Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Начальная общеобразовательная школа №13"
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13» _____________ Е.Ю. Дорофеева приказ от 2020 г. № |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
клуба «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
(внеурочная деятельность)
1 «А» класс
Составитель:
Лагуткина Лариса Валерьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
п. Реммаш
на 2020-2021 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности клуба «Праздники, традиции и ремёсла народов России» в 1 классе.
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
· Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»;
· Учебного плана на 2020-2021 учебный год МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»;
· авторской рабочей программы Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России». (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2014.
Планирую реализовать авторскую программу в полном объёме без изменений.
Цель - «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.), «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные с учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
Основными задачами данного курса можно назвать:
· ознакомление обучающихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;
· -обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;
· изучение отечественной культуры во всем ее многообразии.
· создание полноценной нравственно-эстетической среды общения.
· развитие творческого креативного мышления.
· увеличение диапазона выбора творческой деятельности.
· формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой культуре.
· создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.
· изучение названного курса, как посыл для активизации познавательной деятельности.
· формирование активной жизненной и гражданской позиции;
· воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.
· формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
· развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
· формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Праздники, традиции и ремесла России» отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Формы проведения
Беседы, КВН, круглый стол, экскурсии, дискуссии, игры, викторины.
2. Содержание курса
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Старинный русский быт. |
9 |
2 |
Новый русский быт. |
6 |
3 |
Русские народные праздники |
8 |
4 |
Русские народные промыслы. |
4 |
5 |
Русские народные игры. |
2 |
6 |
Песни для детей |
2 |
7 |
Народные танцы |
2 |
Итого |
33 |
3. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
- формирование этических чувств на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
- приобретение обучающимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование знаний о русских народных праздниках и праздников народов, населяющих Россию;
- формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы;
- приобретение знаний об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- умение самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Характеристика деятельности обучающихся |
Планируемая дата прохождения |
Скорректированная дата прохождения |
Старинный русский быт ( 9 ч) |
||||
1 |
Функциональный характер одежды в старину - удобство и свобода в движении |
- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу; - участвовать в диалоге на занятиях; - приводить свои примеры; -принимать участие в беседах, - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других; - расширять знания об истории и традициях своего народа; - познакомиться с функциональным характером одежды в старину; - развивать познавательную активность |
03.09 |
|
2 |
Одежда крестьян |
- знать предназначение одежды в старину; - познакомиться с особенностями крестьянской одежды; - планировать работу на занятии отвечать на простые вопросы учителя, - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
10.09 |
|
3 |
Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба) |
- познакомиться с особенностями русской избы; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
17.09 |
|
4 |
Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня) |
- познакомиться с особенностями хозяйского двора; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
24.09 |
|
5 |
Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. |
- познакомиться с крестьянской утварью и мебелью, сделанной своими руками; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
01.10 |
|
6 |
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». |
- знать значение хлеба - главного продукта питания; - оценить достоинства традиционной русской кухни; - планировать работу на занятии. - отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
08.10 |
|
7 |
Игры и забавы детей |
- познакомиться с летними и зимними забавами детей; - разучить несколько игр (горелки, жмурки, прятки, лапта); - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, играх; - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
15.10 |
|
8 |
Учёба: обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек) |
- сравнить учебу детей в старину с современной школой; - планировать работу на занятии. отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
22.10 |
|
9 |
Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция) |
- знать учебные предметы в старину; - сравнить учебные предметы в старину с современными; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
05.11 |
|
Новый русский быт (со времен Петра I) (6 ч) |
||||
10 |
«Заморское» (европейское) платье. Принудительное бритьё бород. |
- сравнивать старинную одежду и новую, введенную указами Петра I, проанализировать их отличия - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
12.11 |
|
11 |
Петровские ассамблеи. |
- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
19.11 |
|
12 |
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. |
- познакомиться с изысканной красотой парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция) - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
26.11 |
|
13 |
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. |
- познакомиться с атмосферой дворянского дома; - разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез); - планировать работу на занятии. отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
03.12 |
|
14 |
Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. |
- познакомиться с особой ролью литературно-музыкальных салонов; -.прочитать стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
10.12 |
|
15 |
Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. |
- проанализировать быт дворянской семьи; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
17.12 |
|
Русские народные праздники (8 ч) |
||||
16 |
Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. |
- разучить некоторые колядки, новогодние и рождественские стихи; - планировать работу на занятии. отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
24.12 |
|
17 |
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. |
- познакомиться с праздниками восточных славян, связанных с земледелием и народным календарем;; - планировать работу на занятии. отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
14.01 |
|
18 |
Масленица — весенний праздник проводов зимы. |
- воспринять традиции масленичных игр; - разучить песни и игры; - научиться печь блины; - планировать работу на занятии . отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
21.01 |
|
19 |
Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. |
- познакомиться с блюдами на Масленицу; - научиться красить пасхальные яйца; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
28.01 |
|
20 |
Лето красное. Егорьев день. |
- познакомиться с традициями проведения праздника Егорьев день (6 мая); - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
04.02 |
|
21 |
Лето красное. День Святой Троицы. |
- познакомиться с традициями проведения праздника Троица; - разучить песни о завивании березки, хороводы; - разучить песни и игры; - планировать работу на занятии. отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. |
11.02 |
|
22 |
Осень золотая. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый |
- познакомиться с Медовым, Яблочным, Ореховым Спасами; - сравнивать Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; - нарисовать картинку на тему осенней ярмарки; - планировать работу на занятии отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. |
18.02 |
|
23 |
Христианские легенды о Спасах |
- познакомиться с христианскими легендами о Спасах (Спас на воде, Преображение, день Нерукотворного образа); - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
25.02 |
|
Русские народные промыслы (4 ч) |
||||
24 |
Керамика Гжели |
- нарисовать несколько гжельских орнаментов; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
03.03 |
|
25 |
Хохлома |
- раскрасить узоры хохломских ложек; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
10.03 |
|
26 |
Жостово |
- раскрасить узоры жостовских подносов; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
17.03 |
|
27 |
Вятская игрушка |
- изготовить из глины или пластилина несколько видов игрушки; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
07.04 |
|
Русские народные игры (2 ч) |
||||
28 |
Роль игры в жизни детей |
- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. - разучить несколько ирг (прятки, гуси-лебеди). |
14.04 |
|
29 |
Игры для мальчиков и для девочек. |
- планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. - разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, лапта) |
21.04 |
|
Песни для детей (2 ч) |
||||
30 |
Колыбельные песни |
- разучит несколько колыбельных песен; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
28.04 |
|
31 |
Потешки |
- разучить несколько потешек; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. - сравнить учёбу детей в старину с современной школой; |
05.05 |
|
Народные танцы (2 ч) |
||||
32 |
Хороводы, игры-хороводы |
- разучить хороводы, игры-хороводы; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
12.05 |
|
33 |
Пляски парные. Переплясы. |
- познакомиться с видами пляски; - разучит пляски «Заинька», «Метелица»; - планировать работу на занятии, отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию. - участвовать в диалоге на занятиях. - приводить свои примеры. -принимать участие в беседах, викторинах, конкурсах - соблюдать простейшие нормы речевого этикета; - слушать и понимать речь других. - работать в паре, в группе. - расширять знания об истории и традициях своего народа. |
19.05 |
|
1 СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13» протокол от 2020 г. № 1
|
2 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13» _______________ Н.Ю.Маркина «___»_____________ 2020 г. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.