Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юксеевская средняя общеобразовательная школа»
|
|
|
Рабочая программа
факультативного курса краеведения
«Странички истории Прикамья»
для 5 класса
Программа предназначена для реализации
в 2016-2017 учебном году
Учитель: Дозморова Алина Анатольевна
2016
Пояснительная записка.
Курс краеведения «Мой Пермский край» рассчитан на учащихся средних классов основной школы и может быть использован для предпрофильной подготовки.
Цель курса: сориентировать учащихся на эколого-краеведческий профиль, развить и закрепить уже сформировавшийся интерес детей к истории.
За основу курса взят комплект:
Н.П. Горбацевич, Д.М. Софьин Мой Пермский край. Странички далёких и близких времён. Учебное пособие для 5 классов. Пермь. «Книжный мир», 2015
Н.П.Горбацевич, Н.В.Шатрова. Прикамье: странички далёких и близких времён. Методическое пособие для учителя. Пермь. «Книжный мир», 2003г.
Н.Ю. Перевозникова, А.Е. Филенко. Прикамье: странички далёких и близких времён. Рабочая тетрадь. Пермь. «Книжный мир», 2004г.
Атлас Пермской области. География. История. Москва. Издательство ДИК, 1999г.
Хрестоматия «Страницы истории Пармы». Кудымкар, 2005
В.В. Климов, Г.Н. Чагин «Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков».
Т.А. Шилова. История Пармы. Рабочая тетрадь по историческому краеведению 5-6 класс. Древний мир и средние века. Кудымкар. «Алекс-Принт» 2006
Задачи:
· познакомить учащихся с яркими страницами истории Пермского края;
· способствовать воспитанию любви, чувства гордости за родной край, своей причастности к его истории и культуре;
· развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае;
· воспитывать у учащихся осознанно – бережное отношение ко всему природному и предметам рукотворного мира;
· развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства в словарях, справочной, художественной и научно – публицистической литературе.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- исторические источники по истории Прикамья;
- формирование коренного населения;
- основные события отечественной истории и их влияние в Прикамье;
- историю городов и населённых пунктов;
- знаменитых людей края
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- находить источники информации;
- располагать события в хронологической последовательности;
- соотносить события истории Прикамья с событиями отечественной истории
- делать выводы на основе полученной информации;
- грамотно оформлять результаты работы
Курс рассчитан на 34 учебных часа. Первая тема (занятие № 2) знакомит учащихся с историей заселения Прикамья людьми. Остальные темы – это история населённых пунктов Пермской области: городов, посёлков, деревень. Через историю населённых пунктов учащиеся знакомятся с самыми яркими событиями, памятниками культуры, историческими деятелями, историей предприятий Прикамья.
Курс предполагает работу с историческими источниками, организацию разных видов игр, экскурсий по родному краю, просмотр видеофильмов, использование средств мультимедиа, творческую деятельность учащихся.
В процессе работы над курсом учащиеся получают представление об отдельных экономических, общественных и экологических проблемах своего края.
Большое воспитательное значение имеет материал о развитии благотворительности и меценатства в Прикамье.
К занятиям курса из разных источников подобраны в качестве эпиграфов строчки из стихотворений, тексты исторических документов, иллюстративный материал, статьи из газет: окружных «Парма», «Парма-новости», районной газеты «Кочевская жизнь»
Этапы отдельных занятий имеют профориентационную направленность. Учащиеся знакомятся с историей, факультетами и специализацией отдельных учебных заведений Пермского края. Так на занятии № 11 учащиеся получают сведения о Пермском государственном университете, на занятии № 23 - о специальных учебных заведениях г. Кудымкара.
В основе занятия № 6 рассказ учителя с элементами беседы, работа с документом, демонстрация иллюстративного материала, выставка изделий керамики и камнерезного искусства, использование экспонатов школьного музея.
В ход отдельных занятий включаются задания проектного характера. Например, на занятии № 13 учащиеся работают над проектом экскурсии «По городам Прикамья».
Занятие № 29 построено в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности личностно ориентированного обучения. На данном занятии учащиеся самостоятельно осуществляют целеполагание, работают в группах, в конце проводится рефлексия.
Разнообразны формы домашних заданий:
- нарисовать рисунок по теме;
- придумать герб своего села, поселка или деревни
- написать сочинение по плану;
- составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.;
- подобрать статьи и иллюстративный материал из газет и журналов по теме;
- написать стихотворение и др.
