МКУ «Управления образования МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)
МКОУ «Тастахская основная общеобразовательная школа им. Петровой М.В.»
МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)
Одобрено:_________________________ На заседании МО Жиркова С.А. «____»______________________2019 г. |
Согласовано:______________________ Зам.директора по УР Аргунова Т.М. «____»______________________2019 г. |
Утверждаю:______________________ Директор школы Тимофеев А.У. «____»______________________2019 г. |
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование
по предмету «Русский язык»
для 4 класса
на 2019 - 2020 учебный год
Составила: Турнина С.В.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная общеобразовательная программа по русскому языку разработана на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений III - IV видов, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов НОО, программы специальных (коррекционных) учреждений III-IV видов, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Цель и задачи обучения слепых школьников родному языку определяются ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление слепого обучающегося как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У обучающегося с нарушениями зрения возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся со зрительной депривацией – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение слепыми обучающимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для обучающихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Большое значение имеет эмоциональное и литературное развитие слепого школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.
Для слепых обучающихся родной язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения школьника с нарушениями зрения – умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст – повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание – являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Основная цель обучения родному языку – развитие слепого школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
· овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
· усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
· формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
· обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
· эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
· побуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Наряду с содержанием и задачами, общими для обучения русскому языку, программа содержит специальные задачи, направленные на коррекцию вторичных отклонений в развитии, обусловленных нарушением зрения. Весь процесс обучения детей с неполноценным зрением замедлен по своему темпу, т.к. построен в основном на сукцессивном способе получении информации (на использовании осязания или остаточного зрения).
В программе реализуется принцип коррекционной направленности обучения, конкретизированы пути коррекции и средств недостатков сенсомоторного, умственного и речевого развития слепых детей. В связи с этим в ней предусмотрено:
· обучение правильным способам организации познавательной деятельности, а именно направленному восприятию предметов и явлений окружающего мира с помощью осязания, слуха и остаточного зрения;
· формирование с помощью педагога мыслительных операций сравнения, анализа и обобщения, развитие образного и логического мышления, а также связной речи;
· широкое применение специальных средств наглядности в учебном процессе;
· преодоление вербализма в речи слепых детей, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе.
Установкой на полноценное овладение обучающимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном младшим школьникам. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
В программу русского языка отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются обучающимися в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материалу по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства речи.
При распределении программного материала по классам, учитывается, внутренняя логика учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Принимаются во внимание и возрастные возможности слепых детей, особенности их познавательной деятельности.
Все стороны языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны между собой, поэтому проводится изучение всех подсистем языка. При этом каждая из них изучается не изолированно, а как составная часть. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между его компонентами.
В начальных классах обучение русскому языку основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для слепых обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.
Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. В программе и учебниках представлены четыре группы правил: 1) обозначение звуков буквами; 2) перенос слов; 3) раздельное написание слов; 4) написание заглавной буквы.
Успешность обучения русскому языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие слепых школьников, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений. Формирование умений поставить познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у обучающихся общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач, тогда ученик будет активен в процессе учебно-познавательной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение русского языка в четвертом классе отводится 103 часов (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у слепых обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у школьников формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному и пользованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка младшие школьники получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для слепых обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение слепыми обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
· осознание роли русского языка как государственного языка РФ, как средства межнационального общения и как инструмента познания окружающей действительности;
· восприятие русского языка как явления национальной культуры;
· использование приобретённых знаний и умений по русскому языку в коммуникативной деятельности (школьной и повседневной жизни);
· понимание русского языка как необходимого средства приобщения к культурным и духовным ценностям русского народа, народов России и мира;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
· сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
· выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
· планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
· планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
· фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам;
· оценивать правильность выполнения заданий, используя шкалу оценивания, предложенные учителем;
· соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
· контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;
· находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
· использовать схемы для выполнения заданий;
· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, схем, таблиц;
· анализировать учебный материал, выделяя отличительные признаки;
· классифицировать и сравнивать объекты по заданным (главным) критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
· проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
· включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
· формулировать ответы на вопросы;
· слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
· высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
· поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
· понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
· готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
· составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
· овладение разными видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание);
· усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: основа слова, корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
· формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
· выявление слов, значение которых требует уточнения, обогащение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
В целом можно определить предметные результаты обучения как компетенции - способности применять личностные свойства, практический опыт, знания и умения для успешной деятельности: общения, обучения, игры, образования.
