РАБОЧАЯ ПРОГРАММА клуба «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 1 класс

  • docx
  • 21.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Праздники, традиции.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Начальная общеобразовательная школа №13"

 

                                                                                                                                                          

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»

_____________ Е.Ю. Дорофеева

приказ от                 2020 г. №

 

        

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

клуба «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

(внеурочная деятельность)

1 «А» класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Составитель:

                                                                    Лагуткина Лариса Валерьевна

                                                                учитель начальных классов

                                                                                     высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Реммаш

 

на 2020-2021 учебный год

 

1.      Пояснительная записка

  

              Данная рабочая программа предназначена для реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности клуба «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  в 1 классе.

Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана  на основе:

·                    Основной образовательной программы начального общего образования   МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»;

·                    Учебного плана на 2020-2021 учебный год МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»;

·                    авторской рабочей программы  Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России». (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2014.

 Планирую реализовать авторскую программу в полном объёме без изменений.

 

 Цель -  «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.), «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные с учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

 

Основными задачами данного курса можно назвать:

 

·                    ознакомление обучающихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;

·                    -обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;

·                    изучение отечественной культуры во всем ее многообразии.

·                    создание полноценной нравственно-эстетической среды общения.

·                    развитие творческого креативного мышления.

·                    увеличение диапазона выбора творческой деятельности.

·                    формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой культуре.

·                    создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.

·                    изучение названного курса, как посыл для активизации познавательной деятельности.

·                     формирование активной жизненной и гражданской позиции;

·                     воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.

·                    формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;

·                     развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;

·                     формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.

 

 

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Праздники, традиции и ремесла России» отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

 

Формы проведения

 

Беседы, КВН, круглый стол, экскурсии, дискуссии, игры, викторины.

 

 

 

2.      Содержание курса

 

п/п

Раздел

Количество часов

1

Старинный русский быт.

9

2

Новый русский быт.

6

3

Русские народные праздники

8

4

Русские народные промыслы.

4

5

Русские народные игры.   

                      2

6

Песни для детей

2

7

Народные танцы

2

        Итого

 33


 

3.      Планируемые результаты изучения курса

 

Личностные результаты:

 

 - формирование этических чувств на основе знакомства с культурой русского народа,    уважительное отношение к культуре других народов;

 - умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

 - умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах    уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

 - умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 - умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

 

 

 

 

Метапредметные результаты:

 

-  приобретение обучающимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

 - формирование знаний о русских народных праздниках и праздников народов, населяющих Россию;

 - формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы;

 - приобретение знаний об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

 - умение самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.      Календарно-тематическое планирование

п/п

 

Тема занятия

 

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемая дата

прохождения

Скорректированная дата

прохождения

Старинный русский быт ( 9 ч)

1

Функциональный характер одежды в старину - удобство и свобода в движении

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу;

- участвовать в диалоге на занятиях;

- приводить свои примеры;

-принимать участие в беседах,

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других;

- расширять знания об истории и традициях своего народа;

- познакомиться с функциональным характером одежды в старину;

- развивать познавательную активность

03.09

 

2

Одежда крестьян

- знать предназначение одежды  в старину;

- познакомиться с особенностями крестьянской одежды;

- планировать работу на занятии отвечать на простые вопросы учителя,

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, 

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

10.09

 

3

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба)

-  познакомиться с особенностями русской избы;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя,

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

17.09

4

Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня)

- познакомиться с особенностями хозяйского двора;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах,

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

24.09

5

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

- познакомиться с крестьянской утварью и мебелью, сделанной своими руками;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя,

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах,

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

01.10

6

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий».

- знать значение хлеба - главного продукта питания;

- оценить достоинства традиционной русской кухни;

- планировать работу на занятии.

- отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу,

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах,

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре,

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

08.10

 

7

Игры и забавы детей

- познакомиться с летними и зимними забавами детей;

- разучить несколько игр (горелки, жмурки, прятки, лапта);

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, играх;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

15.10

8

Учёба: обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек)

- сравнить учебу детей в старину с современной школой;

- планировать работу на занятии.

отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу,

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

22.10

 

9

Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)

- знать учебные предметы в старину;

- сравнить учебные предметы в старину с современными;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

05.11

 

Новый русский быт (со времен Петра I) (6 ч)

10

«Заморское» (европейское) платье. Принудительное бритьё бород.

- сравнивать старинную одежду и новую, введенную указами Петра I, проанализировать их отличия

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

12.11

 

11

Петровские ассамблеи.

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

19.11

 

12

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

- познакомиться с изысканной красотой парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция)

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

26.11

13

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет.

- познакомиться с атмосферой дворянского дома;

- разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез);

- планировать работу на занятии.

отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

03.12

14

Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства.

- познакомиться с особой ролью литературно-музыкальных салонов;

-.прочитать стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

10.12

 

15

Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры.

- проанализировать быт дворянской семьи;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

17.12

 

Русские народные праздники (8 ч)

16

Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

- разучить некоторые колядки, новогодние и рождественские стихи;

- планировать работу на занятии.

отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

24.12

 

17

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём.

- познакомиться с праздниками восточных славян, связанных с земледелием и народным календарем;;

- планировать работу на занятии.

отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

14.01

 

18

Масленица — весенний праздник проводов зимы.

- воспринять традиции масленичных игр;

- разучить песни и игры;

- научиться печь блины;

- планировать работу на занятии

. отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

21.01

 

19

 Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

- познакомиться с блюдами на Масленицу;

- научиться  красить пасхальные яйца;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

28.01

 

20

Лето красное. Егорьев день.

- познакомиться с традициями проведения праздника Егорьев день (6 мая);

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

04.02

21

Лето красное. День Святой Троицы.

- познакомиться с традициями проведения праздника Троица;

- разучить песни о завивании березки, хороводы;

- разучить песни и игры;

- планировать работу на занятии.

отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

11.02

 

22

Осень золотая. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

- познакомиться с Медовым, Яблочным, Ореховым Спасами;

- сравнивать Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

- нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;

- планировать работу на занятии отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

18.02

23

 Христианские легенды о Спасах

- познакомиться с христианскими легендами о Спасах (Спас на воде, Преображение, день Нерукотворного образа);

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

25.02

Русские народные промыслы (4 ч)

24

Керамика Гжели

- нарисовать несколько гжельских орнаментов;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

03.03

 

25

Хохлома

- раскрасить узоры хохломских ложек;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

10.03

26

Жостово

- раскрасить узоры жостовских подносов;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

17.03

 

27

Вятская игрушка

- изготовить из глины или пластилина несколько видов игрушки;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

07.04

 

Русские народные игры (2 ч)

28

Роль игры в жизни детей

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

- разучить несколько ирг (прятки, гуси-лебеди).

14.04

29

Игры для мальчиков и для девочек.

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

- разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, лапта)

21.04

Песни для детей  (2 ч)

30

Колыбельные песни

- разучит несколько колыбельных песен;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

28.04

31

Потешки

- разучить несколько потешек;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

- сравнить учёбу детей в старину с современной школой;

05.05

 

Народные танцы (2 ч)

32

Хороводы, игры-хороводы

- разучить хороводы, игры-хороводы;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

12.05

 

33

Пляски парные. Переплясы.

- познакомиться с видами пляски;

- разучит пляски «Заинька», «Метелица»;

- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию.

- участвовать в диалоге на занятиях.

- приводить свои примеры.

-принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- слушать и понимать речь других.

- работать в паре, в группе.

- расширять знания об истории и традициях своего народа.

        19.05

 


1 СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

МБОУ «Начальная

общеобразовательная школа № 13»

протокол    от                  2020 г. № 1

 

2 СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Начальная

общеобразовательная школа № 13»

_______________ Н.Ю.Маркина

«___»_____________ 2020 г.