Форма факультативного курса создаёт ситуацию успеха у учащихся. Отсутствие 5-бальной системы оценивания работы учащегося способствует формированию личности ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Одним из способов поощрения работы учащегося может стать «жетонная система», т.е. целенаправленное и последовательное использование системы поощрения через вручение жетонов за правильные ответы, проявление инициативы, умение сотрудничать в группе.
Для развития навыков самооценки желательно использовать различные виды рефлексии.
Творческая работа, её презентация – это основная форма отчётности каждого учащегося.
Творческая деятельность организуется учителем. Она осуществляется как на материале курса, так и на семейной истории учащихся. На первых занятиях курса учащиеся обговаривают с учителем предполагаемые темы и формы творческих работ, этапы работы, сроки презентации. Учитель предлагает список литературы. Здесь же решается, какими будут работы: групповыми или индивидуальными.
Выбор формы творческой работы определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.
При этом результаты творческой деятельности:
- представляются в виде конкретного «продукта»;
- выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т. п.);
- содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
- в дальнейшем должны использоваться в учебном процессе.
Творческая работа проектного характера должна иметь пояснительную записку (теоретическую часть). Структура пояснительной записки может быть следующей:
- титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название работы, руководитель, место издания, год);
- оглавление;
- эпиграф;
- введение;
- основная часть (главы, разделы, параграфы);
- заключение;
- список используемых источников и литературы;
- приложение.
В результате творческой деятельности учащиеся учатся:
· находить источники информации;
· отбирать наиболее значимый материал;
· перерабатывать полученную информацию;
· располагать события в хронологической последовательности;
· формулировать вопросы и проблемы и искать пути их решения;
· делать выводы на основе полученной информации, выражая при этом своё отношение к анализируемым событиям;
· грамотно оформлять результаты работы;
· презентовать полученные знания и опыт.
Творческая деятельность способствует формированию критического мышления учащихся, развитию умения работать с информацией, что в полной мере отвечает целям и задачам курса.
В ходе работы над проектами учитываются индивидуальные интересы и способности учащихся. Каждому ребёнку оказывается внимание со стороны учителя. Между учителем и детьми выстраиваются иные, нежели на уроке, отношения. Учитель находится на равных с ребёнком, рождается единый дух творчества, единство мыслей и чувств.
Обучение учащихся творческой деятельности требует от учителя собственных навыков исследовательской работы, организаторского мастерства, увлечённости преподаваемым курсом.
Проектная работа предполагает различные виды деятельности, следовательно, повышается двигательная активность учащихся, образовательный процесс перестаёт быть постоянным «сидением за партами».
Содержание программы
Тема 1. Введение. Посмотрим глазами историка.
Что такое краеведение. Зачем нужно знать историю своего края. Исследовательская деятельность, её цели и задачи. Примерные темы творческих работ. Основные требования к творческой работе.
Тема 2. Пермский период.
Пермский край: его освоение и заселение. Памятник археологии – стоянка Талицкого. Тайна Писаного камня. Прикамье в эпоху медного, бронзового и железного века. Работа древних металлургов Прикамья. Гляденовцы – древние земледельцы земли Пермской.
Тема 3. Чердынь – древняя столица Урала.
Чердынь – самый древний город Прикамья. Чердынский кремль – первый на Урале кремль. Легенда о Полюде. Заточение М.Н.Романова. Иоанно-Богословский монастырь – первый монастырь Прикамья. Никольская церковь – памятник каменного зодчества. Преображенская церковь из села Янидор – памятник деревянного зодчества музея «Хохловка». Ныроблаг – место ссылки К.Ворошилова, О.Мандельштама.
Тема 4. Соликамск-городок – Москвы уголок.
Соликамск – главный город Прикамья в 17 веке. Именитые люди Строгановы. Уральское солеварение. Организация похода Ермака Строгановыми.
Тема 5. Усолье-град – Петербургу брат.
Архитектура Усолья: палаты Строгановых. Архитектор А.Н.Воронихин – уроженец Усолья. Приземление космического корабля «Восток-2» в усольской тайге.
Тема 6. Из летописи Земли Кунгурской.
Первое горнозаводское управление на Урале. В.Татищев. Кунгурские купцы – Хлебников, Егоров, Губкин, Грибушин. Архитектура Кунгура. Дом воеводы – первое каменное здание Кунгура. Гостиный двор архитектора Р.И. Карвовского – символ купеческой мощи. Кунгурские церкви – Тихвинская, Успенская, Преображенская, Никольская. Кунгурская Ледяная пещера: история освоения. Легенды и были Кунгурской Ледяной пещеры. А.Н.Радищев в Кунгуре.