Информационно-образовательный ресурс
· Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
· Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
· Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.2) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 451 с. – ISBN 978-5-09-047622-5. – с.448.
Календарно – тематический план
№ урока |
Дата |
Раздел. Тема урока. |
Количество часов |
Элементы содержания |
Характеристика видов деятельности |
Требования к уровню подготовки обучающихся, которые формулируются в деятельностной форме (знать, уметь) |
Домашнее задание |
|
План |
факт |
|||||||
1. |
2.09 |
|
Добукварный период. «Прописи» - первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики. |
1 |
Правила поведения на уроке. История становления и развития письменности. Первые учебные принадлежности для письма. Знакомство с ручкой и правилами обращения с ней. |
Формирование умения рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры.
|
Соблюдение правила поведение на уроке и в учебной работе. Принимать учебную задачу урока и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. |
Не задано. |
2. |
4.09 |
|
«Прописи» - первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики. Учебные принадлежности. |
1 |
Не задано. |
|||
3. |
6.09 |
|
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. |
1 |
Правила поведения на уроке, и правила посадки при письме. Работа с прописью. Пальчиковая гимнастика. Названия линий: верхняя и нижняя. Написание овалов. |
Формирование умения рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры. Термины и понятия.
|
Выполняют пальчиковую гимнастику; знают и соблюдают правила посадки при письме; знают и ориентируются в рабочей строке. |
Не задано. |
4. |
9.09 |
|
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Лист по формату прибора. |
1 |
Не задано. |
|||
5. |
11.09 |
|
Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. |
1 |
Обводить рисунок по контуру. Рисование овалов и полуовалов. Знакомство с колодкой шеститочия. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
6. |
13.09 |
|
Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. Колодка шеститочия. |
1 |
Не задано. |
|||
7. |
16.09 |
|
Рисование полуовалов и кругов. Первая точка. Тетрадь для письма по Брайлю. |
1 |
Рисование полуовалов и кругов на бумаге А4. Знакомство с тетрадью для письма по Брайлю. Знакомство с первой точкой. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
8. |
18.09 |
|
Рисование полуовалов и кругов. Третья точки. |
1 |
Рисование полуовалов и кругов. Знакомство с третьей точкой. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
9. |
20.09 |
|
Узнавание и печатанье. Первая и третья точки. |
1 |
Соединение первой и третьей точки. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
10. |
23.09 |
|
Узнавание и печатанье четвертой точки. |
1 |
Знакомство с четвертой точкой |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
11. |
25.09 |
|
Узнавание и печатанье изученных точек. |
1 |
Написание трех точек: первой, третьей и четвертой. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
12. |
27.09 |
|
Узнавание и печатанье 6 точки. |
1 |
Знакомство и написание 6 точки. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
13. |
30.09 |
|
Узнавание и печатанье 2 точки. Комбинации изученных точек. |
1 |
Рисование наклонных и прямых линий с закруглением внизу. Знакомство и написание 2 точки. Соединение пройденных точек. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
14. |
2.10 |
|
Узнавание и печатанье комбинаций изученных точек. |
1 |
Соединение и повторение изученных точек. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
15. |
4.10 |
|
Узнавание и печатанье 5 точки. |
1 |
Знакомство с пятой точкой. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
16. |
7.10 |
|
Узнавание и печатанье точек 2 и 5. |
1 |
Соединение и написание точек 2 и 5. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
17. |
9.10 |
|
Узнавание и печатанье комбинаций изученных точек. |
1 |
Соединение и повторение изученных точек. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
18. |
11.10 |
|
Узнавание и печатанье всех точек щеститочия. |
1 |
Написание всех точек шеститочия. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
19. |
14.10 |
|
Проверочная работа: узнавание и печатанье точек шеститочия. |
1 |
Рисование коротких и длинных линий. Проведение проверочной работы. Написание всех элементов букв и точки шеститочия. |
Рассматривание точек, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
20. |
16.10 |
|
Букварный период. Узнавание и печатанье буквы А.. |
1 |
Звук и буква А, а. Выделение звука [а] и "знакомство" с буквой "а". Слова, которые начинаются со звука [а]. |
Рассматривание буквы , печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [а]; |
Узнавать, называть, уметь печатать изученную букву. Уметь выделять звук в слове. |
Не задано. |
21. |
18.10 |
|
Узнавание и печатанье буквы О. |
1 |
Звук и буква О. Выделение звука [о] и знакомство с буквой "о". Слова, которые начинаются со звука [о]. |
Рассматривание строчной и прописной буквы, анализ. Печатанье строчной и прописной буквы, сравнение. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. |
Не задано. |
22. |
21.10 |
|
Узнавание и печатанье буквы И. |
1 |
Звук и буква И, и. Выделение звука [и] и знакомство с буквой "и". Слова, которые начинаются со звука [и]. |
Рассматривание строчной и прописной буквы, анализ. Печатанье строчной и прописной буквы, сравнение. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
23. |
23.10 |
|
Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функции этих букв в слоге – слиянии. Письмо изученных букв.
