойства.

уметь:

·                     выполнять тождественные преобразования рациональных, логарифмических, тригонометрических и других выражений;

·                     строить графики элементарных и более сложных функций;

·                     решать задачи, уравнения, неравенства, системы, предусмотренные программой курса;

·                     применять аппарат математического анализа к решению задач.

 

Формы, методы, способы и средства реализации программы

·                     привлечение учащихся к составлению таблиц, графиков, изготовлению наглядного, дидактического, раздаточного материала, подготовке презентаций;

·                     использование на занятиях игровых моментов: конкурсов, математических боев, КВН и др.;

·                     изучение, конспектирование учащимися материала из дополнительной литературы;

·                     использование компьютерных, тестовых и других технологий.

 

Учебно-методическое обеспечение программы

- специальная справочная литература;

- методическая литература;

- дидактический и раздаточный материал;

- набор КИМов ЕГЭ прошлых лет.

 

 

 

Список литературы по программе:

1.             А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Алгебраический тренажер. «Илекса» «Гимназия», Москва-Харьков, 1998.

2.             Р.Б.Райхмист. Графики функций. Задачи и упражнения. «Школа-пресс», Москва, 1997.

3.             Г.А.Ястребинецкий. Уравнения и неравенства с параметрами. «Просвещение», Москва, 1972.

4.             И.Т.Бородуля. Тригонометрические уравнения и неравенства. «Просвещение», Москва, 1998.

5.             А.П.Ершова, В.В.Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Разноуровневые дидактические материалы.

6.             С.В.Кравцов и др. Методы решения задач по алгебре: от простых до самых сложных.

7.             М.И.Шабунин. Математика для поступающих в ВУЗы. Уравнения и системы уравнений.

8.             М.И.Шабунин. Математика для поступающих в ВУЗы. Неравенства и системы неравенств.

9.             В.А.Гольдич. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. Школьная программа.

10.           В.Г.Брагин, А.И.Грабовский. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. Алгебра. Геометрия.

11.           В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа, «Просвещение», 1990.

12.           В.С.Крамор, А.А.Михайлов. Тригонометрические функции, «Просвещение», 1983.

13.           А.Мерзляк и др. Тригонометрия. Задачник к школьному курсу. 8-11 кл. «АСТ-ПРЕСС: Магистр-S», 1998.

14.           Л.О.Денищева и др. Учимся решать уравнения и неравенства. 10-11кл.

15.           М.И.Башмаков и др. Задачи по математике. Алгебра и анализ.

16.           Б.Г.Зив. Тесты по алгебре и началам анализа. 10-11кл.

17.           Р.Д.Лукин и др. Устные упражнения по алгебре и началам анализа..

18.           Г.Г.Левитас. Карточки для коррекции знаний по алгебре. 10-11кл.

19.           Е.С.Канин и др. Упражнения по началам математического анализа в 10-11кл.

20.           И.Т.Бородуля. Показательная и логарифмическая функции (задачи и упражнения).