Тема 7. Оса «кусается как оса...».
Основание Ново-Никольской крепости. Пугачёвцы под Осой. Пугачёвский атаман Иван Белобородов.
Тема 8. Пермь: от основания до наших дней.
Основание Егошихинского завода. В.Н.Татищев. Пермь – губернский город. Петропавловский собор – первое каменное строение Перми. Пермь и её замечательные жители. Пермский губернатор – К.Ф. Модерах. «Святой доктор» Ф.Х. Граль. «Русский американец» И.И.Любимов. Изобретатель радио А.С.Попов. Инженер, учёный, изобретатель Н.Г.Славянов. Предприниматель и меценат Н.В.Мешков. Пермь сегодня.
Тема 9. Пермская художественная галерея.
Русская живопись. Зарубежное искусство. Иконопись. Русский авангард. Пермская деревянная скульптура.
Тема 10. Пермский краеведческий музей.
Пермский краеведческий музей. Народная игрушка. Камнерезное мастерство. Предметы быта жителей Прикамья. Пермский звериный стиль.
Тема 11. Молодые города Прикамья.
Березники – центр химической промышленности. Краснокамский целлюлозно-бумажный комбинат. Чайковский – самый молодой город Прикамья. Строительство Воткинской ГЭС.
Тема 12. Повторение. Игра «И жемчуга блистают в ожерелье...»
Командная игра по истории городов Прикамья «И жемчуга блистают в ожерелье...»
Тема 13. Коми-Пермяцкий округ.
Природные и климатические особенности Коми-Пермяцкого округа. Национальный состав. Коми-Пермяцкий округ: от первого поселения до наших дней – основные этапы истории. Знаменитые люди края.
Тема 14. Кочёвский район – малая родина.
Природные и климатические особенности Кочёвского района. Национальный состав. Кочёвский район: от основания до наших дней – основные этапы истории. Знаменитые люди района.
Тема 15. Эколого-краеведческая экскурсия по окрестностям села Юксеево.
Маршрут экскурсии: школа, музей спецпереселенцев, архитектурный памятник Свято-Никольская церковь, памятники погибшим героям, музей деревянной скульптуры в Пармайлово, школа.
Тема 16. Родная сторонка.
Игра по топонимике Кочёвского района «Родная сторонка».
Тема 17. Итоговое повторение.
Повторение и закрепление полученных знаний по курсу «Странички истории Земли Пермской».
Тема 18. Итоговое занятие.
Презентация творческих работ учащихся.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Предлагаемые формы и методы организации деятельности
|
Колич. часов |
1 |
Введение. |
Беседа |
1 |
2 |
Древнее Прикамье. |
Работа с картой, атласами Пермской области. |
4 |
3 |
Чердынь – древняя столица Урала. |
Мультимедийная презентация в программе PowerPoint.
|
1 |
4 |
Соликамск-городок – Москвы уголок. |
Работа с атласами Пермской области. Работа с раздаточным материалом «Солеваренный завод» |
1 |
5 |
Усолье-град – Петербургу брат. |
Работа с атласами Пермской области. Сообщение учащегося о приземлении космического корабля «Восток-2» в усольской тайге. |
1 |
6 |
Из летописи Земли Кунгурской. |
Работа с историческим источником «Из Путевых заметок А.Н. Радищева». Выставка изделий камнерезного искусства. Сообщение учащегося о Татищеве.
|
1 |
7 |
Оса «кусается как оса...» |
Работа с атласами Пермской области. Работа с историческим источником «Из наставления атамана И.Белобородова своим сотникам (31 января 1774г.)». Сообщение учащегося о И.Н.Белобородове. |
1 |
8 |
Пермь: от основания до наших дней. |
Работа с атласами Пермской области. Работа с историческим источником «Из указа Екатерины Великой». Сообщения учащихся о К.Ф. Модерахе, Ф.Х. Грале, И.И. Любимове, А.С. Попове, Н.Г. Славянове, Н.В. Мешкове. |
3 |
9 |
Пермская художественная галерея |
Видеофильм «Пермская художественная галерея» (30 минут). Повторение: викторина «Пермь – родная столица Прикамья – город мой, город твой, город наш». |
1 |
10 |
Пермский краеведческий музей |
Работа с иллюстративным материалом. |
1 |
11 |
Молодые города Прикамья. |
Работа с картой, атласами Пермской области. Работа с историческим источником «Славные имена». |
1 |
12 |
Повторение. Игра «И жемчуга блистают в ожерелье...» |
Командная игра по истории городов Прикамья. Мультимедийная презентация |
1 |
13 |
Коми-Пермяцкий округ |
Сообщения учащихся о знаменитых людях края И.Я. Кривощёкове, П.И. Субботине-Пермяке, С.И. Хорошеве. |
8 |
14 |
Кочёвский район – малая Родина |
Экскурсия в школьный краеведческий музей «История нашего села» |
1 |
15 |
Эколого – краеведческая экскурсия по окрестностям с. Юксеево |
Маршрут экскурсии: школа, музей спецпереселенцев, архитектурный памятник Свято-Преображенская церковь, памятники погибшим героям, музей деревянной скульптуры в Пармайлово, школа.