|
1 |
Повторение и обобщение изученных звуков: А, О, И. Написание букв с помощью точек шеститочия. |
Рассматривание строчной и прописной буквы, анализ. Печатанье строчной и прописной буквы, сравнение. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву |
Не задано. |
24. |
25.10 |
|
1 |
Не задано. |
||||
25. |
28.10 |
|
Букварный период. Узнавание и печатанье буквы ы. |
1 |
Звук и буква ы. Выделение звука и знакомство с буквой "ы". Слова, начинающиеся на "ы". |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [ы]; |
Знать букву и звук [ы]; уметь выделять звук в слове. |
Не задано. |
26. |
30.10 |
|
Узнавание и печатанье буквы ы. |
1 |
Не задано. |
|||
27. |
8.11 |
|
Узнавание и печатанье буквы У. |
1 |
Звук и буква У, у. Выделение звука и знакомство с буквой "у". Слова, начинающиеся на "у". |
Рассматривание буквы , печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [у]; |
Знать букву и звук [у]; уметь выделять звук в слове. |
Не задано. |
28. |
11.11 |
|
Узнавание и печатанье буквы У. |
1 |
Не задано. |
|||
29. |
13.11 |
|
Узнавание и печатанье буквы Н. |
1 |
Звук и буква Н, н. Выделение звука и знакомство с буквой "н". Слова, начинающиеся на "н". |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [н]; |
Знать букву и звук [н]; уметь выделять звук в слове. |
Не задано. |
30. |
15.11 |
|
Узнавание и печатанье буквы Н. |
1 |
Не задано. |
|||
31. |
18.11 |
|
Узнавание и печатанье буквы С. |
1 |
Звук и буква С, с. Выделение звука и знакомство с буквой С с. Слова, которые начинаются со звука [с]. |
Рассматривание строчной и прописной буквы , анализ , моделирование, печатание. Печатанье буквы. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
32. |
20.11 |
|
Узнавание и печатанье буквы С. |
1 |
Не задано. |
|||
33. |
22.11 |
|
Повторение изученных букв. |
1 |
Повторение изученных букв: Ы, У, Н, С |
Не задано. |
||
34. |
25.11 |
|
Повторение изученных букв. |
1 |
Не задано. |
|||
35. |
27.11 |
|
Узнавание и печатанье буквы К. |
1 |
Звук и буква К, к. Выделение звука и знакомство с буквой К, с. Слова, которые начинаются со звука [к]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [к]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
36. |
29.11 |
|
Узнавание и печатанье буквы К. |
1 |
Не задано. |
|||
37. |
2.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы Т. |
1 |
Звук и буква Т, т. Выделение звука и знакомство с буквой Т, т. Слова, которые начинаются со звука [т]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [т]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
38. |
4.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы Т. |
1 |
Не задано. |
|||
39. |
6.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы Л. |
1 |
Звук и буква Л, л. Выделение звука и знакомство с буквой Л, л. Слова, которые начинаются со звука [л]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [л]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
40. |
9.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы Л. |
1 |
Не задано. |
|||
41. |
11.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы Р. |
1 |
Звук и буква Р, р. Выделение звука и знакомство с буквой Р, р. Слова, которые начинаются со звука [р]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [р]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
42. |
13.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы Р. |
1 |
Не задано. |
|||
43. |
16.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы В. |
1 |
Звук и буква В, в. Выделение звука и знакомство с буквой В, в. Слова, которые начинаются со звука [в]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [в]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
44. |
18.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы В. |
1 |
Не задано. |
|||
45. |
20.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы Е. |
1 |
Звук и буква Е, е. Выделение звука и знакомство с буквой Е, е. Слова, которые начинаются со звука [е]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [е]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
46. |
23.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы Е. |
1 |
Не задано. |
|||
47. |
25.12 |
|
Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
Повторение и обобщение изученных звуков. Написание букв с помощью точек шеститочия. |
Рассматривание строчной и прописной буквы, анализ. Печатанье строчной и прописной буквы, сравнение. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву |
Не задано. |
48. |
27.12 |
|
Узнавание и печатанье буквы П. |
1 |
Звук и буква П, п. Выделение звука и знакомство с буквой П п. Слова, которые начинаются со звука [п]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [п]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
49. |
10.01 |
|
Узнавание и печатанье буквы М. |
1 |
Звук и буква М, м. Выделение звука и знакомство с "м". Слова, начинающиеся со звука [м]. |
Рассматривание буквы , анализ комбинации точек, их печатание. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Узнавать, называть, уметь печатать изученную букву Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь читать написанное. |
Не задано. |
50. |
13.01 |
|
Узнавание и печатанье буквы М. |
1 |
Не задано. |
|||
51. |
15.01 |
|
Узнавание и печатанье буквы З. |
1 |
Звук и буква З, з. Выделение звука и знакомство с "з". Слова, начинающиеся со звука [з]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [з]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
52. |
17.01 |
|
Узнавание и печатанье буквы З. |
1 |
Не задано. |
|||
53. |
20.01 |
|
Узнавание и печатанье буквы Б. |
1 |
Звук и буква Б, б. Выделение звука и знакомство с "б". Слова, начинающиеся со звука [б]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [б]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
54. |
22.01 |
|
Узнавание слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
Написание (печатанье) слов с помощью точек шеститочия, с помощью тетради для письма по Брайлю. |
Написание слов. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Узнавать, называть, уметь печатать слова и предложения. |
Не задано. |
55. |
24.01 |
|
Узнавание слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
Не задано. |
|||
56. |
27.01 |
|
Узнавание и печатанье буквы Д. |
1 |
Звук и буква Д, д. Выделение звука и знакомство с "д". Слова, начинающиеся со звука [д]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [д]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
57. |
29.01 |
|
Узнавание и печатанье буквы Д |
1 |
Не задано. |
|||
58. |
31.01 |
|
Списывание букв и слов. |
1 |
Списывание изученных букв. |
Рассматривание буквы, печатанье. |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. |
Не задано. |
59. |
3.02 |
|
Списывание букв и слов. |
1 |
Не задано. |
|||
60. |
5.02 |
|
Узнавание и печатанье буквы Я. |
1 |
Звук и буква Я, я. Выделение звука и знакомство с "я". Слова, начинающиеся со звука [я]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [я]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
61. |
7.02 |
|
Узнавание и печатанье буквы Я. |
1 |
Не задано. |
|||
62. |
10.02 |
|
Узнавание и печатанье буквы Г. |
1 |
Звук и буква Г, г. Выделение звука и знакомство с "г". Слова, начинающиеся со звука [г]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [г]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
63. |
12.02 |
|
Узнавание текстов с изученными буквами. |
1 |
Написание предложений и текстов точек шеститочия с помощью тетради для письма по Брайлю. |
Написание слов. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Узнавать, называть, уметь печатать слова и предложения. |
Не задано. |
64. |
14.02 |
|
Узнавание и печатанье буквы Ч. |
1 |
Звук и буква Ч, ч. Выделение звука и знакомство с "ч". Слова, начинающиеся со звука [ч]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [ч]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
65. |
17.02 |
|
Узнавание и печатанье буквы ь. |
1 |
Звук и буква ь. Выделение звука и знакомство с "ь". Слова, начинающиеся со звука [ь]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [ь]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
66. |
19.02 |
|
Узнавание и печатанье буквы ь. |
1 |
Не задано. |
|||
67. |
21.02 |
|
Узнавание и печатанье буквы Ш. |
1 |
Звук и буква Ш, ш. Выделение звука и знакомство с "ш". Слова, начинающиеся со звука [ш]. |
Рассматривание буквы , анализ , моделирование. Печатанье строчной и прописной буквы, сравнение. |
Узнавать, называть печатать букву. |
Не задано. |
68. |
24.02 |
|
Узнавание и печатанье буквы Ж. |
1 |
Звук и буква Ж, ж. Выделение звука и знакомство с "ж". Слова, начинающиеся со звука [ж]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [ж]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
69. |
26.02 |
|
Узнавание и печатанье буквы Ё. |
1 |
Звук и буква Ё, ё. Выделение звука и знакомство с "ё". Слова, начинающиеся со звука [ё]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [ё]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