|
3 |
16 |
Родная сторонка. |
Викторина «Родная сторонка» (по топонимике Кочёвского района). |
1 |
17 |
Итоговое повторение. |
Занятие в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности личностно ориентированного обучения. |
1 |
18 |
Итоговое занятие. |
Презентация творческих работ учащихся |
3 |
Предлагаемые формы творческих работ учащихся.
1. Проект «Биография моего предка».
2. Проект «Выставка семейных реликвий».
3. Проект «Моё генеалогическое древо».
4. Исследовательский проект «История происхождения топонимов
п. Сёрва, с. Юксеево».
5. Фотовыставка «Сёрва – моя малая Родина».
6. Фотовыставка «Юксеево – моя малая Родина».
7. Проект «Знаменитые юксеевцы».
8. Проект «Знаменитые сёрвинцы».
9. Проект «Профессии моей семьи»
10. Фотовыставка «Моя семья».
11. Интервью у известных людей посёлка Сёрва (села Юксеево).
12. Стенгазета «Моя малая родина».
13. Рукописный журнал «Моя родина».
14. Путеводитель по с. Юксеево.
15. Групповой проект «Исследуем школу»(история школы)
16. Проект экскурсии «По городам Прикамья».
17. Рекламный буклет «Музей деревянной скульптуры в Пармайлово».
18. Рекламный буклет «Кочёвский район».
19. Рекламный буклет «Село Юксеево».
20. Путеводитель по Кочёвскому району.
21. Исследовательский проект «История страны в истории семьи»
Литература для учащихся.
Основная:
Н.П.Горбацевич, Н.В.Шатрова. Прикамье: странички далёких и близких времён. Пермь. «Книжный мир», 2003г.
Н.Ю. Перевозникова, А.Е. Филенко. Прикамье: странички далёких и близких времён. Рабочая тетрадь. Пермь. «Книжный мир», 2004г.
Атлас Пермской области. География. История. Москва. Издательство ДИК, 1999г.
Дополнительная:
А. М.Белавин. Страницы истории земли Пермской. Пермь. «Книжный мир», 1995г.
А.М.Белавин. Н.Б. Крыласова. Страницы истории земли Пермской. Рабочая тетрадь. Часть первая. Пермь. «Книжный мир», 1997г.
Н.Н.Агафонова. А. М.Белавин. Страницы истории земли Пермской. Часть вторая. Пермь. «Книжный мир», 1997г.
А.М.Белавин. Н.Б. Крыласова. Страницы истории земли Пермской. Рабочая тетрадь. Часть вторая. Пермь. «Книжный мир», 1998г.
И.С. Капцугович. Книга для чтения по истории Прикамья. Пермское книжное издательство, 1984 г.
Литература для учителя.
Е.В. Шабашова. Исторические миниатюры о Земле Пермской. Пермь, 1998г.
С.Барков. Туризм в Пермской области. ООО «Раритет-Пермь»,2002г.
В.Оборин. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермское книжное издательство, 1976г.
В.С. Верхоланцев. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь «Пушка»,2002г.
Г.Ширякина. Далёкое близкое. Пермь, 2001г.
Преподавание истории и обществознания № 3,10. 2004г.
Т. Ромащенко. Мой дом родной. Пермь, 1984г.
А.Н.Щеколдин. Из летописи Земли Кунгурской. Пермь, 1967г.
В. Михайлюк. Город белых берёз. Пермь, 1982г.
Г. Чагин. Чердынь. Пермь, 1972г.
Ю.К.Николаев. Основы геральдики. Пермь, 2002г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.