70. |
28.02 |
|
Узнавание и печатанье буквы Й. |
1 |
Звук и буква Й, й. Выделение звука и знакомство с "й". Слова, начинающиеся со звука [й]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [й]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
71. |
2.03 |
|
Узнавание и печатанье буквы Х. |
1 |
Звук и буква Х, х. Выделение звука и знакомство с "х". Слова, начинающиеся со звука [х]. |
Рассматривание строчной и прописной буквы , анализ , моделирование, печатание. Печатанье строчной и прописной буквы, сравнение. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. |
Не задано. |
72. |
4.03 |
|
Узнавание и печатанье буквы Ю. |
1 |
Звук и буква Ю, ю. Выделение звука и знакомство с "ю". Слова, начинающиеся со звука [ю]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [ю]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
73. |
6.03 |
|
Узнавание и печатанье буквы Ц. |
1 |
Звук и буква Ц, ц. Выделение звука и знакомство с "ц". Слова, начинающиеся со звука [ц]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [ц]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
74. |
9.03 |
|
Узнавание и печатанье буквы Э. |
1 |
Звук и буква Э, э. Выделение звука и знакомство с "э". Слова, начинающиеся со звука [э]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [э]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
75. |
11.03 |
|
Узнавание и печатанье буквы Ф. |
1 |
Звук и буква Ф, ф. Выделение звука и знакомство с "ф". Слова, начинающиеся со звука [ф]. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [ф]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
76. |
13.03 |
|
Узнавание и печатанье букв ь, ъ. Повторение изученных букв. |
1 |
Звук и буква ь и ъ. Выделение звука и знакомство с "ь" и «ъ». Слова, начинающиеся со звука [ь] и [ъ] |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. Познакомить с буквой и звуком [ь] и [ъ]; |
Узнавать, называть, уметь печатать строчную и прописную букву. Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
77. |
16.03 |
|
Русский алфавит. Повторение изученного. |
1 |
Повторение изученных материалов. |
Не задано. |
||
78. |
18.03 |
|
Послебуквенный период. Повторение изученного в букварный период. |
1 |
Повторение и написание изученных букв. Написать в тетради для письма по Брайлю, письмо слов, предложений о Родине. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Уметь печатать букву по образцу, по заданию. Уметь печатать рукописный вариант печатной буквы. |
Не задано. |
79. |
20.03 |
|
Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине. |
1 |
Не задано. |
|||
80. |
1.04 |
|
Повторение пройденного материала орфографическое оформление границ предложений, ь как показатель мягкости. |
1 |
Повторение пройденного материала. Объяснение оформления границ предложений. Объяснение: Ь как показатель мягкости. |
Рассматривание буквы, печатанье. Сравнение рукописного варианта букв с печатным аналогом. |
Умение орфографически оформлять границы предложений, Ь как показатель мягкости. |
Не задано. |
81. |
3.04 |
|
1 |
Не задано. |
||||
82. |
6.04 |
|
Повторение изученного материала: парные звонкие и глухие согласные. |
1 |
Повторение изученного материала. Сказка «Парные непарные» Объяснение понятий «звонкие», «глухие», «парные звонкие», «парные согласные». |
создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развития фонематического слуха, |
умения соотносить произношение и написание слов; способствовать воспитанию культуры учебного труда. |
Не задано. |
83. |
8.04 |
|
Повторение изученного материала. |
1 |
Не задано. |
|||
84. |
10.04 |
|
Повторение тем «Слог», «Ударение». |
1 |
Повторение пройденных тем «Слог», «Ударение». Повторное объяснение понятий: ударение, слог. |
Продолжить формировать представления об ударении, и о слоге. познакомить с орфографическим словарем русского языка 1. |
2. научить правильному произношению слов; 3. развивать умение находить в слове ударный слог 4. воспитывать интерес к предмету. |
Не задано. |
85. |
13.04 |
|
Повторение тем «Слог», «Ударение». |
1 |
Не задано. |
|||
86. |
15.04 |
|
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Правила переноса слов. |
1 |
Повторение изученного материала. Деление слов на слоги. Объяснение правил переноса слов. |
Формирование представления о слогах, делении слог и перенос слов. |
5. научить правильному произношению слов; 6. развивать умение находить в слове ударный слог 7. воспитывать интерес к предмету. |
Не задано. |
87. |
17.04 |
|
Слова, называющие предметы. |
1 |
Беседа: На какие вопросы отвечают слов предметов и явлений? (кто? Что?) - На какие вопросы отвечают слов признаков? (какой? Какая? Какое? Какие?) - На какие вопросы отвечают слов действий? (что делает? Что делают?) |
способствовать овладению умением различать слова называющие предмет, признак предмета, действие предмета; - организовать работу по формированию познавательного интереса к русскому языку; |
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Не задано. |
88. |
20.04 |
|
Слова, называющие действие предмета. |
1 |
Не задано. |
|||
89. |
22.04 |
|
Распознавание слов – названий предметов, слов – названий признаков, слов – названий действий. |
1 |
Не задано. |
|||
90. |
24.04 |
|
Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какие?», «какое?». |
1 |
Не задано. |
|||
91. |
27.04 |
|
Комплексное повторение. |
1 |
Повторение пройденных тем.
|
Закрепление пройденных тем. организовать работу по формированию познавательного интереса к русскому языку; |
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Не задано. |
92. |
29.04 |
|
Повторение двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. |
1 |
Объяснение букв Е, Ё, Ю, Я имеют особенность. могут обозначать то два звука, то один с предшествующей мягкостью согласного звука; |
- сформировать умение “ видеть” в словах двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я; - способствовать становлению нравственных качеств у учащихся на уроке, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.
|
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Не задано. |
93. |
1.05 |
|
Повторение сведений о звукописи в стихотворениях. |
1 |
Повторение сведений о звукописи в стихотворениях. |
Закрепление пройденных тем. организовать работу по формированию познавательного интереса к русскому языку; |
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Не задано. |
94. |
4.05 |
|
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
1 |
Повторение понятий «звонкие», «глухие» согласные. Написание слов, в конце которых стоит звонкие и глухие согласные. |
формировать умения проверять написание парных согласных на конце слова; учить находить способы проверки правописания парных согласных на конце слова; учить различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные и обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание. |
Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова; стремление к аккуратному, красивому письму.
|
Не задано. |
95. |
6.05 |
|
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
1 |
Не задано. |
|||
96. |
8.05 |
|
Основа предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. |
1 |
· дать представление о главных членах предложения - подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов); · упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения. |
знакомство с понятием о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения |
· Уметь отличать главные члены предложения от второстепенных; · большинство учащихся смогут находить главные и второстепенные члены предложения; · некоторые учащиеся смогут выполнять синтаксический разбор предложения.
|
Не задано. |
97. |
11.05 |
|
Основа предложения. |
1 |
Не задано. |
|||
98. |
13.05 |
|
Контрольное списывание. Списывание. |
1 |
Списывание слов, предложений, текст |
Формировать умение списывать слова, предложения. |
Знать буквы. Уметь писать слова в алфавитном порядке. |
Не задано. |
99. |
15.05 |
|
Повторение изученного материала. Списывание. |
1 |
Не задано. |
|||
100. |
18.05 |
|
Итоговая контрольная работа. |
1 |
Повторить все буквы. Закрепление знаний в разделе «Послебукварный период» |
Закрепление пройденных тем. организовать работу по формированию познавательного интереса к русскому языку; |
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Не задано. |
101. |
20.05 |
|
Алфавитный порядок слов |
1 |
Чистописание. Работа по карточкам. На карточках записаны слова — названия игрушек. Необходимо поставить их в алфавитном порядке.) |
Формировать умение располагать слова в алфавитном порядке, работать с орфографическим словарем; развивать речь, логическое мышление, внимание. |
умение добывать информацию из справочных книг; работать со словарем; классифицировать слова. |
Не задано. |
102. |
22.05 |
|
Алфавитный порядок слов |
1 |
Не задано. |
|||
103. |
25.05 |
|
Обобщающий урок |
1 |
Повторение пройденных тем. |
Умение выражать свои мысли. Знать все пройденные темы |
Не задано. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.